Платная доработка на тему Особенности агрессивного поведения подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения поведения агрессивных подростков 5
1.1 Понятие, виды «агрессии» в психoлoгo-педaгoгическoй литературе 5
1.2 Специфика развития личности подростков 15
1.3 Oсoбеннoсти прoявления aгрессивнoгo поведения у подростков 20
1.4 Гендерные прoявления в aгрессивнoм поведении подростков 25
1.5. Ключевые понятия в определении стресса 30
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Практическое исследование гендерных особенностей агрессивного поведения подростков 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Анализ результатов исследования 39
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список литературы 60
Введение:
Актуальность исследования. Вопрос роста уровня агрессивности современного общества сейчас приобрел особую остроту. Культ успеваемости, постоянный цейтнот, экономическая и политическая нестабильность в мире создают условия для постоянного стресса для каждой личности.
Подростковый возраст – это особый период развития человека, его называют еще критическим периодом биологической и психологической перестройки организма. Подростковый возраст включает в себя два периода: пубертатный и период социального созревания. Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический. В этот период происходит становление качественных новообразований, трансформация взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, освоение новых способов социального взаимодействия, а также закладываются основы сознательного поведения.
Изменения, происходящие в физиологическом и психическом развитии подростка, приводят к появлению определенных поведенческих реакций (старание освободиться из-под опеки взрослых, потребность в самореализации, желание общаться со сверстниками и находиться в группе, увлечение хобби и интересными для них делами), которые могут повлиять на формирование у них агрессии, негативизма, негативной конкуренции в окружающем мире и иметь негативные последствия в учебной деятельности, отношениях с друзьями, родителями и учителями
В подростковой среде проблематика агрессивности отражает одну из острых общественных проблем: существенный рост социальной нестабильности на фоне усугубления жестокости, рост преступности и проявлений социально-культурной нетолерантности. Сочетание возрастной специфики личностного развития и социальной аморфности представлений, норм и ценностей служат катализаторами агрессивности как в поведенческом, так и личностном разрезе, делая тематику подростковой агрессии довольно актуальной.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемами агрессии занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.Ю. Иванова, Л.И. Семенюк, А. Басс, Дж. Доллард, З. Берковеци др. Агрессивное поведение как нарушение процесса социализации отражено в трудах Б.Н. Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.
Вопросы подростковой агрессивности в отечественной и зарубежной психологии раскрываются такими исследователями как А. Бандура, Г. Паренс, Е.И. Бережковой, А.С. Коповым, А.И. Фурмановым и др.
Цель работы: изучение индивидуальных особенностей проявления агрессивного поведения у юношей и девушек.
Объект: агрессивное поведение подростков.
Предмет: гендерные особенности проявления агрессивного поведения.
Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков, причем у мальчиков преобладают физические и вербальные виды агрессивного поведения.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению агрессивного поведения
2. Ознакомиться с определением понятия «агрессия», ее важнейшими характеристиками, видами и структурными компонентами;
3. Охарактеризовать особенности подросткового возраста, причины агрессивности подростков и их типологию.
4. Изучить гендерные различия проявления агрессивности;
5. Провести экспериментальное исследование по выявлению гендерных различий проявления агрессивности у подростков
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ научной литературы по данной проблеме
Эмпирические методы:
— Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел
— Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки)
— Тест агрессивности (Л.Г. Почебут)
Методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов, которые рассматривали проблемы становление личности подростка (В. С. Мухина, А.А. Реан, А. В.Мудрик); психологии гендера (Н.И. Абубекирова, Т.В. Бендас); проблемы исследования агрессии (А. Басс, Л. Берковиц, А. Бандуры, К. Лоренц, Ю.Г.Можгинский, Т.Г.Румянцева, Л.М. Семенюк, С.Фешбах, И.А.Фурманов и др.).
Научная новизна работы основывается на уточнении гендерных составляющих возникновения личностной агрессивности и конфликтности подростков. Также разработана система исследовательских мероприятий в рамках поднятой тематики.
Практическое значение исследования заключается в том, что теоретические и эмпирические материалы исследования могут использоваться практическими психологами, социальными работниками, педагогами и родителями для оптимизации взаимодействия подростков с окружающей социокультурной средой; в разработке тренинговых и коррекционных программ по работе с агрессивными подростками; для повышения эффективного взаимодействия подростков со сверстниками.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.
Заключение:
Подростковый возраст – это особый период развития человека, его называют еще критическим периодом биологической и психологической перестройки организма. Подростковый возраст включает в себя два периода: пубертатный и период социального созревания.
Изменения, происходящие в физиологическом и психическом развитии подростка, приводят к появлению определенных поведенческих реакций (старание освободиться из-под опеки взрослых, потребность в самореализации, желание общаться со сверстниками и находиться в группе, увлечение хобби и интересными для них делами) могут влиять на формирование агрессии, негативизма, негативной конкуренции в окружающем мире и иметь негативные последствия в учебной деятельности, отношениях с друзьями, родителями и учителями.
Агрессивное поведение подростков имеет специфические, присущие только этому возрасту, психологические особенности, к которым следует отнести: высокую аффективную заряженность поведенческих реакций, импульсивный характер реагирования на ситуацию фрустрации, кратковременность реакций с критическим результатом, недифференцированное направление реагирования; высокий уровень готовности к применению как эмоциональной (враждебной), так и инструментальной агрессии.
Она предстает как средство удовлетворения потребности в общении, самовыражения и самоутверждения, достижения значимой цели, но одновременно и реагирования на неблагополучную ситуацию в семье, жестокое отношение со стороны родителей, как попытки достичь власти над другими людьми.
Согласно существующим концепциям этиологии агрессии, можно выделить несколько факторов агрессивного поведения подростков: а) особенности воспитания в официальных институтах социализации (семья, система образования); б) влияние группы сверстников и подростковой субкультуры в целом; в) влияние средств массовой коммуникации и современных компьютерных технологий.
Указанные факторы агрессивного поведения универсальны, возникают почти во всех современных обществах, независимо от их социально-экономического положения. На формирование агрессивности влияют также специфические факторы, обусловленные сформировавшейся социально-экономической ситуацией в конкретном обществе.
В этом контексте современное положение в стране характеризуется следующими социальными фрустраторами: неудовлетворительное материальное положение, невозможность заслуги желаемого общественного статуса и усвоения культурных ценностей общества, наличие привилегий у определенных маленьких групп людей, несправедливое решение имеющихся предрассудков в пользу одной взаимодействующей стороны из-за ухудшения адаптации.
Следовательно, рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Подростковый возраст – опасен и в то же время более уязвим к негативному воздействию. Поэтому в работе с агрессивным подростком нужно всегда помнить:
– агрессия может иметь и биологическое, и социальное происхождение;
– агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией в борьбе за выживание;
– агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально допустимые пределы посредством положительного подкрепления позитивного поведения подростка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения поведения агрессивных подростков
1.1 Понятие, виды «агрессии» в психoлoгo-педaгoгическoй литературе
Многие ученые и исследователи и сегодня не могут определиться с окончательной формулировкой понятия агрессии и агрессивности личности. Поэтому предлагаем рассматривать указанные категории через призму следующих определений:
Агрессия – направленное и мотивированное поведение человека, которое носит деструктивный характер и противоречит нормам поведения и общественной жизни в целом и приносит вред (психологический или физический) объектам и субъектам направление [3].
Агрессивность – это ситуация готовности человека к агрессивному поведению, которое выступает устойчивой характеристикой личности.
Для того чтобы выделить определенное и конкретное определение агрессивности, следует рассмотреть ее через призму основных научных подходов:
— агрессивность человека имеет тесную связь с его сексуальностью и либидным развитием – кусание, плевание, разрушение, проявление жестокости, нарушение правил и т.п.;
— агрессивность рассматривается также как инстинкт выживания человека – он способствует естественному отбору;
— в соответствии с социологическим подходом агрессивность личности объясняется через модели поведения и их влияние на самого человека;
— в соответствии с деятельностным подходом в психологии агрессивность объясняется через параметры деятельности каждого человека, через его готовность к агрессивным действиям;
— в соответствии с поведенческим подходом, агрессивность изучается через аспекты поведенческих форм индивида – либо через его социальное поведение, либо через естественную деятельность и формы поведения;
— в соответствии с мотивационным подходом агрессивность проявляется через стремления, желания и цели человека;
— в соответствии с аксиологическим подходом агрессивность проявляется через эмоциональность и эмоциональные реакции и состояния личности;
— в соответствии с личностным подходом агрессивность рассматривается как определенное свойство и черта личности, которая под влиянием различных факторов по-разному проявляется [20].
Среди факторов, влияющих на агрессивность личности, можно выделить следующие: половые, возрастные, образовательные причины, профессиональные, социальные, социокультурные, экономические, биологические.
Среди наиболее распространенных форм и типов агрессии в психологии выделяют следующие: физическая агрессия, вербальная агрессия, прямая агрессия, косвенная агрессия, инструментальная агрессия, враждебная агрессия, аутоагрессия [6].
Агрессия – это форма антиобщественного поведения, демонстрирующая отсутствие эмоциональной заботы о благополучии других. Это культурный, когнитивный процесс, а также биологическая реакция, затрагивающая каждого человека. Кроме того, он проявляется во многих формах, вербальных, физических, символических или вредных, с окружающей средой, личными убеждениями и обществом человека, опосредующим его природу. В обществе вы обнаружите, что некоторые люди более агрессивны по сравнению с другими, причем уровни агрессивности различаются в разных социальных ситуациях. Одни среды провоцируют агрессию у людей гораздо чаще, чем другие. Однако такие ситуации не вызывают одинаковой степени агрессивного поведения у каждого человека [42].
Существует четыре основных концепции относительно агрессивного поведения:
1) биологические теории — считают, что агрессия является проявлением врожденного импульса или инстинкта;
2) реактивные теории – рассматривают агрессивное поведение как реакцию на фрустрирующие, неприятные ситуации;
3) теории научения – согласно которым агрессивное поведение приобретается через разные механизмы, например научение через подражание и/или наблюдение;
4) когнитивный подход, который подчеркивает внутренние центральные когнитивные процессы, вставленные между стимулами и поведенческой реакцией человека [35].
Сторонники биологических теорий считают, что агрессия – это форма генетически детерминированного поведения, имеющая роль сохранения вида от изменений, происходящих в его естественной среде. Гипотеза о генетических детерминациях агрессивного поведения в том виде, в каком она выдвигается в настоящее время, еще не дает нам удовлетворительных ответов. Определение агрессивного поведения очень сложное, оно не допускает однозначных решений относительно решения проблемы. Агрессивное поведение, даже в пределах одного и того же вида животных, не образует единой поведенческой или биологической единицы, которая позволяет ссылаться на простой генетический детерминизм, как предполагает формулировка [42].
Биологическая теория агрессивного поведения предполагает, что это будет результатом активации центров управления или конкретных нервных субстратов, каждый из которых отвечает за разные типы агрессивного поведения. Принимая во внимание критерий, используемый для объяснения происхождения агрессивного поведения, теории биологической концепции охватывают две принципиально разные ориентации. Первая ориентация считает, что агрессия – это спонтанное внутреннее поведение, результат внутреннего импульса, считающегося в основном врожденным и даже проявляющегося через агрессивные реакции. Вторая ориентация поддерживает гипотезу о том, что агрессия является реакцией организма на внешний раздражитель [38].
Теория научения была доминирующим научным подходом к психологии в первой половине двадцатого века. Разработкой и применением этих теорий к агрессивному поведению руководили Арнольд Басс и Альберт Бандура. В резком контрасте с взглядами на агрессию, основанными на инстинктах или побуждениях, которые предполагают, что агрессия возникает из одного или ограниченного числа решающих факторов, структура социального научения утверждает, что на самом деле она может быть вызвана и установлена большим и разнообразным диапазоном условий. Теория Басса представляла собой переход, поскольку акцент делался на личности и социальных факторах как на переменных, влияющих на агрессивное поведение.
Акцент на приписывании личной ответственности и злонамеренного намерения причинителю вреда помещает это определение в группу триггерных механизмов. Важная роль различных видов подкрепления и наказания как регуляторов агрессии подтверждает, что это также определение, ориентированное на последствия [51].
Механистическая концепция агрессии основана на кибернетической концепции нервной системы, согласно которой поведенческие различия организма являются результатом социальных условий, в которых организм «работал» ранее. Следовательно, поведенческая изменчивость зависит от элементарного принципа обучения, состоящего в сохранении одних реакций и устранении других, что приводит к формированию привычек.
Согласно исследованиям К.Н. Фирсова формирование привычек происходит всякий раз, когда на органическую деятельность влияет потребность или тенденция первичной или вторичной реакции (тенденции, связанные с первичными тенденциями). Для исследователя эти первичные стремления органического характера (такие, как пищевые, половые потребности и т. д.) обусловливают возникновение нервных импульсов с помощью специализированных рецепторов. Затем импульсы отправляются в определенные органы (железы или мышцы), чтобы вызвать реакции, необходимые для освобождения тела от ощущаемой потребности. По примеру механизмов образования условных рефлексов успех этих реакций будет производить формирование привычки. А получаемые таким образом реакции поддаются измерению, их параметры отражают аффективное состояние организма [47].
Сетко Н.П., Булычева Е.В. и Сетко И.А. выдвинули гипотезу о том, что прерывание реакции во время исполнения создает эмоциональное состояние, называемое «фрустрацией». Вызванное таким образом эмоциональное состояние будет транслироваться, по мнению авторов, в специфическую тенденцию причинять вред другому (провоцирование агрессии). В этом смысле все последующие действия фрустрации будут агрессивными реакциями, количественные характеристики которых соответствуют степени вызова, вызванного предыдущей фрустрацией.
Исследователи полагают, что интенсивность вызова агрессии может определяться тремя факторами:
— интересом, с которым человек преследует цель,
— уровнем вмешательства, перекрывающим его действия,
— количеством ранее испытанных фрустраций.
Следовательно, чем тяжелее блокировка, воздействующая на человека, преследующего долгосрочную цель и страдающего от большего количества фрустраций, тем выше степень агрессии. Последствия последовательных фрустраций могут усугубляться, приводя к гораздо более интенсивным агрессивным реакциям, а это означает, что эффект фрустрации является длительным [40].
Л.М. Семенюк предлагает теорию для определения моментов проявления феномена смещения. По мнению автора, на выбор жертвой замены фрустрирующего агента влияют три фактора:
— интенсивность спровоцированной агрессии,