Платная доработка на тему Особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы изучения особенностей развития детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития. 5
1.1
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического
развития. 5
1.2
.Характеристика методов коррекционно-педагогической работы по развитию внимания
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 17
Вывод по
главе 1. 26
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа, направленная на диагностику и коррекцию
внимания детей старшего. 27
дошкольного
возраста с ЗПР. 27
2.1
.Диагностика особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития. 27
2.2.
Программа коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 37
Выводы по
главе 2. 55
Заключение. 56
Список
используемой литературы.. 58
Приложение. 62
Введение:
Многие исследователи, изучающие детей с задержкой психического развития
(ЗПР), отмечали сложность и разнообразие. Исследования психики детей с задержкой
психического развития не новы в российской психологии. Эта проблема привлекла внимание
исследователей еще в прошлом веке. Проблема ЗПР и трудностей в обучении этих детей
является одной из важнейших психолого-педагогических проблем. В условиях обучения
ребенок с ЗПР впервые начинает осознавать несостоятельность в связи с неудачей.
Это приводит к возникновению и развитию чувства неполноценности, которое он пытается
компенсировать в других сферах. В результате возникают трудности с социально-трудовой
адаптацией во «взрослой» жизни и межличностным взаимодействием. Важно отметить связь
трудностей в межличностном взаимодействии у человека с наличием у него эмоциональных
проблем.
Проблемы изучения и коррекции внимания дошкольников
с ЗПР привлекали и привлекают внимание ряда исследователей (Э.Я. Пекелис, Г.И. Жаренкова, Т.В.
Егорова, Т.В. Князева, Г.М. Понарядова, Л.И. Переслени, В.И. Лубовский). Перечисленные
исследователи занимались проблемами внимания, такими как: особенности внимания
детей с ЗПР, нарушение внимания детей с ЗПР, изучение процессов распределения и
концентрации внимания, динамику организованности
внимания.
Деятельность детей с задержкой психического развития характеризуется
общей дезорганизацией и отсутствием сосредоточенности. Также отмечается слабость
его речевой регуляции. Эти особенности создают дополнительные трудности в процессе
усвоения учебного материала и определяют необходимость коррекционной работы.
При коррекции этих отклонений необходимо учитывать особенности детской
деятельности, проявляющиеся во время уроков по любому предмету школьного курса.
Во время работы дети указанной категории допускают дополнительные, не всегда адекватные
операции, не пытаются найти рациональные методы работы. Дети с ЗПР затрудняются
адекватно выразить словами выполненные действия и точное выполнение предложенных
речевых инструкций.
Это приводит к тому, что дети продолжают совершать предыдущие ошибки.
Их интерес к заданию быстро исчезает, особенно когда возникают трудности в работе,
которые они не стремятся преодолеть.
Объект исследования: внимание дошкольников с
ЗПР.
Предмет исследования: особенности развития внимания детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности развития внимания
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать психолого-педагогическую характеристику
дошкольников с задержкой психического развития
2. Показать характеристику методов коррекционно-педагогической работы
по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития
3.
Провести диагностику особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
4.
Разработать программу коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников;
— эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент;
— математические методы обработки экспериментальных данных.
База исследования: ОАНО
Школа Права и Экономики.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух
глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Заключение:
Многие исследователи выделяют следующие особенности внимания у
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это недостаточная концентрация на
существенных признаках; ослабленное внимание к вербальной информации; далее
отмечают неустойчивость внимания, снижение концентрация, объёма и распределения
внимание, неспособность к достаточной фиксации внимания.
Большое место в коррекционной работе должно быть уделено обучению
учеников выполнять задания, включающие несколько ссылок (инструкций). Важно
наблюдать постепенный переход детей на новый уровень сложности.
Недостатки внимания не могут быть устранены фрагментарно
включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком,
а требуют, для их преодоления специально организованной работы. Такая работа
должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих
основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и
переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых формируется
внимательность как свойство личности.
Для развития аттенционных способностей детей с ЗПР даются
такие задания:
— Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты
играешь.
— Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у
остальных ребят.
— Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по
росту — от самого маленького до самого высокого и др.
