Платная доработка на тему Особенности развития стратегий межличностного познания подростков с девиантный поведением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.. 6
1.1. Феноменология межличностного
познания в современной психологии. 6
1.2. Особенности формирования
девиантного поведения в подростковом возрасте 18
1.3. Межличностное познание
подростков с девиантным поведением. 24
Выводы по главе 1. 26
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СТРАТЕГИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.. 27
2.1. Организация и методы
исследования. 27
2.2. Анализ результатов
первоначального исследования особенностей стратегий межличностного познания. 33
2.3. Методическая программа по
улучшению стратегий межличностного познания у подростков с девиантным
поведением. 52
2.4. Анализ результатов исследования
эффективности реализации методической программы по улучшению стратегий
межличностного познания у подростков с девиантным поведением. 56
Выводы по главе 2. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 62
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 68
Введение:
В современном обществе на то, как проходит социализация подрастающего
поколения большое влияние оказывает современная неформальная культура и насыщенное
информационное окружение, где в огромном количестве при сравнительно легкой
доступности можно найти информацию любого качества и содержания. Как показывают
исследования [2, 14, 15, 21] низкий уровень выраженности стратегии сотрудничества
и осознанности своего «Я», склонность к защитному поведению, стремление управлять
над собеседниками в процессе межличностного взаимодействия, это все что во
много присуще подрастающему поколению. Очевидно, что некоторые негативные
свойства, которые характерны для инфантильной личности, развиваются у подростков
под воздействием именно специфичной для подростков информационной среды, в
результате чего процесс взросления замедляется. В силу инфантильности
существует большая вероятность развития у подростков девиантного поведения,
вовлечение их в среды с повышенным риском появления девиаций. В данной ситуации
встает общественная проблема по формированию зрелой личности, созданию
специальных условий противодействия вовлечения подростков в информационные потоки
и среды, способствующие появлению у подростков девиантного поведения.
В решении задач по формированию зрелой и ответственной личности в
подростковом возрасте должны могут быть привлечены представители общественных
институтов, специальных социальных и государственных учреждений. Особую роль в
решении проблем связанных с возникновением девиантного поведения у подростков
приобретают ученые и их исследования, в которых даются трактовки
закономерностей существования и развития психики подростка, закономерностей
формирование его взаимосвязей с внешним миром, стратегий поведения и
межличностного взаимодействия.
В свете изучаемой проблемы
следует обратить внимание на исследования развития и формирования личности в
подростковом и юношеском возрасте. Множество исследований посвящено изучению
закономерностей формирования у подростков способов преодоления кризиса
самоопределения для успешной социализации. (Прихожан, Д.И. Фельдштейн).
Огромный вклад в решение проблемы формирования девиантного поведения у
подростков может внести изучение стратегий межличностного познания подростков с
девиантным поведением, их отличий от детей без девиантного поведения.
Научные разработки доктора психологических наук H.A. Рождественской и
ее научной группы (Ю.Е. Мужичкова, A.B. Разумова, A.B. Сорин и др.), показывают,
что можно говорить о том, что формирование стратегий межличностного познания
значительно зависит о особенностей личности, социальных условий ее развития. А
период наиболее благоприятный для развития межличностного познания – это подростковый
возраст. Выбранная тема курсовой работы имеет большую практическую значимость,
поскольку результаты данного исследования можно применять при построении
коррекционной работы с детьми с проявлениями девиантного поведения, при
совершенствовании школьной психологической службы, при профессиональной
подготовке педагогов. Несмотря на то, что межличностное познание является
изученной проблемой, особенности стратегий межличностного познания в процессе
становления и функционирования личности подростков с девиантным поведением не
изучалась и является актуальной.
Объект исследования – личность подростка с девиантным
поведением
Предмет исследования – особенности развития стратегий
межличностного познания подростка с девиантным поведением.
Цель исследования – исследовать особенности развития
стратегий межличностного познания подростка с девиантным поведением
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме стратегий
межличностного познания.
2. Исследовать стратегии межличностного познания и ее проявления у
подростков с девиантным поведением.
3. Исследовать стратегии межличностного познания и ее проявления у
подростков, не проявляющих девиантного поведения
4. Составить и провести развивающий тренинг, направленных на
улучшений стратегий межличностного познания у подростков с девиантным
поведением.
5. Оценить эффективность проведенной тренинговой работы.
Гипотезы исследования:
— существуют статистически значимые различия в проявлении стратегий
межличностного познания у подростков с девиантным поведением и подростков, не
проявляющих девиантного поведения;
— после проведения развивающего тренинга у подростков с девиантным
поведением произойдет улучшение параметров их стратегий межличностного
познания, что будет свидетельствовать об эффективности проведенного тренинга.
Методы исследования: в качестве методов исследования
использовались теоретический анализ литературы, методика диагностики
стратегий познания личностных свойств и поведения человека (Н.А.
Рождественская, А.В. Сорин), методика диагностики уровня эмоционального
интеллекта Н. Холла), методика диагностики уровня социального интеллекта
Гилфорда, методика диагностики коммуникативной социальной
компетентности Н.П. Фетискина, опросник «Социально-психологические характеристики
субъекта общения» В.А. Лабунской, методы статистической обработка
данных (критерий Манна-Уитни, критерий Вилкоксона).
Структура работы. Работа состтоит из введения, двух глав,
выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
Общий объем работы без приложений составил 66 страниц.
Заключение:
Анализ научной литературы по теме исследования можно сказать, что
формирование стратегий межличностного познания это процесс в первую очередь когнитивный,
основанный на получении информации об объекте общения. При этом данный процесс
опосредован не только когнитивными процессами, но и находится в тесной
взаимосвязи с элементами социального и эмоционального интеллекта, с механизмами
социальной перцепции.
Проанализировав особенности развития личности в подростковом
возрасте можно сказать, что подростковый возраст – это сложный период развития
личности, где единовременно формируются многие сферы личности подростка. В
сфере противоречий между разносторонне развивающейся личностью и характером
социальных отношений, между растущей зрелостью, но еще неустойчивой психикой и
рождаются формы девиантного поведения.
Таким образом, девиантное поведение подростков – это следствие
совпадения особенностей социальной ситуации развития, обстоятельств,
сложившихся в социальной среде подростка, его личностных качеств и характера
его взаимоотношений с взрослыми.
Какие черты личности и социальные установки появятся у подростка к
ко времени его перехода в юношеский возраст, такие индивидуальные и
психологические особенности будут ему соответствовать на протяжении всей жизни,
а для их изменения нужно будет приложить гораздо больше усилий. Именно поэтому
большое значение имеет организация коррекционной работы именно в подростковом
возрасте.
Проведенное исследование показало, что существуют различия у
подростков с девиантным поведением и подростков контрольной группы, как в
стратегиях межличностного познания, так и в показателях эмоционального
интеллекта. В показателях социального интеллекта статистически значимых
различий не обнаружено. А именно были замечены различия по шкалам способности
рассматривать личностные свойства сверстника в развитии и способности проверять
свои суждения о личностных особенностях людей в адекватной и типичной для них
деятельности, а также выявлены различия по шкалам эмпатии и распознавании
эмоций других людей по тесту эмоционального интеллекта.
Следовательно, можно сказать, что по подростки с девиантным
поведением реже проявляют способности рассматривать личностные свойства
сверстника в развитии и способности проверять свои суждения о личностных
особенностях людей в адекватной и типичной для них деятельности, а также менее
склонны к эмпатии и хуже распознают эмоции других людей. Это значит, что гипотеза
о существовании особенностей в формировании стратегий межличностного познания у
подростков подтвердилась.
Также исследование показало, что после проведения тренинга у
подростков с девиантным поведением произошло повышение эмоциональной
осведомленности, улучшились навыки управлениям своими эмоциями, повысились
показатели самомотивации и эмпатии, улучшилось распознавание эмоций других
людей, повысился уровень коммуникативной компетентности, снизилась выраженность
психологических трудностей в общении. Тем самым мы пришли к подтверждению
второй гипотезы исследования и можно утверждать, что после проведения
развивающего тренинга у подростков с девиантным поведением улучшились параметры
их стратегий межличностного познания, что свидетельствует об эффективности
проведенного тренинга.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 1.1. Феноменология межличностного познания в
современной психологии Понятие стратегий межличностного познания имеет несколько близких по
значению терминов: межличностное восприятие, социальная перцепция,
межличностная перцепция. При этом ни одно из приведенных понятий не отражает
феномен стратегий межличностного познания. Действительно данные категории
описывают когнитивный компонент межличностного взаимодействия, как и стратегия
межличностного познания. При этом восприятие процесс не произвольный, не
подразумевающий стратегию. В научных трудах обычно выделяется четыре компонента
межличностного познания: когнитивный, аффективный, мотивационный и
поведенческий. В рамках рассматриваемой нами темы, можно предположить, что
когнитивный компонент реализуется в построении стратегий межличностного
познания, аффективный компонент проявляет себя в структуре эмоционального
интеллекта, мотивационный и поведенческий компонент сокрыты в социальном
интеллекте. Очень важно понимать, что и стратегии межличностного познания и
эмоциональный и социальный интеллект – это личностные характеристики характеризующие
потенциал действий – как человек может действовать в свойственной ему манере.
То есть это не характеристики сродни ситуативной тревожности или фрустрации
«здесь и сейчас», а характеристики потенциала. Наиболее изучены в современной
психологии именно познавательный компонент межличностного понимания и
аффективный. Когнитивный компонент межличностного понимания определяется готовностью
внутреннего мира человека определенным образом на уровне рационального мышления.
В ходе его изучения стратегий межличностного познания анализируются: