Педагогика и психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Особенности методов работы учителя начальных классов с детьми из неполных семей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.1. Характеристика и содержание
понятия «неполная семья». 7

1.2. Психолого-педагогические
проблемы детей начальных классов из неполных семей  20

1.3. Методы
педагогической работы учителя начальных классов с детьми из неполных семей. 23

Вывод
по первой главе. 30

ГЛАВА 2.
Особенности методов работы учителей начальных классов с детьми из неполных
семей. 32

2.1 Методики
диагностики и организация исследования. 32

2.2. Анализ
результатов исследования детей начальных классов из неполных семей  36

2.3. Методические рекомендации учителю начальных
классов для работы с детьми из неполных семей. 42

Вывод по второй главе. 53

Заключение. 54

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 66

1 Получение
дополнительной информации. 70

  

Введение:

 

Актуальность.
В современном российском обществе образовательный процесс не
является автономным социальным институтом, он, в том числе, помимо выполнения
своей основной функции, является одним из элементов сложных социальных связей. Происходящие
в российском обществе изменения затрагивают все стороны образовательного
процесса, значительно усложняют содержание педагогической деятельности и
функции учителя, актуализируя его воспитательную роль.

На учителя традиционно
возложены воспитательные функции, особенно это касалось учителя начальных
классов, чья образовательная деятельность несколько отличается от
учителей-предметников средней и старшей школы, а также классных руководителей. Особенностью
обучения в начальной школе является то, что практически все предметы ведет один
преподаватель, что немаловажно в воспитании и формировании личности младшего
школьника, в период, когда в сознании ребенка закладываются представления об
окружающем мире и важные ценностные ориентации. Педагог в младших классах
для ребенка является не только учителем, воспитателем, но и авторитетом.

Постсоветский период
существования школы наложил определенный негативный отпечаток, обозначивший
разрушение сложившихся связей между школой и семьей. На некоторый период
времени школа утратила воспитательные позиции в обществе, в том числе и в сфере
семейного воспитания. С началом 2000-х ситуация меняется, любое занятие в
школьной программе содержит элементы воспитательных целей и задач, нередко
только формальный.

В соответствии с поправками
конституции Российской Федерации и редакцией Закона РФ «Об образовании» с 1
сентября 2021 года воспитательная составляющая должна быть включена в
образовательные программы и школ, и вузов, таким образом,
законопроект возвращает воспитательную функцию в систему образования [Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской
Федерации»]. В этом аспекте встаёт вопрос о взаимодействии школы и
семьи, как основных институтов социализации и развития личности ребенка.

Надо
признать тот факт, что в настоящее время кризиса и противоречия духовно-нравственной
сферы рушится институт семьи. Постепенно семья перестает быть устойчивой
социальной единицей общества и нести в себе воспитательные функции. Понятие
«неполная семья» становится обыденностью. Причин этому явлению много, как
социально- экономических, так и психологических. Устойчивая
тенденция роста разводов, рождения детей вне брака и другие факты
свидетельствуют о том, что неполная семья становится одной из типичных моделей
современной семьи российского общества. По данным статистики неуклонно
увеличивается число неполных семей: в 2021 году с 87,3 % до 89,02 %
увеличилась доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
воспитывающихся в замещающих семьях, от общего числа детей-сирот  Осознанным выбором в последнее десятилетие
становится тенденция рождения и воспитания детей по принципу «для себя», без
участия второго родителя.

Воспитание детей в неполной
семье имеет свою специфику, поскольку за отсутствием одного из родителей, другому
приходится восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной
ситуации. Другой проблемой становится увеличивающееся число неполных семей, в
которых ребенка воспитывает отец, а отсутствие матери в таком возрасте чаще
всего является серьезной проблемой для ребенка.

Все это накладывает
определенный психологический отпечаток на психику детей, начинающих обучение в
школе и первым, кто принимает ребенка в образовательную среду является учитель
начальных классов. Стоит предположить, что педагог, помимо своих прямых
образовательных и воспитательных функций должен обладать определённым инструментарием,
т. е. методами и опытом работы с детьми из неполных семей. Тема данной работы
актуальна, поскольку на сегодняшний день все чаще встает вопрос о взаимодействии
школы и семьи. И вопрос в том, сможет школа в сложившихся социокультурных
условиях восстановить свою роль в формировании подрастающего поколения, а также компетентно
распорядиться ресурсами воспитательной работы в процессе полноценной социализации
детей из неполных семей.

В образовательной практике
нет четких обобщенных и структурированных рекомендаций по методам работы с
детьми из неполных семей в начальной школе несмотря на растущую в этом
потребность общества, учитывая объективный рост числа таких детей, что
порождает противоречие в данном вопросе и направляет внимание к исследованию
данной проблемы.

Проблема исследования: в
чем особенность методов, применяемых учителем начальных классов при работе с
детьми из неполных семей?

Объект исследования: дети начальных классов из
неполных семей.

Предмет исследования: деятельность
педагога начальных классов в аспекте применения методических рекомендаций в
работе с детьми из неполных семей.

Целью исследования является разработка практических рекомендаций для учителя
начальных классов, работающего с детьми из неполных семей.

В соответствии с целью
обозначены следующие задачи исследования:

1. Дать
характеристику понятию «неполная семья».

2. Изучить
психолого-педагогические проблемы детей из неполных семей, обучающихся в начальной
школе.

3. Проанализировать
особенность применения методов работы учителя начальных классов с детьми из
неполных семей.

4. Подобрать
методики диагностики.

5. Проанализировать
результаты исследования детей начальных классов из неполных семей.

6. Разработать
методические рекомендации учителю начальных классов для работы с детьми из
неполных семей.

Гипотеза исследования. Процесс обучения и
социализации детей из неполных семей в начальной школе может быть успешнее при
квалифицированной поддержке учителя.

Методы исследования: теоретический анализ, сравнение,
реферирование, составление библиографии, цитирование, обобщение,
наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся,
эксперимент, ранжирование, регистрация, составление таблиц, схем.

База исследования: выборка исследования — 4
класс, 22 школьника в возрасте от 10 до 11 лет. Исследование проводилось на
базе ГБОУ № 1568, г. Москвы. Структура дипломной работы включает введение, две
главы, каждая из которых имеет три параграфа, выводы по главам, заключения,
списка использованной литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
результате проведенного теоретического анализа и исследования можно сделать
следующие выводы.

В
первой главе исследовательской работы были рассмотрены вопросы психологических
особенностей детей из неполных семей, а также влияние семьи на формирование
личности, процесс адаптации и социализации.

В
теоретической части исследования мы выяснили, что семья имеет огромное значение
на формирование личности ребенка, оказывает существенное воздействие на его
коммуникативные способности. Кроме того, многие психоэмоциональные проблемы,
возникающие у детей в младшем школьном возрасте связаны с нарушением структуры
семьи. Тем самым, мы выяснили, что семья и ее структура оказывает существенное
влияние на формирование идентичности.

Осуществив
попытку определения содержание понятия «неполная семья» в психологии делаем
вывод, что каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности,
связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на
формировании личностных качеств ребенка и развитии его психики.

В
соответствии с проведённым анализом психолого-педагогической литературы,
освещающей проблемы педагогической работы с детьми из неполных семей можно констатировать,
что тема проблемы неполных семей с позиции психологии и педагогики имеет
достаточно широкое освещение в научной литературе. Психологи рассматривают ее с
позиции причинно-следственной связи, а также факторов влияния проблемы семьи на
становление личности. Многие специалисты осуществили попытку классификации
неполных семей, выявления причин, а также последствий для ребенка,
воспитывающегося в неполной семье. Педагогические исследования направлены,
главным образом на разработку мер поддержки детей из неполных семей, и в первую
очередь в процессе образования.

Работая
с неполными семьями, учитель начальных классов совместно с социальным педагогом
и психологом использует многообразный инструментарий для адаптации и
социализации детей, воспитывающихся в неполной семье, в том числе, консультации
с педагогами и родителями, лекции для родителей и учащихся, патронаж семьи,
диагностирование, анкетирование и т. д.

Содержание
педагогического взаимодействия учителя с детьми из неполных семей является
сложной многофункциональной деятельностью, в которой особое значение придается
профессиональной готовности учителей к педагогическому взаимодействию с детьми
с нарушенными традиционными семейными связями

Содержание педагогического
взаимодействия учителя с детьми из неполных семей складывается как сложная
деятельность, которая включает: 1) работу по укреплению чувства безопасности;
2) формирование положительного отношения к будущему; 3) работу по гармонизации
эмоциональной сферы школьников за счет нейтрализации действия негативных
чувств. Кроме этого, особое значение придается профессиональной готовности
учителей к педагогическому взаимодействию с детьми с нарушенными традиционными
семейными связями.

Из проведенного нами исследования
можно в целом, основываясь также и на теоретическом материале сделать вывод,
что дети из неполных семей отличаются меньшей открытостью, заниженной
самооценкой и интровертностью.

Исходя из этого, можно отметить,
что для детей из неполных семей требуется более внимательное сопровождение
сферы эмоционального благополучия, сферы социального развития и общения.
Психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на расширение
социального опыта, формирование чувствительности и эмпатии к другим людям.

При проведении психологического
исследования детей из неполных семей, обучающихся в начальных классах, что
являлось одной из задач, исследования были получены результаты, на основе
которых сформулированы рекомендации учителю начальных классов для работы с
детьми из неполных семей

В целом, исходя из результатов
исследования можно сделать вывод, что почти все обследуемые дети имеют
достаточно высокие показатели социализации. Были выявлены особенности
негативного отношения: семейная разобщенность, чувство отторжения, дефицита
внимания, замкнутость ребенка, желание избежать назойливой опеки семьи,
тревожность, напряженность, эгоистичность, сверхценностное отношение к себе,
что само по себе объясняемо, учитывая нарушение традиционных семейных
отношений. Однако, большинство детей из неполных семей желают добиваться
успехов, не преодолевая трудности, дети находятся в «зоне комфорта», и придется
потрудиться, чтобы сформировать у него мотивацию на изменения. И, с одной
стороны, они хотят быть лидерами, авторитетом среди одноклассников и внимания.
Методика исследования автономности и социальной активности показала, что
школьники из неполных семей имеют проблемы в проявлении активности в учебной
так и внеучебной деятельности, не уверены в себе, весьма пассивны и не умеют
самостоятельно решать проблемы.

Таким образом, особая роль в
решении проблемы семьи на современном переходном этапе и на более длительную
историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит
образованию. Главной сферой деятельности педагога является социум (сфера
ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). Цель его
деятельности — организация профилактической, социально значимой работы с детьми
и взрослыми в социуме. Воспитание детей — огромный труд, который, прежде всего,
ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения
(детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье. Но не
всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным
причинам. Сложнее всего, конечно, родителям, которые воспитывают ребенка одни,
без супруга или супруги. Таким семьям необходима помощь квалифицированных
специалистов. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и
управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно
быть компетентным в этой области.

В целом, успешная адаптация детей
из неполной семьи в образовательном процессе находится в тесном взаимодействии
семьи и школы. Взаимодействие школы и семьи — это взаимосвязь педагогов, детей
и родителей в процессе их совместной деятельности и общения.

В заключении
отметим, что несмотря на принятые государством меры, неполные семьи все еще
испытывают трудность в своем существовании как ячейки общества. Если
педагогически непрофессионально выстроить отношения с ребенком из неполной
семьи, то это повлияет на проблемы личностного и межпоколенного характера. В
психологии и педагогике существуют современные технологии по работе с детьми из
неполных семей.

Они
осуществляются через комплексный, дифференцированный и системно-деятельностные
подходы, направленные на выборе эффективных методов, которые подойдут каждому
конкретному ребенку при решении его конкретной проблемы. Именно во всем этом
должен ориентироваться педагог и психолог в образовательном учреждении, чтобы
уметь качественно организовать психолого-педагогическое сопровождение ребенка
для оказания ему и его семье всесторонней помощи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы методики работы учителей начальных классов с детьми из неполных семей 1.1. Характеристика и содержание понятия «неполная семья» Семья во все времена находилась в центре изучения
различными науками и исследователями. Подобная ситуация вполне закономерна.
Семья представляет собой один из основных институтов общества, более того,
многие исследователи определяют семью как наиважнейший социальный институт,
поэтому она является основным объектом исследования целого ряда наук:
психологии, демографии, педагогики, социологии и др.

Для начала, необходимо дать
определение понятия «семья». Семью можно определить, как особую социальную систему
воспроизводства человека, основанную на супружеском союзе, родственных связях
или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта.

Роль семьи
чрезвычайно важна: именно в этой ячейке общества реализуется процесс передачи
знаний и культурного опыта от поколения к поколению, в этой среде происходит
формирование личности ребенка, расширение его кругозора, приобщение к
нравственным ценностям и традициям народа. Потенциал, заложенный в детстве,
становится основой будущей жизни маленького человека. В семье он получает
первый опыт взаимоотношений между людьми, учится любви и взаимопониманию на
примере родителей. Этот пример чрезвычайно важен, так как показывает ребенку на
практике те нравственные постулаты, о которых впоследствии будут говорить
педагоги и воспитатели в образовательных организациях.

К сожалению, реальность
нашего времени — неполная семья, в которой воспитанием детей занимается только
один из родителей. Неполная семья — это малая группа с частичными неполными
связями, где нет традиционной системы отношений мать — отец — ребенок  [64, с.78-81].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы