Психология и социальная педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему «Особенности гендерной идентичности старших дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1 Теоретические основы проблемы гендерной
идентичности старших дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях. 7

1.1 Понятия «гендерная идентичность», «гендер» и
«гендерные различия». 7

1.2.  Семья  и 
её  значение  в воспитании 
детей  старшего  дошкольного возраста  15

1.3.  Особенности  гендерной 
социализации  детей  из 
полных  и  неполных семей  28

Глава 2. Организация и методы исследования. 40

2.1 Методологические принципы исследования. 40

2.2 Организация исследования. 41

2.3 Характеристика выборки. 43

2.4 Методики исследования. 45

2.5 Методы статистической обработки. 49

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию
гендерной идентичности старших дошкольников. 51

3.1. Результаты констатирующего исследования. 51

3.2. Программа по использованию игр для формирования у
старших дошкольников гендерной идентичности. 63

3.3. Контрольный этап исследования. Определение
эффективности реализации программы по формированию гендерной идентичности
старших дошкольников  66

Заключение. 71

Практические рекомендации. 72

Выводы.. 74

Список использованной литературы.. 76

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие
условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных
потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу,
усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку
другим людям. Многочисленные психологические исследования показывают, что
общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием
становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи,
самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.

Семья – это скрытое от
внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и
родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и
неповторимые. Под стилем семейного общения понимается совокупность родительских
чувств, ожиданий, установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.
Наряду с этим семья, ее особенности, состав и пр., играют ключевую роль в
формировании гендерной идентичности дошкольников.

Проблема гендерной
идентичности ребенка, который воспитывался в неполной семье всегда является
одной из самых актуальных проблем общества. Именно процесс гендерной
идентичности личности является неотъемлемой составляющей личностного
становления ребенка для полноценного существования в обществе.

Психологические
исследования показывают, что первичным звеном гендерной социализации личности
является семья, родители, значимые взрослые принимающие участие в воспитании
ребенка. Формирование личности ребенка определяют состав семьи, порядок
рождения ребенка, личность родителей, характер детско-родительских
взаимоотношений в семье. В семье закладываются нормы, правила, ценности,
гендерные стереотипы, установки и тому подобное. Весомыми составляющими
гендерной идентичноси в семье есть гендерные особенности родителей, их
идентичность и ролевые функции, пол ребенка, представление родителей об
особенностях воспитания ребенка данного пола.

Одним из важных факторов
гендерной идентичности ребенка является тип семьи, в которой воспитывается
будущая личность. Семья может быть полной или неполной (развод родителей,
смерть одного из родителей, воспитание ребенка матерью-одиночкой). Безусловно
воспитание ребенка в условиях неполной семьи отличается от воспитания ребенка в
полной семье и влияет на психическое развитие личности и на процесс
формирования гендерной идентичности. К сожалению, на сегодняшний день
наблюдается тенденция к увеличению количества неполных семей. Одними из
основных задач психологов является помощь родителям, значимым взрослым,
принимающим участие в воспитании ребенка в обеспечении оптимальных условий,
способствующих успешному процессу социализации личности. Учеными изучаются
различные аспекты специфики развития субъекта в таких семьях, но
глубинно-психологические детерминанты особенностей формирования гендерных
представлений личности в неполной семье не теряют своей актуальности.

Исследованием
особенностей гендерной социализации личности занимались Ю. Алешина, В. Белова,
Е. Бреев, Т. Волкова, А. Волович, И. Клецина, А. Ключко, Т. Репина, И.
Чернова и другие. Ученые И. Доброгаева, П. Лесгафт, З. Матейчек, А. Прихожан,
Т. Титаренко, Г. Фигдор в своих исследованиях затронули проблему личностного
становления личности в неполной семье. Вышеупомянутые исследователи
сосредоточили внимание на специфике личностного становления ребенка в неполной
семье, и ее влиянии на психическое развитие, особенности усвоения гендерных
ролей и на возникновение деструкции в поведении, что проявляется в разрушении
отношений с окружающими и препятствует процессу социализации личности.

Цель исследования
– выявить особенности гендерной идентичности старших дошкольников,
воспитывающихся в полных и неполных семьях, и специфику ее формирования.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность
понятий «гендерная идентичность», «гендер» и «гендерные различия».

2. Дать характеристику
семье и её значению в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

3. Описать особенности
формирования гендерной идентичности старших дошкольников.

4. Изучить особенности
гендерной идентичности детей 6-7 лет, воспитывающихся в полных и неполных
семьях

5. Выявить и обосновать
особенности гендерной идентичности старших дошкольников, воспитывающихся в
полных и неполных семьях.

6. Разработать и
апробировать программу по формированию гендерной идентичности старших
дошкольников.

Объект исследования
– дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования
– особенности гендерной идентичности старших дошкольников, воспитывающихся в
полных и неполных семьях.

Гипотеза исследования
состоит в предположениях о том, что:

1) существуют, отличия в
особенностях гендерной идентичности старших дошкольников, воспитывающихся в
полных и неполных семьях;

2) формированию гендерной
идентичности старших дошкольников способствует использование дидактических и
сюжетно-ролевых игр.

Практическая значимость
исследования
состоит в том, что собранный нами
теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших
разработках данного вопроса; в разработанной программе по формированию
гендерной идентичности старших дошкольников и возможности ее практического
применения в процессе формирования гендерной идентичности дошкольников,
воспитывающихся в неполных семьях.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современных условиях
вопросы гендера приобрели большую популярность. Однако, довольно редко
встречаются в психологических источниках психокоррекционные методы, которые
обеспечивают формирование гендерных представлений у детей старшего дошкольного
возраста из полных и неполных семей. Их изучение является важным, поскольку они
выступают главным компонентом самосознания и самоидентификации ребенка.
Внимание обращено именно на детей старшего дошкольного возраста из полных и
неполных семей из-за того, что гендерная идентификация сегодня значительно
затруднена многими факторами: недостаточное количество моделей типично-мужского
поведения (неполные, функционально-неполные семьи); значительно больше времени
мальчик проводит с представительницами женского пола; трансформационные
процессы человечества, которые предъявляют повышенные требования к
представителям «сильного пола», общественные тенденции к унификации пола,
гендерная стереотипность мышления, отсутствие осознанного родительства,
отсутствие гендерной образованности родителей, наличие амбивалентных чувств у
отца или матери. Как показали результаты нашего исследования, гендерные
представления детей старшего дошкольного возраста из неполных семей, по
сравнению с детьми из полных семей, являются фрагментарными и диффузными и
требуют коррекции.

Дошкольный возраст
является чрезвычайно важным, поскольку в этот период происходит стремительное
развитие интеллекта, эмоций, характера. Дошкольник является чувствительным к
внешним раздражителям, податливым к эмоциональному воздействию. Неправильно
подобранный стиль взаимодействия с ребенком может вызывать разного рода
эмоциональные нарушения, и проблемы в становлении гендерной идентичности.
Важность этого периода для формирования гендерных представлений является
бесспорной, именно в этот период происходит усвоение моделей поло-ролевого
поведения.
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1
Теоретические основы проблемы гендерной идентичности старших дошкольников,
воспитывающихся в полных и неполных семьях

 

1.1 Понятия «гендерная
идентичность», «гендер» и «гендерные различия»

 

Пол в психологических
исследованиях традиционно рассматривается как второстепенная переменная рядом с
возрастом, образованием, национальностью. Однако пол или гендер, как это сейчас
говорят, не является бинарной переменной. Исследователи выделяют целый ряд
аспектов гендера, как собственно биологический пол, гендерная идентичность,
гендерные отличия и тому подобное.

Многомерность гендера была
выяснена в исследованиях, которые подвергли сомнению биологическую природу пола
и продемонстрировали его социально-сконструированный характер. Феминистическая
критика традиционных исследований, в которых нормы и стандарты, полученные на
выборках белых мужчин из среднего класса, объявляются универсальными, привела к
появлению большого количества женских студий с одной стороны, исследований
мужчин и маскулинности – с другой. Отдельную группу составляют исследования
геев и лесбиянок. Результатом этих разнообразных поисков стало понимание того,
что гендер как культурный конструкт является многомерным, в нем можно
определить три уровня или измерения: биологический (пол), психологический
(маскулинность – феминность) и социальные (гендерные роли).

Понятие «пол» и «гендер»
иногда употребляют как синонимы, хотя большинство исследователей их различают.
Первый воспроизводит биологические, второй – социальные и культурные
особенности дифференциации индивидов по признаку пола. Если пол характеризует
генетическую принадлежность индивида к одной из двух категорий, то гендер – это
пол как продукт воспитания, влияния культуры или «социальный пол» [
1]. Кроме этих двух категорий можно
говорить о таких базовых понятих, как маскулинность (М), феминность (Ф),
поло-ролевая (гендерная) идентичность и гендерные роли.

Маскулинность и
феминность составляют нормативные представления о соматических, психические и
поведенческих свойствах, присущие мужчинам и женщинам; это
социально-психологического конструкты, содержание которых определяется
представлениями о «мужское» и «женское». Гендерная идентичность рассматривается
как продукт и процесс усвоения субъектом конструктов маскулинности и
феминности, как наличие у субъекта определенной степени определенных
маскулинных и феминных черт.

В психологии существует
несколько ведущих подходов по исследованию механизмов гендерной социализации и
особенностей гендерной идентичности: теория социального научения, теория
идентификации, теория когнитивного развития, «новая психология пола», теория
дифференциации социальных ролей [
8].

Теория социального
научения, в основе которой лежат такие понятия как обучение, положительное и
отрицательное подкрепление, модели родительского поведения, подчеркивает
влияние микросреды и социальных норм на внешнюю поло-ролевое поведение, акцентирует
типичную для пола поведение.

Теория идентификации,
сформированная в пределах психоанализа, предлагает биологическое объяснение; по
З. Фрейду, «анатомия – это судьба». Этот подход акцентирует значение раннего
детства для последующего поло-ролевого поведения индивида, обращает особое
внимание на идентификацию ребенка с одним из родителей своего пола.

Теория когнитивного
развития объясняет формирование представлений о половых роли у детей активным
структурированием собственного опыта, когнитивной информации и пониманием своей
половой принадлежности. Получаемая информация организуется когнитивными
структурами сознания и поло-ролевыми стереотипами, которые функционируют как
схемы, с помощью которых структурируется соответствующая информация.

«Новая психология пола»
появилась в 1970-е годы на Западе. Дж. Стоккард и М. Джонсон выдвинули
положение о том, что биологическая, врожденная пол (хромосомная и гормональная)
может только способствовать определению потенциальной поведения человека, а
главным является психологическая, социальная пол, или гендер. Гендер
усваивается при жизни, на его формирование оказывают влияние классовые,
этнические, расовые вариации половых ролей и соответствующие им ожидания
общества и особенности культуры [
14].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы