Платная доработка на тему Особенности решения сложных ситуаций педагогического взаимодействия у учителей с разным уровнем самоактуализации личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ШКОЛЕ.. 9
1.1. Специфика педагогического взаимодействия учителя с
другими субъектами образовательного процесса. 9
1.2. Психологические основы исследования сложных ситуаций
педагогического взаимодействия. 14
1.3. Роль самоактуализации личности учителя в профилактике
и решении сложных ситуаций педагогического взаимодействия. 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.. 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У УЧИТЕЛЕЙ
С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.. 34
2.1. Программа и организация исследования. 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 65
Введение:
Школа – важное звено в жизни
каждого ребенка. Это место, где он начинает проявлять свою самостоятельность, способности,
умения.
Школа – место, в котором ежедневно
встречаются сотни людей, как детей, так и взрослых. Общение – одно из условий полноценной
жизни каждого человека. Во время такого общения возникают недоразумения, ведь каждый
человек уникален, имеет свои желания, свои интересы, особенности и поэтому, когда
сталкиваются противоположности, как следствие возникают различные сложные ситуации,
требующие адекватного решения.
Одна из важнейших задач, которая
должна быть решена учителем в его профессиональной деятельности, является предупреждение
и решение сложных педагогических ситуаций, неотменно сопровождающих взаимодействие
субъектов в образовательном процессе. При этом стоит отметить, что основные формы
реализации учебно-воспитательного процесса – это педагогическое общение и педагогическое
взаимодействие. В условиях современной школы педагогическое общение, как правило,
не всегда протекает так, как запланировано, поскольку субъекты взаимодействия имеют
разные цели, мотивы, потребности, ожидания, жизненный опыт, способы интерпретации
событий, уровень самоактуализации личности, уровень эмоциональности и пр. возникающие
противоречия во взаимодействии между субъектами образовательного процесса могут
либо быстро решаться, либо приобретать антагонистический характер, сказывающийся
на формировании у учащихся негативного отношения к учебе в целом и к конкретному
предмету, учителю, школе и т.д.
Актуальность темы исследования обусловлена
тем, что сложные педагогические ситуации во взаимодействии между субъектами образовательного
процесса являются довольно конфликтогенными, так как в них непременно происходит
воздействие на личность ученика, которая является нестабильной, такой, которая интенсивно
развивается. Новые переживания и предпочтения, приобретение жизненного опыта, появление
специфических интересов – все это может способствовать обострению взаимоотношений
в педагогическом процессе.
Общие особенности межличностного
взаимодействия и конфликтов нашли свое научное обоснование в трудах В.В. Кудрявцева,
Б.Д. Парыгина, Н.Н. Обозова и многие другие. Природа внутренне
личностных конфликтов раскрыта в трудах Ф.Ю. Василюка, А.А. Донченко, Т.М. Титаренко
и др. Современные ученые интересуются особенностями течения, причинами возникновения,
способами предупреждения и разрешения сложных ситуаций и конфликтов и тому подобное.
В отечественной педагогике, социальной психологии актуальное значение приобретают
исследования различных видов конфликтов (А.Я. Анцупов, А. М. Бандурка, Ф. Бородин,
И. Ващенко, Н.В. Гришина, А.А. Донченко, Н.М. Коряк, Г.В. Ложкин, Л.А. Петровская,
М.И. Пиренн, Н.И. Повякель, А.И. Шипилов). Значительное количество исследований
посвящено изучению конфликтов в педагогическом процессе. Так, М.М. Рыбакова исследовала
основные виды педагогических ситуаций и конфликтов, Н.В. Самоукина проследила особенности
позиций субъектов педагогического процесса, С.Д. Максименко и Д.Д. Щербань изучали
готовность молодых педагогов к конфликтному взаимодействию.
Этим и обусловлена актуальность
темы данного исследования, а также недостаточной разработанностью вопроса исследования
особенностей решения сложных ситуаций педагогического взаимодействия у учителей
с разным уровнем самоактуализации личности.
Объект исследования –
педагогическое взаимодействие субъектов школьного образовательного процесса.
Предмет исследования –
психологические особенности решения сложных ситуаций педагогического взаимодействия
у учителей с разным уровнем самоактуализации личности.
Цель исследования –
выявить особенности решения сложных ситуаций педагогического взаимодействия у учителей
с разным уровнем самоактуализации личности.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический
анализ психологической проблемы взаимодействия, в том числе, конфликтного, субъектов
школьного образовательного процесса.
2. Рассмотреть сущность самоактуализации
личности педагога и ее роль в решении сложных ситуаций педагогического общения.
3. Охарактеризовать сложные
педагогические ситуации и конфликты во взаимодействии учителей, способы их решения.
4. Провести эмпирическое исследование
особенностей решения сложных ситуаций педагогического взаимодействия у учителей
с разным уровнем самоактуализации личности.
Основная
гипотеза исследования:
у учителей с разным уровнем самоактуализации личности существуют особенности решения
сложных ситуаций педагогического взаимодействия, связанные с выбором стратегий поведения
в конфликте и уровнем эмоционального выгорания.
Частная
гипотеза 1: учителя
с высоким уровнем самоактуализации склонны к сотрудничеству и обладают низким уровнем
эмоционального выгорания.
Частная
гипотеза 2: учителя
со средним уровнем самоактуализации предпочитают стратегии приспособления, компромисса
или избегания и, как правило, обладают невысоким уровнем эмоционального выгорания.
Частная
гипотеза 3: учителя
с низким уровнем самоактуализации предпочитают стратегию конфронтации и, как правило,
обладают высоким уровнем эмоционального выгорания. Новизна исследования состоит
в том, что в нем рассмотрены и определены особенности решения сложных ситуаций педагогического
взаимодействия у учителей с разным уровнем самоактуализации личности.
Методологическая основа исследования представлена
трудами таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Ф.Е. Василюк, И.А. Ильин, Р.С. Немов,
А.А. Реан, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.
Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования; синтез и обобщение; констатирующий эксперимент;
количественный и качественный анализ данных.
Выборка испытуемых:
50 учителей в возрасте 30-40 лет. В выборку вошли учителя-предметники и
классные руководители средних и старших классов.
Теоретическая значимость исследования
состоит в обобщении
теоретического материала об особенностях решения сложных ситуаций педагогического
взаимодействия у учителей с разным уровнем самоактуализации личности и выявлении,
с помощью эмпирического исследования, ранее не изученных связей между уровнем самоактуализации
и выбором стратегией поведения педагогов в решении сложных ситуаций взаимодействия.
Практическая значимость работы
состоит
в том, что собранный материал может быть использован в дальнейших разработках данной
проблемы, а также применяться в работе школьных психологов и психологов-консультантов
с целью оптимизации психологического самочувствия и эффективности профессиональной
деятельности учителей.
Заключение:
Проведенный в данной работе
анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что педагогическое
взаимодействие – сложный процессом, который состоит из большого количества компонентов.
В основе педагогического взаимодействия лежит активное сотрудничество.
Решение учителями сложных
ситуаций педагогического взаимодействия может осложняться в случаях выбора
непродуктивных стратегий поведения в конфликте, а также при высоком уровне
эмоционального выгорания. Большое значение для успешного решения сложных ситуаций
педагогического взаимодействия имеет уровень самоактуализации личности учителя.
Самоактуализация
личности педагога выражается в личностном росте, который представляет собой скорее
качественные изменения личностного потенциала, которые успешно решают жизненные
задачи и сложные педагогические ситуации. Самоактуализация является процессом развития,
тем, благодаря чему происходит формирование нового жизненного опыта, новых навыков,
нового стиля поведения, в том числе, и в сложных педагогических ситуациях.
Проведенное эмпирическое исследование
позволило нам определить связь между уровнем самоактуализации личности учителей
и способами решения словных педагогических ситуаций взаимодействия. Было установлено,
что учителя с высоким уровнем самоактуализации выбирают такой способ как сотрудничество,
учителя со средним уровнем в большинстве случаев используют приспособление и компромисс,
избегание, учителя с низким уровнем самоактуализации предпочитают соревнование.
Также мы предположили, что
уровень самоактуализации личности может быть связан с уровнем эмоционального выгорания
у учителей. Было установлено, что учителям с высоким уровнем самоактуализации свойственна
несформированность фазы «напряжения», учителям со средним уровнем свойственна сформированность
фазы «резистенция», с низким уровнем – сформированность фазы «истощение».
Исследование особенностей
решения учителями сложных ситуаций педагогического взаимодействия, на наш
взгляд, может быть в дальнейшем развито в направлении увеличения выборки
педагогов, с учетом специфики их профессиональной деятельности
(учителя-предметники, классные руководители, преподаватели колледжей и т.д.), а
также социально-психологических особенностей личности (коммуникативной
компетентности, толерантности и др.).
.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И
РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ШКОЛЕ
1.1.
Специфика педагогического взаимодействия учителя с другими субъектами образовательного
процесса
Для выявления сущности педагогического
взаимодействия считаем целесообразным раскрыть сущность понятия «взаимодействие».
Взаимодействие может быть
рассмотрено в качестве общего понятия, используемого для обозначения совместного
действия субъектов или объектов, при этом результат действия одного субъекта или
объекта оказывает влияние на других. Поэтому вполне закономерным будет утверждение
о том, что взаимодействие по своей сути является совокупностью социальных процессов
и деятельностей человека (труда, познания, общения, воспитания, обучения и т.п.).
Понятие взаимодействия вызывает
интерес у исследователей из разных научных направлений. К примеру, взаимодействие
в контексте педагогической психологии характеризуется как целенаправленный взаимообмен
и взаимообогащение опытом, установками, содержанием деятельности, эмоциями, разными
позициями [4].
Ученые в области психологии
под взаимодействием понимают процесс воздействия между объектами, что объясняет
их взаимообусловленность и связь. Социальные психологи под этим понятием понимают
межличностные контакты людей в процессе совместной работы, взаимных влияний [1]. В частности, В.В. Москаленко, характеризуя
содержание понятия «взаимодействие» [28], показывает, что современная отечественная
социальная психология рассматривает последнюю через призму активности личности (К.А.
Абульханова-Славская и др.).
Взаимодействие тесно связано
с общением и реализуется в профессиональной деятельности.