Психология и социальная педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Особенности эмоциональной сферы воспитателей дошкольных образовательных учреждений с различным уровнем профессионального выгорания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 7

1.1. Современные представления об эмоциях, чувствах, эмоциональных состояниях человека 7

1.2. Сущность понятия профессионального выгорания 16

1.3. Влияние стажа трудовой деятельности на формирование синдрома эмоционального выгорания 20

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 27

2.1 Методологические принципы исследования 27

2.2 Характеристика выборки 31

2.3 Методики исследования 31

2.4 Методы статистической обработки 35

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 37

3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования 37

3.2. Результаты статистической обработки 52

3.3. Практические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений 58

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 66

ВЫВОДЫ 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Анализ проблемы профессиональной деятельности в научной психолого-педагогической литературе свидетельствует о том, что на современном этапе возникла необходимость разработки новой теоретико-методологической концепции, на основе которой по-новому решались бы вопросы повышения эффективности воспитания учащейся молодежи. Методологической базой данного исследования составляют идеи, обобщения, выводы диалектической теории познания, теории профессиональной деятельности о творческом развитии личности, о тенденциях научно-технического и социального прогресса, логико-гносеологические основы учебно-воспитательного и учебно-производственного процессов.

Наша цивилизация входит в качественно новое информационное состояние, сопровождающееся коренными цивилизационно-парадигмальными изменениями в науке как форме общественного сознания и, соответственно, в системе современного образования. Это сказывается на трансформации педагогических идей и теорий относительно главной движущей силы образования – личности педагога как профессионала и личности, в частности, воспитателя дошкольных образовательных учреждений. В образовательных документах определяется задачи по формированию личности педагога в соответствии с современными глобализационными процессами, которые выдвигают новые требования к личности педагога, обусловленные существенным повышением качества образовательных услуг, интенсификацией информационных процессов, вхождением человечества в эру информационной цивилизации, обнаруживает новые формы функционирования и усвоения знаний и путей их мониторинга. В новых условиях коренным образом трансформируются личностные параметры педагога. Сейчас педагог перестает быть главным источником знаний, но значительно повышаются требования к его личностным чертам.

Известно, что воспитатель дошкольных образовательных учреждений в значительно большей степени наделен референтностью и властью, и пользуется симпатией со стороны дошкольников. На эмоциональные состояния педагога влияют многочисленные стрессфакторы. Стрессогенный характер педагогической деятельности и необходимость развития стрессоустойчивости у педагога отмечают в своих работах А.А. Баранов, Б.X. Варданян, Г.Г. Заремба, П.Б. Зильберман, Н.B. Кузьмина, Я. Рейковский, Л.В. Смолова, С.В. Субботин. В работах были выделены сходство и различие синдрома профессионального «выгорания» и стресса, что может быть обусловлено стажем работы педагога.

Объектом исследования является воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Предмет исследования – особенности эмоциональной сферы воспитателей дошкольных образовательных учреждений с различным уровнем профессионального выгорания.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей эмоциональной сферы воспитателей дошкольных образовательных учреждений с различным уровнем профессионального выгорания.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что факторами выгорания педагогов является уровень отношение к работе, предпочитаемые копинг-механизмы, стрессоустойчивость, эмоциональность; педагоги со стажем до 10 лет показали более низкий уровень выгорания, адаптивные копинг-механизмы и более высокие уровни стрессоустойчиости и эмоциональности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть современные представления об эмоциях, чувствах, эмоциональных состояниях человека.

2. Раскрыть сущность понятия профессионального выгорания.

3. Рассмотреть особенности влияния стажа трудовой деятельности на формирование синдрома эмоционального выгорания.

4. Провести исследования особенностей эмоциональной сферы воспитателей дошкольных образовательных учреждений с различным уровнем профессионального выгорания.

5. Разработать рекомендации воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; опрос; тестирование.

Методики исследования:

‒ методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко;

‒ опросник «Отношение к работе и профессиональное выгорание» (ОРПВ) В.А. Винокура;

‒ методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма;

‒ методика определения стрессоустойчивости Холмса и Раге;

‒ самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е.П. Ильин).

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Индивидуальные различия выполняют роль факторов, влияющих на характер эмоций; сила и качество эмоции определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в определенной ситуации; существует вероятность управления эмоциональными состояниями.

Анализ литературы относительно современного представления об эмоциях, чувствах, эмоциональных состояниях человека позволил сделать ряд выводов: 1. В научной литературе существуют тенденции взаимоподмены таких понятий, как эмоции и эмоциональные состояния, а также выделение этих понятий как отдельных единиц. 2. Эмоциональные состояния – это определенный вид психических состояний. 3. Возникновение эмоциональных состояний обусловлено внутренними процессами, составляющими основу формирования эмоций. 4. Существует связь эмоциональных состояний и мотиваций. 5. Существует связи между эмоциональными состояниями и когнитивными процессами, которые можно характеризовать как динамические и взаимные. 6. Осознание личностью, в частности, педагогом-психологом, эмоционального состояния позволяет установить степень контроля над поведением.

В результате анализа литературы по теме исследования было установлено, что эмоции – это фактор, обусловливающий специфику саморегуляции. В человеческих взаимоотношениях эмоции наряду с когнитивными процессами выполняют оценочно-регулирующую функцию. Эмоции влияют на ход процессов регуляции. Данное влияние проявляется в организации и направленности внешних воздействий, поведенческих реакций, избирательности познавательных процессов, четкости психомоторных и познавательных действий. Поэтому эмоции – это обязательный, значимый фактор внутренней регуляции различных видов и форм произвольной активности человека. Эмоции при этом выступают субъективной формой выражения актуальных потребностей личности.

Рассмотрение вопроса влияния стажа педагогической деятельности на доминирующие эмоциональные состояния педагогов показало, что эмоциональная культура воспитателя ДОУ – это важное условие эффективности педагогической деятельности. Однако воспитатели часто подвержены различным стрессам, риску эмоционального выгорания, что оказывает непосредственное влияние на их профессиональную педагогическую деятельность. Один из факторов формирования таких эмоциональных состояний – это стаж педагогической деятельности.

Для проверки гипотезы исследования было проведено исследование, цель которого состояла в выявлении особенностей регуляции эмоциональных состояний психолога в образовании.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что факторами выгорания воспитателей ДОУ с разным стажем профессиональной деятельности является уровень отношение к работе, предпочитаемые копинг-механизмы, стрессоустойчивость, эмоциональность.

Было установлено, что: 1) интегральный индекс профессионального выгорания у воспитателей с разным стажем профессиональной деятельности соотносится с уровнями эмоционального выгорания воспитателей, иначе говоря, эмоциональное и профессиональное выгорание взаимосвязаны; 2) сотрудники с низким уровнем эмоционального и профессионального выгорания (в основном в эту группу входят воспитатели со стажем до 10 лет) предпочитают адаптивные варианты копинг-поведения; сотрудники со средним уровня эмоционального и профессионального выгорания предпочитают относительно адаптивные варианты копинг-поведения; сотрудники с высокими уровнями эмоционального и профессионального выгорания склонны к использованию неадаптивных вариантов копинг-поведения (в основном в эту группу входят воспитатели со стажем свыше 10 лет); 3) уровень выгорания воспитателей тем ниже, чем выше уровень стрессоустойчивости; при этом уровень стрессоустойчивости выше у педагогов со стажем до 10 лет профессиональной деятельности.

Для подтверждения полученных результатов исследования на уровне статистической значимости в качестве методов математической статистики использовались автоматический расчет U-критерия Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Гипотеза исследования была подтверждена частично, поскольку на уровне статистической значимости не была подтверждена связь степени формирования симптомов синдрома эмоционального выгорания и эмоциональной возбудимости со стажем профессиональной деятельности воспитателей. Статистически значимыми факторами эмоционального выгорания воспитателей с разным стажем профессиональной деятельности являются: отношение к работе, используемые копинг-механизмы, уровень стрессоустойчивости.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1.1. Современные представления об эмоциях, чувствах, эмоциональных состояниях человека

Особенностью профессии педагога является многоаспектность его деятельности (М.Р. Битянова [5], Л.Д. Столяренко [57], Г.А. Суворова [58]), что предъявляет к нему высокие требования как в интеллектуальной, так и в эмоционально сфере. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что он должен обладать эмоциональной устойчивостью (М.И. Дьяченко [16], В.С. Мерлин [38], Е.А. Климов [24] и др.; эмпатией (Э.Ф. Зеер [18; 19], Е.А. Климов [24] и др.), эмоциональной гибкостью (Л.М. Митина [39], Е.С. Асмаковец [3] и др.), эмоциональной чувствительностью (Э.Ф. Зеер, Е.Е. Сыманюк [19] и др.), высокой саморегуляцией конгруэнтностью (С.Л. Братченко [7]), развитыми экспрессивными способностями (Л.М. Митина [39]) и др.

Говоря об эмоциональных состояниях психолога, можно сказать, что они представляют собой целый класс явлений, который охватывает как примитивные порывы, так и сложные формы эмоциональной жизни. Сама «психология состояний» и психология эмоциональных состояний остается на сегодняшний день недостаточно освещенной как в специальной научной, так и в учебной литературе. Преимущественно исследования отечественных, а также зарубежных ученых-психологов посвящены проблемам отдельных эмоциональных состояний, психических состояний и эмоциям (В.К. Вилюнас [9], Б.И. Додонов [14; 15], К. Изард [21; 22], Е.П. Ильин [23], Е.В. Лисина [35], А.Н. Леонтьев [31], К.К. Платонов [46], С.Л. Рубинштейн [53], Т.Х. Шингаров [62] и др.). Проблема исследования и коррекции эмоциональных состояний подростков и юношества находилась в поле зрения таких ученых как Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн [6], Л.С. Выготский [11], М.И. Лисина [35], А.Е. Ольшанникова [43], Г.А. Суворова [58] и др.

Основная сложность в понимании понятия феномена эмоциональных состояний связана с несколькими причинами. Во-первых, определение эмоциональных состояний осложняется тем, что они плотно интегрируются с другими свойствами, процессами и состояниями (А.В. Запорожец, Б.И. Додонов и др.). Такая особенность объясняется тем, что для самых разных сословий эмоциональные характеристики имеют большое значение и всегда целесообразно включать их в опись. Во-вторых, потому, что ряд авторов по-разному истолковывают понятие «эмоциональные состояния» и «эмоции». Так, одни из них (Б.И. Додонов [15], Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн [53] и др.) эмоции отождествляют с чувствами и переживаниями, а другие четко дифференцируют их (П.К. Анохин [2], В.К. Вилюнас [9], К.Э. Изард [22], А.Н. Леонтьев [31], П.В. Симонов [55] и др.).

Рассмотрим вопрос о соотношении таких понятий как психические состояния, эмоциональные состояния и эмоции. Психические состояния как динамическая характеристика личности находятся в середине ряда распространенного разделения психических явлений на процессы, состояния и свойства личности.

Определяя состояние как психическое явление, К.К. Платонов отмечал, что они занимают промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, он подчеркивал: «Психические состояния достаточно длительные (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или в следствии адаптации могут и быстро меняться» [47, с. 109]. Их можно рассматривать на уровне психики и отдельных их сфер. Психические состояния выступают как форма саморегуляции психики и как важный механизм интеграции человека как целостности – единство духовной, психической и телесной организации.

Они многомерные и выступают как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отраженного явления, и как механизм оценки отраженной действительности. Изменение психического состояния непосредственно в процессе деятельности выступает в виде изменения субъективного отношения к ситуации или изменения мотивов относительно решаемой задачи [47, с.12].

Л.В. Куликов считает психические состояния многомерным явлением, при этом любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Анализ различных описаний показывает, что отдельные характеристики состояний используются особенно часто. Такие характеристики могут быть оценены как основные [47, с. 11-42]. Их перечень и характеристики приведены на Рисунке 1.

Рисунок 1. Эмоциональные состояния

Все перечисленные характеристики (эмоциональные, активационные, тонические, тензионные) взаимосвязаны и в большинстве случаев изменяются согласованно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы