Платная доработка на тему Особенности детей с разным социально-психологическим статусом в группе сверстников дошкольного возраста (средняя и старшая группа)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенности детей с разным
социально-психологическим статусом в группе сверстников дошкольного возраста. 6
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста. 6
1.2. Характеристика взаимодействия детей дошкольного
возраста. 16
Выводы по первой
главе. 19
Глава 2. Практические аспекты особенности детей с разным
социально-психологическим статусом в группе сверстников дошкольного возраста. 20
2.1. Диагностика особенностей детей с разным
социально-психологическим статусом в группе сверстников дошкольного возраста. 20
2.2. Результаты диагностики особенностей детей с разным
социально-психологическим статусом в группе сверстников дошкольного возраста. 21
Выводы по главе 2. 25
Заключение. 26
Список использованной литературы.. 28
Введение:
В современном обществе человек, имея
социально-общественное начало, испытывает потребность в общении и взаимодействии с
другими людьми, что наиболее актуально для дошкольников, поскольку
коммуникативные навыки являются одним из важнейших условий развития ребенка,
его персонализации и социализации, формирования личности.
Формирование коммуникативных навыков
является одним из основных показателей готовности ребенка к взаимодействию с
другими людьми. Они позволяют детям справляться с трудностями общения, помогают
преодолеть застенчивость, смущение, влияют на построение дружеских отношений с
окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности (А.В. Запорожец,
Д.Б. Эльконин и др.).
Формирование коммуникативных умений
у дошкольников является одним из важнейших вопросов современного общества.
Актуальность тем, о которых мы говорим на уровне социального образования,
подтверждается социальным заказом. В современном обществе человек востребованы
общительные, адаптированные к условиям жизни, способные к сотрудничеству,
знающие основы культуры общения и взаимодействия, потребности членов общества.
Одним из пяти приоритетных
направлений деятельности организации дошкольного образования (ДОО) (по данным
Глобального экологического фонда) является социально-коммуникативное развитие
дошкольников, направленное на развитие общения и взаимодействия детей и
взрослых со сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, эмпатии, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительных отношений и чувства
принадлежности к семье и детско-взрослому сообществу.
Актуальность исследования состоит в том, что на сегодняшний день
будущее нашего общества зависит от того, какими личностями вырастут наши дети.
Для воспитания детей нужны все виды совместной деятельности, которые
улучшают необходимые социальные привычки и формируются в межличностном общении.
Ключевыми способами объединения детской группы являются увлечение и
включение их в совместную деятельность.
Совместные мероприятия воспринимаются детьми,
жаждущими новых впечатлений. Они привлекают их, возбуждают повышенное
настроение и энергию, а также объединяют.
Психология признает общение со сверстниками одним из
основных факторов психического развития
ребенка.
Фундаментальные
проблемы общения и влияния его на формирование личности исследуются в работах
известных отечественных психологов и педагогов таких, как Б. Г. Ананьев, Г.М.
Андреева, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н.
Мясищев, В.А Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.
Раскрытию
особенностей общения дошкольников посвящены исследования отечественных
психологов Б.Г. Ананьева; Ш.А: Амонашвили, Л.И. Божович, А.С. Валявского, В.А.
Лабунской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Л.И. Мищенко, В.С. Мухиной, и др.
Сегодня в
обществе особенно остро чувствуется потребность в людях инициативных, творческих, креативных, готовых найти новые
подходы к решению насущных
социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом, демократическом
обществе и быть полезными, нужными этому обществу.
Каковым должно
быть воспитательное пространство, для того, чтобы дошкольник, сохраняя свою
индивидуальность, имел бы возможность вступать во взаимодействие с окружающим
миром, быть толерантным и открытым к контактам, принимать решения и осознавать
их последствия?
В данной
взаимосвязи следует признать актуальным и целесообразным подбор способов и
технологий насыщения среды развития ребёнка подлинными ценностями мировой и
национальной культуры, формирования на этой основе духовно богатой и
нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности.
Вопросы формирования детских групп,
особенности и межличностные отношения детских групп, влияние дошкольных групп
на формирование личности отдельных детей-все это представляет особый интерес.
Поэтому вопрос о межличностных отношениях, который возникает на стыке ряда наук
— философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и
педагогики, — является одним из важнейших вопросов современности.
Цель исследования: изучить особенности детей с разным
социально-психологическим статусом в группе сверстников дошкольного возраста.
Объектом исследования является структура детской группы в
дошкольном возрасте.
Предметом данного исследования являются особенности детей с разным
социально-психологическим статусом в группе сверстников дошкольного возраста.
В соответствии
с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
1. Изучить
особенности развития детей дошкольного возраста
2.
Охарактеризовать взаимодействие детей дошкольного возраста
3. Провести
диагностику особенностей детей с разным социально-психологическим статусом в
группе сверстников дошкольного возраста
4.
Проанализировать результаты диагностики особенностей детей с разным
социально-психологическим статусом в группе сверстников дошкольного возраста
Методы
исследования:
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, дедукция и
индукция.
Заключение:
Психические
когнитивные процессы занимают важное место в развитии личности ребенка. У
дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизводство
являются единственной формой работы с памятью. Ребенок до сих пор не может
поставить цель запомнить или вспомнить что-либо, и, кроме того, не применяет
для этого специальных приемов.
Психическое развитие дошкольника представляет
собой тесную связь и взаимодействие трех форм мышления: визуально-эффективного,
визуально-образного и логического.
Наиболее
эффективная связь зрительно-эффективного и зрительно-образного мышления
осуществляется в процессе детских экспериментов, когда, наряду с ясными и
внятными знаниями, ребенок обладает смутными, неясными знаниями.
Основным
условием развития мышления детей является целенаправленное обучение и
воспитание. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями,
учится самостоятельно решать простые, затем сложные проблемы, а также понимать
потребности взрослых и действовать в соответствии с ними.
В диагностике участвовало 15 человек, исследование проводилось индивидуально. По результатам исследования испытуемых
разделили на три условные группы, в
первую группу с высоким статусом мы отнесли детей, имеющих много выборов (звезды, популярные), во
вторую группу мы отнесли детей со средним статусом,
дети пользуются популярностью у сверстников, но не всегда и в третью группу с низким статусом мы отнесли детей, имеющих мало выборов
или без выборов вообще (непопулярные)» (около дома записали
имя ребенка).
Главное
интеллектуальное достижение дошкольного возраста — ребенок начинает мыслить
разумом, на внутреннем плане.
Но это
мышление крайне несовершенно, его главной отличительной чертой является
эгоцентризм, ребенок оценивает любую ситуацию только с его позиции, с его точки
зрения. Причиной когнитивного центрирования является отсутствие дифференциации
между собой и внешней реальностью, восприятие собственной точки зрения как
абсолютной и уникальной.
Другие
особенности мышления детей проистекают из эгоцентризма и связаны с ним; это
синкретизм, «несохранение количества», искусственность, анимизм, реализм. Одним
из основных направлений развития мышления в дошкольном возрасте является
преодоление эгоцентризма и достижение децентрализации.
Особенности детских представлений о мире,
впервые зафиксированные в исследовании Дж. Пиаже, не случайны, так как это
результат спонтанной познавательной активности детей. Современная российская
система сенсорного образования организует активное овладение детьми раннего и
дошкольного возраста социальным сенсорным опытом, способами определения
многочисленных качеств и свойств предметов, таких как форма, размер, цвет,
вкус, запах, состояние предметов, положение в пространство, отношения между
объектами.
Основным
инструментом, который помогает ребенку распознавать и распознавать их, является
система сенсорных стандартов. Сенсорные стандарты — это представления,
разработанные человечеством, общепринятые примеры различных свойств и отношений
объектов. Например, сенсорными эталонами формы объектов являются геометрические
фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и т.д.
По результатам
исследования, мы пришли к выводу, что среди детей старшего дошкольного возраста,
есть дети у которых социометрический статус находиться на низком уровне, у этих детей чаще всего
наблюдается проблема с самооценкой, у детей со статусом «принятый» и «звезда»
наблюдается адекватная самооценка, а у детей со статусом «непопулярный»
наблюдается низкая самооценка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты особенности детей с разным
социально-психологическим статусом в группе сверстников дошкольного возраста
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста Детство — это
период самого быстрого и интенсивного развития человека. По мнению Е.О.
Смирнова, ни в каком другом возрасте человек не проходит столько специфических
стадий, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5-6 лет своей жизни он
превращается из совершенно беспомощного ребенка в довольно хорошо
сформированного человека со своими интересами, чертами характера, привычками и
взглядами.
Именно в эти
годы ребенок начинает ходить, действовать с предметами, разговаривать, думать,
общаться, воображать. Скорость появления новых качеств у ребенка поражает
взрослых.
Постоянное
движение ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и
инициативы характеризуются фактами, присущими развитию ребенка.
Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный
возраст является начальным этапом развития познавательной деятельности.
Когнитивные процессы ребенка дошкольника включают в себя: восприятие, память,
мышление, речь, воображение. [3]
В дошкольном возрасте восприятие мира ребенком
качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от
взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы так, как они
воспринимаются непосредственно, он не видит вещей в своих внутренних
отношениях.
Ребенок
считает свое мгновенное восприятие единственно возможным и абсолютно верным.
Жан Пиаже, который детально изучил когнитивное развитие ребенка, назвал это
явление «реализмом». Именно такого рода реализм не позволяет нам рассматривать
вещи, независимые от субъекта, в их внутренних отношениях.