Платная доработка на тему Особенности коммуникативных навыков старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие «коммуникативные навыки» в научной литературе 5
1.2. Закономерности формирования коммуникативных навыков у детей на этапе дошкольного возраста 10
ГЛАВА 2 .ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Результаты исследования 20
ГЛАВА 3.РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
3.1. Программа развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность. Дошкольный возраст — период интенсивного развития ребенка, активного формирования интеллектуальных способностей и становления его личности. Общение играет особую роль в этот период, так как является неотъемлемой частью детской деятельности. В процессе общения формируется эмоционально-волевая, познавательная сфера ребенка, его речевое и психическое здоровье, самооценка и личность в целом через познание и оценку самого себя посредством других людей. Эффективность общения зависит от уровня сформированности коммуникативных умений.
Именно в дошкольном возрасте наиболее активно усваиваются и развиваются коммуникативные умения и навыки, дети в этом возрасте учатся строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Своеобразие речевого развития, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста обусловлена недостаточной теоретической разработанностью определенного комплекса формирования коммуникативных умений у детей. Об этом свидетельствует большое количество существующих работ по общению и взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, А.В. Запорожец и др.), в то время как выделение нашего понятия из общения происходит совсем не так давно (70-е г. XX в.).
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что, несмотря на разработки зарубежных и отечественных ученых, которые служат теоретической основой проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, отсутствуют методические разработки, обеспечивающие процесс ее решения необходимыми технологическими средствами. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие ребенка определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.А. Петровский и др.), с родителями (З.М. Богуславская, С.В. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (Л.H. Башлакова, Т.И. Ерофееева, А.А. Рояк и др.), деятельностью и достижением успеха в ней (Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина и др.), культурой общения (Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина, С.В. Петерина и др.).
Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, имеющихся в формировании коммуникативных умений у детей. Это противоречия между: социальным заказом общества и, в тоже время, снижением уровня как общей, так и коммуникативной культуры в современном обществе; одно из требований общества и государства по результатам на выходе из детского сада — необходимый для социализации уровень коммуникативного развития и отсутствие системной организации работы по формированию коммуникативных качеств.
Поиск педагогически эффективных путей разрешения данных противоречий, требующих выявления научно обоснованных подходов к формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования.
Цель: Изучить особенности коммуникативных навыков старших дошкольников.
Объект: Коммуникативные навыки.
Предмет: Развитие коммуникативных навыков у старших школьников.
Гипотеза: Мы предполагаем, что программа, включающая театрализованную деятельность будет способствовать развитию коммуникативных способностей детей.
Заключение:
Общение, его становление одна из важных проблем в современном мире. Рассматривая общение как деятельность, необходимо раскрыть активность ребенка в данном процессе. Исследователи показывают взаимосвязь двух понятий «обшение» и «активность», отсутствие взаимодействия между ними приводит к нарушению и ограничению социальных контактов, искажению межличностных отношений, замедленному развитию психических процессов. Вследствие чего ребенок не овладевает необходимыми способами коммуникации, не проявляет коммуникативную активность.
Развитие коммуникатитвной активности у детей дошкольного возраста является предметом многих исследований, ученые изучают разные аспекты данной проблемы: сущность, становление коммуникативной активности, условия и пути осуществления данного процесса (A.A. Леонтьев, М.И. Лисина, М: Argyl, А. Kendon; А. Mehrabian, и другие). В ряде исследований отмечается, что коммуникативная активность обеспечивает развитие разных сфер личности ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А. Г. Рузская), влияет на содержание и характер его деятельности (З.М. Богуславская, Д. Б. Эльконин). Особое внимание заслуживает разговор о коммуникативной активности детей, ученые считают, что такая паталогия дошкольников затрудняет процесс общение, выбрать способы коммуникации (Т.А. Басилова, Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, С.С. Ляпидевский; Л.Г. Парамонова и др.).
Опираясь на работы педагогов, психологов над проблемой формирования коммуникативных умений, мы пришли к выводу о том, что важным средством формирования коммуникативных умений детей является театрализованная деятельность. Объединение детей старшего дошкольного возраста в творческие группы для совместной деятельности в театрализации открывает широкие возможности для развития сотрудничества, межличностного и делового общения.
Организуя театрализованную деятельность детей, педагог может целенаправленно формировать коммуникативные умения, проявляющиеся в умении вступать в процесс общения; умении слушать, задавать вопросы в ходе диалога, завершать диалог, ясно и последовательно выражать свои мысли, умения согласовывать свои действия с товарищами по общению, договариваться, умении понимать эмоциональное состояние партнера, умение пользоваться формами речевого этикета.
В первой главе нами были выявлены понятие, функции коммуникации, а также особенности формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе нами была проведена проектировочная работа по организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. На начальном этапе нами была подобрана методика диагностики уровня сформированности коммуникативных умений, которая опирается на разработки коллектива авторов С. Е. Анфисовой, И. В. Груздовой, О. В Дыбиной, А. Ю. Кузиной.
Исследование проводилось на базе МБДОУ. В исследовании участвовало 25 детей старшей группы. С учетом полученных результатов первого этапа исследования мы сделали вывод о том, уровень коммуникативных умений у детей недостаточно сформирован и необходимо проводить работу, направленную на совершенствование коммуникативных умений у дошкольников. По результатам мониторинга нами был составлен комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «коммуникативные навыки» в научной литературе
Анализ литературы по вопросам коммуникации позволил сделать вывод о том, что в узком значении коммуникация понимается как двусторонний обмен информацией между людьми. Часто понятие «коммуникация» приравнивается к определению «общение», и они используются как синонимы.
Общение — взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Основным и исходным пунктом в сложившемся понимании общения следует считать интерпретацию его как деятельности. По мнению Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской и П.В. Растянникова, целесообразно использовать понятие «компетентность в общении», которое определяется как «способность личности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» [3]. Встречаются и такие термины, как «коммуникативные навыки», «навыки общения». Так, А.Н. Леонтьев дал развернутую характеристику коммуникативных навыков: владеть социальной перцепцией или чтением по лицу; понимать (а не только видеть), психическое состояние визави по внешним признакам; умение «подавать себя» в общении.
Навыки общения приобретаются человеком в ходе процесса социализации. Еще на самых первых ступенях — семья, школа, ближнее окружение — одной из основных функций агентов и институтов социализации является наделение формирующейся личности навыками общения. Соответственно, наличие или отсутствие умений взаимодействовать с окружающими прямо зависит от процессов, которые протекали с раннего детства вплоть до периода зрелости личности.
Виды
Коммуникативные навыки делятся на две большие группы — базовые и высокие. Конкретных и общепринятых определений им нет, так как мнения ученых в этой области сильно различаются, однако суть остается примерно одной и той же.
Базовые, или ключевые, навыки общения жизненно необходимы: уметь сообщить о своих потребностях, беспокойствах, воспринять важную информацию от других людей и т. п. Практически все они прививаются человеку еще в детском и подростковом возрасте.
Высокие же коммуникативные навыки нужны для построения доверительных и более близких взаимоотношений, когда обе (или несколько) стороны общения максимально уважительно относятся к собеседникам и сами чувствуют себя абсолютно комфортно. [11]
Базовые
Список навыков, которыми обязательно должен обладать человек, чтобы налаживать хотя бы простейшие контакты:
1. Ориентирование в определенной ситуации.
Человек должен понимать цели, роли и мотивы как собственные, так и оппонента, анализировать и прогнозировать возможное развитие беседы.
2. Установление контакта.
Любая сторона общения должна уметь самостоятельно начинать диалог, а также адекватно воспринимать и отвечать на попытку установления контакта с другой стороны. Кроме того, необходимо уметь и закончить разговор качественно.
3. Самопрезентация.
Рассказывать о себе или о ситуациях из своей жизни человек должен уметь так, чтобы у собеседника складывалось необходимое впечатление. При изложении любой информации нужно понимать, к чему приведут те или иные слова.
4. Получение информации от собеседника.
Безусловно, у любого участника диалога есть какие-то цели, которые он желает достичь по завершении беседы. Это может быть и просто получение положительных эмоций (например, повседневная коммуникация друзей), но в большинстве случаев человек хочет добиться какой-то конкретной информации, и умение получить ее — один из базовых навыков.
5. Предоставление информации.
Еще раз обратимся к четвертому пункту и рассмотрим его не со своей стороны, а со стороны другого человека. Делаем выводы, что собеседник, скорее всего, тоже хочет получить какую-либо информацию, соответственно, ваша задача — эту информацию предоставить.
6. Эмоциональная регуляция беседы.
Важно также умение направлять диалог в русло с положительной эмоциональной окраской, избегать щекотливых и неприятных собеседнику тем, регулировать собственное эмоциональное состояние и не создавать конфликтные ситуации.
7. Предоставление обратной связи.
Обратная связь — это не просто предоставление информации о себе в ответ, а реакция и оценка именно той информации, которую предоставил собеседник, то есть отклик, выражение интереса и уважения к тому, что говорит другой человек.
8. Психологическое воздействие.
Этот навык можно отнести как к базовым, так и к высоким. Дело в том, что иногда человек оказывает психологическое воздействие (убеждение, внушение) и противостоит воздействию на самого себя не целенаправленно, а на бессознательном уровне, то есть этот навык в нем «зашит». Если же участник диалога специально анализирует психологию разговора и осознанно оказывает воздействие, это уже будет не совсем базовый навык.
Высокие
К высоким коммуникативным навыкам относят (примерный список, так как конкретизации этих навыков не существует):
• способность слушать, перефразировать;
• гибкость, способность искать компромиссы;
• эмпатия эмоционального состояния собеседника;
• способность оценить эмоциональное напряжение, разрядить его.
Кажется, что это обыденные навыки общения и каждый зрелый собеседник пользуется ими в разговоре, но это не совсем так. Современному человеку крайне тяжело сохранять концентрацию в течение долгого времени, соответственно, полностью проследить за мыслью оппонента слушатель не может, отсюда и недостаток эмпатии, невнимание к деталям, неспособность дать обратную связь. Кроме того, концентрация на важности собственной информации и на себе в целом не позволяет современному человеку полностью погрузиться в проблему собеседника. Именно поэтому высокие коммуникативные навыки среди среднестатистических взрослых людей считаются скорее исключением, чем правилом.
Упомянутые навыки — это не какое-то конкретные качества человека, а комплекс способностей, умений, освоенных правил приличия, которые помогают взаимодействовать с окружающими. Вот малый список качеств, которые включают в себя и базовые, и высокие навыки общения:
• умение не перебивать;
• умение избегать ненужных возражений, конфликтов;
• умение пользоваться позитивным переводом, то есть искать положительное даже в негативных ситуациях, например, при обсуждении погоды дождь воспринимать как очищение природы и приятную свежесть, а не неприятные холод и морось;
• избежание категоричности, способность говорить мягко, подчеркивая, что вы не настаиваете на своей правоте и вам важно услышать мнение партнера;
• избежание упреков и обвинений;
• подчеркивание согласия с собеседником, восхищение, комплименты, благодарность;
• умение реагировать на критику;
• умение реагировать на провоцирующее поведение собеседника;
• умение просить;