Платная доработка на тему Особенности личности подростков с девиантным поведением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Теоретические аспекты исследования взаимосвязи социометрических характеристик
подростка со склонностями к девиантному поведению.. 6
1.1. Групповая
структура и социометрические характеристики. 6
1.2. Характеристика
подростков с девиантным поведением. 11
1.3. Взаимосвязь
социометрических характеристик и склонности к девиантному поведению.. 18
Выводы по главе 1. 22
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния социометрических
характеристик на девиантное поведение подростков. 24
2.1. Методики и организация исследования. 24
2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 26
Выводы по главе 2. 33
Заключение. 35
Список использованной литературы.. 37
Введение:
Актуальность
исследования. На сегодняшний день девиантное поведение
личности не является уникальным и новым, однако исследование данного феномена
становится особенно актуальным в переломные моменты развития общества. Так, в
современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума, помимо всех
позитивных преобразований общественных отношений, вызывает и негативные
изменения в разных сферах социальной жизни. Те или иные трудности, которые
возникают в процессе адаптации различных представителей социальных групп,
оказывают влияние на деформацию межличностных связей и разобщение поколений.
В последнее время в России возрастает
количество подростков, которые главной целью в жизни считают достижение
материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утрачивают общественную
ценность и значимость, имея прагматический характер – больше получать блага и
привилегии и меньше работать и учиться. Такая позиция детей подросткового
возраста получает более открытую и воинствующую форму, приводя тем самым к
новой волне потребительства, которая зачастую провоцирует поведенческие
девиации. При этом можно заметить, что в последнее время в нашей стране растет
уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений.
Так мы можем сказать, что девиантное
поведение подростков становится распространенным феноменом, который
сопровождает процесс социализации и зрелости, возрастающий на протяжении
подросткового периода. При этом девиантное поведение не всегда осознается сами
подростком, а возможность противостоять негативному влиянию окружения начинает
формироваться уже после 18-летия.
Таким образом, данное положение дает
основания считать изучение причин девиантного поведения в подростковом
возрасте, а также влияние на его формирование социометрических характеристик,
достаточно актуальным на сегодняшний день.
Вопросы девиантного поведения широко
освещаются в зарубежной и отечественной социологической литературе, однако
подростковая девиация изучена в меньшей степени. Методологические основы
изучения девиантного поведения можно увидеть в трудах по девиантологии В.С.
Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, в современной социологии права таких
исследователей как В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцева, В.Ф. Левичевой, А.С.
Харчева и др. Большой вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли
работы авторов, которые исследуют отдельные аспекты этого явления. Так,
девиантное поведение как нарушение процесса социализации мы видим в трудах Б.Н.
Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика. Проблему проявления
девиантных форм проявления у подростков, вызванную неблагоприятным положением
ребенка в семье широко исследуют такие ученые как Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова,
Г.П. Орлова, Б.С. Павлова и др. Влияние социометрических характеристик
подростков, а также их роль в появлении отклоняющегося поведения изучали такие
исследователи как Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, В.В. Лозовой, В.Г. Степанова.
Объектом
курсовой работы является девиантное поведение подростков.
Заключение:
Среди социальных групп,
функционирующих в обществе, важное место принадлежит малым группам, в которых
осуществляется непосредственное взаимодействие между людьми. Малые группы
являются звеном, опоcредующим взаимосвязь общества и личности.
Под малой группой
понимается реальное существование группы людей, которые имеют непосредственные
контакты друг с другом. Их поведение опосредованно совместной деятельностью и
определяется особыми нормами, принятыми в группе. Также здесь подчеркивается
роль общественных отношений, где группа выступает как «звено определенной
общественной системы, как часть общественной структуры», при этом через личные
контакты реализуются определенные общественные связи. Деятельность малых групп
– сложный многогранный объект исследования, многочисленные компоненты которого
образуют определенную структуру.
В группе каждый индивид
занимает определенный социальный статус. Каждый статус несет в себе какую-то
функцию. Выделяются различные типологии статусов в зависимости от положения
индивида, его местонахождения, личных качеств и т.п. социальная роль связана с
социальным статусом, она определяет поведение, которое окружающие ожидают от
человека, имеющего определенный статус.
Таким
образом, подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности
человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Подростку важно,
чтобы его взрослость была заметна окружающим. Диспропорция физического и
социального созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает
дополнительные психологические трудности и во многом определяет особенности
психики и поведения подростков, может привести к нарушениям поведения.
Девиантное
поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального
поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения
относятся, прежде всего, алкоголизм и наркомания, преступность, проституция,
которые несут реальную угрозу безопасности и устойчивому развитию современного
общества.
Девиантное
поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин,
обуславливающих различные девиации подростков, выделяют причины, связанные с
психическими и психофизиологическими расстройствами; причины социального и
психологического характера; причины, связанные с возрастными кризисами.
Предпосылкой
возникновения девиантного поведения может стать и подростковый возраст сам по
себе, как кризисный возрастной период. При этом большую роль среди указанных
причин играют особенности социометрических характеристик подростка. Процессы
психического и физического развития вызывают ряд изменений ценностного и
эмоционального отношения к себе. В результате этого возникают недовольства
собой и окружающими.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
взаимосвязи социометрических характеристик подростка со склонностями к
девиантному поведению
1.1. Групповая
структура и социометрические характеристики
Коллектив является высокоразвитой малой
группой. При этом, малая группа представляет собой немногочисленную по составу
группу, в которой ее члены объединены одной социальной деятельностью, а также
пребывают в непосредственном личном общении, влияющем на возникновение
эмоциональных отношений, групповых норм и процессов.
Следует отметить, что малые группы могут
различаться по величине, характеру и структуре отношений, которые существуют
между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей и норм,
правил взаимоотношений и межличностными отношениями и т.п. [24]
Среди основных параметров, посредством
которых выделяются, различаются и изучаются малые группы в социальной
психологии, принято выделять следующие:
1. Размер группы, который представляет ее
количественный состав, а также композиция группы, представляющая индивидуальный
состав.
2. Структура межличностного общения, обмен
деловой и личностной информации как каналы коммуникаций.
3. Нравственный и эмоциональный тон
межличностных отношений, представляющих психологический климат группы.
4. Общие правила поведения как групповые
нормы, которым придерживаются члены группы [22].
Рассмотрим классификацию малых групп.
Так,
принято выделять условные или номинальные группы, которые характеризуются
объединением людей, не входящие в состав ни одной малой группы. Такое выделение
группы может создаваться в исследовательских целях для сравнения результатов,
которые были получены в реальных группах с теми, которые определяют случайное
соединение людей, которые не