Занятия
по тренировке внимания необходимо проводить с детьми с ЗПР в игровой форме и не
дольше, чем 15 минут в день.
Лишь
у 14% обследованных детей выявлен высокий уровень развития объема внимания, средний
уровень показали 46% детей, 39% детей имею низкий уровень развития данного свойства
внимания.
Часть
детей, с выявленным низким уровнем, не пыталась запомнить расположение точек, действовала
наугад. Другая часть напротив, пыталась запомнить, но не могла правильно воспроизвести.
Дети нуждались в постоянной стимуляции к работе, что вызвано слабой способности
к удержанию инструкции, и одобрении педагога.
Целью
программы явилось – развитие внимания
детей с ЗПР.
В
программу входят такие игры: «Заметь
все», «Ищи безостановочно»,
«Нос — пол — потолок», «Запомни картинки»,
«У оленя дом большой», «Яблоко»
Общий
анализ результатов свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной
коррекционной работы по развитию объема внимания у детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические
основы изучения особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика дошкольников с задержкой психического развития Задержка психического развития – это особый тип аномалии, проявляющийся
в нарушении нормального темпа психического развития, который выражается в малой
целенаправленной умственной деятельности, бедности запаса представлений, низкой
концентрации внимания, недостаточной целенаправленности интеллектуальной деятельности,
быстрой её пресыщаемости, преобладании игровых интересов [7].
Все варианты задержки психического
развития принято делить на 4 категории. Они обусловлены разными причинами и характеризуются
собственными особенностями течения. Этот фактор важен при постановке диагноза, поскольку
позволяет провести своевременную и грамотную работы по адаптации
и социализации ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с работой в коллективе,
достижением целей и личностным ростом.
ЗПР конституционального происхождения
Первый тип ЗПР еще называют
психическим инфантилизмом. Он проявляется нарушением эмоционально-волевой составляющей
и задержкой ее формирования. Это не болезнь, а комплекс поведенческих особенностей,
которые в дальнейшем могут оказывать влияние на развитие ребенка, его способности
к обучению и работу в коллективе. У таких детей проявляются характерные признаки,
которые могут указывать на ЗПР даже в раннем возрасте:
– несамостоятельность, ощущение
беспомощности в отсутствии родителей или других знакомых взрослых людей;
– сложности с адаптацией в
новых условиях;
– частые перепады настроения,
нестабильный эмоциональный фон;
– слишком бурные проявления
эмоций, как положительных, так и отрицательных.
Дети с ЗПР конституционального
происхождения визуально не отличаются от сверстников. У них отсутствуют проблемы
с речью, они выглядят активными и положительными. Однако, по уровню
эмоционального развития они менее зрелые, с возрастом эти развития могут сглаживаться.
ЗПР соматогенного происхождения
К этой категории относятся
дети, которые отличаются слабым здоровьем с раннего возраста. У них могут диагностироваться
частые простудные заболевания, аллергические проявления, нарушения работы сердца
и сосудов. У них может быть индивидуальный режим работы, отдыха и физической активности,
ограничения для занятий спортом и другие особенности, из-за которых они не могут
полноценно находиться в детских коллективах, социализироваться и развиваться. К
частым проблемам, с которыми необходимо работать у детей с задержкой психического
развития соматогенного происхождения, относятся:
– недостаточность внимания
и отсутствие концентрации;
– быстрая утомляемость как
от физической, так и от умственной активности;
– низкая активность и желание
познавать окружающий мир.
К этой категории относятся
дети, которые находятся под постоянной опекой родителей и старших родственников.
Это может происходить в том числе из-за их слабого здоровья, склонности к частым
простудам и сниженного иммунитета. У таких детей отсутствует мотивация к самостоятельному
изучению новых вещей, снижается концентрация внимания, появляется излишняя тревожность.
Кроме того, у них нет возможности принятия решений, что становится причиной снижения
мотивации. Такая ситуация характерна для благополучных семей, где
есть все условия для лечения и воспитания ребенка. Однако, гиперопека часто препятствует
нормальному развитию личности, поэтому с этим фактором также необходимо работать.
ЗПР психогенного происхождения
Следующая категория задержки
психического развития характерна для неблагополучных семей. Насилие, нездоровый
эмоциональный фон, конфликты, в том числе между взрослыми, становятся причиной нарушения
формирования личности ребенка. У таких детей наблюдается излишняя застенчивость,
страх перед выражением эмоций, эмоциональная нестабильность и частые смены настроения.
На конфликты в семье указывает страх перед незнакомой обстановкой, который со временем
может снижаться либо трансформироваться в другие эмоции, в том числе в агрессию.
Гипоопека — одно из наиболее
распространенных проявлений педагогической запущенности. Ребенок, который растет
без возможности наблюдать нормальные отношения в семье, не обучается в детских учреждениях,
не может взаимодействовать в коллективе. В дальнейшем это приводит
к сложностях с коммуникацией, дефициту мотивации и другим проблемам, которые становятся
на пути к личностному росту, профессиональному развитию, отношениям со сверстниками.
ЗПР церебрально-органического
происхождения
В отличие от предыдущих разновидностей
задержки психического развития, этот тип связан с органическими повреждениями центральной
нервной системы. Нарушение функции головного мозга минимально, поэтому у ребенка
остаются все шансы на полноценную социализацию и адаптацию в обществе. Диагноз может
возникать вследствие осложненных родов, черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний.
Проявления этого состояния индивидуальны, в зависимости от характера повреждений
и локализации патологического очага. Поскольку в раннем возрасте возможности к регенерации
очень высоки, нервные ткани постепенно восстанавливаются и обеспечивают
развитие ребенка во всех сферах. Однако, для этого необходимо выполнить длительную
и трудоемкую работу, в том числе с профильными специалистами.
Истинно задержанное развитие можно разделить на два варианта,
каждый из которых отличается не только феноменологией, но и принципиально различными
механизмами и структурой.
В группе «задержанного развития» нами выделяются:
– равномерно (темпово) задержанное развитие (гармонический инфантилизм);
– неравномерно задержанное развитие (дисгармонический инфантилизм)
[18].
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение
или замедление нормального темпа психического развития ребенка. Данный термин используется
для обозначения сборной и клинически неоднородной группы нарушений развития. Несмотря
на неоднородность в ЗПР имеются общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой
сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию.
Многие ученые как отечественной,
так и зарубежной психологии, физиологии и иных отраслей научного знания, смежных
с данными науками, занимались изучением такого феномена как «задержка психического
развития». Таким образом, весомый вклад в разработку данной проблемы внесли физиологи,
изучавшие феномен возникновения и проявления дефекта, его механизмы. К примеру,
немецкий психоневролог Г.Хоффман в 1845 году впервые описал особенности детей с
дефицитом внимания и двигательной расторможенностью с точки зрения клинической психологии.
В 30-х годах XX века, впервые
было предложено определение «минимальное мозговое повреждение», которое говорило
о не прогрессирующих резидуальных состояниях, возникающих у детей из-за ранних,
локальных повреждений ЦНС. Позже данный термин несколько претерпел изменения, так
как в него включили и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в
обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи), и в 50-х годах
было введено понятие «минимальная мозговая дисфункция», которое в данный промежуток
времени получило широкое распространение у невропатологов и психиатров при описании
поведения и обучения детей, имеющих ранние поражения центральной нервной системы.
Следует отметить, что в отечественной
науке первоначально проблему ЗПР обосновали исследователи, которые предложили термин
«задержка психического развития». В данном феномене выделяют, прежде всего, такие
особенности, как замедленный темп психического развития, личностная незрелость,
негрубые нарушения интеллектуальной деятельности, по структуре и количественным
показателям отличающиеся от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному
развитию. Принимая во внимание данные характеристики, Г. Е. Сухарева выделила несколько
типов состояний, которые следует отделить от понятия «олигофрения»:
-расстройства интеллектуальной
сферы при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
-интеллектуальные нарушения,
которые наблюдаются у детей с замедленным или задержанным темпом развития в силу
пребывания их в в неблагоприятных условиях среды и воспитания;
-нарушения интеллектуальной
деятельности при различных формах инфантилизма;
-интеллектуальные нарушения,
которые можно проследить у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций
и травм ЦНС;
-вторичная недостаточность
в интеллектуальной сфере как следствие поражения слуха, зрения, дефектов речи;
-интеллектуальные нарушения
при прогредиентных нервно- психических заболеваниях [4].
Задержка психического развития
как специфическая аномалия детского развития комплексно начала изучаться в отечественной
дефектологии в 60-х годах XX в., поскольку остро встала проблема разработки теоретических
аспектов особенностей психического развития детей, отличие данного вида дефекта
от иных аномалий в развитии и от полноценно развивающихся детей. Также следует отметить,
что для работы с подобными детьми должен быть применен иной алгоритм, который необходимо
было разработать, поскольку педагогическая практика и система образования остро
в нем нуждалась.
М. С. Певзнер занималась
изучением и разработкой данного алгоритма. В 70-х годах XX века сотрудники Научно-исследовательского
института дефектологии начали заниматься систематическим клинико- физиологическим
и психолого-педагогическим изучением детей с задержкой психического развития, что
стало важным направлением в исследовании данной проблемы. Благодаря данным исследованиям
была разработана классификация типов ЗПР, которая в своем основании имела преимущественное
недоразвитие эмоционально-волевой или познавательной деятельности. Результатом данных
научных исследований стала работа Т. А. Власовой и М. С. Певзнер – «О детях с отклонениями
в развитии», в которой рассмотрены особенности онтогенеза детей с данным диагнозом
[3].
В конце 70-ых годов XX века
К. С. Лебединская провела исследования и совместно с сотрудниками своей лаборатории
выделила четыре основных вариантов ЗПР, которые не потеряли своей актуальности и
в данный момент времени, их активно используют при оказании коррекционной помощи
детям в специализированных учреждениях, классах, группах. Это стало большим вкладом
в изучение детей с задержкой психического развития.
Также изучением проблем аномального
психического развития активно занимались и зарубежные исследователи. Например, А.
Штраус и Л. Лейтинен в своей работе положили начало рассмотрения отставания в развитии
детей как следствия минимальных органических повреждений мозга. Авторы отмечали
не совсем адекватное поведение и ярко выраженные трудности в обучении в обычной
школе, характеризуя данных детей. Тем не менее, в ходе тестирования эти дети часто
давали относительно хорошие показатели, лежащие в пределах возрастной нормы.
Данный подход привел к такому
объяснению: отставание в развитии вызывается минимальной мозговой дисфункцией. Приверженцы
этой концепции говорят о том, что не только органические, но и функциональные нарушения
могут приводить к задержке психического развития.
В середине прошлого столетия
в США и Великобритании были проведены эксперименты, в ходе которых отставание в
развитии у детей преодолевалось. Результатом этих экспериментов стала программа
«опережающего обучения», предусматривающая специальную подготовку детей с задержкой
психического развития из-за того, что они оказались неготовыми к школьному обучению.
Следует отметить, что в исследованиях
западных ученых термин «задержка психического развития» частично рассматривается
в рамках синдрома «минимальной мозговой дисфункции». Данный термин с 1960-ых годов
используется для обозначения различных клинических проявлений, которые обусловлены
легкими резидуальными мозговыми повреждениями (Р. Пейн, А. Гезел). Таким образом,
проявлениями минимальной мозговой дисфункции могут являться состояние школьной дезадаптации,
гипо- и гипердинамические синдромы, расстройства эмоционально-волевой сферы, ослабленная
познавательная активность и другие проявления [3].
Именно западными психологами
был предложен и внедрен термин «дефицит активного внимания» (А. Гезел, Н. М. Блюм),
распространяющийся и на состояния, относимые ранее к минимальной мозговой дисфункции.
В его рамках рассматривается отчасти и задержка психического развития.
Парциальная несформированность
ВПФ преимущественно регуляторного компонента характеризуется в первую очередь импульсивностью
в поведении, чаще двигательной и речевой расторможенностью, чем вялостью. При этом
физические параметры развития в целом соответствуют возрасту. Помимо импульсивности
в любом варианте деятельности, включая и игру, следует отметить, что порой поведение
ребенка становится неуправляемым, не регулируемым взрослым. Преобладают выраженные
игровые интересы, хотя и в играх такие дети чаще всего конфликтны и недостаточно
критичны [7].
Отличительной
чертой развития познавательной сферы является несформированность именно произвольности
ВПФ: не столько элементарных (восприятие, память, внимание), сколько «высших» (программирование
и контроль), то есть собственно регуляторных процессов. При достаточной внешней
организации деятельности и ее жестком контроле дети способны к выполнению познавательных
задач, соответствующих возрасту. В случаях же «вялости» психических проявлений отмечается
общая потеря интереса и необходимость создания яркой игровой мотивации для достижения
положительных результатов деятельности. Эти особенности должны учитываться не только
в развивающей или коррекционной работе, но и при проведении диагностического исследования
[7].
Также следует отметить, что
в работах зарубежных авторов обнаруживаются разные подходы к изучению ЗПР и выработке
диагностических методов. Например, Рене Заззо и его сотрудники реализовывают отбор
дифференцированных средств для определения форм ЗПР, который направлен на выделение
различных психологических синдромов и их этиологии для групп детей с данным диагнозом.
Он полагает, что при подходе к решению вопроса задержки психического развития не
принимаются во внимание психологические критерии. По мнению Заззо, подход к решению
данного вопроса основывается либо на социальных, либо на биологических факторах.
Тем не менее, если при решении данного вопроса обратиться к каким-либо психологическим
критериям, то это позволит выделить специфические особенности дефекта у различных
форм ЗПР. Рене Заззо выдвигает идею гетерохронии развития, в соответствии с которой
психические функции у детей с нарушением психического развития не формируются в
едином темпе. Таким образом, чем больше выражен дефект психического развития, тем
больше расхождение между психическими функциями и психобиологическими возрастными
показателями развития.
А. Валлон, французский психолог,
говорил о том, что «нормальный ребенок открывается через больного». Основную роль
он отводил эмоциям, аффективности, говоря о том, что понимающий ребенок идет за
чувствующим ребенком, познавательные и аффективные процессы интегрируются в ходе
развития. А. Валлон предложил диагностическое обследование, особенность которого
состоит в том, чтобы выделить у ребенка с нарушением психического развития нарушение
нервной системы, определить его уровень, недостаточность интеграции и координации
функциональных систем, а не сравнивать его с нормально развивающимися детьми.
С возникновением данной концепции,
получившей название «генетической», психика стала рассматриваться как реконструируемая
иерархическая структура, интегрирующая образующиеся функции в новые неделимые функциональные
системы, которые в значительной степени зависят от созревания центральной нервной
системы (А. Валлон, Р. Заззо).
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования
мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает
познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного
возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым
следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным
качеством [5].Необходимость изучения проблемы развития у детей познавательного интереса
обусловлена тем, что дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В этом
возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического,
умственного развития ребёнка [13].
В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований
для формирования познавательных интересов [3].
По мнению Г. И. Щукиной, «познавательный интерес – глубоко личностное
образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям.
У детей с задержкой психического развития проявления познавательного
интереса имеют свои особенности. Дадим определение, что такое "задержка психического
развития».
Особенностями познавательного интереса у дошкольников с задержкой психического
развития являются, что с задержкой психического развития подвержены стрессовым реакциям
в ситуации повышенной тревоги (опасности не успеть выполнить задание, подвергнуться
наказанию) их продуктивность в большинстве своем падает, хотя у некоторой части
детей возникает мобилизация сил. По мнению Р. Д. Тригер [17] в связи с последним
фактом повышенной значимости для дошкольников с задержкой психического развития
положительных поддерживающих отношений со стороны близких взрослых. Это с одной
стороны, обуславливает их повышенную чувствительность и ранимость в ситуации критических
замечаний со стороны взрослых, а с другой — в этом и заключен определенный потенциал
развития познавательного интереса.
По сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, с задержкой
психического развития характеризуется сниженным уровнем познавательной активности.
Это проявляется в незначительной любознательности. Если большинство обычных детей
дошкольного возраста имеют потребность задавать вопросы и этот возраст учеными назван
"возрастом почемучек", которые задают много вопросов относительно предметов
окружающего мира, то с задержкой психического развития в этом отношении значительно
отличаются от нормально развивающихся дошкольников.
Одни из них вообще не задают
вопросов, они медлительные, пассивные, другие задают вопросы, касающиеся лишь внешних
свойств предметов и явлений.
Как было отмечено ранее, мышление
у детей с задержкой психического развития сохранно, характеризуется способностью
к обобщению, абстрагированию, принятию помощи, переноса умения в другие ситуации.
Отставание в развитии мыслительной деятельности у детей с задержкой психического
развития проявляется во вех компонентах структуры мышления [7].
Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности
в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность,
которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности.
Этим обусловлены то, что у них слабо формируются, или формируются с
опозданием все познавательные процессы: восприятия, внимания, памяти, мышления и
эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития.
Психические познавательные процессы — это психические явления, в своей
совокупности, непосредственно обеспечивающие как процесс, так и результат. К их
числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Познавательная
активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия
информации, в желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов
на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов
творчества, в умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую
деятельность [30].
В целом, мотивационно-потребностная сфера, как и в операционно- технической
составляющая отстает от нормативных возрастных характеристик в среднем на 2-3 года,
о чем уже говорилось выше при характеристике отдельных составляющих психики ребенка
с задержкой психического развития [31].
У. Б. Ульенкова [22] считает, что в условиях задержки психического
развития затруднен процесс формирования ребенка как субъекта деятельности, что проявляется
в несформированности всех структурных компонентов познавательного интереса.
Исследованием познавательного интереса детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития изучалась У. В. Ульенковой [22], ею выделены основные
параметры к познанию, для нас особый интерес представляет мотивационный компонент,
составляющие которого являются — интерес ребенка к заданию; особенности эмоционального
отношения к процессу и результату деятельности; эмоциональное отношение к возможному
продолжению деятельности.
В регуляционном компоненте выделяют:
— степень полноты принятия полученной информации;
— степень сохранения его до конца деятельности;
— качества самоконтроля по ходу выполнения;
— качество самоконтроля при оценке результата деятельности;
— способностью критично относится к результатам деятельности своего
труда, обосновать его оценку.
Ориентировочно — операционном компонент составляют:
— особенности программирования ребенком предстоящей деятельности;
-особенности вербализации задания (свидетельствующий об осознании);
— особенности вербализации задания (свидетельствующий об осознании
общей цели, средств и способов его выполнения);
— уровень выполнения и осознания действий.
В исследовании У. В. Ульенковой [31] были получены такие результаты,
для детей с задержкой психического развития характерны позитивные характеристики:
осознание общей цели задания, подчинение ей своей деятельности на протяжении всего
времени выполнения; попытка использования видимых эталонов для контроля и оценки
результатов своей деятельности; негативные характеристики — отсутствие положительного
эмоционального отношения к выполняемой деятельности (готовность в любой момент её
прекратить); вербализации только общей цели при отсутствии вербализации плана деятельности;
использования техники бездумного копирования предложенного образца, без использования
логики и средств его достижения; отсутствие способности к адекватной оценке результата
своей деятельности.
Таким образом, сделаем вывод,
особенностями познавательного интереса детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития являются низкая познавательная активность, менее любопытны, они не задают
познавательных вопросов, а если и испытывают в этом потребность, то вопросы имеют
характер, относительно знакомых предметов и явлений, не углубляясь в суть причинно
— следственных закономерностей явлений или событий.
Так же отметим, что для детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития характерно: отсутствие положительного
эмоционального отношения к выполняемой деятельности (готовность в любой момент её
прекратить, отсутствие способности к адекватной оценке результатов своей деятельности,
которая состоит в том, что ребенку необходима помощь и поддержка со стороны педагога,
было отмечено, что для них создается некомфортная ситуация момент преодоления трудностей
(отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой,
игровой задачей.).
При этом выполняет задачу
не полностью, а ее более простую часть. Дети с задержкой психического развития не
заинтересованы в результате выполнения задания.