Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Особенности эмоционального выгорания у сотрудников ОВД

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального выгорания 7

1.1.Феномен «эмоционального выгорания» 7

1.2. Теория эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов 12

1.3. Профилактика эмоционального выгорания 18

Выводы по первой главе 23

Глава 2. Исследование влияния профессионального стажа работы на особенности проявления эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов 24

2.1 Характеристика выборки, методы исследования 24

2.2 Результаты исследования 25

2.3. Профилактические мероприятия, направленные на снижение эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов 37

Выводы по 2 главе 40

Заключение 42

Список использованной литературы 44

Приложение 47

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Деятельность сотрудников правоохранительных органов характеризуется повышенной степенью риска, требует постоянной концентрации психических и физических ресурсов, принятие ответственных решений в условиях дефицита времени. Экстремальность, напряженность, опасность, постоянная концентрация – все это может повлечь возникновение у сотрудников правоохранительных органов соответствующих состояний эмоционального напряжения и, как результат, психическое и физическое истощение, потеря мотивации, разочарование в профессии. Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные ресурсы человека в преодолении стрессовой ситуации превышены.

Своевременная диагностика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, внедрение профилактических мероприятий с учетом специфики профессиональной деятельности позволит снизить уровень выгорания сотрудников, предотвратить формирование у них синдром «эмоционального выгорания», противодействовать профессиональной деформации и повысить эффективность профессиональной деятельности отдельной личности и служебного коллектива в целом.

В связи с этим исследование особенностей проявлений эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов является актуальным вопросом сегодняшнего дня

Специфика данного синдрома, особенности его проявления и развития изучались многими авторами и описаны в различных терминах (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, Т.В. Форманюк) и с разных позиций, но, несмотря на большое количество исследований в зарубежной и отечественной психологической науке синдрома эмоционального выгорания проблемам влияния стажа работы на возникновение СЭВ исследовано не было.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена:

— во-первых, стрессогенностью профессиональной деятельности, которая обуславливает возникновение СЭВ,

— во-вторых, СЭВ непосредственно приводит к психофизиологическим последствиям, которые отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница, головные боли, общее ухудшение самочувствия и т. д., что в конечном итоге может привести к состоянию глубокой депрессии. Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации.

— в-третьих, профессиональный стаж работы вызывает различные стадии возникновения «выгорания».

На основе вышесказанного можно обозначить проблему исследования: каковы особенности протекания СЭВ у сотрудников правоохранительных органов с различным профессиональным стажем?

Объектом данного исследования выступил СЭВ сотрудников правоохранительных органов с различным профессиональным стажем.

Предмет исследования — процесс протекания СЭВ сотрудников правоохранительных органов с различным профессиональным стажем.

Цель исследования – провести анализ особенностей протекания СЭВ сотрудников правоохранительных органов с различным профессиональным стажем.

В качестве гипотезы исследования выступили предположения:

— синдрому эмоционального выгорания подвержены в большей степени те сотрудники, которые имеют больший стаж работы,

— у сотрудников правоохранительных органов, в зависимости от стажа работы будут иметь место различные фазы СЭВ.

Задачи исследования:

1. изучить понятие синдрома эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе,

2. охарактеризовать особенности эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов,

3. провести исследование синдрома эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов,

5. разработать практические рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов.

Методы исследования. В ходе теоретического и методологического обоснования проблемы и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовались теоретические методы аналитического исследования, позволяющие объяснить причинно-следственную связь изучаемых явлений, эмпирические методы диагностики (опросник PSM-25 Лемура – Тесье – Филлиона, методика диагностики уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко), статистические методы обработки полученных данных, обеспечивающие качественный и количественный анализ результатов. Вычисления производились с помощью статистических пакетов SPSS 11.5, Stadia 6.3. prof, пакет анализа Microsoft Excel.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в целях прогнозирования, профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов.

Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Согласно МКБ-11, выгорание – это синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте. То есть хронический стресс на работе может привести к выгоранию. Синдром выгорания авторы разделяют на профессиональное выгорание и эмоциональное выгорание. Профессиональное выгорание-реакция организма и психологической сферы человека, которая возникает вследствие длительного воздействия стрессов средней интенсивности, обусловленных его профессиональной деятельностью; результат неуправляемого долговременного стресса; психическое состояние, которое характеризуется возникновением ощущений эмоциональной опустошенности и усталости, вызванных профессиональной деятельностью человека в сочетании с деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений; разновидность и предпосылка профессиональной деформации личности

Теоретико-методологический анализ взглядов на природу синдрома эмоционального выгорания личности показывает сложность и многоаспектность этого явления, которое вызывает большой исследовательский интерес на различных уровнях научного познания: загальнопсихологічному, физиологическом, психофизиологическом, медицинском, социальном, организационном, что указывает на его значимость.

Синдром эмоционального выгорания присуще психически здоровым людям, возникает незаметно в процессе длительной эмоциональной нагрузки на личность, что приводит к истощению эмоционально-энергетических и внутренних ресурсов, дезадаптации и других негативных проявлений.

Учитывая многоаспектность понятия синдрома эмоционального выгорания, его часто отождествляют с понятием профессиональная деформация или стресс.

Симптомы эмоционального выгорания для экспериментальной и контрольной групп значительно различаются на этапах профессиональной деятельности до 5 лет и более 10 лет, что указывает на разницу в содержании профессиональной деятельности той или иной группы.

Качественные различия в содержании синдрома «эмоционального выгорания» для групп позволяют сделать вывод о значительном влиянии опыта работы на формирование и динамику синдрома. Таким образом, в группе сотрудников правоохранительных органов с опытом работы от 5 до 10 лет синдром выгорания почти на всех этапах профессиональной деятельности менее выражен и характеризуется меньшим количеством симптомов, которые возникают, чем в группе сотрудников правоохранительных органов с работой опыт от 10 до 15 лет.

В группе, состоящей из сотрудников правоохранительных органов с опытом работы более 10 лет, содержание и динамика синдрома эмоционального выгорания указывают на специфическое влияние профессиональной деятельности на социально-психологические характеристики человека, что подтверждается статистическими различиями с группа сотрудников с опытом работы от 5 до 10 лет, где такие естественные изменения в основном вызваны влиянием продолжительности профессиональной деятельности, а не ее содержанием.

Сотрудники правоохранительных органов с меньшим опытом работы характеризуются взаимосвязью низкого уровня, главным образом уровня тяжести синдрома выгорания и меньшего количества стратегий преодоления, по сравнению с группой сотрудников правоохранительных органов с опытом работы от 10 до 15 лет. Это объясняется тем, что для начинающих сотрудников правоохранительных органов в их профессиональной деятельности меньше психологических ситуаций, которые ограничены во времени и побуждают человека к избирательной деятельности. На самом деле это можно было бы назвать простой адаптацией.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального выгорания

1.1.Феномен «эмоционального выгорания»

Термин «эмоциональное выгорание» («burnout» – выгорание) впервые в научный оборот ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер (1974 г.) для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первые научные труды были посвящены большей части проблеме «выгорания» медиков, последующие – касались большего круга профессионалов.

Важно отметить, что исследователи эмоционального выгорания говорят о нем неоднозначно: как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности; как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных действий. Однако ученые единодушны в том, что синдром эмоционального выгорания является одним из существенных проявлений профессиональной деформации.

Г. Фреденбергер диагностировал этот синдром через призму эмоционального истощения, урон внутренней мотивации, добросовестности и работоспособности у медицинского персонала .

Дж. Энджел называет эмоциональное выгорание синдромом безпорядочности и безнадежности. Венгерский врач Харди употребляет понятие «отравление людьми» в отношении своих пациентов и видит в этом проявления повышенной раздражительности, истощенности, равнодушия к работе и потере удовольствия от нее.

Ф. Рэтлин и П. Вердер трактуют его как неудовлетворенность монотонным трудом — boreout.

Американские исследователи Б. Брок и М. Грейди описывают выгорание как — заржавление в школьных администраторов. С. Трейси называет его истощением ресурсов у специалистов.

По мнению К. Кондо, это состояние дезадаптированности, имеющее процессуальный характер и развивающееся вследствие чрезмерной рабочей нагрузки и нарушенных межличностных отношений. Ученый акцентирует внимание на том, что склонны больше к «выгоранию» лица, чрезмерно заинтересованные собственной работой .

Д. Этзион усматривает в синдроме «эмоционального выгорания» процесс «вымывания» психической энергии у человека, появляющегося незаметно, развивается медленно и не имеет границ. В то же время сам человек не способен объяснить причины возникновения такого состояния из-за влияния стресс-факторов.

В исследованиях А. Бродского и Дж. Эдельвича выгорание предстает как прогрессирующая потеря идеализма и энергии из-за специфических условий труда. Ими предполагается, что идеализм и благородные намерения становятся залогом фрустрации в будущем. В американском Институте общего контроля стресса этот феномен рассматривают как истощение энергии, внутренних ресурсов и механизмов психологической защиты личности, что проявляется вследствие длительного воздействия стресса и чрезмерных требований.

По теории И.В. Белашевой, этот синдром присущ психике вполне здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с окружающими в эмоционально напряженной атмосфере .

Стоит отметить, что некоторые ученые говорят об эмоциональном сгорании. Например, В.А. Бодров определяет его как негативные проявления в поведении людей, деятельность которых продолжается в системе межличностных отношений .

Н.Е. Водопьянова акцентирует внимание на отсутствии четко определенных границ синдрома и недостаточной изученности его соотношения с профессиональным стрессом, кризисом, деформацией .

М.В. Гурьева считает, что в самой природе этого феномена заложена «двойная сущность»: статическая (структура) и динамическая (процесс) .

На различия эмоционального выгорания и профессиональной деформации обращает внимание А. Лангле. Декодируя их смысловое наполнение, ученая основное внимание акцентирует на том, что они являются динамическими процессами и оказывают негативное влияние как на личность, так и на ее профессиональную деятельность, могут выражаться как отдельно, быть отсроченными во времени, так и продолжаться одновременно .

По данным В.Е. Орел, эмоциональное выгорание и профессиональная деформация являются многокомпонентными, похожими по природе возникновения и сфере проявления. Согласно подходу с. Безносова, основным отличием между ними является перенос «Я-личностного» на «Я-профессиональное» во время эмоционального выгорания и «Я-профессионального» в «Я-личностное» при профессиональной деформации .

Дополняют различия в понимании этих двух феноменов видение Б. А. Смирнова

1 оказывается в контексте профессиональной деятельности влияет на личную жизнь вследствие перенос профессиональных факторов труда

2 Не зависит от срока осуществления профессиональной деятельности зависит от продолжительности службы и интенсивности деформирующего воздействия

3 может проявляться в начале карьеры как результат несоответствия между требованиями профессии и притязаниями личности

4. возникает на разных этапах профессиональной деятельности

5. считается феноменом полного регресса профессионального развития, поскольку затрагивает личность, «разрушает ее» и негативно влияет на эффективность трудовой деятельности.

Анализ подходов к рассмотрению СЭВ позволил отметить, что некоторые ученые настаивают на невозможности самостоятельного использования этого понятия из-за неопределенности и частичного сходства с посттравматическим стрессовым расстройством, депрессией.

По нашему мнению, стоит говорить именно о синдроме «эмоционального выгорания», учитывая его влияние на личность, и рассматривать не только в профессиональной деятельности, но и в других сферах жизни. В своей работе будем использовать понятие синдром «эмоционального выгорания» потому что эмоции первыми включаются и реагируют на изменения под влиянием стрессовых факторов, а эмоциональное истощение является основным симптомом этого феномена.

Модели процессов выгорания определяют выгорание как динамический процесс, который развивается со временем и имеет определенные фазы или этапы. Например, динамическая модель Н.Е.Водопьяновой и Е.С. Старченкова описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационный стресс. Это :

— физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);

— аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация / деперсонализация);

— поведенческие реакции, выраженные в симптоматических типах поведения (маладаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, снижение мотивации и производительности труда).

В отечественной литературе процедурная концепция выгорания представлена в работе В.В. Бойко. Синдром включает три основных компонента:

1. Эмоциональное истощение, которое понимается как чувство эмоциональной пустоты и усталости, вызванное собственной работой.

2. Деперсонализация, предполагающая негативное и равнодушное отношение к клиентам, циничное отношение к труду и объекты их труда.

3. Сокращение личных достижений, проявляющееся в появлении у сотрудников чувства некомпетентности в их профессиональной сфере, осознании неудачи в нем, уменьшении стремления к профессиональной самореализации.

Эмоциональное выгорание влияет на здоровье, психоэмоциональное состояние, надежность в профессиональной деятельности. Уровень его характеризуется тремя основными фазами: напряженностью, резистентностью и истощением .

На стадии напряжения реакция тревоги запускает механизм формирования СЭВ. Симптомами нервного напряжения являются переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, ощущение «агнанности в клетку» тревога и депрессия.

Стадия резистенции фактически является продолжением предыдущей потому, что сопротивление растущему стрессу начинается с момента возникновения тревоги. Основными симптомы являются следующие: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы