Психология образования Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Особенности креативности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6

1.1 Специфика проявления креативности в дошкольном возрасте 6

1.2 Особенности развития креативности детей в условиях дошкольного учреждения 14

РЕЗЮМЕ 17

2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19

2.1 Методы диагностики 19

2.2 Организация исследования 20

3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 21

3.1 Тест Торренса«Диагностика креативности» 21

3.2. Диагностика креативности детей тест «Круги» Вартег 25

3.3. Гендерные особенности проявления креативности в дошкольном возрасте 26

ВЫВОДЫ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35

  

Введение:

 

В последние годы в отечественной педагогике и психологии повысился интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в дошкольном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена следующая задача, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника.

Пробуждение творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что имеет большое значение при формировании всестороннего развития личности

В современной педагогике и психологии немного специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются зарубежные исследователи Д.Гилфорд, Е. Торранс, С.А.Медник и др. В отечественной психологии и педагогике проблемами креативности занимаются В.Н.Дружинин, В.С.Юркевич, А.М.Матюшкин, Я.А. Пономарев и др. Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе креативности, ее критериев и условий развития.

При всем разнообразии определений креативности (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность — это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности.

Многие исследователи (В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, П. Торранс и др.) считают, что сензитивным периодом развития креативности является дошкольный возраст, а именно 3-5 лет, с возрастом у детей происходит снижение креативности, которое происходит вследствие поступления ребенка в школу. Это снижение носит временный характер. После определенного периода, который некоторые исследователи называют «латентным», у некоторых школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают на нелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из них приходится на дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада.

Следует отметить, что единства среди исследователей относительно возрастного диапазона для этих двух пиков не существует, тем более, что спад вербальной креативности и образной может происходить в разное время. Чаще всего период спада приходится на этап младшего школьного возраста.

Таким образом, изучение развития креативности в дошкольном возрасте представляется актуальным, полученные нами результаты могут быть использованы в качестве основы для разработки программы по развитию креативности. Знание психологических особенностей развития креативности поможет в разработке рекомендации, адресованных родителям, и педагогам дошкольного образовательного учреждения.

Объектом исследования – креативность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – особенности проявления креативности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель исследования: изучить особенности проявления креативности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Для достижения цели исследования решаются следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, на основе которой выявить основные специфики проявления креативности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2. Выявить особенности проявления креативности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

3. Изучение гендерных особенностей детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Методы диагностики:

— теоретические методы: анализ психолого-педагогической и социально-психологической литературы по проблеме исследования;

-эмпирические методы: тестирование

В ходе диагностики для выявления особенностей развития креативности в дошкольном возрасте был использован краткий вариант теста Торренса, «диагностика вербальной креативности», тест «Круги» Э. Вартега.

Гипотеза исследования: предполагается, что существуют особенности проявления и развития креативности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Структура и объем работы. Основной текст изложен на 32 страницах компьютерного текста, иллюстрирован рисунками. Состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы. Список литературы включает 17 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе проведения нашего исследования, мы добились поставленной нами цели и доказали гипотезу, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития креативности.

В условиях современных подходов к образованию, где ставится акцент на развитие творческой личности, проблема развития детской креативности становится наиболее актуальной. При характеристике креативности А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, П. Торренс, Э. Фромм и многие другие отечественные и зарубежные психологи рассматривают креативность как общую творческую способность, связанную с развитием воображения, фантазии, глубинным свойством индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения [2].

По мнению Дж. Танненбаума, А. Маслоу, О.Б. Богоявленской главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты. Среди характерологических особенностей развития творческой личности ученые выделяют общую когнитивную одаренность, необыкновенную восприимчивость, интуицию, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных, сложных ситуациях.

В отечественных и зарубежных исследованиях креативность чаще всего заменяется творческостью. Творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, по мнению Ж. Пиаже, В. Штерн непрерывно развивается наряду с развитием личности и интеллекта. Основным критерием творческой деятельности Выготский Л.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Петровский В.А., Эльконин Д.Б., Дъяченко О.М., Дж. Гилфорд, Дж. Гауэн считают воображение[13].

Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:

• оригинальность движений;

• эмоциональность при воплощении игрового образа;

• наличие выразительных средств для воплощения образа;

• гибкость при принятии решений;

• умение находить нестандартные решения творческих задач.

Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и креативность его обречена остаться на самой низкой ступени.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1 Специфика проявления креативности в дошкольном возрасте

Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.[16]

Главным этапом в постижении креативности послужили работы Дж. Гилфорда (1967), выделившего конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее единовременно в различных направлениях, отступающее от логики) мышление. Множество заданий в тестах на креативность ориентировано на обнаружение дивергентных способностей: они не полагают определенного числа результатов; оценивается не правильность результатов, а соответствие заданию; поощряется поиск нетривиальных и непредвиденных решений. [4]

П. Торренс (1974) определил креативность как процесс происхождения восприимчивости к загвоздкам, к недобору либо дисгармонии имеющихся познаний; определения этих задач; поиска их решений, выдвижения догадок; проверок, изменений и перепроверок догадок; и наконец, формулирования и сообщения итога решения. Рассмотрение креативности как процесса дозволяет выявить конструкцию креативности (как способности), данные, стимулирующие данный процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах креативности, разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их трудность в разных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают креативность в показателях беглости, эластичности, оригинальности и разработанности идей.

Помимо тестов для определения креативности, применяются особые опросники со списками обстановок, чувств, интересов, форм поведения, характеризующих творческих людей. Эти анкеты могут быть адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для обзора продуктов творчества применяются оценки специалистов: ученых, художников, изобретателей. Эталоны для таких оценок неизменно основаны на общественном мнении.[8]

Высокие показатели креативности у детей не гарантируют их творческие достижения в грядущем, а лишь увеличивают вероятность их возникновения при наличии высокой мотивации к творчеству и oвладении нужными творческими знаниями. Навык обучения некоторым аспектам и методам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий показывает значительный рост креативности, а также возникновение и усиление таких качеств фигуры, как автономность, открытость новому навыку, восприимчивость к высоким спросам в творчестве. Данные, стимулирующие становление творческого мышления, выделяют следующее: обстановки незавершенности либо открытости в различие от сурово заданных и жестко кoнтрoлируемых; разрешение и вознаграждение множества вопросов; стимулирование ответственности и автономности; ударение на независимых разработках, слежениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. Препятствуют становлению креативности: избeжание риска; тяготение к успeху во что бы то ни стало; суровые стереотипы в мышлении и поведении; комфортность; неудовлетворительные оценки воображения (фантазии), изыскания; преклонение перед авторитетами.[1]

В настоящее время обозначилось несколько основных аспектов исследования креативности в психологии и психогенетике:

1. генетический, отводящий главную роль в детерминации психических свойств наследственности:

2. средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия;

3. генотип — средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт. [11]

Дошкольный возраст — благоприятный период для становления креативности. Именно в это время происходят прогрессивные метаморфозы во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, воспринятие, мышление, речь, воображение), энергично прогрессируют личностные качества, а на их основе — способности и наклонности.

Детство — период усиленного становления, метаморфозы и обучения, парадоксов и возражений, без которых нереально представить себе процесс становления фигуры. Особенно ясно это выражается в творческой деятельности, дозволяющей исключительно полно раскрыть свой внутренний мир.

Созидание почаще рассматривается как обстоятельная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая удачное выполнение самых многообразных видов деятельности.

Дошкольное детство становится переломным моментом в становлении внимания, дети впервой начинают осмысленно руководить им, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные методы, которые он перенимает у взрослых.

Таким образом, вероятности этой формы — произвольного внимания — к 6-7 годам теснее довольно крупны. В существенной степени этому содействует улучшение планирующей функции речи. Речь дает вероятность заблаговременно словесно выделить важные для определенной задачи явления и предметы, организовать внимание, рассматривая нрав грядущей деятельности. Невзирая на значительные сдвиги в становлении внимания преобладающим на протяжении каждого дошкольного периода остается непроизвольное внимание. Совместно с тем, детям еще сложно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе увлекательной для них деятельности внимание может быть довольно устойчивым.

Сходственные возрастные обоснованности отмечаются и в процессе становления памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный нрав. Ребенок отменнее запоминает то, что для него представляет крупнейший интерес, дает наилучшее ощущение. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется чувствительным отношением к данному предмету либо явлению. Одно из основных достижений старшего дошкольника — становление произвольного запоминания. Во многом этому содействует игровая действие, в которой знание запоминать и своевременно воспроизводить нужные данные приводит к достижению триумфа.

Становление мышления в этом возрасте в существенной степени связано с вероятностью оперировать представлениями на произвольном ярусе, которая значительно возрастает к 6 годам, в связи с усвоением новых методов умственных действий. Образование этих методов в существенной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе становления и обучения. Дошкольный возраст представляет особенно благоприятные вероятности для становления разных форм образного мышления.

Н.Н. Поддьяков подметил что, в возрасте 4-6 лет насыщенно формируются и прогрессируют навыки и знания, содействующие постижению детьми внешней среды, обзору свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью метаморфозы [10]. Данный ярус умственного становления, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в становлении индивидуально-психологических особенностей фигуры, которые определяют ярус творческих способностей. Скапливание фактов и сведений об окружающем мире создает основу для образования представлений и представлений. К концу дошкольного периода начинает господствовать наглядно-схематическая форма мышления как высокий этап в становлении наглядно-образного. Достиженияe ребенком этого яруса умственного становления являются схематические детские рисунки, знание применять при решении задач схематическое изображение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы