Платная доработка на тему Особенности логопедической работы с дошкольниками, имеющих общее недоразвитие речи (на примере лексической темы «Дикие животные»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Развитие речи в норме. Онтогенез речи
1.2. Сущность понятия общего недоразвития речи.
Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
1.3. Анализ современной логопедической практики
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
РЕЧИ ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1. Методика диагностики речевого развития дошкольников с
общим недоразвитием речи
2.2. Анализ результатов диагностики
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
3.1. Логопедическая работа
с дошкольниками с
общим недоразвитием речи
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность
исследования. Развитие речи ребенка – это один из
главных факторов, влияющих на становление личности дошкольника. Степенью
развития данной сферы определяется уровень сформированности у ребенка
социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков
и знаний, которые являются базисом личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И.
Лисина, А.Г. Рузская и др.).
Овладение речью как
средством познания и способом общения является весомым достижением дошкольного
детства. В данный возрастной период ребенок овладевает социальным пространством
отношений с окружающими посредством общения со взрослыми, а также с помощью
игровых и реальных отношений со сверстниками. У ребенка в процессе диалога
формируются коммуникативно-речевые умения и навыки: вступать в контакт, устанавливать
и поддерживать речевое общение, понимать партнера, актуализируются и
развиваются речевые навыки (В.И. Терентьева, Л.Н. Усачева, Е.Г. Федосеева,
и др.).
Главной задачей развития
речи ребёнка в данном возрасте является овладение языковыми средствами общения:
словарным запасом; овладение грамматическим строем языка, практическое умение
пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и
понятно окружающим передать свою мысль, основу всего перечисленного составляет
фонематическое восприятие.
У детей с ОНР такие
языковые средства, которые необходимы для полноценной речи, нарушены.
Стойкие
фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения у детей с ОНР
значительно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и
навыков, которые обеспечивают процесс говорения и процесс приема речи. У детей
с ОНР отмечается наличие трудностей в ходе программирования высказывания,
синтезирования отдельных элементов в единое структурное целое, в процессе
отбора языковых средств с той или другой целью (В.К. Воробьева,
В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова,
С.Н. Шаховская и др.).
Объект исследования –
логопедическая работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Предмет исследования –
особенности логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие
речи на примере лексической темы «Дикие животные».
Цель исследования –
определить особенности логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее
недоразвитие речи на примере лексической темы «Дикие животные».
Задачи исследования:
1. Описать формирование
речи в онтогенезе.
2. Раскрыт сущность
понятия общего недоразвития речи, дать характеристику речи детей с ОНР.
3. Провести анализ
современной логопедической практики.
4. Провести исследование
речи детей с общим недоразвитием.
5. Разработать содержание
логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования; синтез и обобщение; конструирование.
Структура курсовой работы
обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Речь формируется и
развивается в онтогенезе. К старшему дошкольному возрасту речь ребенка
полностью сформирована. Лексическая сторона речи является основой для
формирования грамматической стороны и связной речи в целом.
При общем недоразвитии речи
имеет место недоразвитие лексической стороны речи. Детям с ОНР свойственная
пониженная способность воспринимать и различать значения лексических единиц
речи, что ограничивает их возможность правильного построения собственного
высказывания: у детей с ОНР наблюдается несоответствие объема активного и
пассивного словаря; использование слов в экспрессивной речи, актуализация
словаря вызывает трудности; такие дети не
знают слов, которые обозначают наименование: различных частей тела (туловище,
локоть, колено, плечо и др.); названия животных и их детенышей; названия
различных профессий; названия цветов, формы, размера; заменяют слова другими,
близкими по значению; навыки словообразования у детей отсутствую.
Игра
в логопедии рассматривается как исторически сложившееся социальное явление,
особый вид деятельности ребенка, где творчески прямо или косвенно отражаются
явления окружающей действительности (труд и быт людей, имитация движений
животных и др.). Игра – явление социальное по своему
происхождению и содержанию, она является историческим образованием,
обусловленная развитием общества, его культурой. Это особая форма жизни ребенка
в обществе, деятельность, в которой дети в игровых условиях выполняют роли
взрослых, воспроизводя их жизнь, труд и отношения.
Использование игры в логопедической работе с дошкольниками с ОНР
позволит достичь высоких результатов в развитии их речи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С
ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
1.1. Развитие речи в норме. Онтогенез речи
Речь развивается в
процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до
конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием и служит
показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи происходит
со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для
всех [Игнатьева 2004].
Для того, чтобы выявить
патологию речи, надо знать онтогенез речевого развития в норме, закономерности
этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание [Архипова
2007].
Г.Д Розенгард-Пупко
[Розенгарт-Пупко 1963] рассматривает два периода формирования речи: до 2 лет –
подготовительный; от 2 лет и далее – период самостоятельного становления речи.
Опираясь на исследования
А.А. Леонтьева [Леонтьев 1997], можно условно выделить следующие основные
периоды речевого развития: 1-й – подготовительный (с момента рождения – до 1
года); 2-й – преддошкольный (от 1 до 3 лет); 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
Поэтому подготовительный
период, характеризующийся появлением устной речи, что предполагает наличие
голоса и крик ребенка в первые недели, месяцы жизни, уже характеризует те
врожденные механизмы, которые будут использоваться ею в период становления
речи. С такого крика с первого месяца постепенно возникают на основе
сосательного рефлекса, намеки на звуки согласного типа м, п, д. На рубеже
первого и второго месяцев при первых проявлениях приятного ощущения (радости) у
младенца возникают короткие звуки типа ги, кхы, что сопровождаются часто
испусканием пузырьков. В этот период у ребенка рядом с криком появляются
кряхтения, улыбка с широким открыванием рта и первые спокойные звуки, а-а,
которые появляются обычно во время пауз в «разговоре» с ним взрослого.
С 2-3 месяцев ребенок
начинает прислушиваться к звукам речи, находить взглядом источник звучания,
возвращать в сторону взрослого, сосредоточивая внимание на его лице, губах.
В так называемом
«гуление» выделяют звуки, напоминающие гласные (а, о, у, э), губные согласные
(б, м), заднеязычные (г, к, х). К концу второго-третьего месяца ребенок выдает
звуковые комплексы, состоят из заметно расчлененных, но недостаточно четких
протяженных звуков: а-а-а, а-гу, а-ги, бу, бум-бу и тому подобное.
Артикуляция в лепете сравнению
с гулением приобретает большую точность и устойчивость, создаются определенные
сочетания звуков, появляются согласные звуки и различные комбинации их с
гласными.
Благодаря чередованию
гласных и сочетанию их с согласными появляются склады и упор на них. Нередко в
этот период уже произносятся ш, ж, ч и даже р, но потом исчезают, когда ребенок
начинает произносить их сознательно.
В 4-5 месяцев у ребенка
постепенно формируется психофизиологический механизм слоготворения, что
сопровождается аутоэхолалией (многократное повторение открытого состава:
ва-ва-ва и т.д.).
Автоимитация является
подготовкой к подражанию речи других людей (гетероимитация). Сначала ребенок
подражает те звуки окружающих, которые он сам произносит и артикуляцию которых
хорошо видит. На начале этого периода широко используется зрение, а затем звуки
повторяются в основном на слух. К восьмому-девятому месяцу ребенок подражает и
такие звуки окружающих, которые самостоятельно еще не произносит: вау-вау,
кос-кос, ту-ту, тик-так.
После 8 месяцев угасают
звуки, не соответствуют фонетической системе родного языка и в то же время
появляются новые звуки, подобные фонем речевого окружения. На основе условных
связей с семи-восьми месяцев ребенок уже понимает несколько слов, которые
соответствуют определенным звукам и движениям.