Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Особенности пищевого поведения современных женщин.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение.. 3

Глава
I. Анализ теоретико-методологического материала по проблеме особенностей
пищевого поведения современных женщин.. 7

1.1. Характеристика пищевого
поведения. Типы нарушения пищевого поведения. 7

1.2 Анализ характеристик:
созависимость, отношение к моде, перфекционизм, тревожность, стратегии
преодоления стрессовых ситуаций. 26

1.2.1 Созависимость. 26

1.2.2 Отношение к моде. 28

1.2.3 Перфекционизм.. 32

1.2.4 Тревожность. 36

1.2.5 Стратегии преодоления стрессовых ситуаций. 39

1.3
Описание методологии тренинга для женщин с отклонениями пищевого поведения. 41

Выводы
по теоретическому исследованию.. 46

ГЛАВА
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ЖЕНЩИН.. 48

2.1
Организационно-методический раздел программы исследования. 48

2.2
Анализ и обработка результатов проведенного исследования. 49

2.2.1
Обработка результатов. 50

2.2.2 Обсуждение результатов. 60

2.3 Результаты
участия женщин в тренинговой программе. 65

Выводы
по эмпирическому исследованию.. 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 84

  

Введение:

 

Введение.. 3

Глава
I. Анализ теоретико-методологического материала по проблеме особенностей
пищевого поведения современных женщин.. 7

1.1. Характеристика пищевого
поведения. Типы нарушения пищевого поведения. 7

1.2 Анализ характеристик:
созависимость, отношение к моде, перфекционизм, тревожность, стратегии
преодоления стрессовых ситуаций. 26

1.2.1 Созависимость. 26

1.2.2 Отношение к моде. 28

1.2.3 Перфекционизм.. 32

1.2.4 Тревожность. 36

1.2.5 Стратегии преодоления стрессовых ситуаций. 39

1.3
Описание методологии тренинга для женщин с отклонениями пищевого поведения. 41

Выводы
по теоретическому исследованию.. 46

ГЛАВА
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ЖЕНЩИН.. 48

2.1
Организационно-методический раздел программы исследования. 48

2.2
Анализ и обработка результатов проведенного исследования. 49

2.2.1
Обработка результатов. 50

2.2.2 Обсуждение результатов. 60

2.3 Результаты
участия женщин в тренинговой программе. 65

Выводы
по эмпирическому исследованию.. 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 84

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении
цели, что позволило изучить личностные особенности современных женщин с
проблемами питания и описать методы, которые могут привести к гармонизации
пищевого поведения.

Для этого были решены все
поставленные задачи.

В рамках решения первой
задачи исследования было определено понятие пищевого поведения и рассмотрены
виды пищевых зависимостей. Под пищевым поведением в работе понимаются все
компоненты поведения, объединенные процессом приема пищи: отношение к пище и ее
приему, пищевые привычки, особенности восприятия своего тела в контексте
питания и деятельность по его формированию. Поэтому нарушения пищевого
поведения трактуются как комплекс психогенно обусловленных поведенческих
синдромов, связанных с нарушениями процесса приема пищи. В качестве видов
пищевых зависимостей выделяются такие виды как нервная булимия, нервная
анорексия и неуточненные расстройства пищевого поведения (нарушения по типу
переедания, компульсивное переедание). Однако на текущий момент выделяют немало
субклинических проявлений расстройств пищевого поведения.

По итогам решения второй
задачи исследования в контексте особенностей пищевого поведения современных
женщин были рассмотрены сопутствующие личностные характеристики:

— созависимость как одна
из форм зависимого поведения, рассматриваемая как нарушение личности, при
котором возникает патологическая, аффективно окрашенная зависимость от другого
человека;

— отношение к моде как
отношение к сформированным в массовой культуре в настоящий момент
представлениям о красоте, привлекательности, соответствии стандарту;

— перфекционизм как уверенность
в том, самосовершенствование как собственное, так и окружающих, представляется
основной целью существования человека;

— тревожность как
качество личности, выражающееся в ожидании негативного результата при наличии
нейтральных, не несущих в себе реальной опасности условиях;

— стратегии преодоления
стрессовых ситуаций как направленность и индивидуальную активность поведения
человека в стрессовых ситуациях.

К особенностям пищевого
поведения современных женщин, по нашему мнению, было отнесено также стремление
к изменениям, готовность участвовать в тренингах и консультативных приемах,
позволяющим достичь трансформации, как на уровне пищевого поведения, так и на
уровне личностных перемен.

В результате решения
третьей задачи исследования были выбраны подходящие методики и методы для
изучения взаимосвязи описанных характеристик с особенностями пищевого поведения
современных женщин. В этот перечень вошли следующие психодиагностические
методики:


Шкала оценки пищевого поведения (ШОПП);


Опросник «Профиль созависимости» Н.Г. Артемцевой;


Шкала отношения к моде Н.Г. Артемцевой, Т.Н. Грековой;


Личностная шкала проявлений тревоги;


Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла;


Шкала перфекционистской самопрезентации П. Хьюитта.

По итогам решения
четвертой задачи исследования в качестве метода, позволяющего скорректировать
пищевое поведение современных женщин, был выбран тренинг, разработанный и
реализованный в рамках выпускной квалификационной работы, как серия
консультативных приемов. В его разработке мы исходили из такого предположения,
что само по себе участие женщин в подобном тренинге отражает их потребность в
изменениях. Потребность в изменениях выражается на двух уровнях: потребность в
изменениях пищевых привычек и пищевого поведения как более частая проблема, и
потребность в изменениях более глубокого характера, в изменениях своих
личностных особенностей как более значимая цель. При этом желание такого
тренинга, готовность принимать в нем участие, стремление измениться посредством
тренинговой работы относится, на наш взгляд, к особенностям пищевого поведения
современных женщин.

В результате решения
пятой задачи исследования был организован и проведен тренинг для женщин с
отклонениями пищевого поведения. Он состоял из 5-ти занятий, каждое по 2-3
часа. Его итогом стала индивидуальная онлайн-встреча с каждой из участниц,
длительностью в 30-40 минут, в рамках которой рассматриваются результаты
тестирования, происходит рефлексия пройденного пути, предлагаются
индивидуальные направления для дальнейшего развития. Участие в такой форме тренинга как консультативный прием, направленный на
изменения, способен помочь современным женщинам скорректировать и
гармонизировать пищевое поведение.

По итогам достижения
шестой задачи исследования мы пришли к следующему выводу. Анализ эмпирических
данных, полученных по выборке женщин до участия в тренинге, позволил доказать,
что существует взаимосвязь между нарушением пищевого поведения и
психологическими особенностями современных женщин, а именно: тревожностью,
стратегиями преодоления стрессовых ситуаций, созависимостью и перфекционизмом.
Взаимосвязи между нарушением пищевого поведения и такой психологической
особенностью современных женщин как отношение к моде выявлено не было. Поэтому
отмечаем, что гипотеза исследования была доказана во всех положениях, кроме
связи между нарушением пищевого поведения и отношением к моде.

Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотезы доказаны.

В заключение представим рекомендации
по консультативной работе с женщинами, у которых проблемы с пищевым поведением:

— наиболее целесообразно
в методологическом отношении реализовать консультативную работу как серию
консультативных приемов (в виде вебинаров);

— в процессе консультативного
приема, чтобы избежать переутомления участниц и снижения концентрации их внимания
из-за большого объема новых знаний, важно проводить перерывы (на 10-15 минут);

— во время вебинаров
эффективно использовать чат, в котором участницы могут задавать любые
возникающие вопросы; ответы можно давать в перерывах между раскрытием тем или
после окончания вебинара;

— для актуализации
интереса во время консультативных приемов можно использовать фрагменты кинофильмов,
мультипликационных фильмов, документальных съемок и пр.;

— по итогам участия в
серии консультативных приемов важно организовать индивидуальную онлайн-встречу
с каждой из участниц, в рамках которой реализовать обратную связь.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Анализ теоретико-методологического материала по проблеме
особенностей пищевого поведения современных женщин

1.1. Характеристика
пищевого поведения. Типы нарушения пищевого поведения В.Д. Менделевич дает такое определение: «Под
пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и её приёму, привычка
питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, поведение, ориентация на
образ собственного тела и деятельность по его формированию» [53, с.122]. Поведение
человека, по мнению В.И. Шостак, определяется как активная деятельность,
нацеленная на удовлетворение физиологических, биологических, социальных и
психологических потребностей [23].

Потребность
— это состояние внутреннего напряжения, в котором находится человек и ощущает
нехватку чего-либо. Часто потребность активизирует стремление избавиться от
данного дискомфорта и получить желаемое. Одной из биологических потребностей
первого порядка, требуемых для поддержания жизнедеятельности организма,
является потребность в пище. Такие явления, как голод, чувство насыщения и
аппетит имеют влияние на количество, периодичность и качество еды. Чувство
голода — это сочетание дискомфортных переживаний, включающих ощущение спазмов и
пустоты в желудке и состоящих в инстинктивном переживании нужды в еде [49]. Оно
отвечает за физиологическую регуляцию состава и объемов питания и появляется,
когда организм нуждается в пополнении энергетического баланса. Необходимо
распознавать физический голод и уметь различать его физические и психологические
проявления, которые переживаются, как тяга к пище при ее отсутствии, вызывающая
отрицательные эмоции и побуждающая искать еду для снятия напряжения. Такое
желание может играть роль психологического регулятора пищевого поведения и
называться аппетитом. Он отвечает за получение приятных ощущений и удовольствия
от пищи, желание съесть что-то определенное и образование пищевых привычек у
человека [23]. Привлекательность пищи в значительной степени определяется
отношением к ней. Аппетит может представлять собой как составляющую чувства
голода, так и присутствовать в качестве самостоятельного феномена, независимого
от фактора снижения уровня энергетического баланса организма. Таким образом,
аппетит может возникать под влиянием всевозможных условных раздражителей [23].
Состояние, временно снижающее чувство голода и аппетита имеет два названия:
насыщение и сытость. Испытывая его человек больше не имеет желания есть и может
остановить прием пищи, когда ощутит удовлетворение и наполненность желудка.

Несмотря
на то, что изначальная функция еды заключается в выстраивании новых клеток и
формирования различных химических соединений, которые необходимы для здоровья и
жизни, выбор человека не падает исключительно на продукты, которые поддерживают
и пополняют энергию. Еда в жизни человека играет большую роль, и она связана с
удовлетворением пищевых и непищевых потребностей. Обратимся к теории
деятельности, чтобы объяснить это явление. В данной теории рассматривается две
основные вехи: перед узнаванием о существовании предмета, который может
удовлетворить потребность и после того, как человек познакомился с этим
предметом. Первый этап характеризуется пребыванием в напряжении и тревоге,
исследованием разных объектов, которые потенциально могли бы удовлетворить
потребность. Опредмечивание случается в ситуации воссоединения потребности с
конкретным предметом и стремительная фиксация на первом объекте,
удовлетворившим потребность. В этот момент потребность трансформируется в
потребность в данном объекте и действия приобретают направленный характер [51].

По
мнению Ю.И. Савенкова, за регуляцию пищевого поведения, помимо базовых,
отвечают потребности высшего порядка, такие как: потребность в общении,
принадлежности, любви, самоутверждении. На формирование непищевых потребностей
в данном контексте могут влиять психологические и социокультурные факторы и
такие потребности будут появляться в следующих условиях:


общение во время совместной трапезы; —
имеющаяся цель в получении чувственного наслаждения;


наличие психоэмоционального напряжение и стремление его снять;


нужда в удовлетворении эстетической потребности;


желание поощрить себя путем потребления вкусной пищи;


стремление компенсировать неудовлетворенные потребности (потребность в
родительской заботе, общении);


необходимость поддержать существующие привычки и ритуалы (национальные,
семейные, национальные традиции) —
склонность к самоутверждению через соответствие каким-то
общепринятым стандартам красоты и выбор употреблять «престижную пищу»
[107].

Основой становления поведения человека может быть не только
неудовлетворенные потребности, но также имеющийся опыт и привычное мышление. С
этой точки зрения потребности выступают, как элемент, задающий вектор
поведения, но не всегда дает понимание его причин. Ведущую роль в регуляции
пищевого поведения отводят мотивационно-потребностной сфере, так как
потребность в удовлетворении чувства голода является базовой для обеспечения
жизнедеятельности организма [37]. У человека в один момент могут быть
актуализированы разные потребности, однако им будет удовлетворена только одна,
потому что выработанная мотивация позволяет реализоваться всего лишь одну
потребность. Мотивацией считается осмысленная причина, которая является основой
для выбора поступков и действий. Можно предположить, что пищевое поведение это
деятельность, взаимосвязанная с мотивацией питания [31]. В данном случае

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы