Психология управления и организационной психологии Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Особенности мотивации студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ 7

1.1 Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе 7

1.2 Особенности формирования мотивации учебной деятельности 12

1.3 Особенности мотивации студентов на разных направлениях подготовки 18

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ 25

2.1 Организация и методы исследования 25

2.2 Анализ и интерпретации особенностей мотивации студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки 32

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

РЕКОМЕНДАЦИИ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

  

Введение:

 

В настоящее время в современном образовании по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.

Один из возможных вариантов является построение учебной деятельности с учетом мотивации.

В любой деятельности, в учебной в том числе, если речь идет о её продуктивности, присутствует: потребность, мотив, концентрация внимания, принятие решения. Только такая цепочка может дать качественный результат исполнения.

Актуальность проблемы исследования психологических факторов формирования мотивации учебной деятельности определяется задачами оптимизации процесса личностно-профессионального становления специалиста в процессе вузовского образования. Это говорит о необходимости поиска проблемы психологических условий и средств формирования мотивационной сферы личности студента, в основе которой лежат две основные предпосылки: необходимость знания их особенностей и разработки методов диагностики и своевременной коррекции. [21]

Современное развитие общества и рыночные отношения, которые складываются в нем, требуют от специалиста любого профиля и направления подготовки не только высокого уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, развитости личностных качеств и особенностей, которые будут способствовать успеху в профессиональной деятельности, но и стремления реализовывать свои потенциальные возможности, постоянно самосовершенствуясь при этом. В связи с этим, перед системой высшего профессионального образования возникают принципиально новые цели и задачи, связанные с подготовкой и воспитанием специалиста так называемого «нового формата». И именно образовательная организация сегодня должна создать для каждого студента такие условия, которые будут способствовать его самопознанию и раскрытию, а также постоянному стремлению к самообучению, саморазвитию и самоактуализации. [22] Данная работа показывает, что проблема состоит в том, что у студентов теряется желание и мотивация к обучению. Причин этому множество, но наиболее существенными причинами низкого уровня образования считаются такие, как оказание вузами платных услуг, что приводит к тому, что в вузы приходят так называемые необучаемые студенты, под которых адаптируют все программы и преподаватели вынуждены с ними работать, так они для образовательных учреждений – источник инвестиций. Многие студенты ориентированы на формальные знаки – оценки, а не на содержание образования, для них важно получить хороший диплом, а не те знания, которые необходимы для профессиональной деятельности.

Целью исследования является: Теоретически обосновать и эмпирически выявить особенности мотивации студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки, для повышения уровня мотивации у студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки.

Объект исследования: Учебная мотивация.

Предмет исследования: Особенности мотивации студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки

Задачи исследования:

1. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме мотивации студентов на разных направлениях подготовки;

2. Изучить и описать виды учебной мотивации;

3. Эмпирически выявить особенности учебной мотивации студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки, такие как психология, социология, менеджмент, информационные системы и технологии, управление качеством, инноватика, государственное и муниципальное управление, управление в технических системах и т.д.;

4. Разработать методические рекомендации для студентов по повышению их учебной мотивации.

Гипотеза исследования: Мотивация студентов технического и гуманитарного направления, не будет иметь значимых различий.

Теоретические основы исследования. Проблемы учебной мотивации были предметом исследования многих ученых. Формирование мотивации учения изучалось А.К. Марковой, В.И. Василовским, Г.И. Щукиной, Ю.Н. Кулюткиным, B.C. Ильиным, Р.А. Ждановой, Г.С. Сухобской, В.Д. Шадриковым, К.А. Абульханова-Славской, В.Г. Леонтьевым, П.Ф. Каптеревым, И.И. Пироговым, И.А. Сикорским, А.А. Ухтомским и т.д.

Методы исследования:

В этом качестве были выбраны адаптированные и валидизированные методы исследования:

1. Методика «Оценки уровня притязаний» (В.Гербачевского);

2. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификаци Н.Ц. Бадмаевой);

3. Методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн);

4. В качестве методов математико-статистической обработки интерпретации использовались: расчет среднестатистического показателя, моды, медианы, эксцесса, асимметрии, (Манна-Уитни или Стьюдент)

Результаты данного исследования имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Данное исследование позволяет дополнить теоретические представления об особенностях мотивации у студентов разных направлений подготовки. Практическая значимость моей научной работы заключается в том, что результаты исследовательской части могут быть использованы в Высших Учебных Заведениях для оптимизации и улучшения образовательного процесса. Так же данные исследования помогут психологам при работе с академической успеваемостью обучающихся. Разработанные рекомендации могут быть использованы при консультативной работе со студентами по проблеме учебной мотивации.

Эмпирическая база исследования. Исследование проходило на базе ВУЗа МГОТУ г. Королева Московской области в период: февраль 2022 г. – март 2022 г. В исследовании приняли участие 54, студента 1-4 курсов возрасте 17-25 лет, обучающихся на разных направлениях подготовки.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование не подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что мотивация студентов технического направления, будет выше чем, у студентов гуманитарного направления.

В зарубежной и отечественной психологической литературе по вопросам мотивации накоплен многосторонний теоретический и эмпирический материал, который позволяет разрабатывать комплекс мероприятий, направленных на повышение мотивации к обучению.

Проведенный теоретический анализ научной литературы по мотивации к обучению позволил сформулировать следующие выводы.

Мотивация определена нами как положительное психологическое явление, проявляющееся в обучении студентов и многом другом. В отличие от желания оно имеет более короткий и исключительно результативный характер.

В нашей работе мы опираемся на синергетический подход к пониманию мотивационной сферы студентов. Студенчество сложная самоорганизующаяся система, где студентам приходится обладать постоянным обменом информацией с внешней средой и получением информации в стенах учебного учреждения.

Однако, несмотря на количество проведенных исследований в этой области, содержательная взаимосвязь между спецификой выбранной профессии и мотивами учения, как на период выбора профессии, так и на время обучения в ВУЗе недостаточно раскрыта. В связи с этим, нам кажется, достаточно перспективным поиск социально-психологических условий и средств формирования позитивной мотивации обучения у студентов, на разных направлениях подготовки, в ходе учебно-познавательной деятельности. Особенно важными в изучении учебной мотивации студентов ВУЗа являются механизмы побуждения, их связь с деятельностными, эмоциональными и коммуникативными отношениями личности.

Наша гипотеза о том, что мотивация студентов технического и гуманитарного направления, не будет иметь значимых различий, подтвердилась. То есть студенты, обучающиеся на техническом направлении, имеют мотивацию к обучению, не больше, чем студенты, которые обучаются на гуманитарном направлении.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1 ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость введения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их осуществлении. С другой стороны, появилась необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики. Вопрос об актуальности образования часто всплывал на протяжении последних нескольких столетий и был сосредоточен на функции или цели образования для обществ и отдельных лиц. Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется значительное внимание. Были проделаны многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений поведения человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с применением разных методов.

Проблемы возникают, когда актуальность образования формулируется так, чтобы сосредоточиться исключительно на более широких планах общества в ущерб целям и интересам учащихся. Как Гилман и Андерман (2006): «Учитывая нынешний акцент в Соединенных Штатах на стандартах, подотчетности и оценке, глубокое понимание мотивации учащихся и контекстуальных эффектов, влияющих на мотивацию, имеет важное значение для преобразования школ из воспринимаемых интеллектуальных тюрем, лишенных актуальности и личного смысла, в среду, которая поддерживает исследования, обучение и творчество среди всех учащихся». [6,19,20]

Как следует из этого отрывка, существует немалая потребность в понимании значимости образования с точки зрения учащихся, особенно в том, что касается усилий по содействию достижениям и мотивации. Хотя нетрудно найти доказательства того, что многие студенты разделяют схожие (хотя и уменьшенные) убеждения с Гиббонсом (1998), что образование должно удовлетворять их экономическим потребностям. [5] Несомненно, большинство преподавателей, стремящихся привить страсть к изучению своего предмета, признают необходимость как для учащихся, так и для общества признавать ценность образования, выходящую за рамки простого удовлетворения экономических потребностей. Критически важно, что студенты очень часто очень восприимчивы к таким страстным и новым представлениям о том, что может означать образование и дисциплинарное обучение, и они жаждут опыта, который расширит их часто ограниченное понимание роли образования в их жизни. [12]

Дьюи (1900) утверждал, что обсуждения актуальности должны быть расширены, чтобы добиться «освобождения от узких утилит», что с тех пор повторили другие исследователи [17], популяризации усилия, чтобы сделать образование актуальным не только для удовлетворения приоритетных направлений социальной власти, но и для улучшения студенческого учебного достижения, мотивацию и неизменную страсть к обучению. В моем педагогическом кредо Дьюи (1897) заявил, что «образование должно начинаться с психологического понимания способностей, интересов и привычек ребенка». На протяжении всей своей работы Дьюи утверждал, что такие идеи имеют решающее значение для того, чтобы сделать образование актуальным для жизни и опыта учащихся, позже описав когнитивные процессы, посредством которых люди воспринимают связи между опытом и используют полученные знания для участия в рефлексивном суждении. [18] Он даже настаивал на том, что процессы оценки актуальности имеют важные последствия для академических достижений и мотивации: «Содержание учебной программы должно быть психологизировано; перевернуто, переведено в непосредственное и индивидуальное переживание, в рамках которого оно имеет свое происхождение и значение. Когда предмет был психологизирован, то есть рассмотрен как результат нынешних тенденций и деятельности, легко обнаружить в настоящем какое-то препятствие, интеллектуальное, практическое или этическое, с которым можно справиться более адекватно, если овладеть истиной, о которой идет речь. Эта потребность обеспечивает мотив для обучения. Цель, которая является целью самого ребенка, позволяет ему овладеть средствами ее достижения». [13]

Таким образом, Дьюи заложил философские основы для нынешних усилий в области психологии образования по изучению актуальности как психологического феномена, связанного с академическими достижениями и мотивацией.

За последние несколько десятилетий идея о том, что образование должно быть актуально для учащихся, была изучена и одобрена исследователями мотивации в области образования и психологии. Комитет национального исследовательского совета по повышению вовлеченности учащихся и мотивации к обучению [19] сообщает о находках с большой мотивацией исследований и пришли к выводу: «факты свидетельствуют, что учебные программы должны быть актуальными и основываться на студенческих традициях и личных предпочтений, и обеспечиваем возможности для студентов, чтобы заниматься аутентичными задачами, которые имеют смысл в мире за пределами учебных учреждений». [11]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы