Платная доработка на тему «Особенности гендерной идентичности старших дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Понятия «гендерная идентичность», «гендер» и
«гендерные различия»
1.2. Семья и
её значение в воспитании
детей старшего дошкольного возраста
1.3. Особенности гендерной
социализации детей из
полных и неполных семей
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Методологические принципы исследования
2.5 Методы статистической обработки
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию
гендерной идентичности старших дошкольников
3.1. Результаты констатирующего исследования
3.2. Программа по использованию игр для формирования у
старших дошкольников гендерной идентичности
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность исследования.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие
условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных
потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу,
усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку
другим людям. Многочисленные психологические исследования показывают, что
общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием
становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи,
самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.
Семья – это скрытое от
внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и
родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и
неповторимые. Под стилем семейного общения понимается совокупность родительских
чувств, ожиданий, установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.
Наряду с этим семья, ее особенности, состав и пр., играют ключевую роль в
формировании гендерной идентичности дошкольников.
Проблема гендерной
идентичности ребенка, который воспитывался в неполной семье всегда является
одной из самых актуальных проблем общества. Именно процесс гендерной
идентичности личности является неотъемлемой составляющей личностного
становления ребенка для полноценного существования в обществе.
Психологические
исследования показывают, что первичным звеном гендерной социализации личности
является семья, родители, значимые взрослые принимающие участие в воспитании
ребенка. Формирование личности ребенка определяют состав семьи, порядок
рождения ребенка, личность родителей, характер детско-родительских
взаимоотношений в семье. В семье закладываются нормы, правила, ценности,
гендерные стереотипы, установки и тому подобное. Весомыми составляющими
гендерной идентичноси в семье есть гендерные особенности родителей, их
идентичность и ролевые функции, пол ребенка, представление родителей об
особенностях воспитания ребенка данного пола.
Одним из важных факторов
гендерной идентичности ребенка является тип семьи, в которой воспитывается
будущая личность. Семья может быть полной или неполной (развод родителей,
смерть одного из родителей, воспитание ребенка матерью-одиночкой). Безусловно
воспитание ребенка в условиях неполной семьи отличается от воспитания ребенка в
полной семье и влияет на психическое развитие личности и на процесс
формирования гендерной идентичности. К сожалению, на сегодняшний день
наблюдается тенденция к увеличению количества неполных семей. Одними из
основных задач психологов является помощь родителям, значимым взрослым,
принимающим участие в воспитании ребенка в обеспечении оптимальных условий,
способствующих успешному процессу социализации личности. Учеными изучаются
различные аспекты специфики развития субъекта в таких семьях, но
глубинно-психологические детерминанты особенностей формирования гендерных
представлений личности в неполной семье не теряют своей актуальности.
Исследованием
особенностей гендерной социализации личности занимались Ю. Алешина, В. Белова,
Е. Бреев, Т. Волкова, А. Волович, И. Клецина, А. Ключко, Т. Репина, И.
Чернова и другие. Ученые И. Доброгаева, П. Лесгафт, З. Матейчек, А. Прихожан,
Т. Титаренко, Г. Фигдор в своих исследованиях затронули проблему личностного
становления личности в неполной семье. Вышеупомянутые исследователи
сосредоточили внимание на специфике личностного становления ребенка в неполной
семье, и ее влиянии на психическое развитие, особенности усвоения гендерных
ролей и на возникновение деструкции в поведении, что проявляется в разрушении
отношений с окружающими и препятствует процессу социализации личности.
Цель исследования
– выявить особенности гендерной идентичности старших дошкольников,
воспитывающихся в полных и неполных семьях, и специфику ее формирования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность
понятий «гендерная идентичность», «гендер» и «гендерные различия».
2. Дать характеристику
семье и её значению в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать особенности
формирования гендерной идентичности старших дошкольников.
4. Изучить особенности
гендерной идентичности детей 6-7 лет, воспитывающихся в полных и неполных
семьях
5. Выявить и обосновать
особенности гендерной идентичности старших дошкольников, воспитывающихся в
полных и неполных семьях.
6. Разработать и
апробировать программу по формированию гендерной идентичности старших
дошкольников.
Объект исследования
– дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования
– особенности гендерной идентичности старших дошкольников, воспитывающихся в
полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования
состоит в предположениях о том, что:
1) существуют, отличия в
особенностях гендерной идентичности старших дошкольников, воспитывающихся в
полных и неполных семьях;
2) формированию гендерной
идентичности старших дошкольников способствует использование дидактических и
сюжетно-ролевых игр.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный нами
теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших
разработках данного вопроса; в разработанной программе по формированию
гендерной идентичности старших дошкольников и возможности ее практического
применения в процессе формирования гендерной идентичности дошкольников,
воспитывающихся в неполных семьях.
Заключение:
В современных условиях
вопросы гендера приобрели большую популярность. Однако, довольно редко
встречаются в психологических источниках психокоррекционные методы, которые
обеспечивают формирование гендерных представлений у детей старшего дошкольного
возраста из полных и неполных семей. Их изучение является важным, поскольку они
выступают главным компонентом самосознания и самоидентификации ребенка.
Внимание обращено именно на детей старшего дошкольного возраста из полных и
неполных семей из-за того, что гендерная идентификация сегодня значительно
затруднена многими факторами: недостаточное количество моделей типично-мужского
поведения (неполные, функционально-неполные семьи); значительно больше времени
мальчик проводит с представительницами женского пола; трансформационные
процессы человечества, которые предъявляют повышенные требования к
представителям «сильного пола», общественные тенденции к унификации пола,
гендерная стереотипность мышления, отсутствие осознанного родительства,
отсутствие гендерной образованности родителей, наличие амбивалентных чувств у
отца или матери. Как показали результаты нашего исследования, гендерные
представления детей старшего дошкольного возраста из неполных семей, по
сравнению с детьми из полных семей, являются фрагментарными и диффузными и
требуют коррекции.
Дошкольный возраст
является чрезвычайно важным, поскольку в этот период происходит стремительное
развитие интеллекта, эмоций, характера. Дошкольник является чувствительным к
внешним раздражителям, податливым к эмоциональному воздействию. Неправильно
подобранный стиль взаимодействия с ребенком может вызывать разного рода
эмоциональные нарушения, и проблемы в становлении гендерной идентичности.
Важность этого периода для формирования гендерных представлений является
бесспорной, именно в этот период происходит усвоение моделей поло-ролевого
поведения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Теоретические основы проблемы гендерной идентичности старших дошкольников,
воспитывающихся в полных и неполных семьях
1.1 Понятия «гендерная
идентичность», «гендер» и «гендерные различия»
Пол в психологических
исследованиях традиционно рассматривается как второстепенная переменная рядом с
возрастом, образованием, национальностью. Однако пол или гендер, как это сейчас
говорят, не является бинарной переменной. Исследователи выделяют целый ряд
аспектов гендера, как собственно биологический пол, гендерная идентичность,
гендерные отличия и тому подобное.
Многомерность гендера была
выяснена в исследованиях, которые подвергли сомнению биологическую природу пола
и продемонстрировали его социально-сконструированный характер. Феминистическая
критика традиционных исследований, в которых нормы и стандарты, полученные на
выборках белых мужчин из среднего класса, объявляются универсальными, привела к
появлению большого количества женских студий с одной стороны, исследований
мужчин и маскулинности – с другой. Отдельную группу составляют исследования
геев и лесбиянок. Результатом этих разнообразных поисков стало понимание того,
что гендер как культурный конструкт является многомерным, в нем можно
определить три уровня или измерения: биологический (пол), психологический
(маскулинность – феминность) и социальные (гендерные роли).
Понятие «пол» и «гендер»
иногда употребляют как синонимы, хотя большинство исследователей их различают.
Первый воспроизводит биологические, второй – социальные и культурные
особенности дифференциации индивидов по признаку пола. Если пол характеризует
генетическую принадлежность индивида к одной из двух категорий, то гендер – это
пол как продукт воспитания, влияния культуры или «социальный пол» [1]. Кроме этих двух категорий можно
говорить о таких базовых понятих, как маскулинность (М), феминность (Ф),
поло-ролевая (гендерная) идентичность и гендерные роли.
Маскулинность и
феминность составляют нормативные представления о соматических, психические и
поведенческих свойствах, присущие мужчинам и женщинам; это
социально-психологического конструкты, содержание которых определяется
представлениями о «мужское» и «женское». Гендерная идентичность рассматривается
как продукт и процесс усвоения субъектом конструктов маскулинности и
феминности, как наличие у субъекта определенной степени определенных
маскулинных и феминных черт.
В психологии существует
несколько ведущих подходов по исследованию механизмов гендерной социализации и
особенностей гендерной идентичности: теория социального научения, теория
идентификации, теория когнитивного развития, «новая психология пола», теория
дифференциации социальных ролей [8].
Теория социального
научения, в основе которой лежат такие понятия как обучение, положительное и
отрицательное подкрепление, модели родительского поведения, подчеркивает
влияние микросреды и социальных норм на внешнюю поло-ролевое поведение, акцентирует
типичную для пола поведение.
Теория идентификации,
сформированная в пределах психоанализа, предлагает биологическое объяснение; по
З. Фрейду, «анатомия – это судьба». Этот подход акцентирует значение раннего
детства для последующего поло-ролевого поведения индивида, обращает особое
внимание на идентификацию ребенка с одним из родителей своего пола.
Теория когнитивного
развития объясняет формирование представлений о половых роли у детей активным
структурированием собственного опыта, когнитивной информации и пониманием своей
половой принадлежности. Получаемая информация организуется когнитивными
структурами сознания и поло-ролевыми стереотипами, которые функционируют как
схемы, с помощью которых структурируется соответствующая информация.
«Новая психология пола»
появилась в 1970-е годы на Западе. Дж. Стоккард и М. Джонсон выдвинули
положение о том, что биологическая, врожденная пол (хромосомная и гормональная)
может только способствовать определению потенциальной поведения человека, а
главным является психологическая, социальная пол, или гендер. Гендер
усваивается при жизни, на его формирование оказывают влияние классовые,
этнические, расовые вариации половых ролей и соответствующие им ожидания
общества и особенности культуры [14].