Начальное образование детей с нарушением слуха Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Особенности обучения глухих школьников разговорной речи в начальных классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические особенности обучения глухих детей 5

1.1 Особенности речевого развития детей с нарушением слуха 5

1.2 Роль разговорной речи в обучении и воспитании глухих школьников младших классов 8

1.3 Современные тенденции обучения детей с нарушением слуха 11

Глава 2. Методические особенности обучения глухих школьников разговорной речи в начальных классах 18

2.1 Программные требования по развитию разговорной речи в школах для глухих 18

2.2 Аспекты коррекционной работы по развитию разговорной речи у глухих младших школьников 21

Заключение 30

Список литературы 32

  

Введение:

 

На современном этапе развития общества и образования одной из центральных научно-практических проблем, привлекающих внимание отечественных ученых (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, К.Г. Коровин, М.И. Никитина, Л.П. Назарова, Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова), является проблема речевого развития детей с нарушением слуха. Речь выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и влияния на других людей. Для учеников хорошо развитая речь — залог успешной учебы. Развитие речи в школе для глухих детей включено во все уроки, и это целостное речевое развитие.

Обучение речи в школе для глухих происходит через деятельность и те потребности, которые возникают во время этой деятельности. При этом необходимо учитывать особенности речевого развития глухих школьников.

Объект исследования: процесс развития разговорной речи младших школьников с нарушением слуха.

Предмет исследования: особенности обучения глухих школьников разговорной речи в начальных классах

Цель курсовой работы – раскрыть особенности обучения глухих школьников разговорной речи в начальных классах.

Задачи курсовой работы:

— раскрыть особенности речевого развития детей с нарушением слуха;

— изучить роль разговорной речи в обучении и воспитании глухих школьников младших классов;

— выделить современные тенденции обучения детей с нарушением слуха ;

— проанализировать программные требования по развитию разговорной речи в школах для глухих;

— исследовать аспекты коррекционной работы по развитию разговорной речи у глухих младших школьников.

Методы исследования: анализ, изучение, обобщение, систематизация литературных данных.

В соответствии с задачами исследования разработана структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В последнее время коммуникативному восприятию учащихся уделяется особое внимание, поскольку успехи в речевом развитии определяют эффективность усвоения других школьных дисциплин, создают предпосылки для активного и содержательного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Теоретические основы речевого развития учащихся с нарушениями слуха связаны с изучением природы языка и его роли в социальном и когнитивном развитии человека; с особенностями умственного и языкового развития детей с нарушением слуха; психолого-лингвистическими закономерностями речевого овладения слышащим ребенком и их учет в речевом развитии глухих детей.

Основная задача речевого развития в начальной школе — научить глухих школьников выражать свои мысли, чувства и желания, выстраивать развернутый монолог о своих переживаниях и впечатлениях, обо всем, что происходит в их жизни с помощью устной речи.

Работа по речевому воспитанию и коррекции предполагает использование естественных и специально созданных ситуаций, требующих общения между детьми. В учебное время речь очень богата передаваемым смысловым содержанием. В потоке речевой информации словесный материал отбирается с учетом фонетического принципа.

Развитие произношения происходит через специальные упражнения, через общение с окружающими. Построение работы возможно только в условиях организованного специального образовательного процесса. Одним из обязательных условий эффективной работы над речевым развитием является полноценная слухо-речевая среда, требующая активного речевого общения с учениками на слухо-зрительной основе.

Через общение глухой ребенок познает нормы социального поведения, общения с окружающими. В процессе общения с разными людьми — взрослыми, сверстниками, старшими и младшими школьниками, слышащими детьми разного возраста — ребенок постепенно накапливает знания, информацию о мире вещей, идей и отношений и эмоционально развивается. В общении с окружающими происходит самопознание, формируется самооценка, представление о себе, основанное на отношениях: к себе через партнеров по общению.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические особенности обучения глухих детей

1.1 Особенности речевого развития детей с нарушением слуха

Проблемы формирования речи у детей с нарушением слуха изучали следующие исследователи: Ф. Ф. Рау, С. А. Зыков, Р. М. Боскис, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф. Освоить словесную речь глухие и слабослышащие дети могут только в условиях специальной подготовки.

Гуманистические принципы, по которым реформируется современное образование, стали предпосылкой для поиска новых форм обучения детей с расстройствами слуха. Традиционно такие дети обучались в нашей стране в специальных школах-интернатах. Признавая положительный опыт этих учреждений в подготовке к взрослой жизни, В.И. Бондарь, Л.С. Выготский, В.В. Засенко в то же время отмечают, что круглосуточное пребывание ребенка в интернате в определенной степени приводит к фиксированию внимания на расстройстве, ослаблению родственных связей, ограниченности социальных контактов, сдерживает формирование интегративных процессов, следовательно, может вызвать и развитие некоторых негативных личностных черт, снизить возможности социализации [1; 4].

Поиск возможностей избежать изоляции без ущерба для развития и обучения с расстройствами слуха воплотился в создании и внедрении в практику интегрированной формы обучения. Вопрос интегрированного обучения стал предметом обсуждения на многих научных сессиях, конференциях, семинарах, съездах. В последние годы во многих странах мира наблюдается тенденция к увеличению количества детей с пониженным слухом, обучающихся среди сверстников с сохраненной слуховой функцией. Нередки примеры интегрированного обучения детей с расстройствами слуха и в России. Предполагается в ближайшее десятилетие охватить интегрированным обучением значительный процент.

Т.Г. Богданова определяет, что обязательным условием для комфортного пребывания и качественного обучения в массовой школе является речевое развитие ребенка с расстройством слуха, которое максимально приближено к возрастным нормам [1].

Ребенок с расстройством слуха требует особого внимания в классе, применения специфических приемов и средств, направленных на предупреждение и преодоления негативных вторичных последствий нарушения слуховой функции. Наиболее сложным и ответственным в этом отношении является начальный период обучения в школе. Необходимость дополнительной работы, прежде всего, касается речевого развития ребенка как функции, которая испытывает наибольшее поражение из-за нарушения слуха. Предупреждение и коррекция недостатков речи ребенка требует применения специфических приемов обучения. Традиционные методики формирования речи детей с расстройствами слуха не могут полностью решить задачу методического руководства развитием речи ребенка с нарушенным слухом в классе слышащих, поскольку их применение рассчитано на использование сурдопедагогами в условиях специальной школы-интерната.

Несовершенство слуховой функции не только делает невозможным или значительно усложняет восприятие звуковых сигналов из окружающей среды, но и отрицательно сказывается на возможности различения звуков речи по их физическим, акустическим признакам [18]. Усложняется процесс формирования звуковых образов слов, их узнавание. Это, в свою очередь, мешает правильному установлению связи со значением слов. Выявлена неточность сложившихся словесных значений, их недостаточная дифференцированность, характерное расширение или сужение значений, их смешение. Наблюдается также количественная недостаточность словарного запаса. Ж. И. Шиф отмечает плохое понимание речи – как устной, так и письменной, как на уровне отдельных слов, так и словосочетаний, предложений, текстов [22]. Неполноценное слуховое восприятие не позволяет проконтролировать собственное произношение и осознать звуко-буквенный состав слов в речи других. Это обуславливает специфичность фонематических представлений в сознании ребенка. Несформированность фонематических представлений сказывается как на устной, так и на письменной речи и проявляется в выпадении безударных частей слова, смешении согласных по признакам звонкости-глухости, твердости-мягкости, свистящих с шипящими, пропусках, перестановках букв и слогов. Плохое восприятие начальной префиксальной, конечной суффиксальной частей слова и его окончания, которые (в основном) находятся в безударной, тяжелой для восприятия позиции, приводит к недоразвитию грамматической стороны речевого развития. Оно проявляется в ошибках в письме и при говорении. Такие нарушения проявляются в неправильном использовании окончаний, суффиксов, приставок, предлогов. Часть из них относят к нарушениям словообразования и объясняют несовершенным обладанием значением образующих морфем. Это, прежде всего, использование в словах суффиксов и приставок, нетипичных для этого слова и характерных для другого, пропуски морфем, добавление лишних морфем. Аграмматизмы в речи возникают также из-за несформированности синтаксических связей слов в словосочетаниях и предложениях. Часто ошибочным оказывается синтаксическое построение предложений, имеющее следующие проявления: пропуски отдельных членов предложения, частей сложного сказуемого, частиц усиления и отрицания, неправильная последовательность слов, неправильное употребление союзов и т.д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы