Платная доработка на тему Особенности логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР. 7
1.1.Психолого-педагогическая
и клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. 7
1.2 Особенности нарушений речи у дошкольников с ЗПР. 12
1.3. Анализ методических подходов к развитию речи у детей
дошкольного возраста с ЗПР. 16
Выводы по главе I 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР. 19
2.1. Организация исследования. 19
2.2 Анализ
результатов исследования. 19
Выводы по главе II 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Актуальность
проблемы исследования. На
современном этапе важными задачами в сфере образования считаются вопросы
улучшения качества учебно-воспитательного процесса и повышения успеваемости. Их
достижение предполагает совершенствование методов учебно-воспитательной работы,
поиск новых эффективных способов формирования знаний, которые будут учитывать
условия обучения и индивидуальные возможности детей. Особенно актуальной эта
проблема становится с планированием внедрения инклюзивного образования и с
введением государственных стандартов на все виды образования. Существующая
социально-экономическая обстановка на современном этапе развития нашего общества
требует постоянного повышения требований к уровню знаний ребенка. Постоянно
растёт количество детей, которые не могут в течении заданного времени усвоить
объем предлагаемой информации и колеблется по разным данным от 20 до30 % от
общего числа детской популяции, из них примерно 50% -это дети с замедленным
психическим развитием. Проблемы в обучении, которые возникают еще в
подготовительной группе детского сада, влияют на последующую успеваемость
ребенка, так как он не овладевает необходимыми навыками для усвоения всё
возрастающего количества знаний и проведения умственных операций. Замедленное
психическое развитие часто осложняется речевыми нарушениями, что препятствует
способности к познанию, так как речь является важнейшей психической функцией.
Нарушение речи мешает самоорганизации, духовному совершенствованию,
переработке, использованию информации.
Очень важно своевременно заметить нарушения в развитии, устранить и
минимизировать их последствия. Традиционная система дошкольного образования в
России предусматривала кроме детский садов общеразвивающего вида,
предусмотренных для всех детей, в нашей стране есть детские сады которые
занимаются обучением, воспитанием и социальной адаптацией этой категории детей
– это центры развития ребенка, детские сады комбинированного вида (включают в
себя несколько разных групп: общеобразовательных, компенсирующих,
оздоровительных, а также в разном сочетании), детские сады компенсирующего вида
с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции.
Несмотря на это среди детей, отстающих от программы встречаются дети с
педагогической запущенностью, задержкой психического развития с речевыми
нарушениями. Очевидно, что дети с замедленным психическим развитием, тем более
с речевыми нарушениями не смогут усваивать программу, предназначенную для
нормально развивающихся детей так как она дается на более сложном речевом
уровне. Дети элементарно недопонимают данные им инструкции и пояснения.
Нарушения речи у дошкольников с замедленным психическим развитием в дальнейшем
будут приводить к проблемам чтения и письма, к моменту школьного обучения будут
затруднять усвоение программы по русскому языку, может приводить к нарушению
формирования языковых процессов анализа и синтеза, а также к недопониманию
программного материала и по другим предметам, что в свою очередь будет мешать и
полноценному формированию их личности. Учитывая это, важно как можно раньше
увидеть нарушения в развитии детей! Изучение и своевременная коррекция речевых
нарушений у детей с ЗПР именно в дошкольном возрасте и является фундаментом,
необходимым подготовки этих детей к дальнейшему обучению и представляет столь
актуальную проблему.
Объектом
исследования является процесс формирования речи у дошкольников с ЗПР.
Предмет
исследования – особенности логопедической работы со старшими
дошкольниками с ЗПР.
Цель
исследования: заключается в изучении особенностей и специфики
организации логопедической работы со старшими дошкольниками с ЗПР.
Поставленная цель и выдвинутая
гипотеза предполагают решение следующих задач:
1) Осуществить анализ отечественных и
зарубежных психолого-педагогических литературных источников по проблеме речи у
детей с ЗПР дошкольного возраста.
2) Исследовать особенности нарушений
речи у детей с ЗПР дошкольного возраста.
3)Определить основные
направления и содержание логопедической работы по развитию речи у дошкольников
с ЗПР.
Методы
исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические: диагностика речи дошкольников с ЗПР
–индивидуальные беседы.
Практическая
значимость исследования состоит в том, что полученные материалы
могут быть использованы в методических пособиях, адресованных специалистам,
работающим с детьми с ЗПР, в практической работе учителя-логопеда,
воспитателей, родителей.
Апробация
результатов. Основные положения и результаты исследования
докладывались и обсуждались на: заседаниях кафедры психологии; итоговых
конференциях в ВУЗЕ, соискателей и аспирантов; внедрены в систему коррекционного
— развивающего обучения учащихся с ЗПР на базе…
Положения,
выносимые на защиту:
1.Одним из главных достижений в
дошкольном возрасте является овладение родным языком, как средством познания и
общения, поэтому ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР
дошкольного возраста обеспечивает полноценное целостное развитие всех
компонентов речевой системы.
2.В работе с детьми с ЗПР используют
практические методы – упражнения, игры, моделирование и др; наглядные, которые
предусматривают использование наглядных пособий и технических методов обучения
– наблюдение, рассмотрение рисунков, просмотр кино и диафильмов, показ образца
задания; словесные методы – беседа, рассказ, переводы сказок, объяснение,
педагогическая оценка работы ребенка и тому подобное. Содержание методов
логопедической работы по преодолению речевых нарушений у данной категории детей
определяет ряд особенностей.
3.Симптомы речевой
пассивности, принадлежащих различным группам, могут проявляться одновременно и
у одного ребенка. Также пассивность может иметь и разные степени проявлений: от
яркой, демонстративной, в скрытой (замаскированной).
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка изученной литературы (38 источников)
Объем работы – 35 страниц.
Заключение:
Речевая готовность детей к школе
предполагает достаточный словарный запас, определенный уровень сформированности
звукопроизношения, грамматической составляющей речи, развития фонематического
восприятия и представлений, связной речи. Одним из главных достижений в
дошкольном возрасте является овладение родным языком, как средством познания и
общения, поэтому ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР
дошкольного возраста обеспечивает полноценный целостное развитие всех
компонентов речевой системы.
Дети с ЗПР должны научиться
пользоваться определенными словами, фразами, высказываниями, усвоить знания и
умения, которые позволят самостоятельно развивать речь в процессе общения и
обучения. Анализ научно-методической литературы и опыт практической
деятельности позволяют определить основные аспекты логопедического воздействия
на детей с задержкой психического развития в учреждениях дошкольного
образования.
Необходимо научить детей связно и
последовательно, грамматически и фонетически правильно оформлять свои мысли,
свободно высказываться, рассказывать о событиях и явлениях окружающего мира,
поддерживать беседу и тому подобное. Это имеет значение для дальнейшего
обучения в школе, общения со сверстниками и взрослыми.
С целью развития и закрепления
социально-коммуникативных умений и навыков нужно научить детей применять
полученные на занятиях умения речевого общения в игровых ситуациях,
театрализованной деятельности, обращать внимание на интонационную
выразительность речи. В работе с детьми с ЗПР используют практические методы –
упражнения, игры, моделирование и др; наглядные, которые предусматривают
использование наглядных пособий и технических методов обучения – наблюдение,
рассмотрение рисунков, просмотр кино и диафильмов, показ образца задания; словесные
методы – беседа, рассказ, переводы сказок, объяснение, педагогическая оценка
работы ребенка и тому подобное. Содержание методов логопедической работы по
преодолению речевых нарушений у данной категории детей определяет ряд
особенностей.
Среди них можно определить следующие:
характерологические особенности дошкольников с ЗПР, их эмоциональная и
познавательная пассивность предполагает проведение подготовительных занятий с
использованием игровых приемов, применение игровых ситуаций, вызывающих позитивное
отношение к коррекционных занятий, желание заниматься, позволяющие поддерживать
речевую активность и эмоциональный контакт ребенка с педагогом; снижена
познавательная активность детей с ЗПР определяет необходимость использования
заданий, составляющих познавательную или практическую деятельность субъекта, и
большого количества яркого уместного наглядного материала, что позволяет
воспринимать изображения объективной действительности органами чувств; в связи с тем, что для детей с ЗПР характерны
повышенная утомляемость, сниженная способность к волевому и психическому
нагрузки дошкольникам рекомендовано предлагать доступный по сложности и объему
задачи, в ходе исполнения которых предусмотрено переключение на практическую
деятельность; в то же время задание не должно быть слишком легким, таким, что
не требует никаких усилий, поэтому постепенное наращивание сложности задач
тренирует интеллектуальные и волевые способности ребенка [3]; с целью усиления
речевого контроля за точностью выполнения заданий у детей дошкольного возраста
с ЗПР уместно выполнять предложенное задание под речевое комментирование
педагога или собственно речи ребенка и осуществлять анализ результатов
выполнения задания; учет специфики познавательной деятельности,
эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР предусматривает увеличение сроков
подготовительного этапа работу по формированию всех составляющих речи
(звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического восприятия и
представления, лексико-грамматичных категорий, связной речи) с включением
специально организованных упражнений по формированию, развитию и
совершенствованию сенсорных функций и психических процессов, без которых
невозможно достичь высоких результатов в коррекционной работе; коррекция
речевых нарушений у детей с ЗПР требует максимального использования различных
анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического); развитие речи детей
дошкольного возраста с ЗПР происходит в связи с развитием познавательной
активности ребенка, поэтому важным является повышение интеллектуального уровня
дошкольника, ознакомление его с явлениями окружающего мира; с целью развития
компенсаторных механизмов и социальной интеграции каждого ребенка коррекция
предполагает индивидуально-ориентированный подход при организации и
осуществления коррекционно-развивающего (логопедического) процесса, то есть
учитывается состояние соматического и нервно-психического здоровья, возрастных
и индивидуальных особенностей, уровня потенциального развития ребенка.
По результатам
констатации распределение детей по определенным уровням выглядит так: высокий
уровень — 3,0% детей; 55,0% — дети среднего уровня речевой активности. 42,0%
респондентов нами отнесены к третьему, начального, уровня активности. Далее
нами было выделено в этой возрастной категории три типологические группы рече-пассивных
детей, а именно:
1) группа «Операционально-технической» речевой пассивности, основу которой
составляют: неумение и нежелание ребенка использовать речевые навыки во время
общения. Так, на речевом занятии дети с помощью воспитателя составляли рассказ
— описание аисты по схеме. В повседневной жизни на предложение взрослого
описать воробья или синицу, которые прилетели в кормушки, ребенок отказывается
от общения или составляет 2-3 простых предложения, констатируя действия птиц. Таких
детей в типологической группе было 57,0%.
2) группа «мотивационной» речевой пассивности, для которой
характерны: незаинтересованность ребенка в речевой деятельности. Одной из
причин, на наш взгляд, является субъективно-пассивная роль ребенка при получении
речевой информации от взрослого (педагога, родителей). Это ярко проявляется во
время речевых занятий, когда воспитатель, стараясь как можно больше предложить
познавательного материала, забывает, кто на занятии должен быть речевой
активным. В этой группе нами определено 21,0% респондентов.
3) группа «частичной» или «выборочной» речевой пассивности.
Старшие дошкольники, которых мы условно отнесли к группе детей, проявляли
речевую пассивность только в отдельных видах работы: с грамматики или фонетики.
Детей из «избирательной» речевой пассивностью нами зарегистрировано 22,0%.
Следует отметить, что
симптомы речевой пассивности, принадлежащих различным группам, могут
проявляться одновременно и у одного ребенка. Также пассивность может иметь и
разные степени проявлений: от яркой, демонстративной, в скрытой
(замаскированной). Понятно, что приведенная классификация речевой пассивности
не имеет категорического характера — ее пределы подвижны.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР
1.1.Психолого-педагогическая и клиническая
характеристика детей с задержкой психического развития Отмечается, что задержка
психического развития (ЗПР) чаще всего проявляется, когда ребенок идет в школу.
Она заключается в недостаточности общего объема знаний, ограниченности
представлений, незрелости мышления, недостаточный интеллектуальной целенаправленности,
преобладании игровых интересов, быстрой насыщаемости интеллектуальной
деятельностью. Эти дети достаточно сообразительные в пределах имеющихся знаний,
производительные, чем умственно отсталые дети, в использовании помощи. При этом
в одних случаях на первом плане стоит задержка развития эмоциональной сферы, а
в других — замедление развития интеллектуальной сферы [38].
Г. Б. Соколова посвятила свое
исследование изучению особенностей развития лексико-семантической стороны речи
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [33]. В
методических рекомендациях Л. А. Кондратенко раскрыты методологические основы
организации деятельности, цель, задачи и содержание работы практического
психолога по психологическому сопровождению детей с особыми образовательными
потребностями, в частности с задержкой психического развития, в условиях
дошкольного образовательного учреждения. А. С. Доскалова в своей работе
рассматривает особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой
психического развития, С. А. Осипцова – особенности грамматической компетенции
речи детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе учебной деятельности. Вопросы
состояния сформированности творческой связной речи у дошкольников с задержкой
психического развития и определение эффективных методов и приемов, которые
обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевых умений указанной
категории детей изучались Н. И. Ашиток.