Платная доработка на тему Особенности режиссуры народного праздника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы исследования особенностей режиссуры народных праздников 5
2. Особенности режиссуры народного праздника на практике 12
Заключение 18
Список источников и литературы 20
Приложение 1 22
Приложение 2 28
Введение:
Актуальность данной работы обусловлена тем, что режиссерское творчество всегда начинается с формирования замысла будущего массовых мероприятий, которая объединяет все компоненты и эпизоды сложного многопланового синтетического произведения искусства, каким является спектакль. Люди всегда стремились к празднику, с течением времени эти праздники модифицировались в зависимости от социально-исторических условий. Некоторые праздники остались в людской памяти как народные, другие – пришли им на смену.
Замысел такого праздника должен содержать в себе гражданское, идейное толкование драматургического произведения, пока нереализованное в конкретных формах. Режиссер не должен быть лишь иллюстратором массовых мероприятий, он создаёт произведение искусства, являясь его творцом.
Он раскрывает идейно-художественное содержание массовых мероприятий, индивидуальные особенности драматурга, его художественную манеру сквозь призму собственного художественного видения данного представления.
В раскрытии художественно-творческих особенностей массовых мероприятий, решающую роль играет личность режиссера, его мировоззрение, его нравственные принципы, знание жизни, воображение и фантазия. Драматургическое искусство воздействует на зрителей художественным образом, доказывает или опровергает определенные идеи массовых мероприятий не декларациями, а образными средствами.
Ведущая роль в создании художественного образа принадлежит режиссеру, именно он является автором массовых мероприятий, отбирает, синтезирует и объединяет творчество всех в единое целое. Следовательно, художественный образ массовых мероприятий определяется режиссерским замыслом, в котором ведущее место занимает иллюстрирование. В связи с этим возрастает актуальность данной работы. Нами была сформулирована тема работы: «Особенности режиссуры народного праздника».
Целью данной работы является анализ особенностей режиссуры народного праздника.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать сущность народных праздников.
2. Проанализировать виды народных праздников.
3. Определить квалификацию народных праздников.
4. Выявить сценарно-режиссерские особенности подготовки празднования Масленицы.
4. Разработать сценарий проведения Масленицы.
Объектом настоящей работы является режиссура. В качестве предмета исследования выступает совокупность современных тенденций режиссуры театрализованных представлений и праздников.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, абстрагирования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной курсовой работы могут быть использованы в деятельности учреждений культуры, образовательном процессе студентов социально–культурной деятельности, при написании сценариев и рефератов.
Данная работа структурирована на введение, два раздела, заключение, список источников и литературы, два приложения.
Заключение:
Замысел должен в себе содержать идейное толкование массовых мероприятий, пока ещё не реализованное в конкретных сценических формах (не в мизансценах, декорациях, освещении и с фонограммами, а в отвлечённых пока образах) – «Режиссёр уже знает «что», ещё не зная «как».
То есть на данном этапе работы режиссёрское видение массовых мероприятий фокусируется в некое целое, в «зерно». Когда замысел возник, режиссёр может приступать к репетициям с актёрами.
В процессе дальнейшей работы замысел будет созревать и конкретизироваться до тех пор, пока у режиссёра в совместной с актёрами работе не появятся точные видения решения спектакля уже в сценических формах (мизансцены, декорации, освещение, фонограммы, и т.д.).
Тогда настанет заключительный этап работы – этап реализации режиссёрского замысла, завершающийся премьерой.
В число компонентов замысла массовых мероприятий можно отнести ее идейное истолкование, характеристику персонажей, определение особенностей жанра и стилистики, решение массовых мероприятий во времени и пространстве.
На основе жеста (движения тела) построены и балет, и пантомима, и пластический театр. Да и драма и опера, как пространственные искусства, в которых участвуют актеры, тоже не могут обойтись без жеста.
Даже в музыкальном исполнительском искусстве движения артиста оказывают воздействие на зрительское восприятие: не зря музыканты находятся на виду у зрителей и наиболее престижные места в концертных залах те, с которых зрителю хорошо видно, как музыкант играет.
Однако и сами жесты, и их предназначение, и способ их прочтения и расшифровки зрителем неодинаковы. Общим для всех этих видов искусства является то, что жест несет в себе информацию, тем или иным способом коррелированную с повествовательной канвой произведения.
Независимо то того, произносит актер слова или нет, жест раскрывает тайну, выдает сокровенные мысли.
Теория и практика сценарно-режиссёрской деятельности по организации и проведению празднично-обрядовых действ показывает, что найти путь к сердцу и разуму человека режиссёрам театрализованного представления и праздника непросто. Народное действо как художественно-педагогическое явление требует к себе серьёзного отношения. Таким образом, драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа процесс сложный и трудоемкий.
При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона, в котором будет проходить данное действо и др. Заложенные в народном празднике высокая духовность и нравственность, выступает гарантами уважения к традициям, доброжелательных отношений между окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Языческое наследие и высокая культура нашей страны — два источника, обеспечившие развитие славянского мира.
Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы. Воспитательная роль народного праздника, прежде всего — в сохранении фольклорных традиций народа, проявляя их, через воздействие на каждую личность будь это ребенок, подросток или взрослый человек.
Таким образом, народное празднество активно влияет на весь уклад жизни и общества. Следование канонам традиционной культуры развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации. Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации остается народный праздник, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы исследования особенностей режиссуры народных праздников
Само слово «праздник» произошло от древнеславянского «праздь», то есть «безделье, ничегонеделанье, отдых». На первый взгляд, праздничные дни не приносят особенной пользы , кроме хорошего, веселого отдыха, однако, значение их преуменьшать не следует. Каждая праздничная дата имеет свой смысл, несет свое предназначение, и календарь праздников, будто бы, соединяет прошлое и настоящее. Именно в праздники особенно ярко выделяются традиции, вырисовываются обычаи, именно удается отразить всю красоту и вековую мудрость своих предков, силу, характер, талантливое творческое начало, уважение и преклонение перед верованиями и достижениями дедов, почитание природы и ее явлениям. К праздникам готовились заранее. Задолго до наступления красной даты шили нарядные одежды, украшали их, затем, готовили и учили молодых девушек готовить праздничные блюда. Кстати, к каждому празднику необходимо было свое, праздничное кушанье. Иные блюда готовились не один день.
Для праздничных гуляний сочиняли песни, придумывались танцы. Девушки и молодые люди должны были не только в труде показывать свое мастерство, но и в танце, в песни. Люди общались, веселились, передавая из уст в уста напевки, игры, приговоры, небольшие сценки, хороводы, образуя тем самым мощный пласт народной культуры.
Многие праздники и сейчас прекрасно помнят и отмечают.
В народном празднике исключены элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен по желанию организаторов, он, как правило, подчинен календарному ритму жизни либо проводится тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, иными словами, когда назрела определённая праздничная ситуация. Культура народного праздника способствует воспитанию как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного.
Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами. В старину не было деления на артистов и публику, каждый участник был задействован. Не одобрялось состояние пассивности. Праздник являлся социальным механизмом укрепления национальной сплоченности.
Существуют два основных вида обрядов: календарно-земледельческого круга, социальные или семейно-бытовые. Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они делили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.
Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни.
Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.
Святки – зимний праздник, длящийся две недели от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).
В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами. Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения — тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.
Художественные элементы зимних святок:
а) музыкальные элементы праздника — народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, щедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стихи;
б) танцевальные элементы праздника — святочные игровые хороводы, круговые пляски и др;
в) изобразительные элементы праздника — изготовление «вифлеемских звезд», вертепов, масок («личин») ряженых, чучел и пугал;
г) театрально-игровые элементы праздника — традиционный обход дворов колядовщиками со «звездой» как имитация шествия волхвов, отраженного в библейском предании; сценки ряженых, элементы театрализации в традиционных святочных играх: постановка народных драм, вертепные представления.
Воистину народным праздником на Руси считается Масленица.
Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Праздник длится целую неделю и традиционно связан с проводами зимы и встречей весны.
Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту.
В понедельник – встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями. Во вторник – заигрыши. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях. Среду называли лакомкой. В домах накрывались столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв.В четверг – разгуляй. В этот день было больше всего развлечений.
Устраивали конские бега, кулачные бои. К этому дню строили снежные крепости. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.