Психология педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ (связь девиации и воображения)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретическое исследование личностных особенностей подростков с девиантным поведением 8

1.1. Возрастные особенности подростков: педагогический и психологический подход 8

1.2. Специфика девиантного поведения подростков 22

1.3. Особенности воображения в подростковом возрасте 36

1.4. Психолого-педагогические методы арт-терапии для профилактики девиантного поведения подростков 51

1.5 Теоретико-методологические основы социальной психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков 58

Выводы по главе I 61

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей подростков с девиантным поведением 64

2.1 Цель, задачи, предмет, гипотезы исследования 64

2.2. Описание методик 65

2.3 Описание результатов исследования 67

2.4. Разработка программы профилактики девиантного поведения подростков методами арт-терапии 81

Выводы по главе II 86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90

ЛИТЕРАТУРА 93

  

Введение:

 

Современный мир, общество предъявляет повышенные требования к подросткам их жизненной роли. Главная проблема, с которой сталкивается подросток – это возрастающие требования к нему и необходимость самоопределения.

Цифровое пространство заполняющее все вокруг накладывает отпечаток на развитие подростков. Современные подростки, находясь в тревожности и постоянных переживай из-за учебы, окружая себя гаджетами и постоянно проводя всё свободное время в цифровом мире, начинают забывать о реальном, в котором должна происходить социальная адаптация, социализация и полноценное формирование личности, как субъекта общества.

Включенность подростков в различные социальные сети и др. оказывает влияние на их развитие. Все чаще в последнее время стала появляться информация в СМИ, что социальные сети вредят здоровью молодёжи.

Структурные компоненты воображения в подростковом периоде развития перестраиваются следующим образом: прошлый опыт внеситуативная внутренняя позиция предметная среда. Важной чертой воображения в подростковом возрасте является то, что оно становится сначала полисубъектным, а затем, в старшем подростковом возрасте, диалогическим.

В тоже время, воображение считается особой формой человеческой психики, которое стоит отдельно от других психических процессов и при этом занимает промежуточное положение между памятью, восприятием и мышлением. Этот процесс считается специфическим потому что, воображение, как подразумевают ученые, является характерным признаком исключительно человека. При этом оно достаточно странным образом связывается с работой всего организма и это самый «психический» из всех существующих психических процессов и состояний.

Эмоциональная включенность подростка является важной составляющей жизненного процесса.

Изучение сущностных характеристик современного подростка (воображение, эмоции), перспектив его развития, исследование факторов риска неразрывным образом связано с быстро меняющимся обликом мира, а соответственно и социального пространства, где происходит формирование его личности.

Проблема исследования состоит в недостаточности психолого-педагогических исследований в области девиантного поведения подростков.

Цель исследования:

1. Изучить особенности подростков, в частности проявление или тенденцию девиантного поведения,эмоциональный интеллект, самооценку, воображение.

2. Разработать социальную психолого-педагогическую профилактическую программу направленную на понимание себя и других (эмоциональный интеллект, самооценка, воображение, поведение (девиантное).

Объект исследования: подростки 15- 16 лет

Предмет исследования: девиации поведения, эмоциональный интеллект, самооценка, воображение подростков

Гипотеза исследования: Предположительно у подростков будут выявлены специфические связи между девиантным поведением и эмоциональным интеллектом, самооценкой.

Задачи исследования:

1. Описать особенности подросткового возраста: психолого-педагогический подход.

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения в подростковом возрасте.

3. Проанализировать научную литературу по вопросу особенностей эмоционального интеллекта, самооценки, воображения в подростковом возрасте.

4. Рассмотреть методы арт-терапии и ее возможности в социальной психолого-педагогической работе с подростками.

5. Разработать психолого-педагогическую программу по профилактике девиантного поведения у подростков для ее применения социальными педагогами.

Методы исследования: сравнительный анализ и обобщение литературных источников по проблеме девиантного поведения подростков, методы психологической диагностики и методы статистической обработки данных, описательная статистика.

Методики исследования:

1. Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних Э. В. Леус[33]

2. Тест эмоционального интеллекта Н. Холла[58]

3. Вербальная диагностика самооценки личности А.А. Бандус [59]

4. Рисуночный тест Р. Сильвер[53].

Математическая обработка данных: были использованы стандартные компьютерные программы статистического анализа данных: SPSS 17.0 для Windows.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены:

-согласованностью результатов теоретического анализа и эмпирически полученных данных;

-комплексным применением валидных и надёжных методик, адекватных поставленным в данной работе целям и задачам;

-репрезентативной выборкой испытуемых и достаточным объемом эмпирических данных;

— статистическим и качественным анализом данных с использованием методов математической статистики.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2017 по 2021 гг. и включало в себя следующие этапы:

1. На подготовительном этапе (сентябрь 2017 г. – сентябрь 2019 г.) анализировалась научная литература по проблеме, были сформулированы гипотезы исследования и подобраны диагностические методики.

2. На диагностическом этапе (сентябрь 2019 г. – сентябрь 2020 г.) было проведено диагностическое исследование, получены и проанализированы эмпирические данные.

3. На заключительном этапе (октябрь 2020 г. — декабрь 2021 г.) была проведена статистическая обработка данных, обобщены полученные результаты, сформулированы итоговые выводы исследования.

Теоретико-методологическая основа исследования строится на принципах культурологического, системно-деятельностного, индивидуально-дифференцированного подходов в изучении и реализации психологической и педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. Базируется: на общей идее возрастной психологии относительно факторов, определяющих развитие (предпосылки, условия, внутренняя позиция индивида); общенаучных принципах познания, позволяющих рассматривать личность как многоуровневое, многогранное образование, индивидуальность.

Концептуальной основой исследования является учение о личности, опирающееся на:

— концепции о факторах и закономерностях развития личности, о природной, социальной и культурной обусловленности развития личности (А.Г Асмолов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, М.С. Каган, И.С. Кон, Б.М. Кедров, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин, Б.Т. Теп-лов, B.C. Юркевич и др.);

— психологические теории о ведущей роли деятельности как источника развития и формирования личности (Н.А. Бодалев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.);

— теории девиантного поведения (Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевичи др)

— воображение, самооценка, эмоциональный интеллект (Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулмена, Р. Бар-Он, Д. Люсин)

Новизна исследования заключается в том, что расширены и проанализированы данные об особенностях подростков — эмоционального интеллекта, самооценки,особенностях поведения.

Теоретическая значимость работы.

1. Проведенное исследование уточняет научные представления о развитии личности подростка в условиях нестабильности общества, обогащая их положениями о личностных особенностях современного подростка с нормативным и девиантным поведением.

2. В современных условиях выявлены особенности возникновения девиационных тенденций подростков, а также механизм формирования отклоняющегося поведения в начале подросткового кризиса.

Практическая значимость.

1. Данные, полученные в проведенном исследовании на репрезентативной выборке, могут являться ориентирами при выборе способов и средств взаимодействия с подростком.

2. Выделенный комплекс личностных особенностей служит одним из прогностических показателей возможных нарушений в поведении и деформации личности подростка.

3. На основе результатов исследования разработана программа, которая служит профилактике различных форм девиантного поведения подростков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования и анализа теоретических и эмпирических работ посвященных изучению особенностей подростков, склонных к девиантному поведению мы пришли к выводу, что подростковый возраст представляет собой чрезвычайно сложную стадию интеллектуального развития. Подростковый возраст очень сложный в проявлении поведенческих реакций.

Подростковый возраст находится на переходном этапе между детством и юностью и представляет собой чрезвычайно сложную стадию интеллектуального развития. Сегодня изменились нормы и ценности, причем не только социально-экономические, но и психологические, педагогические и общие модели поведения, которыми должен обладать подросток.

С точки зрения психологического развития подростка, на его поведение существенно влияет мнение друзей. Во всех своих действиях и поступках они руководствуются прежде всего этим мнением. Учителя для подростков не являются таким же неоспоримым авторитетом, как сверстники. Учителя должны обладать не только авторитетом роли, но и авторитетом личности. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности педагогов.

Эта форма подростковой активности была и остается организованной, и ее инициативы принадлежат взрослым. Ранее это находило отражение в молодежном движении, пионерские и комсомольские организации. Предпринимались попытки организовать подростковую деятельность в форме общественных движений. Теперь от этого опыта мало проку, потому что эта идеология потеряла свою привлекательность, актуальность.

Желание стать взрослым очень ярко выражается в отношениях со взрослыми людьми. Попытки подростков расширить свои права и ограничить права взрослых связаны с их личностью, что часто приводит к конфликту, если желания взрослых и подростков совершенно противоречивы.

Потребность и рассматривание себя как взрослого тесно связано с потребностью в самоутверждении, что побуждает его ориентироваться на мнение своих друзей во всех своих действиях. Желание иметь место в группе сверстников является одним из основных мотивов их действий и деятельности. Подростковый возраст очень сложный в проявлении поведенческих реакций. Потому очень важно раскрыть основные аспекты понимания девиантного поведения.

Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Воображение считается очень важной стороной в жизни каждого человека. Если бы у человечества отсутствовала фантазия, оно бы лишилось всех научных открытий и произведений искусства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что фантазия и воображение – высшие и необходимые способности человека, и именно они нуждаются в заботе, в плане развития.

Профилактика девиантного поведения подростков является одной из наиболее актуальных задач на современном этапе общественного развития. Хотя в рамках национальной политики в области профилактики девиантного поведения было реализовано множество мер, сегодня проблема все еще остается довольно сложной из-за роста преступности, неблагополучия и безнадзорности в этой возрастной группе.

В общем контуре профилактика девиантного поведения подростков представляет собой совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья подрастающего поколения, «предупреждения, возникновения и распространения девиантного поведения, улучшение условий жизнедеятельности человека, которые организуются на различных уровнях».

В целях совершенствования мер по улучшению деятельности профилактики девиантного поведения подростков созданы и действуют программы предупреждения и преодоления различных отклонений в подростковом поведении. Но как показывает теоретический анализ деятельность по профилактики девиантного поведения подростков необходимо постоянно усовершенствовать, изменять, опираясь на современные реальные условия существования общества.

Потому очень важно раскрыть основные аспекты понимания девиантного поведении. Девиантное поведение подростков проявляется в отклоняющемся поведении от установленных обществом норм и стандартов поведение.

Профилактика девиантного поведения подростков является одной из актуальнейших задач, стоящих на современном этапе развития общества.

По результатам эмпирического исследования можно утверждать, что когда подросток умеет считывать и понимать эмоции, тогда он концентрируется на другом человеке и тогда он не будет зациклен на самоповреждающем поведении. Психологическое состояние, связанное с неприятными фантазиями мешает подросткам развивать дальше.

Подросток, испытывающий положительные эмоции не способен на проступки и антиобщественное поведение, его поведение соответствует общественным нормам. У подростков преобладают болезненные фантазии связанные с одиночеством, которое определяется особенностями подросткового возраста. В перспективе исследования мы бы расширили выборку исследования и замерили бы индивидуально-личностные особенности этой возрастной группы.

Таким образом, были решены теоретические и эмпирические задачи подтверждена гипотеза состоящая в предположении о том, что у подростков будут выявлены специфические связи между девиантным поведением и эмоциональным интеллектом, самооценкой, а применение методов арт-терапии задействующие воображение подростков окажет более положительное влияние на эмоциональный интеллект, самооценку, поведение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. Теоретическое исследование личностных особенностей подростков с девиантным поведением

1.1. Возрастные особенности подростков: педагогический и психологический подход

Многие родители волнуются в ожидании так называемого переходного возраста своего подростка. Для одних этот переход из детства во взрослую жизнь вообще проходит незамеченным, а для других становится настоящей катастрофой. До недавнего времени послушный и спокойный подросток вдруг становится «колючим», раздражительным и постоянно конфликтует с окружающими. Это часто приводит к необдуманной негативной реакции со стороны родителей и учителей. Их ошибка в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, которая только вредит ему и отталкивает его от взрослого. И что хуже всего, это ломает все большее число людей [52].

Развитие социальной ситуации–родители, окружающие люди, общество не готовы рассматривать подростка как взрослого. Для подростка характерно «я взрослый», гипертрофированная потребность в самостоятельной позиции. Они ожидают, что взрослые будут относиться к ним одинаково, уважая их мысли, чувства, потребности, интересы и выбор. Возрастной кризис вызван этим противоречием. После относительно спокойного начального школьного возраста подростковый возраст кажется бурным и сложным. Независимость подростков выражается главным образом в желании освободиться от взрослых, от их опеки и контроля. Когда они нуждаются в своих родителях, их любви и заботе, а также в их мнении, они испытывают сильное желание быть независимыми и равноправными с ними.

Развитие на этом этапе, действительно, происходит быстрыми темпами, в частности, много изменений наблюдается в плане формирования личности. Пожалуй, главной характеристикой подростков является личностная нестабильность [57].

Противоположные характеристики, желания и тенденции сосуществуют, борются друг с другом, определяя противоречивый характер и поведение растущего человека.

Основным видом деятельности этой возрастной группы является личное общение в различных сферах жизни.

Возрастные психические образования.

Формируется позиция «Я взрослый». Становление взрослой жизни.

Чувство взрослости проявляется в требовании равных отношений со взрослыми [32]. Они стремятся к независимости в принятии решений. Появляются собственные вкусы, оценки, мнения и действия.

Конфликты в отношениях с другими людьми, особенно когда взрослый вмешивается в его жизнь (учеба, внешность, дружба, увлечения).

Подражают взрослой одежде, вкусам, этикету, привычкам и романтическим отношениям.

Критическое отношение к взрослым. Начинается процесс разделения личных отношений (отношений со сверстниками) и деловых отношений (отношений с родителями и другими взрослыми).

Преувеличенная независимость требует определенной формы освобождения от опеки взрослых и их контроля. Необходимо быть свободным и независимым от родителей, сохраняя при этом потребность в эмоциональной и иной поддержке для них.

Внешний вид требует дружбы, любви, эмоциональной поддержки и желания быть принятым группой сверстников. Есть группа молодых людей, которые связаны «Кодексом партнерства». Сверстники — это референтная группа (группа людей, которые привлекательны для отдельных лиц и являются источником их личных мнений, суждений, действий, норм и правил поведения).

Задача общения со сверстниками состоит в том, чтобы усвоить нормы дружбы и доброты. Отношения со взрослыми и сверстниками требуют самоутверждения. Формами самоутверждения в этой возрастной группе являются позитивные (самообразование, забота о других, участие в решении сложных семейных проблем, физические упражнения, овладение знаниями и т.д.). И негативизм (различные формы девиантного поведения) [46].

Формируются убеждения, идеалы как моральные нормы.

Необходимо возникновение самосознания и самообразования.

В 15-16 лету подростков обостряется интерес к своему внутреннему миру. Подросток анализирует свой опыт, личностные особенности и поступки. Он объединяет свои мысли о своей внешности, уме, способностях, характере, общительности, стиле поведения в единый образ — «Я настоящий». Подросток не только ищет ответ на вопрос: «кто я такой?» Но и мечтал о том, каким он хотел быть, создавая в будущем свой собственный образ — «я совершенен».

К 15 годам формируется «Я-концепция»: сочетание «я-реального» и «я-идеального», то есть система непротиворечивых представлений о собственном внутреннем. При высоком уровне требований и недостаточной осознанности своих способностей (разрыв между «Я-реальным» и «я-идеальным») у подростков возникает неуверенность в себе. Внешним проявлением неуверенности в себе является обида, упрямство, агрессивность подростков. Если «я-идеал» кажется подростку достижимым, то ему необходимо саморазвиваться и выработать план самосовершенствования [42].

Крайняя противоречивость подростковой личности (я уникальный человек, но, в то же время, имею желание быть похожим на других подростков). Повышенная конфликтность, эмоциональное возбуждение, частые эмоциональные изменения, чувствительность, раздражительность [13].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы