Платная доработка на тему Особенности прогнозирования агрессивного поведения детей специалистами сферы образования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические
основы исследования прогнозирования агрессивного поведения детей
1.1. Понятие и сущность
процесса прогнозирования
1.2. Факторы, определяющие
процесс прогнозирования
1.3. Особенности прогнозирования агрессивности детей
1.4. Исследования прогностических
способностей у специалистов сферы образования
Введение:
Введение
Актуальность исследования.
Проблема агрессивности поведения и его прогнозирования является одной из актуальных
в современной психологии. Рост агрессивного поведения отражает одну из острых проблем
нашего общества.
Напряженная, неустойчивая, социальная, экономическая обстановка
порождает повышенную тревожность, опустошенность влекут за собой жестокость и агрессивность
по отношению к другим. В связи с этим возникает необходимость в умении быстро и
адекватно прогнозировать поведение и психические состояния людей. Общая способность
к прогнозированию позволяет сформулировать и осознать свои цели деятельности, рефлексировать
свои действия.
Прогнозирование определяется как предвидение в процессе мышления
ожидаемого будущего и представляет собой одну из операций мышления. В большинстве
случаев приходится прогнозировать поведение окружающих, опираясь на свой психологический
опыт.
Процесс прогнозирования разрабатывали и исследовали в различных
подходах: в системном подходе прогнозирование
— это системное психическое свойство, проявляющееся на различных уровнях и имеющее определенные функции (Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сурков,
Е.А.Сергиенко); в деятельностном подходе прогнозирование рассматривается
как определенное предвосхищающее действие:
«аппарат опережения повторяющихся явлений внешнего мира (П.К.Анохин), «модель потребностного будущего» (Н.А. Бернштейн), «психологическая
однозначность в автоматических действиях, основанных на процессах памяти» (И.М.
Сеченов, И.П. Павлов), «опережающее отражение» (В.М. Русалов).
Личностный подход предполагает
рассмотрение прогнозирования как свойства или ресурса личности. В работах Б.Г.Ананьева
и К.К.Платонова прогнозирование (антиципация) обозначается как определенная способность
человека, как предвосхищение мыслительной деятельности (С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев), как фантазии на тему будущего (Л.С. Выготский), «экстраполяция себя в будущее»
(К.А.Абульханова-Славская), прогностические способности прошлого-настоящего- будущего
(Е.И.Головаха, А.А. Кроник).
В работах Л.А.Регуш и Н.Л.Сомовой раскрывается понятие «прогнозирование», выявляются некоторые особенности
данного процесса в деятельности.
Проблеме агрессивности посвящены работы многих отечественных ученых,
в частности, Г.С. Абрамовой, А.А. Александров, Г.М. Андреева, А.А.Осипова, Р.В.
Овчарова, А.А. Крылов, И.Ю. Кулагина, Е.И. Рогов, А.А.Романов, Л.Д. Столяренко,
К.И. Фальковская и др.
Актуальность
исследования подтверждают следующие противоречия:
–
проблема агрессивного поведения детей на сегодняшний день является достаточно актуальной,
но недостаточно изученной;
–
прогнозирование агрессивного поведения является самым важным процессом в предотвращении
агрессивного поведения детей, на сегодняшний день не существует четкого представления
об эффективном методе прогнозирования.
Тем
самым существует потребность в разработке новых подходов к прогнозированию агрессивного
поведения детей.
Объект исследования: процесс
прогнозирования.
Предмет исследования: осознанное
предвосхищение специалистами поведения детей в проблемных ситуациях.
Цель исследования: выявить
особенности прогнозирования специалистами сферы образования агрессивного поведения
детей.
Гипотеза исследования: существуют
различия в прогнозировании агрессивного поведения специалистами сферы образования,
детерминированные личностными характеристиками, наличием опыта работы, возрастом.
Задачи
исследования:
1.
На
основе теоретического анализа определить содержание процесса прогнозирования, определяющие его факторы.
2.
Выявить
различия между результатами прогнозирования ситуации
положительного и негативного эмоционального контекста.
3.
Выявить
различия в прогнозировании агрессивного поведения детей специалистами, работающими
в сфере образования и в других отраслях.
4.
Выявить
различия в прогнозировании агрессивного поведения детей специалистами и учащимися.
5.
Выявить
особенности прогнозирования агрессивного поведениями детей специалистами с разным
когнитивным стилем и личностными характеристиками.
6.
Разработать
программу психологического консультирования
с целью эффективного прогнозирования агрессивного
поведения детей.
Методическая основа исследования.
Для решения поставленных задач и проверки
выдвинутой гипотезы использовался комплекс научных
методов: теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования,
психологическое тестирование, беседа, эксперимент, методы математической статистики.
Для тестирования использовались
методики:
1) «Когнитивно-деятельностный стиль» (Л.Ребекка).
2) 16-факторный опросник Р.Б. Кеттела
Практическая
значимость:
1.
Выделены основные
условия процесса прогнозирования и его факторы, различия между
результатами прогнозирования ситуации положительного
и негативного эмоционального контекста, различия в прогнозировании агрессивного
поведения детей специалистами, работающими в сфере образования и в других
отраслях, в прогнозировании агрессивного поведения детей специалистами и
учащимися, особенности прогнозирования агрессивного поведениями детей
специалистами с разным когнитивным стилем и личностными характеристиками.
2.
Разработана программа психологического
консультирования с целью эффективного прогнозирования агрессивного поведения детей.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержащего материалы экспериментального
исследования и результаты статистической обработки данных.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ
1.1. Понятие и сущность процесса прогнозирования
Прогнозирование
в самом широком смысле, понимают, как «вероятность суждения о будущем состоянии
процесса или явления», в самом узком — «научное суждение о возможных состояниях
объекта в будущем или о других путях и временах реализации этих состояний».
Таким образом, прогнозирование — это процесс, который позволяет выявлять и
изучать тенденции развития объекта, искать более эффективные пути достижения
целей этого развития, а также оценивать его возможные варианты и последствия,
определенные решения.
Современный
подход к проблемам прогнозирования складывался постепенно. Одна из первых
работ, в которой вопросы, связанные с прогнозированием, получили свое научное
освещение, — книга Г. Уэллса "Предвидения", изданная в 1901 г. В 30-е
гг. 20в. наметились ростки научно обоснованного объяснения способности человека
к опережающему отражению. Объективная возможность для научного прогнозирования
была создана историей развития различных областей знания, практикой
прогнозирования в различных областях деятельности, психологическими
исследованиями прогнозирующего человека.
Необходимость
человека иметь знания о будущем способствовала в 20 в. формированию прогностики
– науки о закономерностях разработки прогноза. Прогностика ищет общие для
разных предметных областей способы получения прогнозов. Экономическое,
политическое, экологическое, психологическое, педагогическое и другое
прогнозирование составляет отрасли соответствующих областей науки и практики
[34].
Психологический
подход к прогнозированию состоит в изучении прогнозирования как психической
деятельности, тех свойств человека, которые влияют на успешность/неуспешность
прогнозирования. Это один из аспектов психологии прогнозирования. Психологию
прогнозирования интересует человек как объект и субъект прогноза.
Как известно,
психическое отражение наряду со свойствами активности, динамичности,
правильности обладает свойствами опережения, иначе говоря – психическое
отражение — опережающее отражение. Опережающее отражение существует в различных
формах: предчувствия, предвидения, предугадывания, предсказания,
прогнозирования и т.п. Наиболее общим понятием, охватывающим все формы
проявления опережающего отражения, является понятие "антиципация".
Антиципация
психологами рассматривается как способность действовать и принимать те или иные
решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении
ожидаемых, будущих событий. Опережающее познание человеком мира, других людей и
себя имеет различия как в форме получения этого знания, так и в основаниях,
которые используются [34].
Широко
распространенное явление – предчувствие — говорит об опережающих чувствах, об
ожидании появления каких-то пока еще не пережитых чувств. Часто появление
предчувствия может быть не до конца осознаваемым состоянием, которое будет
выражаться в изменении обычного спокойного состояния, в появлении беспокойства,
в желании получить дополнительную информацию о людях или обстоятельствах, в
отношении которых возникает предчувствие. Как правило, появление у человека
предчувствий имеет в качестве оснований развитые чувства, эмоциональность как
свойство личности, высокую чувствительность, озабоченность и переживания в
отношении соответствующих людей, обстоятельств или событий. Люди различаются по
особенностям развития опережающего отражения точно также, как и по всем другим
свойствам психики. Поэтому можно встретить людей, у которых очень развита способность
к прогнозированию, у других предчувствия никогда не возникают.