Биология и основ медицинских знаний Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Особенности организации учебно-воспитательного процесса у детей «группы риска»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Раздел 1. Психолого-педагогическая характеристика подростков «группы риска» 7

1.1 Психологическая сущность понятия «группа риска» 7

1.2 Сущность, структура и типология девиантного поведения 12

1.3 Современное состояние проблемы коррекции девиантного поведения в психолого-педагогической теории и воспитательной практике 16

1.4 Проектирование реабилитационного пространства в работе с детьми «группы риска» 36

Вывод по разделу 1 54

Раздел 2. Опытно-экспериментальное изучение педагогической деятельности с детьми «группы риска»в МБОУ «Теньковская СОШ» 55

2.1 Материалы и методы исследования 55

2.2 Выявление и изучение детей группы риска 57

2.3 Организационные социально-педагогические технологии 63

2.4 Рекомендации по улучшению определения путей коррекции учебно-воспитательного процесса у детей «группы риска» 72

Выводы по разделу 2 77

Заключение 80

Список использованных источников 85

Приложения 90

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Трансформация современного общества, изменение социального устройства государства проявили несовершенство традиционной системы воспитания. Директивная педагогика, рассматривающая влияние по схеме «требование – восприятие – действие», практически утратила свою эффективность, поскольку она не раскрывает существенных особенностей нравственного развития, не отражает всех тонкостей способов реагирования индивида на поставленное требование, умаляет активную роль личности в усвоении норм, не учитывает творческое овладение духовно-нравственными ценностями.

Как следствие у школьников, в частности подростков, нередко наблюдается недостаточный уровень нравственной культуры.

Специфика нравственного развития, выявление причин и условий возникновения различных форм девиаций, видов асоциального поведения путей ее коррекции вызывают устойчивый интерес исследователей.

Весомый вклад в исследование психолого-педагогических аспектов трудновоспитуемости, предупреждение правонарушений среди подростков внесли: К.Ушинский, П.Блонский, С.Шацкий, А.Макаренко, В.Оржеховская, В.Сухомлинский.

Философский аспект раскрытия истоков девиантного поведения отмечается в трудах Анисимова, А. Дробницкого, А. Скрипника и др.; психолого-педагогические аспекты — в работах: М. Алемаскина, Г.Бочкаревой, В. Демиденко, Л. Зюбина, Б.Кобзаря, А.Ковалева, П.Лесгафта, И.Невского, Т. Титаренко и др.; правовые – в исследованиях Ю. Антоняна, К. Игошева, М. Костицкого, В.Кудрявцева, Г. Миньковского, А. Тузова. Для разработки теоретических основ профилактики противоправного поведения имеют значение фундаментальные исследования общих проблем воспитания И. Беха, С. Беличевой, Б.Кобзаря, А.Киричука, И. Козубовской, В.Оржеховской, Г .Пустовита, А. Сиротенко, М. Фицулы.

Важное место в исследовании предупреждения девиантного поведения занимают научные труды по проблемам мотивации поведения: М. Бобневой, Л. Божович, А. Бодалева, В. Вилюнаса, В. Демиденко, Ю. Клейберга, В. Мерлина, Э. Натанзона, П. Якобсона и т.д.

Общие проблемы поведения личности анализируются в трудах Л. Божович, Л. Выготского, М. Дубинина, Б. Ломова, Л. Славиной, С. Рубинштейна, В. Крыжко, Е. Павлютенкова и т.д.

Существуют два вида факторов регуляции поведения – внешние и внутренние. К внешним факторам относятся социальные, групповые, личные нормы и ценности, на базе которых происходит оценка поведения личности. К внутренним факторам относятся ценностные ориентации и установки, система личного смысла и мотивов, лежащих в основе культуры поведения личности. В результате взаимодействия этих факторов и определяется поведение человека, которое квалифицируется положительно, если он не противоречит общепринятым эталонам поступков (просоциальный), и отрицательно, если он не совпадает с общественными нормами и правилами, нарушает их (девиантный).

Отметим, что большинство исследований было проведено в условиях стабильной, социально-экономической ситуации в обществе. Ориентируясь на будущее, молодежь должна формировать свой жизненный потенциал уже по отношению к рыночным отношениям, которые складываются в нашем государстве. Ситуация осложняется тем, что сегодня в государстве еще не приобрела устойчивость новая идеология жизни. Индивид самостоятельно определяет важные для себя цели, стремится к их достижению, причем не всегда общественно одобрительными методами. Все это оказывает негативное влияние и на современное состояние общеобразовательной школы. В таких условиях один из путей решения изучаемой проблемы заключается в создании такой системы воспитательной работы, которая активизировала бы процессы роста инициативы у детей младшего школьного возраста, давала бы возможность воспитанникам самим ставить цели личностного совершенствования, определять и укреплять свои положительные качества, укреплять свойственные им ценностные ориентиры.

Анализ специальной литературы позволяет выявить основное противоречие этой проблемы: несоответствие традиционных методов воспитания, современной социальной ситуации, в которой находятся дети, что и приводит во многих случаях к возникновению различных девиаций.

Учитывая высокий уровень девиантного поведения подростков, есть все основания полагать, что изучение коррекции девиантного поведения, его диагностика в воспитательном процессе, обоснование адекватных способов коррекционного воздействия является проблемой не только теоретической, но и прикладной. Учитывая это, мы избрали тему бакалаврского исследования «Особенности организации учебно-воспитательного процесса у детей «группы риска».

Объект исследования – организация учебно-воспитательного процесса у детей «группы риска» среди учеников 8-го класса в подростковом возрасте (14 лет).

Предмет исследования – дети «группы риска».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей организации учебно-воспитательного процесса у детей «группы риска» в МБОУ «Теньковской средней общеобразовательной школе».

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что девиантное поведение зависит от уровня сформированности познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы подростков, существуют разногласия по уровням сформированности этих сфер у детей с просоциальным поведением и детьми «группы риска».

Указанная цель и гипотеза исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Проанализировать состояние изучаемой проблемы в психолого – педагогической теории и воспитательной практике.

2. Экспериментально проверить эффективность диагностических методов девиантного поведения подростков, обучающихся в 8 классе.

3. Разработать психолого-педагогическую модель коррекции девиантного поведения молодежи в общеобразовательных школах.

Методологической основой исследования философская позиция о природе личности и ее духовных ценностях, о диалектической противоречивости формирования личности, о поведенческой детерминации внутренних и внешних факторов во взаимосвязи, о ведущей роли активности личности в исправлении её проступков (последствий девиантного поведения).

Теоретической основой исследования являются:

— фундаментальные научные положения и принципы: принцип системного подхода к пониманию личности (Б. Ананьев, Ю. Бабанский, И. Зязюн, Б.Ломов, К.Платонов, В. Татенко, Т.Титаренко и др.); положения о личности как активном субъекте деятельности (К. Абульханова-Славская, С.Рубинштейн); принципы детерминизма и развития, единства сознания и деятельности личности (Б. Ананьев, Л. Божович, Л. Выготский, С. Рубинштейн); положения о психологическом содержании и закономерностях воспитания (И. Бех, А. Бойко, А. Капская, В. Сухомлинский), положение о детерминирующей роли общения в развитии личности (М. Бахтин, В. Киричук, Н. Чепелева и др.), положения о морали как форме общественного сознания, признании его социальной и индивидуально-личностной детерминации (А. Кононко, А. Титаренко, Ф. Щербак);

— положения законодательных и нормативных документов об образовании.

Методы исследования. Основными методами исследования является анализ психологической и педагогической литературы на тему исследования; проведение тестирования, бесед, анкетирования для диагностирования познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой активности детей младшего школьного возраста; проведение эксперимента.

Экспериментальная база исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Теньковская СОШ» Теньковского сельского поселения Камско-Устьинского района. В психологическом эксперименте участвовали ученики одного из 8-х классов в возрасте 14 лет.

Научная новизна исследования состоит в апробировании методов диагностики девиантного поведения подростков и разработке модели психолого — педагогической коррекции их девиантного поведения.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что: уточнены понятия «группа риска» и «девиантное поведение»; охарактеризованы особенности поведения у разных типов детей – девиантов.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов в воспитательной работе разных типов учебных заведений, в практике работы социальных институтов воспитания.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Принципы педагогики задают общее направление воспитания и развития личности и служат основой для решения конкретных воспитательных задач. Поэтому обучение трудных детей включает в себя следующие принципы.

Первостепенная задача педагога — помочь ребенку развиваться, и все гуманитарные педагогические практики должны обеспечивать развитие и совершенствование ребенка во всех основных сферах человеческой деятельности.

Все методы оказывают комплексное воздействие на все основные области человеческого существа. Однако каждый воспитательный метод и соответствующий ему метод самовоспитания различаются по принципиальной области своего первоочередного воздействия на человека.

О детях, чье поведение отличается от общепринятых правил и норм поведения, говорят, что их сложно воспитать. Сложность понимания сопутствующих образовательных последствий, которые могут возникать в силу самых разных причин, связанных с усвоением различных социальных программ, знаний, умений, требований и норм в целевом учебно-воспитательном процессе.

Нормальное поведение ребенка предполагает его взаимодействие с микросферами, что адекватно отвечает его потребностям и последствиям социализации. Таким образом, девиантное поведение можно охарактеризовать как взаимодействие ребенка с микросферами, нарушающее его развитие, личностные особенности и работоспособность, противоречащее устоявшимся в обществе морально-правовым нормам.

Используя методы и принципы, педагоги социального обеспечения могут целенаправленно воздействовать на мысли, поведение и эмоции подростков и влиять на окружающую среду. Существующие методики работы с трудными подростками с целью постановки девиантного поведения под социальный контроль.

Когда с такими детьми работают социальные педагоги, их цель – помочь преодолеть кризисное состояние. По смыслу общественно-воспитательной деятельности следует говорить о социально-воспитательной работе на уровне предметно-предметного взаимодействия с конкретными подростками или социальными группами, реализующей культурно-оздоровительную, профилактическую, реабилитационную, коррекционную и воспитательную функции.

Существует определенная связь между девиантным поведением и чертами личности, точнее, набором качеств. Но последняя сама по себе, даже если ее рассматривать систематически, не может служить непосредственным механизмом девиантного поведения. Промежуточным звеном здесь является трансформация уровней мотивации и формирование соответствующих предвзятых ориентаций под влиянием среды.

Констатирующий эксперимент показал, что девиантное поведение зависят от уровня сформированности познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы старшеклассника. В ходе этого эксперимента было обнаружено существование существенных разногласий по уровням сформированности этих сфер у подростков с асоциальным и девиантным поведением. Так, низкий уровень познавательной активности имел каждый восьмой старшеклассник с девиантным поведением и каждый тринадцатый старшеклассник с просоциальным поведением, средний — каждый второй старшеклассник с девиантным и о социально поведением, высокий – каждый девятый старшеклассник с девиантным поведением и каждый седьмой старшеклассник из просоциальным поведением.

В эмоционально-волевой сфере девиантных подростков с низким уровнем в три раза больше, чем подростков с о социально поведением, показатели среднего уровня у подростков примерно одинаковые, подростков с высоким уровнем в полтора раза больше, чем подростков с девиантным поведением.

В поведенческой сфере девиантные старшеклассники с показателями низкого уровня сформированности составляют треть, а старшеклассники с о социально поведением — пятую часть, старшеклассники с показателями среднего уровня сформированности составляют чуть более половины в обеих группах, за высоким уровнем — десять и четвертую части соответственно.

Проведенная экспериментальная работа, а именно участие подростков в группах оптимального психологического воздействия с коррекционной программой, показала положительную динамику изменений, которые произошли по всем указанным выше компонентами.

Так, в сфере познавательной активности количество подростков с низким уровнем сформированности сферы уменьшилась в четыре раза, со средним уровнем — увеличилась в 1,2 раза, с высоким — увеличилась в 1,5 раза.

Расхождение между показателями сформированности эмоционально-волевой сферы составила: на низком уровне — в два с половиной раза (в сторону уменьшения количества таких подростков) среднем — в 1,2 раза (в сторону увеличения) высоком — в 1,4 раза (в сторону увеличения).

В поведенческой сфере расхождение между показателями сформированности этого компонента составила: на низком уровне — в три с половиной раза (в сторону уменьшение количества таких подростков) среднем — в полтора раза (в сторону увеличение) высоком — 1,2 раза (в сторону увеличения).

Можно сказать, что в процессе работы с трудной молодежью главное иметь должный интерес. Вы должны запрограммировать себя на успех. Мотивацией может быть: желание получить новый опыт в проблемной ситуации, так как повторения в данном случае нет; желание расти профессионально и найти новые принципы и методы работы с такими детьми; Желание понять и помочь молодежи, помочь им решать проблемы.

От способности руководить своей деятельностью в свободное время до достижения общих целей, реализации их жизненной программы, развития и улучшения их основных сил, социального благополучия молодого человека, удовлетворения его свободного времени, многое зависит.

Желание переосмыслить и критически переоценить все вокруг нас, утвердить нашу независимость и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. д.

Человек впитывает определенное мировоззрение, взгляд на общество, явления и события: он усваивает правила поведения, принятые в этом обществе, практикует, впитывает накопленные знания, навыки, приемы. Каждый человек по-разному связан с окружающим миром, с обществом, а главное, через отношения, формирующиеся в процессе производства и потребления материальных благ. Эти отношения имеют принципиальное значение для формирования личности человека, сознания.

Доминирование в досуге эмоций и покорности радостям, развлечениям, интеллекту и воле диктуется главной целью «досуга» — это физическое, психологическое расслабление, разрядка, отключение от работы и повседневных проблем. Активная диверсия позволяет варьировать от обязательных до факультативных случаев, от серьезных до веселых, с умственным стрессом на физическом уровне, со знанием развлечений от пассивного отдыха до активного. И, наоборот, необходимо полагаться на «схемы коммутации», характерные для культурных и досуговых учреждений, и способы эмоционального и иного расслабления, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.

В педагогическом плане деятельность культурно-досуговых учреждений заключается не столько в обеспечении каждого человека самыми разнообразными видами деятельности, сколько в том, что человек получает удовольствие от участия в досуговой деятельности, которая разнообразит и углубит все стороны его личности: интеллектуальную, нравственную , эстетическое Я считаю, что вся работа в современных культурно-досуговых центрах должна строиться на системе мер с определенного ракурса не только для удовлетворения потребностей в отдыхе или новой информации, но и для развития личностных способностей. Поэтому досуг как фактор формирования и развития усвоения своей культурно-духовной ценности.

Таким образом, мы можем сказать следующее: досуг — одна из форм жизни молодежи. Условия проведения досуга имеют огромный потенциал для развития личности молодого поколения, а также для самосовершенствования личности.

Все эти формы досуга молодежи осуществляются в учебных заведениях, учреждениях культуры и молодежных клубах сообщества.

 

Фрагмент текста работы:

 

Раздел 1. Психолого-педагогическая характеристика подростков «группы риска»

1.1 Психологическая сущность понятия «группа риска»

Постоянные нестабильные ситуации, охватившие международное сообщество, характеризуются общими для разных стран кризисными характеристиками, такими как усиление социальной изоляции молодежи и растущее распространение саморазрушительного поведения среди детей, ведущего к преступности, проституции, наркомании, алкоголизму и другим негативным явлениям. Разрушение семейной системы становится все более ощутимым, а неспособность должным образом заботиться о детях и выполнять родительские обязанности часто создает опасные условия для жизни и развития ребёнка. Из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних.

В настоящее время понятие «ребенок группы риска» является общепринятым, однако существуют различные его толкования, требующие уточнения и развития. По П. Д. Павленок, «риск» означает возможность, событие с высокой вероятностью, которое может произойти или не произойти, как правило, негативное и нежелательное [26, с. 299]. Так что когда говорят о «детях в группе риска», имеют в виду, что на них влияют неблагоприятные факторы, которые могут сыграть или не сыграть роль в их последующем выборе линии поведения. «Группа риска» — это категория детей, чей социальный статус по тем или иным причинам настолько неустойчив, что они едва ли могут самостоятельно преодолеть возникающие в их жизни трудности; в результате все это может привести к потере ими социального смысла, духовности, морального облика, даже биологической смерти. По мнению Л.Я. Олиференко, понятие «детей группы риска» сегодня можно считать универсально применяемым, при условии, что речь идёт о детях, на которых влияют определённые негативные факторы [30, с. 40].

Однако Н.А. Литвинова описывает понятие «риск» как ситуативную характеристику проблемной деятельности, предполагающую неопределенность последствий, при которой возможны ошибочные или успешные альтернативы. На основе концепции риска возникла концепция «групп риска». Группа риска — это собирательное понятие, обозначающее категорию детей, чей социальный статус по тем или иным причинам неустойчив и которые практически не способны преодолеть возникающие в их жизни трудности в силу негативных внешних факторов. Фактически, речь идет о двух аспектах риска: для общества, которое создает таких детей, и для самих детей (потеря жизни или здоровья, неблагоприятные условия для полноценного развития и т.д.) [20, с. 81].

К категории несовершеннолетних «групп риска» относятся молодые люди из неблагополучных семей, плохо успевающие в школе и отличающиеся разнообразным аномальным поведением. В последнее время наблюдается значительный рост беспокойства психологов и социологов в отношении этой группы. Обозначенная категория включает наибольший риск с точки зрения поддержания законопослушного поведения и правосознания, так как эти несовершеннолетние еще не являются преступниками, но уже имеют недостатки в социализации (и проблемы с законом). Эта категория несовершеннолетних включена в группу риска по двум причинам:

1) экологический и социальный вред, причиняемый девиантным и потенциально делинквентным поведением;

2) саморазрушительное поведение (риск потери жизни, здоровья, нормальных условий развития) [33, с. 206-207].

На основе анализа современной научной и учебной литературы можно выделить следующие элементы понятия «группа риска». Дети из «групп риска» — это те, кто в силу определенных жизненных обстоятельств более других категорий детей подвержен негативному внешнему воздействию со стороны общества и его исполнителей, что приводит к естественной дезадаптации. Как правило, в эту категорию входят дети из неблагополучных семей, которые характеризуются плохой успеваемостью в школе и различными отклонениями в поведении [26, с. 21].

В научной психолого-педагогической литературе понятие «подростки группы риска» имеет множество синонимов: «вызывающие трудности», «проблемные», «дезадаптированные», «имеющие педагогическую запущенность», «подростки в социально опасном положении», «подростки в трудной жизненной ситуации», «подростки из неблагополучных семей» [34, с.306].

Латинское слово «deviatio» отклонения (от via – дорога) используется в социальной педагогике как аналог понятия «отклоняющееся поведение». В отечественной социальной педагогике девиантность рассматривается как поведение, находящееся на границе между законопослушностью и криминальностью (делинквентностью) [6, с. 42].

Несомненно, эта грань чрезвычайно тонка и часто определяется случайностью, поскольку образ жизни и направленность поступков подростка с отклоняющимся поведением таков, что он в любой момент может быть признан обществом как делинквент.

Для свойства отклонений от норм поведения в психологии употребляют особые определения делинквентность и девиантность.

По мнению Ф.А. Мустаевой, термин делинквентное поведение определяет психологическую предрасположенность к преступлению, а «девиантное поведение» — это система поведения, отклоняющаяся от общепринятых норм или психического здоровья, правовых, культурных и моральных норм, то есть проявляется как отклонение от норм психического здоровья, характеризующееся явным или скрытым психопатическим или антиобщественным поведением, нарушающим какие-либо социальные, культурные или правовые нормы. Такое поведение называется правонарушением, когда оно незначительно, и преступлением, когда оно серьезно и наказуемо в соответствии с уголовным законодательством. Таким образом, отмечается тематика присутствия преступного (незаконного) и криминального (преступного) поведения [28, с. 86].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы