Платная доработка на тему Особенности безопасного поведения младших школьников дома в отсутствии взрослых
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Безопасное поведение младших школьников дома в отсутствии взрослых как
психолого-педагогическая проблема. 7
1.1.
Безопасное поведение младших школьников: содержание понятия и его
характеристика. 7
1.2. Учет
возрастных особенностей в процессе формирования безопасного поведения младших
школьников. 14
1.3. Способы расширения знаний норм безопасного
поведения младших школьников дома в отсутствии взрослых 23
Выводы по
главе 1. 32
Глава 2.
Экспериментальная работа по изучению уровня знаний норм безопасного поведения
младших школьников дома в отсутствии взрослых. 33
2.1. Методика
диагностики уровня знаний младших школьников о безопасном поведении дома. 33
2.2.
Результаты диагностики уровня знаний младших школьников о безопасном поведении
дома. 38
2.3.
Программа расширения знаний младших школьников о безопасном поведении дома. 43
Выводы по
главе 2. 54
Заключение. 56
Список литературы.. 58
Приложение……………………………………………………………………….64
Введение:
Актуальность
исследования. Сегодня очевидна необходимость поиска
механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к
вопросам личной безопасности в связи с ростом потенциально опасных для жизни
ситуаций, проявлениями разрушительных сил природы, увеличением количества
промышленных аварий, социального и экологического неблагополучия, а также
отсутствием навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.
В Письме Министерства просвещения Российской Федерации
«Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что
решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного
подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в
области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных
и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В
этом письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности
воспитанников образовательных учреждений. Этот вопрос также нашел свое
отражение и в ФГОС от 17.10.2013г. № 1155.
Специалистами разных научных направлений отмечается,
что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей
безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик,
Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна
проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного
и младшего школьного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина,
Т.Г. Храмцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению
Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том,
чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече
с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин
призывает педагогов прививать детям дошкольного и младшего школьного возраста
нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья –
одна из актуальнейших задач современного образования. При этом важно не только
оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными
трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать
ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Таким образом, проблема формирования основ
безопасности жизнедеятельности у младших школьников является, очевидно, актуальной,
но явно недостаточно разработанной. Противоречие между необходимостью
формирования знаний и навыков основ безопасного поведения детей младшего школьного
возраста и отсутствием системы методической работы по формированию основ безопасного
поведения детей позволило обозначить проблему и определить тему исследования: «Возможности расширения знаний норм безопасного поведения младших
школьников дома в отсутствии взрослых».
Объект
исследования: процесс расширения знаний норм безопасного
поведения младших школьников дома в отсутствии взрослых.
Предмет
исследования: актуальное состояние знаний младших
школьников о нормах безопасного поведения дома в отсутствии взрослых и условия
его изменения.
Цель исследования:
теоретически обосновать, экспериментально изучить актуальное состояние знаний
младших школьников о нормах безопасного поведения дома в отсутствие взрослых и
составить программу их расширения.
Гипотеза
исследования: актуальное состояние знаний младших школьников
о нормах безопасного поведения дома в отсутствии взрослых определяется знанием
правил их поведения с незнакомыми людьми, при пожаре; правил безопасного
обращения с лекарствами, бытовыми электроприборами и находится преимущественно
на среднем уровне.
Объект, предмет, цель и гипотеза
исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «безопасное
поведение младших школьников» и дать его характеристику.
2. Охарактеризовать возрастные особенности
младших школьников для последующего учета в процессе формирования их
безопасного поведения.
3. Изучить способы повышения готовности
младших школьников действовать в опасных ситуациях.
4. Представить методику диагностики уровня
знаний младших школьников о безопасном поведении дома.
5. Описать результаты диагностики уровня
знаний младших школьников о безопасном поведении дома.
6. Представить программу расширения знаний
младших школьников о безопасном поведении дома.
Методы
исследования:
— анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования;
— диагностика при помощи
методик;
— качественный и
количественный анализ данных.
Методики
исследования:
— методика «Неоконченное
предложение» (автор Сакс Леви);
— методика опроса (авторы
Б. Паскаль и И. Бернулли);
— методика анкетирования (автор
Ф. Гальтон);
— анализ ситуаций
«Правильно ли поступили?» (авторы Дж. Эткинсон, Й. Уилсон).
Выборка
испытуемых: учащиеся 2-го класса МБОУ
Орджоникидзевская СОШ в количестве 14 человек (5 девочек и 9 мальчиков).
Теоретическая
значимость исследования состоит в систематизации и обобщении
научно-методических сведений, касающихся содержания понятия «безопасное
поведение младших школьников»; в уточнении возрастных особенностей в процессе
формирования безопасного поведения младших школьников; в рассмотрении
разнообразных способов повышения готовности младших школьников действовать в
опасных ситуациях.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности
использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами начального
звена с целью оптимизации своей профессиональной деятельности в отношении расширения
знаний младших школьников о безопасном поведении дома;
— студентами,
обучающимися по психолого-педагогическому и естественнонаучному направлению, с
целью самоподготовки к тематическим семинарам и практическим занятиям;
— молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и
обобщения эмпирических данных и методических сведений.
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа представлена
введением, двумя главами, структурированными на параграфы и снабженными
выводами, заключением, списком литературы и приложением.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило теоретически обосновать, экспериментально изучить актуальное
состояние знаний младших школьников о нормах безопасного поведения дома в
отсутствие взрослых и составить программу их расширения. Достижению цели
исследования способствовала реализация поставленных задач.
По итогам решения первой
исследовательской задачи было рассмотрено понятие «безопасное поведение младших
школьников». В проведенном исследовании под безопасным поведением младших
школьников решено понимать выполнение учащимся норм и правил, обеспечивающих
сохранение его жизни и здоровья, минимизацию негативных влияний окружающей
среды.
В результате решения
второй задачи исследования были охарактеризованы возрастные особенности младших
школьников для последующего учета в процессе формирования их безопасного
поведения. Установлено, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте
выступает учебная деятельность, поэтому именно в ее рамках целесообразно
расширять знания младших школьников о безопасном поведении дома.
На основании решения
третьей задачи исследования были рассмотрены способы повышения готовности
младших школьников действовать в опасных ситуациях. Выявлено, что для развития
такой готовности в младшем школьном возрасте могут быть использованы следующие
способы: наблюдения, экскурсии, словесные методы (рассказ, объяснение, беседа),
метод иллюстраций, упражнения, практические задания, разноуровневые задания и
пр.
В рамках решения
четвертой исследовательской задачи была представлена методика диагностики
уровня знаний младших школьников о безопасном поведении дома. Она включала в
себя методику «Неоконченное предложение» С. Леви (направленную на выявление
знаний правил поведения с незнакомыми людьми), методику опроса Б. Паскаля и И. Бернулли
(направленную на выявление знаний о безопасном обращении с лекарствами), методику
анкетирования Ф. Гальтона (направленную на выявление знаний о безопасном
поведении при пожаре), анализ ситуаций «Правильно ли поступили?» Дж. Эткинсона,
Й. Уилсона (направленную на выявление знаний о безопасном обращении с опасными
бытовыми электроприборами).
В результате решения
пятой задачи исследования были описаны результаты диагностики уровня знаний
младших школьников о безопасном поведении дома. По итогам диагностики было
выявлено, что у испытуемых младших школьников
недостаточно знаний правил безопасного поведения дома. Незнание правил
поведения в опасных ситуациях (пожар, утечка газа, общение с незнакомыми
людьми, поведение в лифте и на балконе) отсутствие знаний о безопасном
обращении с опасными предметами дома (лекарства, электроприборы), незнание
правил оказания первой медицинской помощи стало недопустимым.
По итогам решения
заключительной, шестой, исследовательской задачи, была представлена программа
расширения знаний младших школьников о безопасном поведении дома. В рамках
программы поставлены цель, перечислены задачи, описан контингент участников,
представлены принципы реализации и основные методы, направления деятельности,
содержание программы, приведена примерная схема проведения занятий.
Качественный и
количественный анализ данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что
актуальное состояние знаний младших школьников о нормах безопасного поведения
дома в отсутствии взрослых определяется знанием правил их поведения с
незнакомыми людьми, при пожаре; правил безопасного обращения с лекарствами,
бытовыми электроприборами и находится преимущественно на среднем уровне.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Безопасное поведение младших школьников дома в
отсутствии взрослых как психолого-педагогическая проблема
1.1. Безопасное поведение младших
школьников: содержание понятия и его характеристика
Во все времена человека
сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с
неблагоприятными факторами окружающей среды, природными катаклизмами, болезнями,
эпидемиями и т.д.
Безопасность выступает
необходимым условием дальнейшего развития цивилизации, но по мере своего
развития мир не становится безопаснее, скорее наоборот. Сохраняются, как и
традиционные угрозы и опасности, так и возникают новые. Наблюдается усиление
социальных противоречий, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам
стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Распространяются новые
инфекционные заболевания.
Постоянно возрастает
техническое обеспечение жизнедеятельности человека. Жизнь в современном мире
трудно представить без различных видов транспорта, без многих бытовых приборов,
обеспечивающих его жизненные потребности. В то же время деятельность человека
приводит к возрастанию проблем в области безопасности жизнедеятельности. С
увеличением количества технических средств, используемых в повседневной жизни,
возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций из-за нарушения правил
эксплуатации и различных неисправностей в их работе. Все это увеличивает фактор
риска для жизни и здоровья человека [2].
Учет человеческого
фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может
сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений.
Важным становится достижение того, чтобы обеспечение безопасности
жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью
человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового
мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного
поведения, т.е. формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности
каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение его уровня общей
культуры в области безопасности являются одной из основных составляющих в
индивидуальной системе здорового образа жизни. Можно утверждать, что здоровый
образ жизни – это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека
в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной
безопасности и благополучию в жизни.