Платная доработка на тему Особенности бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретические основы ведения бухгалтерского учета и
формирования отчетности на предприятиях малого бизнеса.. 6
1.1 Понятие, роль малого бизнеса и его нормативно-правовое
регулирование. 6
1.2. Формы и особенности ведения бухгалтерского учёта
малыми предприятиями. 14
1.3. Действующие системы налогообложения для предприятий
малого бизнеса. 20
2 Организация бухгалтерского учета в
ООО «Автопартнер». 26
2.1 Экономическая характеристика малого предприятия. 26
2.2 Организация системы внутрихозяйственного контроля
в ООО «Автопартнер». 31
2.3 Формирование бухгалтерской отчетности малого
предприятия. 38
3 Мероприятия по улучшению организации синтетического и
аналитического бухгалтерского учета в ООО «Автопартнер». 51
Заключение. 63
Список источников информации.. 66
Приложения.. 70
Введение:
Экономические реформы
в России ознаменовали начало интенсивного появления малых и средних предприятий
в 70-80-е годы прошлого столетия В западных странах этот процесс начался
задолго до этого. Кризисный феномен перестройки государственности в России
(особенно в начале 1980-х годов) ясно показывает, что малые предприятия более
мобильны, чем крупные компании, могут быстрее реагировать на колебания
потребительского спроса. Мировая практика убедительно доказывает, что
проникновение на рынок может быть достигнуто в первую очередь за счет активного
развития малого и среднего бизнеса. В связи с этим вопросы развития малого
бизнеса характеризуются пристальным вниманием экономистов к проблемам его
развития.
Предприятиям малого
бизнеса, в отличие от других коммерческих организаций, предлагается широкий
спектр возможностей ведения бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения.
Перед субъектами малой предпринимательской деятельности ставится задача по
оптимизации налогообложения. Для бухгалтеров эта задача значительно
расширяется, потому, что они должны учитывать все различия в применении той или
иной налоговой системы, а также в процедурах ведения бухгалтерского учета в
соответствии с выбранной налоговой системой.
При правильной
организации и бухгалтерском учете руководители малого бизнеса могут снизить
финансовые риски. Для малого бизнеса законодательством РФ предусмотрена
возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме. В учетной политике
бухгалтерского учета руководители малого бизнеса определяют, как учитывать
хозяйственные операции, отражающие деятельность уникальную для данной
организации.
Актуальность данного
исследования состоит в необходимости теоретического изучения и практического
применения нормативно-правовых основ в организации бухгалтерского учета
субъектами малого предпринимательства.
Целью выпускной
квалификационной работы является предложение мероприятий направленных на
совершенствование бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого
предпринимательства.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить
теоретические основы ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности
субъектов малого бизнеса;
— рассмотреть
особенности организации бухгалтерского учета в ООО «Автопартнер»;
— разработать мероприятия
направленные на совершенствование бухгалтерского учета в ООО «Автопартнер».
Объектом данного
исследования является малое предприятие ООО «Автопартнер».
Предмет — исследование
организации и ведения бухгалтерского учета на малом предприятии.
В ходе настоящего
исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, индукция и
дедукция, графический и расчетный, экспертный методы, методы сравнения и
группировки и т.п.
Вопросы
функционирования малых предприятий рассматривались в научных трудах авторами:
М. Г. Лапуста, В.Н. Наумова, И.М. Синяевой и др.
Для
исследования были использованы статьи в специализированных средствах массовой
информации по теме работы: Я.М. Безугловой, Ю.А. Кунецовой и др.
Теме
бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса посвящены работы
отечественных разработок следующих авторов: А.С. Алисенова, В.П. Астахова, С.М.
Бычковой, Н.П. Кондакова, Т.Л. Крутяковой и др.
Несмотря
на то, что имеется много теоретических источников, практическим методам
совершенствования бухгалтерского учета малых предприятий уделяется
недостаточное внимание. Подавляющее число теоретических подходов не отвечают
современности и не имеют каких-либо готовых рекомендаций для малых предприятий.
Теоретическая
новизна работы состоит в научном обосновании теоретико-методических положений,
направленных на совершенствование бухгалтерского учета на малом предприятии для
повышения эффективности организации его работы.
Практическая значимость
данного исследования состоит в разработке предложений, направленных на
совершенствование бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства в
Российской Федерации на современном этапе на примере ООО «Автопартнер»».
Также материал может быть использован при теоретическом исследовании вопросов
бухгалтерского учета и применении его организациями малого бизнеса.
При написании данной
работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации,
Министерства финансов Российской Федерации, научная, учебная и практическая
литература, а также статьи из журналов и Интернет- ресурсов по теме
исследования.
Работа состоит из
введения, трех глав, заключения и списка использованных источников информации.
В первой главе
настоящей выпускной квалификационной работы исследуются теоретические основы
функционирования организации бухгалтерского учета и налогообложения на
предприятиях малого бизнеса.
Во второй главе
исследования дана экономическая характеристика малого предприятияООО «Автопартнер». Проведен анализ
системы внутрихозяйственного контроля малого предприятия. Раскрыты способы бухгалтерского учета и
формирования бухгалтерской отчетности малого предприятия.
В третьей главе
намечены пути совершенствования организации и ведения бухгалтерского
учета в ООО «Автопартнер».
Заключение:
Предметом исследования
в настоящей работе был бухгалтерский учет в субъектах малого
предпринимательства. Цель исследования состояла в его совершенствовании. Для
достижения поставленной цели в работе были раскрыты теоретические основы
организации бухгалтерского учета и формирования отчетности субъектами малого
предпринимательства.
Практическая часть
работы посвящена анализу постановки бухгалтерского учета в ООО «Автопартнер»,
которое относится к предприятиям среднего бизнеса и применяет общую систему
налогообложения.
В ООО «Автопартнер»
осуществляется оперативный и бухгалтерский учет, ведется планирование и анализ
финансового состояния предприятия. Предприятие вдет бухгалтерский учет фактов
хозяйственной деятельности и формирует внешнюю и внутреннюю бухгалтерскую
отчетность в соответствии с требованиями Российского законодательства.
Все хозяйственные
операции оформляются только с помощью первичных учетных документов,
составленных по формам, содержащимся в приложении к Учетной политике
предприятия, которая утверждена директором ООО «Автопартнер».
Бухгалтерский учет в ООО «Автопартнер»
ведется с применением компьютерной программы «1С: Бухгалтерия». Основанием для
занесения в программу бухгалтерского учета записей о полученных доходах и
произведенных расходах в ООО «Автопартнер» являются первичные документы.
Подготовке бухгалтерской финансовой отчетности предшествуют следующие этапы
учетного процесса в программе «1С: Бухгалтерия»:
— документирование
различных фактов хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерском
учете;
— классификация
учетных данных, отраженных в бухгалтерских счетах, в первичных учетных
регистрах и главной книге;
— формирование
бухгалтерской (финансовой) отчетности.
ООО «Автопартнер»
успешно работает на динамично развивающемся рынке розничной торговли запасными
частями.
Анализ основных
показателей деятельности в ООО «Автопартнер» показал, что прибыль от
продаж и чистая прибыль в течение 2018 — 2020 годов имеют отрицательную
динамику. Причиной снижения прибыли послужило сокращение товарооборота в
течение 2018 — 2020 годов на 11,7%.
Снижение темпов роста
объема товарооборота по сравнению с ростом среднегодовых остатков запасов
вызвало замедление оборачиваемости запасов.
В ООО «Автопартнер»
в течение анализируемого периода снижается эффективность основной деятельности
за счет сокращения расходов на продажу товаров в меньшей степени, чем идет
сокращение товарооборота, что привело к снижению прибыли от продаж и
соответственно всех показателей рентабельности.
Торговое предприятие,
увеличив объем товарооборота, соблюдая равновесие между спросом и предложением,
имеет возможность получить наибольшую прибыль от продаж.
В ООО «Автопартнер»
отсутствует отдел контроля. Контрольные функции выполняет главный бухгалтер.
В ходе внутреннего
контроля в ООО «Автопартнер» главный бухгалтер решает следующие задачи:
— проверка
правильности оформления первичных документов по оформлению хозяйственных
операций, для подтверждения обоснованности их возникновения;
— подтверждение
документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных
операций;
— проверка расчетов с
поставщиками и покупателями, на предмет наличия договоров.
Анализ системы
внутреннего контроля показал, что в организации не утвержден график
документооборота.
Проведенный анализ
отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по розничной продаже
товаров в ООО «Автопартнер» не выявил нарушений учета. Учетный процесс
ведется в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, поскольку настройки
в программе «1С: Бухгалтерия» установлены с учетом требований законодательства
о бухгалтерском учете в Российской Федерации.
Совершенствование
бухгалтерского учета в ООО «Автопартнер» предлагается провести по
нескольким направлениям:
— создание службы
внутреннего контроля;
— совершенствование
деятельности работников бухгалтерии, повышение их квалификационного уровня;
— разработка графика
документооборота;
— оптимизация
организации и проведения инвентаризаций (создание инвентаризационной комиссии,
графика инвентаризаций);
— внедрение программы
учета «1С: Торговля и склад».
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы ведения бухгалтерского учета и
формирования отчетности на предприятиях малого бизнеса
1.1 Понятие, роль малого бизнеса и его нормативно-правовое
регулирование
В российской экономике
стремительно развивается новый вид предпринимательской деятельности — малые
предприятия, которые вместе с крупными предприятиями стремятся обеспечить
экономическое развитие России.
Начало развитию
предпринимательской деятельности было положено в конце восьмидесятых годов
прошлого века в СССР, когда был принят закон «Об индивидуальной трудовой
деятельности граждан СССР» (1987).
26 мая 1988 г.
Верховным советом СССР был принят закон «О кооперации в СССР» предоставляющий
гражданам право объединяться и создавать кооперативы с использованием наемного
труда, которые заложили основы развития малого бизнеса в нашей стране.
Постановление Совета
Министров СССР от 08 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию малых
предприятий» действовало в Российской Федерации до принятия Федерального закона
от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации» [27, с.164].
Развитие малого и
среднего предпринимательства в России происходило в очень сложных
экономических, политических и социальных условиях. Это оказало влияние на темпах
расширения деятельности в этой сфере. В период становления малого и среднего
предпринимательства страна переживала сложнейшие инфляционные процессы, экономические
кризисы, жесткую кредитно-финансовую политику. Эти условия отрицательно влияли
на развитие всех хозяйствующих субъектов Российской Федерации, в том числе
малого и среднего предпринимательства.
С теоретической точки
зрения малый бизнес считается особой формой экономической деятельности, которая
предполагает достижение коммерческого успеха через новаторский и рискованный
характер деятельности, проявляя свободу и независимость в принятии
управленческих решений. Малое предпринимательство — это предпринимательская
деятельность, которая осуществляется определенными субъектами рыночной
экономики в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации
[31, с.37].
В некоторых документах
под малым и средним бизнесом понимается деятельность, выполняемая относительно
небольшим количеством людей под управлением одного собственника. Установившаяся
практика в России показала, что предприятия малого бизнеса могут иметь разные
формы собственности [26, с. 41].
В России на
предприятиях малого бизнеса занято около 10% населения трудоспособного
возраста. Развитие малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации
развивается неравномерно, что подтверждается количеством занятых в сфере малого
и среднего бизнеса по регионам страны. [41].
Наиболее
распространена среди предприятий малого бизнеса торгово-посредническая
деятельность (от 70% и выше). Около 10% предпринимателей занимаются
производственной деятельностью, столько же предоставляет населению транспортные,
жилищные и строительные услуги и занимаются переработкой сельскохозяйственной
продукции.
Статистика показывает,
что малый бизнес на рынке информационных и медицинских услуг имеет менее 1% [41].
Современные
исследования показывают, что малый бизнес – это особая экономическая система,
которой характерны собственные методы управления, а также индивидуальные
тенденции развития. Формирование и развитие малого бизнеса является особенно
важным фактором в построении гражданского общества и формировании среднего
класса. Обеспечение мобильности малого бизнеса, а также развитие сотрудничества
в производстве товаров и услуг является
первоочередной задачей государственных служб.
Развитие малого
бизнеса способствует возникновению здоровой конкурентной среды на рынке товаров
и услуг и вовлечению в трудовую деятельность более широких слоев населения.
Мотивационные стимулы получения наибольшей прибыли требует от собственников
предприятий малого бизнеса организации эффективное использования факторов
производства, формирование различных сервисов.
Характерной чертой
малого бизнеса является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов
и постоянное стремление оптимизировать их количество, чтобы получить наибольшую
прибыль. На практике это означает, что у небольшого предприятия не может быть
излишка оборудования, избытка запасов сырья, ненужных рабочих. Это
обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных
показателей экономики в целом [40].
Учитывая развитие и
широкое распространение малого бизнеса, предприниматели выбирают наиболее
прибыльные направления деятельности, в которых, по их мнению, компания может
добиться больших успехов и стать наиболее конкурентоспособной по сравнению с
остальными.
Малый бизнес
доминирует в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и
предоставлением услуг. Это связано с множеством преимуществ перед крупными
компаниями, такими как:
— возможность вовлечь
в рабочий процесс большое количество людей;
— быстрое продвижение
на рынке товаров и услуг;
— быстрая реакция на
нововведения;
— небольшой
управленческий персонал;
— возможность изучать
и применять инновации, которые могут представлять риск для крупных бизнес — единиц
[22, с. 12].
Объем создаваемого
валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества и
удовлетворение материальных и духовных интересов населения страны зависят от
успеха отдельных компаний.
Малый бизнес являются
одним из основных секторов экономики нашей страны, который оказывает серьезное
влияние на экономический рост, занятость, а также структуру и качество валового
национального продукта. Развитие малого бизнес способствует формированию гибкой
смешанной экономики, сочетанию различных форм собственности, сложной интеграции
конкурентных рыночных механизмов и формированию соответствующей экономической
модели государственного регулирования деятельности предприятий [38, с.79].
Малые предприятия
работают в условиях большой конкуренции на рынке, которую выдерживают не все.
Поэтому рост количества новых компаний сопровождается крахом многих компаний. В
большинстве случаев (около 90%) предприятий малого бизнеса банкротятся не из-за
недостатка капитала или неэффективных технологий, а из-за недостатка
управленческих знаний [16, с.86].
За последние годы
количество предприятий в России уменьшилось почти на 7%, а количество занятых
на малых предприятиях — почти на 12%.
По состоянию на 10
марта 2017 года количество малых предприятий составило 267598, число занятых на
них 7400881 человек; 10 марта 2018 года число малых предприятий снизилось до
265719, а численность персонала до 7078041 человек. По состоянию на 10 марта
2019 года численность предприятий малого бизнеса составила 249097, а число
занятых на них — 6519379 человек [41].
Это явление во многом
зависит от недостатков, присущих малым предприятиям:
— зависимость от
крупных предприятий;
— высокий риск и не
стабильность рынка;
— низкий уровень
компетенции менеджеров;
— повышенная
чувствительность к изменениям экономической ситуации в мире;
— трудности с
получением дополнительных средств;
— карантинные меры в
связи с пандемией, что привело к закрытию предприятий общественного питания,
ограничения культурно-просветительской деятельности.
Правительство России
пытается упростить процедуру регистрации малого бизнеса, сократить количество
бюрократических процедур, то есть политика России ориентирована на расширение,
поддержку и развитие малого бизнеса.
В рамках национального
проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы» на создание системы поддержки фермеров и
развитие сельской кооперации в 2020 году выделено почти 3,9 млрд. рублей. За
последние несколько месяцев федеральные власти приняли ряд мер, которые
облегчили жизнь российским аграриям на фоне последствий пандемии. Так, фермерам
и сельскохозяйственным кооперативам дана возможность использовать льготные
инвестиционные кредиты (до 5%) и гранты для приобретения торговых объектов,
оборудования и транспорта специального назначения [40].
Развитие малого и
среднего предпринимательства в России в последние годы, создание новой формы
деятельности физических лиц в качестве самозанятых, привели к необходимости
внесения изменений в федеральные законы о предпринимательстве. Назрела острая
необходимость создания единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса чему
послужило принятие в течение 2020 года ряда изменений и дополнений в
Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации». В этих законах определена национальная гарантийная
система поддержки малого и среднего предпринимательства, установлен порядок
формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства,
об их правах при расторжении договоров аренды [3].
Кроме
того, эти предприятия играют активную роль в обеспечении работой значительной
части населения России. Иностранные инвесторы обычно вкладывают деньги в
небольшие компании, работающие в экономической или научно-технической отрасли.
Малый
бизнес дает многим людям возможность организовать собственное дело и помогает
государству снизить безработицу и социальную нестабильность. Крупное
производство можно развивать за счет малых и средних предприятий, но в то же
время малые и средние предприятия можно развивать за счет капитальных вложений
крупных компаний.
Это
означает, что крупный, средний и малый бизнес тесно связаны и не могут
развиваться друг без друга.
Предприятия
малого и среднего бизнеса вносят вклад в рыночную структуру экономики и
формирование конкурентной среды, основываясь на внутреннем и международном
опыте, создают новые рабочие места, что ведет к увеличению занятости и
сокращению безработицы. Малый бизнес насыщает рынок различными товарами и
услугами.
В
целом доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте Европейского Союза
превышает 67%. Это означает, что государства заинтересованы в создании
благоприятных правовых и экономических условий для своего интенсивного
развития.
Большинство
проблем малого предпринимательства состоит в постоянно изменяющейся правовой
базе, которой становится всё сложнее соответствовать, пробелах законодательства
в целом. Однако правовое регулирование играет определяющую роль в области
становления и развития малого предпринимательства в России [40].
Вопросы
поддержки малого и среднего бизнеса особенно актуальны в условиях финансового
кризиса. Малый бизнес смягчает последствия кризиса, создает дополнительные
рабочие места и увеличивает объемы производства. В своей деятельности
Правительство Российской Федерации уделяет приоритетное внимание развитию
малого бизнеса, созданию благоприятных условий для его развития, устранению
административных барьеров, а также финансовой поддержке малых предприятий и
предпринимателей [9, с.152].
Критерием
отнесения предприятий к малому бизнесу в России является небольшая численность
персонала и определенный объем оборота и дохода, ограничения по виду
деятельности, размер уставного капитала. Собственник малого предприятия несет
полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает
управленческие решения с целью присвоения прибыли [14, с. 124].
В
других странах для отнесения предприятий к малому бизнесу используется очень
широкий перечень показателей (иногда до 50). В европейских странах в сфере
малого бизнеса занято 50—70% трудоспособного населения [27, с. 219].
Определение
субъекта малого предприятия дано в статье 4 Федерального закона Российской
Федерации № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года. Эти субъекты включают потребительские
кооперативы, коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных
унитарных предприятий), индивидуальных предпринимателей и фермерские хозяйства,
которые выполняют ограничения по персоналу и объему дохода.
К
малым предприятиям относятся предприятия и индивидуальные предприниматели,
выручка которых не превышает 800 миллионов рублей в год (ст. 248 Налогового
Кодекса Российской Федерации) [1].
В
предыдущем календарном году среднее количество сотрудников в организации малого
бизнеса не должно превышать 100 человек. Среднее количество сотрудников в
субъекте малого бизнеса включает весь персонал, включая тех, кто работает без
заключения письменного договора.
Закон
от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ увеличивает долю в уставном капитале субъектов
малого и среднего бизнеса с 25% до 49% участия иностранных юридических лиц и
предприятий, которые не относятся к малому и среднему бизнесу.
Анализ
опыта развития индивидуальных предпринимателей в стране и за рубежом показывает
следующие преимущества: [28, с. 69]
—
возможность быстро адаптироваться к местным экономическим условиям;
—
высокую степень независимости малого бизнеса;
—
гибкость и оперативность принятия и исполнения управленческих решений;
—
не высокая стоимость расходов, особенно на управление;
—
отличная возможность для предпринимателей реализовать свои идеи и способности;
—
низкие требования к капиталу и возможность быстро менять условия производства и
ассортимент услуг и продуктов;
—
большая скорость оборачиваемости собственного капитала;
—
упрощенные методы учета фактов хозяйственной деятельности компании.
Особенность
малого бизнеса заключается в том, что вся прибыль сосредоточена в одних руках —
владельца субъекта хозяйствования [26, с. 103].
Тот
факт, что предприниматели предпочитают удерживать прибыль, а не вкладывать
средства в производство, тормозит развитие малого бизнеса.
Самым
большим недостатком индивидуальных предпринимателей является то, что они несут
ответственность за финансовое состояние компании собственной недвижимостью
(домами, машинами, дачами и т.п.) [24, с. 80].
Шансы
на успех деятельности субъекта малого бизнеса с течением времени увеличиваются.
Долгосрочное руководство предприятием одним владельцем, приносит более высокие
и стабильные доходы, по сравнению с теми организациями, которые часто меняют
владельцев.
Предприниматели,
у которых уже есть опыт руководства бизнесом, обычно более успешны. Чем больше
объем первоначального капитала вложенного в компанию, тем больше шансов
сохранить его в период кризиса [38, с. 82].
Таким
образом, как показывает мировая практика, одна из составляющих экономики
развитых стран — это малый и средний бизнес. Предприятия малого бизнеса и
предприниматели наиболее чувствительны к изменениям в экономической среде и
влияют на стабильность и динамизм национального экономического развития в
рыночных условиях. В этом контексте руководители малого бизнеса и предприниматели
используют возможности производственной кооперации, более эффективное
использование факторов производства, таких как основные фонды, материальные
ресурсы и энергия, совместные исследования и разработки.
Одним
из решающих условий для углубления экономических реформ, проводимых в России,
выхода из кризиса, ослабления монополий и достижения эффективных функций
производства и услуг, является развитие малого бизнеса. Этот сектор экономики
является основным источником формирования среднего класса, создающего
необходимую конкурентную среду, быстро реагирующего на меняющиеся рыночные
условия, заполняющего новые ниши в потребительском секторе, создавая
дополнительные рабочие места.