Психология детей младшего школьного возраста Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему «Особенности детей младшего школьного возраста» (преподаватель)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7

1.1. Сущность и значение процесса мышления. 7

1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста с позиции развития мышления. 15

1.3. Условия развития мышления у младших школьников. 18

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 23

2.1. Результаты оценки уровня мышления на констатирующем
этапе. 23

2.2. Условия развития мышления младших школьников на
формирующем этапе эксперимента. 27

2.3. Уровень развития мышления на контрольном этапе. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 34

  

Введение:

 

В
ходе исторического развития, психологическая наука постепенно отделялась от
философии, именно поэтому в поле внимания психологов прежде всего попали те
виды мышле­ния, которые первоначально изучались философами — это теоретическое, рассуждающее мышление. Известному
философу Р. Декарту принадлежат слова «Я мыслю, значит я существую». Если
рассматривать не философский смысл фразы, а конкретно-психологический, то
становится очевидным, что мышление выдвигается на первый план в психической
жизни человека. По мнению автора, мышление и есть признаком существования
человека, ведь ничто так убедительно не доказывает существования человека как
акт мышления. В связи психологическое мышление (обучение) было отделено от
философского.

Благодаря
развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных
психических процессов. Так, Д. Б. Эльконин говорил, что «Память становится
мыслящей, а восприятие – думающим». То есть, в связи с развитием теоретического
мышления, перестройка всей познавательной сферы есть основным содержанием
умственного развития младшего школьного возраста.

Многочисленные
исследования учёных показывают, что развитие теоретического мышления,
способствует возникновению важнейших новообразований на этапе младшего
школьного возраста. Таким новообразованием является рефлексия, которая
преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их
отношения к себе и окружающим, произвольности и способности к саморегуляции [5, с.109].

Показателем
умственного развития ребёнка является уровень сформированности мышления. Л. В.
Занков считает, что к таким показателям принадлежат: доказательность мышления,
критичность, гибкость мышления. З.И. Колмыкова добавляет к этому списку
экономичность, а также самостоятельность мышления [8,
с.54].

Решением этой проблемы занимались как психологи, так и
педагоги. Среди них Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже,
С.Л. Рубинштейн, А.З. Зак, А.А. Люблинская, А.В. Брушлинский, П.П. Блонский и
многие другие.

Анализ
литературы позволил нам определить научные подходы к целенаправленной работе по
развитию мышления школьников который должен носить системный характер (Е.В.
Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). Исследования таких
психологов, как П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.А. Люблинской,
Д.Б. Эльконина говорят о том, что способ организации развивающей работы влияет
на результативность процесса развития мышления у школьников младших классов.

Актуальностью
исследования курсовой работы,
является то, что период младшего школьного возраста характеризуется существенными
изменениями в психике ребёнка, происходит усвоение новых знаний и представлений
о мире, при этом на этом этапе очень важно создание новых способов организации
учебной деятельности, создание педагогических условий для развития мышления
учащихся в образовательном учреждении.

Когда
мы говорим о младшем школьном возрасте, то имеем
в виду возраст примерно от 6 до 10 лет, что соответствует годам обучения в
начальных классах общеобразовательной школы. Во время обучения в
начальных классах, ребенок овладевает новой для него деятельностью – учебной.
Именно тот факт, что он становится учеником, накладывает отпечаток на все его
развитие. Под воздействием учебной деятельности меняется и характер мышления
ребенка, его внимание и память. Новое для ребенка положение в обществе –
положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом
деятельностью, т.е. учением, — влечет за собой перемены в развитии.

Проблема: условия развития
различных форм мышления у детей младшего школьного возраста.

Решение данной проблемы и
составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: мышление как психологическая категория.

Предмет исследования: особенности мышления детей младшего
школьного возраста на каждом из уровней развития.

Гипотеза
исследования: мы предполагаем,
что, опираясь на особенности мышления детей младшего школьного возраста, можно
способствовать развитию этого мышления.

 Задачи исследования:

1. Проанализировать
теоретический материал по проблеме исследования.

2. Провести
эмпирическое исследование особенностей мышления детей младшего школьного
возраста.

3. Выявить критерии, подобрать методики и провести
диагностику уровня развития мышления детей.

4. Апробировать на практике условия, развивающие мышление
у детей начальной школы.

5. Выявить целесообразность использования апробированных
условий в учебно-воспитательном процессе.

В ходе работы
нами были использованы следующие методы исследования: в теоретической
части мы использовали методы анализа литературы по теме исследования, а также
метод классификации; в практической части использовались методы наблюдения и эксперимента,
а также статистическая обработка результатов эксперимента.

Методики
исследования: чтобы
выявить эффективность использования в учебно-воспитательном процессе программы,
которая направлена на развитие мышления младших школьников, мы выделили
ключевые три этапа работы. Первый этап ‒ констатирующий эксперимент ‒ подразумевал
подбор различных методик, а также непосредственно реализацию диагностического
обследования, целью которого является выявление начального уровня развития
мышления учащихся.

Второй этап эксперимента – формирующий – был направлен
на разработку и апробацию педагогических условий развивающей мышление у детей
начальной школы.

Третий этап – контрольный – подразумевал определение
итогового уровня развития мышления учащихся и проведение анализа полученных
результатов.

База
исследования:
В исследовании принимали участие ученики 3 «А» класса (25 человек) МБОУ «СОШ №1
г. Шебекино Белгородской области».

Структура
работы: курсовая работа состоит из
введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 20 наименований и
5 приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мышление лежит в основе способностей
человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и
навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь ни личности, ни общества.

В ходе работы мы проанализировали теоретический
материал по проблеме исследования; провели эмпирическое исследование
особенностей мышления детей младшего школьного возраста; выявили критерии,
подобрали методики и провели диагностику уровня развития мышления учеников 3
класса; также мы апробировали на практике условия, развивающие мышление у детей
начальной школы и выявили целесообразность их использования в учебно-воспитательном
процессе.

Анализ результатов проведенного
опытно-экспериментального исследования показал положительную динамику развития
мышления детей младшего школьного возраста. В связи с этим, возник вывод о том, что
использованная в ходе эксперимента программа, направленная на развитие мышления
у детей начальной школы, эффективна; а значит, цель
нашего исследования, а именно изучить особенности мышления младших школьников и
провести работу по его развитию, была достигнута. Следовательно, наша гипотеза
о том, что при целенаправленной, систематической работе по развитию мышления,
уровень мышления детей младшего школьного возраста повышается, подтвердилась.

Результаты, полученные в курсовой
работе, позволяют сделать следующие выводы: разработанная система упражнений для
учащихся по развитию умения строить дедуктивные умозаключения при решении задач,
обеспечивает достаточную глубину усвоения основных предметных понятий; предложенная
система заданий содействует более полному раскрытию связей между различными темами
учебного материала, используемые
задания позволяют активизировать творческие способности учащихся при решении различных
задач.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность и значение процесса мышления Мышление ‒ процесс познавательной деятельности
индивида, характерной особенностью которого есть обобщенное и опосредованное
отражение действительности. Существуют такие виды мышления:
словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Также выделяют
теоретическое и практическое мышление, теоретическое и эмпирическое, логическое
и интуитивное, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное,
непроизвольное и произвольное. Мышление человека характеризуется единством
осознанного и неосознанного. Мышление — составная часть и особый объект самосознания
личности, в структуре которого понимание себя как субъекта мышления,
дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще не решенной проблемы как
своей собственной, осознание своего отношения к проблеме [2, с.35]. Далее в работе будут подробно рассмотрены различные виды, операции и формы
мышления.

Мышление – это социально
обусловленный познавательный психический процесс, что неразрывно связан с речью
и характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений
между объектами в окружающей действительности [11, с. 112].

Мышление – сложная и многосторонняя
психическая деятельность, в связи с этим, выделение видов мышления происходит
по разным основаниям.
Толковый словарь С.И. Ожегова указывает, что
мышление – это «способность человека рассуждать, представляющая собою процесс
отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях»
[19, с. 21].

Е.Г. Ревина утверждает, что мышление является высшей
ступенью познания человеком действительности. Ее чувственная основа — ощущения, восприятия и представления. Через
единственные каналы связи организма с окружающим миром ‒ органы чувств ‒
информация поступает в мозг, где в дальнейшем перерабатывается информация.
Наиболее сложная форма переработки информации — деятельность мышления. Во время решения мыслительных
задач, человек размышляет, делает выводы, познавая таким образом сущность вещей
и явлений, открывая законы их связи, а в дальнейшем — преобразуя на этой основе мир. Мышление тесно связано
с ощущениями и восприятиями, но оно также и формируется на их основе. Процесс перехода
от ощущения к мысли — весьма сложен, и состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета
или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении
существенного, общего для многих предметов [9, с. 141].

Б. М. Теплов отмечает, что мышление является особого
рода деятельностью, которая имеет свою структуру и виды. Психолог подразделяет
мышление на теоретическое и практическое. Теоретическое мышление, в свою
очередь, делится на понятийное и образное, а практическое —
на наглядно-образное и наглядно-действенное. По мнению Б. М. Теплова, разница
между теоретическим и практическим видами мышления состоит в том, что «они
по-разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном
направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа
теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих
закономерностей» [18, с. 41].

Современная психология характеризует мышление как
«процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и
опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности»
[10, с. 168].

Наиболее распространенной в психологии является
следующая, несколько условная, классификация видов мышления:

1) наглядно-действенное мышление;

2) наглядно-образное мышление;

3) словесно-логическое
(абстрактное) мышление.

 Наглядно-действенное
мышление заключается в возможности детей раннего возраста мыслить о
предметах, а значит взаимодействовать с ними. В
процессе этого психического развития ребенка исходной является практическая
деятельность. Внутри нее и развивается начальное детское мышление. Ребенок
анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками,
практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает
друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент.

Ситуация
опыта с детьми младшего возраста проиллюстрирована на
рис. 1.1 в Приложении. К правому плечу рычага прикреплена игрушка, которая
привлекая ребенка, вызывает желание ее достать. Важным есть то, что положение
игрушки на столе исключает возможность достать ее с помощью руки. Единственный выход
— воспользоваться рукояткой, которая прикреплена к левому плечу. Естественно, преобладает
желание потянуть ручку к себе, но игрушка при этом только отодвигается, поэтому
нужно совершать движение, противоположное тому, которое обычно совершается при
притягивании вещей к себе. Ребенку младшего возраста трудно найти этот способ,
осуществляет от его со значительными трудностями, но это и есть наглядно-действенное
мышление.

Наглядно-образное мышление свойственно дошкольникам и отчасти младшим школьникам. Первоначально форма наглядно-образного мышления
возникает преимущественно в возрасте 4–7 лет. Связь мышления с практическими
действиями сохраняется, но не является тесной, прямой и непосредственной, как
раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенку необязательно
прикасаться к заинтересовавшему его предмету. Главной является необходимость
отчетливого восприятия и наглядного представления этого предмета. Другими
словами, дошкольники мыслят только наглядными образами и еще не могут полностью
владеть понятиями.

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в
центре которого ‒ образы. Образы эти могут быть извлечены непосредственно из
памяти либо же воображение должно их воссоздать. Во время решения мыслительных
задач соответствующие образы мысленно преобразуются таким образом, что в
результате манипулирования ими, человек способен разрешить задачу. Следует
отметить, что понятийное и образное мышление являются разновидностями одного мышления
‒ теоретического и на практике находятся в постоянном взаимодействии.
Понятийное мышление отражает действительность точно и обобщенно, но весьма
абстрактно. Образное мышление, в свою очередь, конкретно и субъективно. Вместе,
понятийное и образное мышление дополняют друг друга, это, в свою очередь, обеспечивает
глубокое и разностороннее отражение действительности.

Во время наглядно-образного мышления, мы привязаны к
действительности, а необходимые образы возникают в кратковременной и
оперативной памяти.

Н.
Н. Поддьяков и его сотрудники в своих исследованиях предъявляли ребенку-дошкольнику
плоскую фигуру какой-то формы, например фигурку гуся, вырезанного из фанеры
(рис. 1.2 в Приложениях). Затем фигуру закрывали фанерным диском таким образом,
чтобы видно было только голову и начало шеи. После, фигуру поворачивали на
какой-либо угол от исходного положения и предлагали ребенку определить по
положению головы и шеи гуся, где должен располагаться его хвост [9, с. 170]. Так,
функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них,
которые человек планирует получить в результате своей деятельности,
преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. Образное мышление
предоставляет возможность полного воссоздания всего многообразия различных
фактических характеристик предмета. Образ зафиксирует одновременное видение
предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью образного мышления
является установление непривычных, нехарактерных сочетаний предметов и их
свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления, при наглядно-образном
ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое
(абстрактное) мышление характеризует детей старшего школьного возраста и
взрослых людей [10, с.65]. Это мышление
выступает не только в виде практических действий и не только в форме наглядных
образов ‒ восприятий и представлений, а, прежде всего, в форме отвлеченных
понятий и рассуждений. Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ
различных наук – математики, физики, истории – имеет огромное значение в
умственном развитии детей. В конце школьного обучения у детей формируется – в
той или иной степени – система понятий. Краткий словарь системы психологических
понятий дает такое определение логическому мышлению: «логическое мышление — это
вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями,
суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [12, с. 123].
Здесь имеется в виду классическая двузначная формальная логика, хотя мышление
людей вовсе не обязано быть основано исключительно на ней.

По характеру протекания процесс мышления может быть:

‒ рассуждающим
(или дискурсивным), результат которого достигается в ходе последовательного
рассуждения;

‒ интуитивным,
результат которого достигается без знания или продумывания промежуточных
этапов.

По характеру результатов мышление делится на:

‒ репродуктивное
(четкое прослеживание хода мысли другого человека)

‒ творческое
(создание новых идей, предметов, решений).

Понятийное мышление – это мышление, в котором
используются определенные понятия. Понятийное мышление подразумевает, что,
решая умственные задачи, мы не обращаемся к поиску какой-то неизвестной нам
информации, а пользуемся уже готовыми знаниями, которые были получены другими
людьми и выражены в форме всевозможных понятий, суждений, умозаключений.

Понятийное содержание мышления развилось исторически
на основе развития общественной практики и подчинено историческим
закономерностям [17, с. 21].

Теоретическое мышление принято считать более
совершенным, чем практическое, а понятийное — более совершенным, чем образное. Это
касается не только этапов развития мышления, но и разных его форм, которые
присущи взрослому человеку и которые играют важную роль в мыслительной
деятельности. Ускорение и интенсифицирование прохождения тех или иных этапов
развития мышления возможно, но исключение любого из них без ущерба для
психического склада личности невозможно.

Современная
психология показывает, что наглядно-действенное, наглядно-образное,
словесно-логическое мышления сосуществуют и у взрослого человека и выполняют
свои функции при решении различных задач. Следует отметить, что такая классификация
не является единственной, существует еще несколько классификаций, которые будут
рассмотрены в дальнейшей работе.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7

1.1. Сущность и значение
процесса мышления. 7

1.2. Психолого – педагогические
особенности детей младшего школьного возраста с позиции развития мышления. 15

1.3. Педагогические
условия развития мышления у младших школьников. 19

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 24

2.1. Результаты оценки уровня
мышления на констатирующем этапе. 24

2.2. Педагогические условия
развития мышления у младших школьников на формирующем этапе эксперимента. 28

2.3. Уровень развития мышления
на контрольном этапе. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 36

  

Введение:

 

Актуальностью исследования
курсовой работы, является то, что
в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в
психике ребёнка, усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире
и при этом очень важно на этом этапе создание новых способов организации
учебной деятельности, создание педагогических условий для развития мышления
учащихся в образовательном учреждении.

Когда мы
говорим младший школьник, то в это понятие включаем ребенка 6-10 лет. От 6 до
10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных
классах, у ребенка складывается новая для него деятельность – учебная. Именно
тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает
совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его
развитие. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер
мышления ребенка, его внимание и память. Новое для ребенка положение в обществе
– положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом
деятельностью, т.е. учением, — влечет за собой перемены в развитии.

Психологическая
наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии,
поэтому не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попали те виды
мышле­ния, которые первоначально занимали внимание философов. Это
теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт
выдвинул формулу «Я мыслю, значит я существую». Если оставить в стороне
философский смысл форму­лы и рассматривать ее лишь в конкретно-психологическом
плане, то становится очевидным, что эта формула явно выдвигает мыш­ление на
первый план в психической жизни человека, считая мышление признаком существования
человека: ничто, по мнению автора, так убедительно не доказывает существования
человека как акт мышления. В связи с этим отделили психологическое мышление, т.
е. и обучение от философского мышления.

Благодаря развитию нового
уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов,
т. е. по словам Д. Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие –
думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с
развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного
развития в младшем школьном возрасте.

Как показывают многочисленные
исследования учёных, в том числе Л. С. Выготского, развитие теоретического
мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего
школьного возраста важнейших новообразований: рефлексии, которая
преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их
отношения к окружающим людям и самим себе, произвольности и способности к
саморегуляции [5 , с.109].

Уровень сформированности
мышления служит показателем умственного развития ребёнка. По мнению Л. В.
Занкова такими показателями служат: доказательность мышления, критичность,
гибкость мышления. З.И.Колмыкова добавляет к ним: экономичность,
самостоятельность мышления [8 , с.54].

Разработкой
этой проблемы занимались такие видные психологи и педагоги, как Выготский Л.С.,
Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Ж.Пиаже, Рубинштейн С.Л., Зак А.З., Люблинская
А.А., Брушлинский А.В., Блонский П.П. и многие другие.

Анализ литературы позволил нам
определить научные подходы к целенаправленной работе по развитию мышления
школьников который должен носить системный характер.(Е.В. Веселовская, Е.Е.
Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом исследования психологов
(П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и
др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития
мышления младших школьников зависит от способа организации специальной
развивающей работы.

Проблема: каковы педагогические условия развития
различных форм мышления у младших школьников?

Решение данной проблемы и
составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: особенности мышления младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития мышления учащихся
начальных классов.

Гипотеза
исследования: мы предполагаем,
что использование специальных упражнений и игр будет способствовать развитию
мышления у детей младшего школьного возраста.

 Задачи исследования:

1. Провести
теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Провести эмпирическое исследование
особенностей мышления детей младшего школьного возраста.

 В ходе исследования нами были использованы
следующие методы: исследование литературы по проблеме исследования;
статистическая обработка результатов эксперимента.

Методы
исследования: анализ литературы
по теме исследования, эксперимента.

Методики
исследования:

Для выявления
эффективности использования в учебно-воспитательном процессе программы,
направленной на развитие мышления младших школьников, мы провели исследование,
которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента
мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на
выявление начального уровня развития мышления учащихся.

Второй этап
эксперимента – формирующий – был направлен на разработку и апробацию
педагогических условий развивающей мышление у детей начальной школы.

На третьем
этапе – контрольном – нами был определен итоговый уровень развития мышления
учащихся и проведен анализ полученных результатов.

Задачи экспериментальной работы:

1. Выявить критерии, подобрать
методики и провести диагностику уровня развития мышления детей.

2. Разработать и апробировать
на практике педагогические условия: развивающие мышление у детей начальной
школы.

3.Сделать выводы о
целесообразности использования апробированных педагогических условий в
учебно-воспитательном процессе.

База
исследования:
В исследовании принимали участие ученики 3 «А» класса (25 человек) МБОУ «СОШ №1
г. Шебекино Белгородской области».

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав,
заключения, библиографического списка, включающего 20 наименований и 5
приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Акимова М.К.
Теоретические подходы к диагностике практического мышления / М.К Акимова, В.Т.
Козлова, Н.А. Ференс – М: Академия, 2019. – 235 с.

2. Блонский П.П.
Память и мышление / П.П. Блонский — СПБ.: Питер, 2017. – 288 с.

3. Блонский П.П.
Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский — М.:
Академия, 2019. – 358 с.

4. Выготский Л.С.
Педагогическая психология / Л.С. Выготский — М.: Просвещение, 2018. – 264 с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С.
Выготский — М.: Лабиринт, 2019. – 351 с.

6. Гальперин П.Я.
Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий /
П.Я. Гальперин – М.: Просвещение, 2016. – 193 с.

7. Лисина Н.И.
Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н.И. Лисина,
Г.И. Копчеля – Кишинев, 2017. – 360 с.

8. Люблинская А.А.
Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская – М.: Просвещение, 2017.
– 224 с.

9. Мухина В.С.
Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С.
Мухина – М.: Академия, 2016. – 456 с.

10. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С. Мухина
– М.: Просвещение, 2016. – 352 с.

11. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов – Екатеринбург: Изд
– во «Арго», 2015. – 143 с.

12. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка / Т.Н.
Овчинникова – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 208 с.

13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже – СПБ.:
Педагогика — Пресс 2019. – 208 с.

14. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях исследования / С.
Л. Рубинштейн – М.: Академия, 2018. – 256 с.

15. Салмина Н.Г Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина –
М.: Просвещение, 2018. – 243 с.

16. Смирнов А.А. Избранные психологические труды / А.А.
Смирнов — М.: Просвещение, 2017. – 368 с.

17. Тихомиров О.К. Мышление , знание и понимание / О.К.
Тихомиров – Вестник МГУ, 2019. – 58 с.

18. Теплов Б.М. Практическое мышление.Хрестоматия по общей
психологии: Психология и мышление / Б.М. Теплов – М.: МГУ, 2011. — 79 с.

19. Фридман Л.М. Задачи и развитие мышления / Л.М. Фридман
– М.: Тривола, 2015. – 159 с.

20. Эльконин Д.Б. Психология и обучения младшего школьника
/ Д.Б. Эльконин – М.: Просвещение, 2014. – 201 с.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность и значение процесса мышления Мышление — процесс
познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и
опосредованным отражением действительности. Различают следующие виды мышления:
словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяют также
мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое
(аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с
уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и
репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Мышление человека
характеризуется единством осознанного и неосознанного. Мышление является
составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого
входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация "своих" и
"чужих" мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей,
осознание своего отношения к проблеме [2 , с.35].Рассмотрим
подробно виды, операции и формы мышления.

Мышление – это социально обусловленный,
неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс,
характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений
между объектами в окружаю­щей действительности [11,с.112].

Мышление – сложнейшая и многосторонняя
психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется
по разным основаниям.
Как указывает толковый словарь С.И. Ожегова,
мышление – это “способность человека рассуждать, представляющая собою процесс
отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях”
[19, с.21].

По мнению Е.Г. Ревиной,
мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной
основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы
чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает
в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее
сложной (логической) формой переработки информации является деятельность
мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он
размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений,
открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не
только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно
формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс,
который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака
его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного,
общего для многих предметов [9, с.141].

Теплов Б.М.
отмечает, что мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру
и виды. Он подразделяет мышление на теоретическое и
практическое. При этом в
теоретическом мышлении выделяет понятийное и образное мышление, а в
практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное. Разница между
теоретическим и практическим видами мышления, по его мнению, состоит лишь в
том, что «они по разному связаны с практикой. Работа практического мышления в
основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа
теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих
закономерностей» [18, с. 41].

В современной
психологии — мышление понимается как «процесс познавательной деятельности
человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением
действительности; высшая форма творческой активности» [10, с.168].

В психологии
распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов
мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) словесно-логическое
(абстрактное)
Наглядно-действенное мышление – для детей
раннего возраста мыслить о предметах – значит действовать,
манипулировать с ними; в процессе
психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а
практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское
мышление. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того,
как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет,
соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в
данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью
выяснить, «что там внутри».

На рис. 1.1 изображена ситуа­ция
опыта с детьми младшего возраста. К правому плечу рыча­га прикреплена игрушка,
привле­кательная для ребенка, вызыва­ющая желание ее достать. Поло­жение
игрушки на столе исклю­чает возможность достать ее про­сто рукой. Единственный
путь — воспользоваться рукояткой, при­крепленной к левому плечу. Ес­тественно
желание потянуть руч­ку к себе, но игрушка только ото­двигается, нужно
совершать движение, обратное тому, которое обычно совершается при при­тягивании
вещей к себе. Нахождение этого способа, которое для ребенка младшего возраста
осуществляется со значительными трудностями, также называют в психологии наглядно-действенным мышлением.

Наглядно-образное
мышление – характерно для дошкольников
и отчасти для младших школьников; в
простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у
дошкольников, т.е. в возрасте четырех – семи лет. Связь мышления с
практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной,
прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого
объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками
заинтересовавший его предмет. Но во всех случаях необходимо отчетливо
воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники
мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом
смысле). Образное мышление –
это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются
непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения
мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в
результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи.
Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями
теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они
дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное
мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это
отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить
конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким
образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают
глубокое и разностороннее отражение действительности.

Мысля
наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы
представлены в кратковременной и оперативной памяти. В
исследованиях Н.Н. Поддьякова и его сотрудников ребенку дошкольнику предъ­являли
плоскую фигуру определенной формы, например вырезан­ного из фанеры гуся (рис.
1.2). Затем фигура закрывалась фанер­ным диском так, что оставалась видимой
лишь ее часть — голо­ва и начало шеи. После этого фигуру, поворачивали на какой-либо
угол от исходного положения и предлагали ребенку определить по положению головы
и шеи гуся, где должен распола­гаться его хвост [9, с. 170]. Функции образного
мышления свя­заны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек
хочет получить в результате своей деятельности, преоб­разующей ситуацию, с
конкретизацией общих положений. С по­мощью образного мышления более полно
воссоздается все много­образие различных фактических характеристик предмета. В
обра­зе может быть зафиксировано одновре­менное видение предмета с нескольких
точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установление
непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от
наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация
преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое
(абстрактное) – характеризует старших
школьников и взрослых людей [10,
с.65]. Мышление выступает здесь не только в виде
практических действий и не только в форме наглядных образов (восприятий и
представлений), а, прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.
Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук –
математики, физики, истории – имеет огромное значение в умственном развитии
детей. В конце школьного обучения у детей формируется – в той или иной степени
– система понятий. В кратком словаре системы психологических понятий логическое
мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в
оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов
логики» [12, с. 123]. Здесь имеется в виду классическая двузначная формальная
логика, хотя мышление людей вовсе не обязано быть основано исключительно на
ней.
по характеру протекания процесса мышления
можно говорить о рассуждающем (или дискурсивном) мышлении, результат
которого достигается в ходе последовательного рассуждения, и интуитивном
мышлении, где окончательный результат достигается без знания или продумывания
промежуточных этапов.
Если за основу брать характер результатов
мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко
прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической
теоремы в учебнике и пр.) и творческое мышление (если создаем новые
идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства).

Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия.
При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с
помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми
знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений,
умозаключений.
Понятийное содержание мышления складывается в
процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной
практики. Его развитие является историческим процессом, подчиненным
историческим закономерностям [17, с.21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы