Платная доработка на тему Особенности нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ 5
1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 5
1.2 Дислалия: понятие, этиология, виды, классификация 10
1.3 Психолого-педагогические особенности детей с дислалией. Специфика произношения свистящих звуков 15
Выводы по первой главе 18
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ 19
2.1 Организация констатирующего эксперимента по изучению особенностей нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией 19
2.2 Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента 22
2.3 Логопедические рекомендации по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией 26
Выводы по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А Дифференциальная диагностика дислалии и минимальных проявлений дизартрии 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Задания для изучения состояния артикуляционной моторики 37
ПРИЛОЖЕНИЕ В Задания для обследования фонематического анализа и синтеза 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Стимульный материал для изучения нарушений свистящих звуков 39
Введение:
Актуальность темы исследования. Формирование речевой компетентности – одна из приоритетных задач всестороннего гармоничного развития ребенка в дошкольном возрасте. Однако, по исследованиям различных авторов Европы и СНГ нарушения звукопроизношения наблюдается в 17-42% детей дошкольного возраста. Причем существует устойчивая тенденция к увеличению этого показателя – по данным профессора Н. Ханеман (Майнский университет) за последние пять лет он вырос более чем на 20% [15, с. 5]. Чаще всего такие нарушения выражены дислалией. Одним из вариантов нарушенного звукопроизношения является искажение. Искажение произношения звука имеет тенденцию к закреплению и требует своевременной и непременной коррекции [12].
Цель исследования – выявление особенностей нарушения свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
Объект исследования – звукопроизносительная сторона речи дошкольников с дислалией
Предмет исследования – особенности нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
Гипотеза исследования: звукопроизношение у детей с дислалией имеет свои особенности, которые состоят в замене шипящие звуки на свистящие.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Организовать и провести констатирующий эксперимент по изучению особенностей нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
3. Представить количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Разработать логопедические рекомендации по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
Теоретико-методологическая база исследования. Исследования и методические разработки по данной проблеме проводились многими выдающимися учеными. Вопросам речевого онтогенеза занимались Дж. Брунер, Л. Выготский, А. Гвоздев, М. Жинкин, А. Леонтьев, А. Лурия, М. Львов и другие ученые. В частности, развитие фонетико-фонематических процессов в онтогенезе изучали А. Богуш, А. Божович, А. Винарская, Е. Соботович, В. Тищенко, Т. Туманова, Т. Филичева, Г. Чиркина, М. Швачкин и другие ученые. Вопросами речевого развития дошкольников занимались Л. Калмыкова, К. Крутий, М. Лисина, Т. Пироженко, Ф. Сохин, Л. Федоренко и другие ученые.
Исследование сущности, патогенеза дислалии, разработку методик диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения осуществили Н. Гаврилова, Б. Гриншпун, А. Правдина, Ф. Рау, А. Ревуцкая, Ю. Рибцун, М. Савченко, Т. Филичева, М. Фомичева, М. Хватцев, Н. Чевельова, Г. Чиркина, М. Шеремет и другие ученые.
Методы исследования:
– теоретические (анализ литературы по теме исследования, синтез и обобщение);
– эмпирические (наблюдение);
– методы количественной и качественной обработки данных.
База эмпирического исследования: _______________________________.
Выборка исследования: в исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраст (5-6 лет), среди которых 5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с дислалией.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, выводами по главам, заключением и списком использованной
Заключение:
1. В онтогенезе развитие звукопроизносительной стороны речи происходит параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего психофизического развития. К 5 годам в онтогенезе ребенок овладевают звукопроизносительной стороной речи. Первыми дети осваивают гласные, затем губные согласные. В данном возрастном периоде − период старшего дошкольного детства – в речевом развитии детей отмечается достижение высокого его уровня. В этом возрасте детям свойственно правильные произношение всех звуков родного языка, однако, иногда еще могут наблюдаться отдельные неточности в произношении трудных звуков (р, ш, ц, ч, дж, дз, и).
Наблюдается неустойчивое произношение сформированных звуков в словах сложной фонетической структуры. У детей к концу дошкольного возраста происходит завершение процесса развития фонематического восприятия. Старшие дошкольники слышат и говорят правильно согласно фонетико-орфоэпическим нормам родного языка. На основании полученных результатов мы пришли к выводу, что, как и любая функциональная система, речь является наиболее чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов в период ее интенсивного формирования.
2. Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. В раздел функциональных дислалий попадают случаи, связанные со слабостью основных корковых нейродинамических процессов при нормальном физическом слухе и нормальном строении периферического речевого аппарата. Появление функциональной дислалии может быть вызвана биологическими и социальными факторами.
Искажение звуков – одна из форм нарушенного звукопроизношения. Данная форма относится к фонетическим дефектам. Но, как известно, вследствие характерной тенденции к закреплению, должна исправляться с момента появления дефекта.
3. Детям с нарушениями речи, в частности, детям с дислалией, свойственны нарушения различных видов памяти, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Особенно эти нарушения выражены при запоминании и воспроизведении вербальной информации. Память детей с нарушением речи отличается от памяти детей с нормальным развитием речи. Данное отличие состоит в более низком объеме запоминания, низкой точности в воспроизведении словарных стимулов, слабости сохранения речевых сигналов.
4. Проведенный констатирующий эксперимент позволил выявить особенности нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией. Проведенная диагностика была направленна на выявление уровня развития моторики артикуляционного аппарата, фонематического анализа и синтеза, произношения свистящих звуков. Анализ полученных данных показал, что у дошкольников с дислалией наблюдается нарушение в произношении свистящих звуков: замены свистящих шипящими, пропуски свистящих. Была отмечена связь нарушениями в звукопроизношении с развитием моторики артикуляционного аппарата и фонематического анализа и синтеза.
5. Разработанные логопедические рекомендации по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией целесообразно использовать при обучении детей в дошкольных учебных заведениях специального и общеобразовательного назначения. Предложенные рекомендации предполагают развитие основных психофизиологических компонентов, участвующих в развитии речи.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ
1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Речь развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) наряду с физическим и умственным компонентами развития ребенка и служит показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи у детей происходит по строго определенным закономерностям. Этому процессу характерным является ряд черт, общих для всех [6].
Звукопроизношение является процессом образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы [1, с. 63-64; 8, с. 303].
Для того, чтобы выявить патологию речи и звукопроизношения в том числе, надо знать онтогенез речевого развития в норме, владеть знаниями о закономерностях данного процесса и условиях, обеспечивающих его успешное протекание [2].
Г. Розенгард-Пупко [17] рассматривает два периода формирования речи: до 2 лет – подготовительный; от 2 лет и далее – период самостоятельного становления речи.
Принимая во внимание исследования А.А. Леонтьева, можем условно выделить следующие основные периоды в речевом развитии в целом [11] и в развитии звукопроизносительной стороны речи в частности: 1-й – подготовительный (с момента рождения – до 1 года); 2-й – преддошкольный (от 1 до 3 лет); 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ 5
1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 5
1.2 Сущность понятия дислалии 9
1.3 Психолого-педагогические особенности детей с дислалией. Специфика произношения свистящих звуков 13
Выводы по первой главе 17
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ 18
2.1 Организация констатирующего эксперимента по изучению особенностей нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией 18
2.2 Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента 21
2.3 Логопедические рекомендации по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией 27
Выводы по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А Дифференциальная диагностика дислалии и минимальных проявлений дизартрии 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Серия упражнений для диагностики артикуляционной моторики 37
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание методики исследования операций фонематического анализа и синтеза 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Стимульный материал. Слова для повторения 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Фразы для повторения 45
Введение:
Актуальность темы исследования. Формирование речевой компетентности – одна из приоритетных задач всестороннего гармоничного развития ребенка в дошкольном возрасте. Однако, по исследованиям различных авторов Европы и СНГ нарушения звукопроизношения наблюдается в 17-42% детей дошкольного возраста. Причем существует устойчивая тенденция к увеличению этого показателя – по данным профессора Н. Ханеман (Майнский университет) за последние пять лет он вырос более чем на 20% [15, с. 5]. Чаще всего такие нарушения выражены дислалией. Одним из вариантов нарушенного звукопроизношения является искажение. Искажение произношения звука имеет тенденцию к закреплению и требует своевременной и непременной коррекции [11].
Цель исследования – выявление особенностей нарушения свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
Объект исследования – звукопроизносительная сторона речи дошкольников с дислалией
Предмет исследования – особенности нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
Гипотеза исследования: звукопроизношение у детей с дислалией имеет свои особенности, которые состоят в замене шипящие звуки на свистящие.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Организовать и провести констатирующий эксперимент по изучению особенностей нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
3. Представить количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
4. Разработать логопедические рекомендации по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
Теоретико-методологическая база исследования. Исследования и методические разработки по данной проблеме проводились многими выдающимися учеными. Вопросам речевого онтогенеза занимались Дж. Брунер, Л. Выготский, А. Гвоздев, М. Жинкин, А. Леонтьев, А. Лурия, М. Львов и другие ученые. В частности, развитие фонетико-фонематических процессов в онтогенезе изучали А. Богуш, А. Божович, А. Винарская, Е. Соботович, В. Тищенко, Т. Туманова, Т. Филичева, Г. Чиркина, М. Швачкин и другие ученые. Вопросами речевого развития дошкольников занимались Л. Калмыкова, К. Крутий, М. Лисина, Т. Пироженко, Ф. Сохин, Л. Федоренко и другие ученые.
Исследование сущности, патогенеза дислалии, разработку методик диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения осуществили Н. Гаврилова, Б. Гриншпун, А. Правдина, Ф. Рау, А. Ревуцкая, Ю. Рибцун, М. Савченко, Т. Филичева, М. Фомичева, М. Хватцев, Н. Чевельова, Г. Чиркина, М. Шеремет и другие ученые.
Методы исследования:
– теоретические (анализ литературы по теме исследования, синтез и обобщение);
– эмпирические (наблюдение);
– методы количественной и качественной обработки данных.
База эмпирического исследования: _______________________________.
Выборка исследования: В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраст (5-6 лет) с дислалией.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, выводами по главам, заключением и списком использованной литературы.
Заключение:
1. В онтогенезе развитие звукопроизносительной стороны речи происходит параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего психофизического развития. К 5 годам в онтогенезе ребенок овладевают звукопроизносительной стороной речи. Первыми дети осваивают гласные, затем губные согласные. В данном возрастном периоде − период старшего дошкольного детства – в речевом развитии детей отмечается достижение высокого его уровня. В этом возрасте детям свойственно правильные произношение всех звуков родного языка, однако, иногда еще могут наблюдаться отдельные неточности в произношении трудных звуков (р, ш, ц, ч, дж, дз, и).
Наблюдается неустойчивое произношение сформированных звуков в словах сложной фонетической структуры. У детей к концу дошкольного возраста происходит завершение процесса развития фонематического восприятия. Старшие дошкольники слышат и говорят правильно согласно фонетико-орфоэпическим нормам родного языка. На основании полученных результатов мы пришли к выводу, что, как и любая функциональная система, речь является наиболее чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов в период ее интенсивного формирования.
В формировании произношения важна роль отводится голосу и дыханию.
2. сохраненной иннервации речевого аппарата. В раздел функциональных дислалий попадают случаи, связанные со слабостью основных корковых нейродинамических процессов при нормальном физическом слухе и нормальном строении периферического речевого аппарата. Появление функциональной дислалии может быть вызвана биологическими и социальными факторами.
Искажение звуков – одна из форм нарушенного звукопроизношения. Данная форма относится к фонетическим дефектам. Но, как известно, вследствие характерной тенденции к закреплению, должна исправляться с момента появления дефекта.
3. Детям с нарушениями речи, в частности, детям с дислалией, свойственны нарушения различных видов памяти, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Особенно эти нарушения выражены при запоминании и воспроизведении вербальной информации. Память детей с нарушением речи отличается от памяти детей с нормальным развитием речи. Данное отличие состоит в более низком объеме запоминания, низкой точности в воспроизведении словарных стимулов, слабости сохранения речевых сигналов.
4. Проведенный констатирующий эксперимент позволил выявить особенности нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией. Проведенная диагностика была направленна на выявление уровня развития моторики артикуляционного аппарата и произношения свистящих звуков. Анализ полученных данных показал, что у дошкольников с дислалией наблюдается нарушение в произношении свистящих звуков, кроме этого, дети часто заменяют шипящие звуки на свистящие. Была отмечена связь между нарушениями в звукопроизношении и развитии моторики артикуляционного аппарата.
5. Разработанные логопедические рекомендации по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией целесообразно использовать при обучении детей в дошкольных учебных заведениях специального и общеобразовательного назначения. Предложенные рекомендации предполагают развитие основных психофизиологических компонентов, участвующих в развитии речи.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ
1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Речь развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) наряду с физическим и умственным компонентами развития ребенка и служит показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи у детей происходит по строго определенным закономерностям. Этому процессу характерным является ряд черт, общих для всех [6].
Для того, чтобы выявить патологию речи, надо знать онтогенез речевого развития в норме, владеть знаниями о закономерностях данного процесса и условиях, обеспечивающих его успешное протекание [1].
На ранних возрастных этапах ведущая роль в развитии речи ребенка принадлежит формированию фонематического слуха – способности различать звуки речи, узнавать их, ведь именно фонематический слух создает основу для полноценного фонематического восприятия – специфического речевого действия, которое направлено на переработку воспринятой речевой информации (в ее физических характеристиках) в систему языковых знаков и смыслов) [18].
Структура процесса восприятия различных модальностей, в т.ч. и фонематического, является многоуровневой и содержит сенсорный, перцептивный и смысловой уровни [3; 5]. На сенсорном уровне (6-8 мес.) происходит слуховой анализ услышанных речевых сигналов, в результате чего становится возможной дифференциация звуков речи по их физическим, акустическими признаками, их повторение на имитационном уровне. Именно благодаря формированию сенсорного уровня фонематического восприятия у ребенка появляется лепет, который состоит из звуков, услышанных от