Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Особенность протекания кризиса среднего возраста у мужчин и женщин

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Определение и сущностные черты кризиса среднего возраста. 6

1.1 Понятие
жизненного кризиса. 6

1.2 Основные
концепции жизненных кризисов личности. 9

Глава 2.
Анализ исследований гендерных различий переживания кризиса среднего возраста. 12

2.1
Особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин. 12

2.2
Особенности протекания кризиса середины жизни у женщин. 16

Глава 3.
Исследование специфики протекания кризиса в середине жизни  20

3.1
Организация исследования. 20

3.2
Проведение исследования. Анализ полученных результатов. 23

Заключение. 31

Список
использованной литературы.. 34

Приложение. 36

  

Введение:

 

Актуальность. Возрастные кризисы, проживаемые человеком, давно и
тщательно изучаются в системе психологических наук. Исследования возрастной
психологии выделили эту категорию развития личности еще в начале XX в. и
впервые это понятие было сформулировано в работах Л.С. Выготского, который
считал их переходным этапом качественного преобразования накоплений предыдущего
этапа возрастного развития…, где литические периоды сменяются критическими,
обеспечивая качественные скачки развития человека. Большой вклад в изучение
возрастных кризисов в отечественной психологии сделали А.Н. Леонтьев, Л.И.
Божович, Д.Б. Эльконин и многие другие. В западной психологии кризисам развития
также уделялось большое внимание, но в большей степени изучались взрослые периоды
реализации личности.

Возрастные кризисы, по мнению психологов, являются необходимым этапом
развития каждого человека. И то, как они проходят и решают, во многом
определяет последующие этапы жизни.

В психологии рассмотрение возрастных кризисов является одним из
важнейших подходов к анализу развития личности. В кризисные периоды человек
выполняет важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кем он
является на самом деле и кем он хотел бы быть, что у него есть и что он хотел
бы иметь. В эти периоды он начинает осознавать, что переоценил некоторые
аспекты своей жизни и недооценил другие. Он может понять, что он не проявляет
своих способностей, не реализует идеалов. В этом случае может появиться смутное
ощущение, что с ним что-то не так. И только когда человек начинает понимать,
что ему нужно что-то менять не в социальной среде, а в себе, только тогда он
начинает строить новую жизнь на реальной основе. Итак, процесс разработки
осуществляется.

Одним из наиболее важных кризисов взрослой жизни является кризис
среднего возраста или кризис 40-летия. В этот период происходит изменение
отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, интересным или,
наоборот, отталкивающим.

Проявления кризиса среднего возраста разнообразны и обычно заметны для
других. Это психологический дискомфорт — беспокойство, неудовлетворенность,
депрессия, раздражительность. Это могут быть изменения состояния здоровья и
соматических заболеваний.

Изучение проблемы психологии пола и психологических различий мужчин и
женщин можно видеть в работах различных авторов – Э. Гидденса, Е.П. Ильина,
И.С. Клециной, И.Н. Тартаковской, Дж. Холлиса, Ш.М. Шона, П.К. Эстес, А.И.
Захарова, Л.В. Ильченко, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, И.С. Кона, В.С. Мухиной,
И.В. Романова и многих других.

Цель исследования – изучение особенностей смысложизненных ориентаций у
мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни».

Объект: возрастной кризис личности среднего возраста.

Предмет: изучение особенностей смысложизненных ориентаций у женщин и
мужчин в период кризиса «середины жизни» в консультативной практике психолога.

Гипотеза: мы предполагаем, что в период кризиса среднего возраста
изучение смысложизненных ориентаций личности, выделение их специфики у мужчин и
женщин, будет способствовать более конструктивному анализу состояний и
содержания переживаний при оказании психологической помощи личности в рамках
консультативной практики психолога

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Эмпирически изучить смысложизненные ориентации у женщин и мужчин
среднего возраста.

3. Изучить специфику смысложизненных ориентаций у женщин и мужчин в
ситуации возрастного кризиса «середины жизни».

В работе был использован метод теоретического анализа.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В научной литературе определяют биологический и хронологический
(паспортный, календарный) возраст, в психологии добавляют психологический и
социально-психологический возраст, а в новых исследованиях выделяют еще
субъективный возраст. Феномен возраста неотделим от понятий «личность» и
«время». Субъективное время не существует само по себе, кроме как в
теоретических рассуждениях и в созданных лабораторных условиях, но оно есть в
сознании каждого нормально развитого человека.

Проблемы гендерных различий широко изучаются в психологии. Существуют
различия между женщинами и мужчинами в понимании эмоций других и в проявлениях
собственных. Гендерные различия также основаны на стереотипном мышлении и
установках, а точнее на предвзятом отношении к оценке своих принципов, идеалов,
потребностей, ценностей над оппонентом в зависимости от пола.

Жизненные ценности и смысл жизни в психологии понимаются как
предпочтительные ориентиры для действия, которые являются маяком для
саморазвития, выстраивания взаимоотношений человека в различных сферах жизни с
объективной реальностью. Ценностно-смысловая сфера связана с интеллектуальным
развитием и мотивационной сферой личности, они являются регуляторами поведения
человека. Основными факторами развития ценностно-смысловой сферы личности можно
назвать потребности: биологические потребности, потребности социального
взаимодействия и потребности сохранения благополучия, эмоциональную окраску
значения ценности. Поэтому гендерные особенности ценностей смысла жизни вместе
с пониманием смысла жизни человека и ценностными ориентациями формируются
практически с одних и тех же позиций, так как имеют схожую структуру и
выполняют сходные функции с поведением личности. конструктов, поскольку они
являются чисто субъективными критериями социализации и идентичности.

Изучение гендерных аспектов отношения к возрасту почти не освещается в
литературе. Можно лишь сказать, что время и жизненные перспективы мужчин и
женщин, их понимание жизни и их идентичности широко изучаются.

В литературе жизнь человека рассматривается как сложный процесс
развития, формирования и реализации личности. Весь процесс жизни человека
принято делить на определенные возрастные периоды, когда переход от этапа к
этапу сопровождается кризисами личностного развития.

Кризис «среднего возраста» характеризуется неудовлетворенностью человека
жизнью и неудовлетворенностью собой, даже если полученный результат
соответствует запланированному, но не сопровождается достаточным количеством
положительных чувств. Кризис «среднего возраста» особенно часто отодвигается на
второй план по сравнению с другими возрастными кризисами, так как он наиболее
тяжело переживает личность в психоэмоциональном плане и часто нуждается в
профессиональной помощи психолога-консультанта.

Исследование, проведенное автором данной курсовой работы, наглядно
показывает, что люди, находящиеся в середине жизни, так или иначе должны решить
для себя, в чем смысл жизни, что для них важнее на данном этапе. : счастье
близких или свое собственное. Что принесет больше удовлетворения в жизни:
помощь другим или погружение в себя. Счастлив уже не тот, кто берет, а тот, кто
дает, кто чувствует свою нужду и незаменимость для других. Только при активном
участии в жизни близких, общества можно ощутить свою жизнь наполненной смыслом,
не чувствовать себя потерянным, оторванным от общества, осознать свой
творческий потенциал, богатый и умудренный жизненным опытом.

Однако не следует забывать, что опрос проводился по небольшой выборке,
что в опросе принимали участие люди с высшим образованием, работающие на
высоких должностях, что могло повлиять на полученные ответы, так как специфика
действий руководящих должностей, ответственность за свои действия.

На этом основании необходимо сделать вывод о необходимости продолжения
исследования на более широкой выборке с привлечением людей с разным уровнем
образования, разных профессий и специализаций, сфер общения и социального
положения. А после полученных и обработанных результатов можно будет сделать
выводы о том, что самое важное в жизни людей среднего возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Определение и сущностные черты
кризиса среднего возраста 1.1 Понятие жизненного кризиса

Начнем с определения термина «кризис» и его роли в жизни человека.
Прежде всего следует подчеркнуть, что речь здесь идет о кризисе регуляции,
неизбежно происходящем в образе жизни большинства людей. Традиционно такие
исследования были сосредоточены на детских кризисах (кризис 3-х лет,
подростковый возраст и др.). Однако многие авторы пишут не только о наличии
кризисов во взрослой жизни, но и о необходимости продолжения процесса развития.
Ведь в период кризиса человек выполняет важную духовную работу: он вскрывает
несоответствия между тем, кто он есть на самом деле, и тем, кем он хочет быть,
что он имеет и что он хочет иметь. В эти периоды он начинает осознавать, что
переоценил одни стороны своей жизни и недооценил другие. Он может понять, что
не проявляет своих способностей, не реализует идеалы. В этом случае может быть
непонятно, что с ним что-то не так. И только когда человек начинает понимать,
что нужно что-то менять не в социальной среде, а в себе, только тогда он
начинает строить новую жизнь на реальной основе. Поэтому процесс разработки
идет [5].

Суть любого кризиса – это выбор, который необходимо сделать. Выбор
осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных
проблем развития и влияет на успешность и развитие в дальнейшей жизни. Э.
Эриксон, как и большинство других исследователей, выделяет три основных кризиса
зрелости: кризис молодости, кризис среднего возраста и кризис старости.
Рассмотрим специфику этих кризисов и признаки психологической поддержки
человека в процессе их прохождения, и в качестве рабочего определения кризиса
для психологического консультирования примем следующее [14]: кризис — это
столкновение двух реальностей : психическая реальность человека и та часть
объективной реальности, которая противоречит его предыдущему опыту. Эта
реальность уже воспринимается человеком, но не трансформируется.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы