Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему «Особенности образа семейной системы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением эмоциональной сферы»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста 6

1.1. Содержание и сущность, понятия детско-родительских отношений 6

1.2. Характеристика образа семьи у дошкольников 10

Выводы по 1 главе 14

Глава 2. Специфика нарушения эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 16

2.1. Особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 16

2.2. Особенности нарушений эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 20

Выводы по 2 главе 27

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей формирования образа семьи у детей дошкольного возраста 28

3.1. Организация и методы исследования 28

3.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 33

Выводы по 3 главе 46

Заключение 48

Список литературы 51

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что отношения между родителем и ребенком это всегда диада, и каждая сторона в этой диаде проявляет определенные моменты в общении, взаимодействии. Именно межличностное взаимодействие позволяет определить наличие тех или инх проблем, которые в нем возникают, все эти фактора оказывают влиение на эмоиональную сферу ребенка.

Внутрисемейное взаимодействие является главным вопросом во многих работах отечественных и зарубежных психологов (М. И. Алексеева, Э. Берн, Дж. Боулби, Т. В. Буленко, Г. Я. Варга, В. А. Васютинский, Я. А. Гошовский, А. Джерсильд, Э. Г. Эйдемиллер, М. Эйнсворт, Г. В. Ивончик, З. Г. Кисарчук, М. Кляйн, В. В. Ковалев, М. Е. Мьягер, А. И. Пенькова, Л. П. Синютка, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, Т.М. Титаренко, А. Фрейд, В. В. Юстицкис и др.).

Отмечается важность изучения семьи как целостного феномена, с учетом взаимодействия, разворачивающегося в детско-родительской подсистеме. Наша работа имеет в фокусе внимания детско – родительские взаимоотношения которые являются одним из ведущих факторов развития свойств личности ребенка. Неблагоприятные семейные условия обуславливают возникновение нарушений у ребенка, неадекватную самооценку, деструктивные межличностные отношения. Детско-родительские отношения являются сложной структурой взаимодействия детей и родителей и формируют образ семьи у детей.

При этом, стоит отметить, что значительная роль в развитии эмоциональной сферы происходит в семье. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева придавали главную роль авторитету родителей, именно значимый взрослый, семья влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка.

Существует множество факторв, от которого зависит развитие эмоционально сферы ребенка: состав семьи, стиль родительского воспитания, межлиностное общение между всеми членами семьи. Если все эти факторы позитивные, то и эмоиональная сфера ребенка будет позитивной, а вот дестабилизация детско-родительских отношений приводит к нарушению эмоций ребенка, сто влет за собой вспышки агрессии, тревожность. Все эмоциональные нарушения, а в последствии и поведенеские ведут к возникновению разлиных видов девиаций.

Вместе с тем изучение особенностей образа семейной системы у детей изучены мало. Потребность восполнить указанный пробел определяет актуальность исследования. Обнаруженное противоречие между запросами социального заказа со стороны дошкольной образовательной организации и в оптимизации детско-родительских отношений в деятельности педагога-психолога определяет проблему исследования.

Цель исследования – изучить особенности образа семьи, имеющегося у ребенка с нарушением в эмоциональной сфере.

Объект исследования – образ семьи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – образ семейных отношений у детей с тревожным и агрессивным поведением.

Гипотеза: тип родительских отношений взаимосвязан с формированием образа своей семьи у дошкольников.

Тип родительских отношений взаимосвязан с формированием образа своей семьи у дошкольников с тревожным и агрессивным поведением.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть содержание и сущность, понятия детско-родительских отношений.

2. Изучить особенности формирования образа семьи у дошкольников с тревожным и агрессивным поведением.

3. Провести эмпирическое исследование особенностей образа семейной системы у детей с тревожным и агрессивным поведением.

Методы и методики исследования:

1) теоретические методы: это анализ психолого-педагогической литературы и методы сбора эмпирических данных;

2) эмпирические методы:

1) тестирование, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования;

2) психодиагностические методики:

— для детей — проективная методика «Рисунок семьи» (Л. Корман); методика «Семейная доска Геринга» (авторы К. Людевига и У. Уилкена); Тест руки Вагнера (Н. Я. Семаго); Тест тревожности (Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки), Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А. И Захарова и М. Панфилова),

— для взрослых — тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столина); методика «Ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов); тест А. И Захарова на оценку уровня тревожности; количественная и качественная обработка результатов исследования,

-для воспитателей — Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко); «Опросник на тревожность детей» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что основные выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в деятельности практических психологов по вопросам оптимизации детско-родительских отношений, а так же вопросам снижения детской агрессивности и тревожности.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Наша работа имела в фокусе внимания детско – родительские отношения, которые являются одним из ведущих факторов развития свойств личности ребенка. Неблагоприятные семейные условия обуславливают возникновение нарушений у ребенка.

Анализируя научную литературу было выявлено, что детско-родительские отношения – это система воспитательных, эмоциональных, межличностных взаимоотношений, которые складываются в современной семье по отношению к ребенку. В основе взаимоотношений в системе «родители – ребенок» лежит осознанная или неосознанная оценка ребенка родителями, которая выражена в стилях воспитания в виде определенных поведенческих стереотипов, отношений, согласно выработанным нормам и взглядов и особенностей отношения родителей (матери, отца) к ребенку.

Образ семьи – это субъективное представление ребенка о семье, которое складывается в сознании ребенка через такие структурные составляющие как: восприятия ребенком взаимодействия между всеми ленами семьи: эмоциональный и поведенческий аспекты, отражение в понятии «образ семьи» знаний ребенка о специфике ее функционирования и определения своего места в нем, знание о семейных ролях, ответственности, формирование своей позиции, участие ребенка в жизни семьи, оценка мотивов участия, своего места в ней.

Именно поэтому, образ семьи имеет структуру: эмоциональный аспект, поведенческий, когнитивный и мотивационный.

В работах Л.С Выготского, а позднее А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой и др. показано значение авторитетного взрослого для развития эмоциональной и нравственных сфер детей.

Е.П. Ильин разделяет эмоциональную сферу на негативную (аффект, злость, агрессия, тревога) и позитивную (радость, восторг). Стиль семейного воспитания, общения, эмоциональный контакт родителей и детей, оказывают влияние на агрессию, тревожность ребенка, и, как следствие возникновению девиантного поведения.

В дошкольном возрасте появляются такие новообразования: эмпатия и адекватная реакция на поведение, отношения, эмоциональные состояния родителей. Дети умеют определять свои направления эмоций и эмоциональных отношений на значимого взрослого, учатся видеть и понимать моральные нормы и правила. Так, для новорожденного важнейшими эмоционально творческими факторами являются непосредственный контакт с матерью и условия удовлетворения основных потребностей. В старшем дошкольном возрасте ведущими выступают условия невербальной коммуникации с родителями и окружением, эмоциональный климат, благополучие в семье.

Влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка очевидна. Семья для ребенка является микромиром его социализации, эмоционального развития. Именно поэтому, правильно выбранная родительская позиция по воспитанию ребенка, считается очень важной. Стиль семейного воспитания, общение, эмоциональный контакт родителей и детей, оказывают влияние на агрессию, тревожность ребенка, и, как следствие, возникновению девиантного поведения

Определившись с понятием «образ семьи» и «эмоциональная сфера» было проведено эмпирическое исследования. На основании результатов исследования, можно констатировать, что у родителей, придерживающихся типа родительского отношения «Симбиоз и инфантилизация» образ родителей, следующий: добрый, любящий и играющий. Дети выбирают такой тип взаимодействия, как «взаимодействие рядом» и «Ребенок центр семейной системы», ребенок такого родителя рисует его цветными карандашами, прорисовывая детали, индивидуальные черты. У таких детей порисованы такие дополнительные предметы: солнце, детали одежды. Эти дети в большинстве случаев образ доброго и любящего родителя связан с образом матери, а стремление избежать порицания и наказания ассоциируется с образом отца. У родителей, придерживающихся типа детско-родительских отношений «Контроль, симбиоз и инфантилизация», дети в большей степени выбирают такой тип взаимодействия, как «доминирование», «группировка». При этом дошкольники прорисовывают образ членов своих семей схематично. Плохо видны лица родителей, черты их лица, используют в основном темные цвета, между членами семьи есть какие-то предметы и у дошкольника получение поощрения ассоциируется с образом матери.

В результате математического анализа на уровне тенденции по группам, уровень агрессивности в группе с положительным образом семьи (ПОС 1) в целом ниже, чем в группе детей с негативным образом семьи (НОС2). Уровень тревожности в группе детей 1 ниже, чем в группе 2. Большее количество страхов обнаружилось в группе с положительным образом семьи. Так же исходя из полученных результатов по методикам для родителей и воспитателей были обнаружены значимые различия. Родители и воспитатели выступали как эксперты, можно говорить, что в группе детей с негативным образом семьи они воспринимаются и оцениваются как более агрессивные и тревожные. Полученные данные частично подтверждают гипотезу исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Содержание и сущность, понятия детско-родительских отношений

Во все времена развития науки, семье отводилась ведущая роль в формировании и развитии ребенка. Именно стиль отношении к ребенку со стороны родителей, его установки ценности, передавались ребенку. Именно семенное взаимодействие оказывало влияние на развитие и формирование эмоциональной сферы детей.

Важнейшими социальными функциями семьи являются воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывают семейную микросреду, образ жизни семьи, ее традиции и стиль взаимоотношений между всеми членами [1; 2; 9].

Большое значение в семейном воспитании играет выбранный воспитательный стиль.

Стиль детско-родительских отношения – это ведущий фактор взаимоотношений родителей с ребенком, который опосредует пределы и меру воспитательного воздействия, качество и тесноту эмоционального контакта, мотивы воспитания, удовлетворение потребностей ребенка, социальный контроль, запреты и ограничения, способы решения конфликтных ситуаций, учет возрастных особенностей ребенка и степени его самостоятельности и тому подобное.

Социальная детерминированность стиля отношения (установки, убеждения, потребности) допускает его изменение в ходе целенаправленного воздействия (на основе развития рефлексивных механизмов). Исследуя влияние детства на жизнь человека, в том числе и родительское, основатель транзакционного анализа Э. Берн утверждал, что именно в раннем детстве закладывается своеобразный сценарий дальнейшего поведения человека. Называя этот период «периодом сценарного программирования», ученый отмечал, что этот психологический импульс подталкивает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его собственного сознательного выбора.

Сценарий — это постоянно разворачивающийся план жизни и формирующийся еще в раннем детстве (до 6 лет) большей частью под влиянием родителей [9]. Благодаря отношению матери к ребенку, по мнению А. Адлера, уже к пятилетнему возрасту формируется жизненный стиль ребенка, который практически не меняется в дальнейшем [2].

На основе этого опыта отношения с матерью, входе индивидуальной интерпретации и анализа, избирается собственный путь, жизненный стиль достижения цели. Органическая слабость, распущенность и родительское отторжение ребенка могут повлиять на выбор ребенком ошибочного жизненного стиля, что, как видим, почти полностью лежит в зоне компетенции родителей.

Детско-родительские отношения можно охарактеризовать следующими детерминантами:

— эмоциональная связь между ребенком и родителями, которая проваляется в любви, заботе, внимании со стороны родителей,

— мотивация родительства: были ли родители готовы к рождению и воспитанию ребенка,

— степень участия родителей в семейном воспитании,

— внимание родителей к потребностям детей,

— стили семейного воспитания, общения,

— способы решения внутрисемейных проблем, поддержка автономии ребенка,

— социальный контроль в воспитании: основные правила, требования, способы контроля поведения ребенка, поощрения, родительский контроль,

— устойчивость, последовательность в воспитании ребенка.

Детско-родительские отношения непосредственно связаны с стилем семейного воспитания.

Стили воспитания отличаются прежде всего по таким признакам, как требовательность и чуткость, среди них выделяют такие:

1. Гиперопека (чрезмерная опека) – данный стиль оспитания относится к дисгармоничному, т.к. при этом ситиле родители проявляют заастую чрезмерную заботу о воспитании ребенка, желанием все сделать за него, отгородить ото всех неприятностей, лиша ребенка самостотельности.

Из-за боязни потери авторитета родители часто снижают уровень требований к ребенку, что впоследствии может сказаться инфантильностью, эгоизмом, чрезмерной уверенностью в собственной уникальности. Чрезмерная опека родителей и возложение слишком больших надежд на будущее своего ребенка могут спровоцировать у него нерешительность, несамостоятельность, тревожность [17].

2. Авторитарный стиль характеризуется высоким уровнем требовательности и низким уровнем отзывчивости. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, выступают как авторитетные фигуры, их поведение по большей части директивная и основывается на указаниях и силе, а для ребенка устанавливаются строгие ограничения.

Обвинения, замечания, наказания доминируют во взаимоотношениях родителей с ребенком при авторитарном стиле. Авторитарность характеризуется высоким уровнем контроля и отчужденностью взаимоотношений с детьми.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы