Платная доработка на тему Основные аспекты российско-китайских отношений в XXI в.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Становление и основные аспекты российско-китайских
отношений в 1990-е гг. 8
1.1. Переход от советско-китайских отношений к
российско-китайским отношениям 8
1.2 Нормализация российско-китайских и их дальнейшее
развитие в 1990-е годы 11
Глава 2. Основные сферы сотрудничества России и КНР в XXI в. 14
2.1 Российско-китайская дипломатия при президенте В.В.
Путине 14
2.2 Сотрудничество Китая и России в военной области в
последние годы 21
2.3 Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество 25
Глава 3 Влияние реализации инициативы КНР «Один пояс-один
путь» на российско-китайские отношения на современном этапе 32
Заключение 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Введение:
Актуальность работы. Китай и Россия
занимают важнейшее положение в формирующемся новом мировом порядке. Оба
государства относятся к крупнейшим по территории в мире. Их политический «вес» позволяет
оказывать влияние практически на любые процессы, происходящие в различных
регионах мира. Экономически оба государства претендуют на видное место в
системе мировых хозяйственных связей. Если Китай стремится занять первое место
по размеру своей экономики и опередить США, то Россия является в настоящее
время энергетической сверхдержавой.
Вопросы
обеспечения безопасности занимают важнейшее место в современной
трансформирующейся системе международных отношений. В условиях роста
конфликтов, усиления противостояния между ведущими державами мира, прежде
всего, США, с одной стороны, и Россией и Китаем, с другой, вопросы обеспечения
международной и региональной безопасности актуализируется на повестке дня
глобальной и региональной политики.
В
этих условиях интерес представляет формирование новых механизмов обеспечения
безопасности, формирующихся уже в условиях постбиполярного мира. Особое
внимание вызывают те международные структуры, которые развиваются как
альтернативные доминирующей после окончания холодной войны
западно-ориентированной повестке дня.
Китай и Россия сталкиваются со схожими угрозами свое
безопасности и растущим давлением со стороны США и их западных союзников.
Государства объединяет и во многом общее видение будущего миропорядка. В этой связи
интерес представляет их сотрудничество и особенно место России во внешней
политике КНР.
Научная новизна состоит в попытке комплексного анализа российско-китайских
отношений с учетом последних тенденций и перспектив развития.
Объектом исследования являются внешняя политика России и Китая.
Предметом исследования выступают основные аспекты современных российско-китайских
отношений.
Цель работы – выявить основные
аспекты российско-китайских отношений в XXI веке.
Основные задачи работы:
— проанализировать особенности
перехода от советско-китайских к российско-китайским отношениям;
— рассмотреть российско-китайские
отношения в период президентства Б.Н. Ельцина;
— показать специфику
российско-китайской дипломатии при президенте В.В. Путине;
— охарактеризовать
российско-китайское сотрудничество в военной области;
— рассмотреть российско-китайское
торгово-экономическое сотрудничество;
— выявить влияние реализации
инициативы КНР «Один пояс, один путь» на современные российско-китайские
отношения.
Характеристика источников и литературы. Среди источников можно выделить следующие международные
нормативно-правовые документы: Декларация о создании Шанхайской организации
сотрудничества[1],
Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о
коллективной безопасности[2],
Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской
Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об
укреплении доверия в военной области в районе границы[3],
Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской
Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о
взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы[4],
Соглашение между государствами – членами Шанхайской организации сотрудничества
о Региональной антитеррористической структуре[5],
Хартия Шанхайской организации сотрудничества[6],
Шанхайская конвенция[7],
которые раскрывают становление современных российсско-китайских отношений и
касаются некоторых вопросов, связанных с обеспечением региональной безопасности.
Среди
работ отечественных ученых, посвященных теме исследования, можно выделить труды
Р. Алимова о роли ШОС в укреплении безопасности[8],
Е. Алексеенковой о новых форматах сотрудничества в Центральной Азии[9],
М. Конаровского о тенденциях деятельности ШОС как структуры, альтернативной
западным проектам[10],
А. Ларин[11]
рассматривал конкуренцию РФ, КНР и США в Центральной Азии, Р. Андреещев[12],
А, Болятко[13], А.
Клименко[14], А.
Лукин[15],
С. Лузянин[16], В.
Матвеева[17], В.
Мясников[18], В.
Сыроежкин[19], А.
Тихонов[20],
А. Будаев, С. Воронин[21],
Се Тао[22],
В. Петровский[23],
анализировавшие различные аспекты сотрудничества российско-китайского
сотрудничества.
Среди
работ зарубежных исследователей отметим А. Рафи, изучавшего региональную
безопасность Центральной Азии и деятельность ШОС[24],
К. Риц, осуществившего сравнительный анализ ШОС и «Большой семерки»[25],
Ф. Дханак, изучавшего отношения ШОС с внешним миром[26],
Дж. Хиллман, анализировавшего изменения в деятельности ШОС после вступления в
нее Индии и Пакистана[27],
Янг Джин[28], А.
Паневин[29],
изучавшие российско-китайские отношения на современном этапе и др.[30]
В
целом значительное число работ подчеркивает актуальность темы, однако последние
тенденции в российско-китайских отношениях требуют дополнительного изучения. [1] Декларация
о создании Шанхайской организации сотрудничества. [Электронный ресурс] URL:
http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 11.06.2021) [2] Концепция
коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной
безопасности. [Электронный ресурс] URL:
http://www.odkb.gov.ru/start/index_aengl.htm (дата обращения: 15.05.2021) [3] Соглашение
между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой,
Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия
в военной области в районе границы. [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/901763237 (дата обращения: 11.06.2021) [4] Соглашение
между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой,
Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении
вооруженных сил в районе границы. [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/901779315 (дата обращения: 11.06.2021) [5] Соглашение
между государствами – членами Шанхайской организации сотрудничества о
Региональной антитеррористической структуре. [Электронный ресурс] URL:
http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 11.06.2021) [6] Хартия
Шанхайской организации сотрудничества. [Электронный ресурс] URL:
http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 11.06.2021) [7] Шанхайская
конвенция. [Электронный ресурс] URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (дата
обращения: 11.06.2021) [8]
Алимов
Р. Роль Шанхайской организации сотрудничества в противодействии угрозам мира и
безопасности. [Электронный ресурс] URL:
https://www.un.org/ru/chronicle/article/21818 (дата обращения: 11.06.2021);
Алимов Р.К. Шанхайская организация сотрудничества: глобальный профиль в
международных отношениях / Рашид Алимов. — Москва: Весь Мир, 2018. — 399 c. [9] Алексеенкова
Е. Сравнительный анализ деятельности созданных в Центральной Азии форматов
«5+1» (с участием США, Южной Кореи, Японии и ЕС). [Электронный ресурс] URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sravnitelnyy-analiz-deyatelnosti-sozdannykh-v-tsentralnoy-azii-formatov-5-1-s-uchastiem-ssha-yuzhnoy/
( дата обращения: 15.02.2021) [10] Конаровский
М. Бонус для «Большой восьмерки» в Циндао: к некоторым итогам саммита ШОС.
Российский совет по международным делам. 13.06.2018 — Электронный ресурс]
URL:http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/bonus-dlya-bolshoy-vosmerki-v-tsindao-k-nekotorym-itogam-sammita-shos/?sphrase_id=20831422(дата
обращения: 11.06.2021) [11]Ларин А. Г. Россия, Китай и США:
перспективы сотрудничества в Центральной Азии// Россия и Китай в Шанхайской
организации сотрудничества. M.: ИДВ РАН, 2006. С. 29-42 [12]Андреещев Р. ШОС сегодня и завтра.
Надежды и заботы стран-членов организации // Азия и Африка сегодня. 2008. №1.
С.10-14 [13] Болятко А. В. Вопросы дальнейшего
развития ШОС в области безопасности. Шанхайская организация сотрудничества:
взаимодействие во имя развития/ Сост. А. Ф. Клименко, М.: ИДВ РАН, 2006. С.
59-68 [14] Клименко А. Ф. О некоторых
организационных мерах в военной области по подготовке ШОС к нейтрализации
вызовов и угроз// Россия и Китай в Шанхайской организации сотрудничества. М.:
ИДВ РАН, 2006. С. 185-210 [15] Лукин А. В. Шанхайская организация
сотрудничества — что дальше? // Россия в глобальной политике. 2007. №3. С.
23-24 [16] Лузянин С.Г. ШОС и проблемы
политических отношений в регионе Центральной Азии после 11 сентября 2001 г.
Проблемы становления Шанхайской организации сотрудничества и взаимодействия
России и Китая в Центральной Азии. М., 2005. С. 32-37; Лузянин С. Г. Китай,
Россия и Центральная Азия: разграничение региональных интересов // Китай в
мировой политике. М.: РОССПЭН, 2001. С. 311-335 [17] Матвеев В. А. Состояние и
перспективы экономического развития стран Центральной Азии — членов ШОС//
Шанхайская организация сотрудничества: взаимодействие во имя развития/Сост. А.
Ф. Клименко. М.: ИДВ РАН, 2006. С. 20-59 [18] Мясников B.C. О Российско
-китаиских отношениях в XXI веке. Владивосток, 2001. 112 с.; Суюнбаев М. Н.
Проблемы идентичности, пределов целесообразности интеграции и неодновременности
ее процесса// Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный
анализ, возможности и перспективы/ под ред. Князева. — Бишкек, 2007. С. 43-50 [19] Сыроежкин К.Л. Мифы и реальность
этнического сепаратизма в Китае и безопасность в Центральной Азии. Алматы:
Дайк-Пресс, 2003. — 736 с [20]Тихонов А. "Шанхайская
шестерка": сложение сил// Профиль. 2007. №32. С. 28-32. [21] Будаев А.В., Воронин С.А.
Актуальная российская повестка. Материалы научного семинара — круглого стола «В
треугольнике: США (Запад) — Китай — Россия. Что за поворотом страны с Запада на
Восток». Вып. № 4. — М.: Наука и политика, 2015. — С. 6-23. [22] Се Тао. Внешняя политика Китая «по
Си Цзиньпину». // Московский центр Карнеги, 2018. [Электронный ресурс] URL: https://carnegie.ru/2018/01/23/ru-pub-75325 (дата обращения: 11.06.2021) [23] Петровский В. США, Китай и Россия:
о трещинах и швах // Международная жизнь, 2020. [Электронный ресурс] URL: https://interaffairs.ru/news/show/27075 (дата обращения: 11.06.2021) [24] Amna
Ejaz Rafi. SCO and Regional Security. [Электронный ресурс] URL: https://ipripak.org/sco-and-regional-security-2/#:~:text=Shanghai%20Cooperation%20Organization%20(SCO)%20is,regional%20security%20and%20anti%2Dterrorism. (дата
обращения: 15.05.2021) [25] Catherine
Putz. A West in Crisis, an East Rising? Comparing the G7 and the SCO. The
Diplomat. June 12, 2018 — [Электронный ресурс] URL: https://thediplomat.com/2018/06/a-west-in-crisis-an-east-rising-comparing-the-g7-and-the-sco/(дата обращения: 11.06.2021) [26] Fatima
Dhanak. Shanghai cooperation organization (SCO) — external relations and focus
on regional cooperation. [Электронный ресурс] URL:
https://www.ifimes.org/en/9628. (дата обращения: 15.05.2021) [27] Jonathan
E. Hillman. India and Pakistan Join the Shanghai Club. Center for Strategic and
International Studies (CSIS, USA), June 8, 2017 —
https://www.csis.org/analysis/india-and-pakistan-join-shanghai-club(дата обращения: 11.06.2021) [28] Yang Jin. China-Russia ties
cornerstone of global strategic stability. // Global Times. 2020/7/15. [Электронный ресурс] URL: https://www.globaltimes.cn/content/1194586.shtml (дата обращения: 11.06.2021) [29] Andrey Panevin. The
Sino-Russian relationship is being misunderstood, 2019. [Электронный ресурс] URL: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/sino-russian-relationship-being-misunderstood (дата обращения: 11.06.2021) [30] Timothy
Craig. The Shanghai Cooperation Organization: Origins and Implications. —
Storming Media, 2003. 73 p.; Weiqing Song. China’s Approach to Central Asia.
The Shanghai Co-operation Organisation– Routledge, 2018. 182 p.; Ashok
Sajjanhar. SCO comes to India. [Электронный
ресурс] URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/sco-comes-to-india/
(дата обращения: 15.05.2021); Asoke Mukerji. India and the Shanghai
Cooperation Organisation. [Электронный
ресурс] URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/india-shanghai-cooperation-organisation/
(дата обращения: 15.05.2021); Phunchok Stobdan. China-India Tensions
Put New Delhi at the Margins of the SCO [Электронный
ресурс] URL:
https://thediplomat.com/2020/09/china-india-tensions-put-new-delhi-at-the-margins-of-the-sco/
(дата обращения: 15.05.2021); McBride J. Building the New Silk Road // Council
on foreign relations. 2015. 25 May. [Электронный ресурс] URL:
www.cfr.org/asia-and-pacific/building-new-silk-road/p36573 (дата обращения:
15.05.2021)
Заключение:
На начальном этапе современных
российско-китайских отношений требовалось преодолеть непростое наследие
советского периода, снять напряженность и перейти к конструктивному диалогу.
Уже с начала 1990-х годов отношения получили импульсы развития, о чем свидетельствует,
в частности, образование Шанхайской пятерки, а впоследствии ШОС.
К
началу XXI
века
Россия и Китай подошли в качестве двух держав, которые рассматривали
сложившийся мировой порядок как несправедливый, а доминирование США и Запада –
как фактор, который оказывает негативное влияние на их национальные интересы и
безопасность, а также на положение в всем мире.
Схожее
видение мира и угроз безопасности создало основы для развития стратегического
партнерства двух государств. К тому же, важную роль сыграло урегулирование
пограничных проблем и повышение мер доверия. В целом, период 1990-х годов
характеризуется «открытием» КНР и РФ друг для друга в качестве стратегических
партнеров, разделяющих схожее понимание международных проблем и путей их
решения.
В
XXI
веке российско-китайские отношения вышли на качественно новый уровень.
Благодаря росту двух держав и их становлению и развитию как глобальных центров
силы, сотрудничество стало всеохватывающим и оказывающим непосредственное
влияние на региональную и глобальную безопасность. Среди приоритетных
направлений следует отметить безопасность, энергетическое и оборонное
сотрудничество.
Оборонная сфера является важным
приоритетом двусторонних отношений. Помимо непосредственной продажи оружия в
Китай, оба государства активно сотрудничают на многостороннем уровне, например,
в рамках ШОС, и организуя совместные военные учения, отражающие растущий
уровень взаимодействия.
Торгово-экономические
отношения двух стран находятся на подъеме, и к 2024 году поставлена цель
практически удвоить объемы двусторонней торговли до 200 млрд долларов.
Для
России и Китая особое значение имеет энергетический сектор. Москва
рассматривает Пекин как альтернативный Западу рынок сбыта энергоресурсов, в то
время как КНР стремится диверсифицировать источники получения энергоресурсов и
снизить зависимость от морских поставок из Ближнего Востока и Африки.
Инициатива «Один пояс, один путь»
дала толчок качественному улучшению сотрудничества между Россией и КНР. После
достижения соглашения о сопряжении пространства ЕАЭС и инициативы «Один пояс,
один путь» сотрудничество стало последовательно расширяться, охватывая самые
разные сферы – от транспортно-логистической до цифровой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Становление и
основные аспекты российско-китайских отношений в 1990-е гг.
1.1. Переход от
советско-китайских отношений к российско-китайским отношениям Советско-китайские отношения после
короткого периода дружбы все более ухудшающимся положением, которое привело к
пограничным столкновениям в конце 1960-х годов.
Однако в 1970-е годы Китай был перед
трудным выбором. К моменту прихода к власти Дэн Сяопина внешняя политика Китая
отнюдь не соответствовала ее историческим представлениям о себе как великой
державе. Отношения с СССР были испорчены, а с Вашингтоном они оставались
неофициальными.
Дэн Сяопин в первую очередь установил
дипломатические отношения с США в 1978 году, нуждаясь в привлечении инвестиций
и улучшении условий для внешней торговли.
Курс реформ привел к открытости во внешней
политике, созданию условий для привлечения иностранных инвестиций. На этом фоне
Пекин отказался продлевать договор о дружбе с СССР, подчеркивая свою ориентацию
на Запад. Период 1980-х годов продолжал оставаться достаточно напряженным для
двусторонних отношений.
Однако в конце 1980-х – начале 1990-х
годов наметился поворот. Отношения стали постепенно крепнуть, и после окончания
холодной войны стали постепенно развиваться. Можно отметить, Центральная Азия
стала центром взаимодействия КНР и РФ уже в 1990-е годы. Об улучшении
двусторонних отношений свидетельствует урегулирование пограничных споров.
В наследство от советско-китайских
отношений граничащим с КНР странам СНГ достался комплекс нерешенных пограничных
проблем. Для относительно небольших республик Центральной Азии – Казахстана,
Кыргызстана и Таджикистана – решение вопроса границ стало бы крупным
внешнеполитическим достижением.
Для Российской Федерации урегулирование
старых пограничных споров означало бы не только открытие новой страницы в
отношениях с Китаем, но и подтверждением ее статуса как главного внешнего
актора на пространстве Содружества, поскольку для переговоров с КНР РФ и
центральноазиатские республики сформировали общую позицию.
В 1996 году на встрече в г. Шанхае была
сформирована неформальная группа сотрудничающих стран, получившая название «Шанхайская
пятерка». Тогда же было подписано «Соглашение между Российской Федерацией,
Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и
Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе
границы»[1].
На следующий год в Москве было подписано «Соглашение
между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой,
Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении
вооруженных сил в районе границы»[2].
Это стало важным историческим этапом,
основанием и результатом запуска «механизма Шанхайской пятерки»,
подразумевающего укрепление добрососедских отношений, взаимного доверия, дружбы
и сотрудничества между странами-участницами.
Ежегодные встречи в рамках «Шанхайской
пятерки» стали устоявшейся практикой и проводились поочередно в каждой из пяти
стран, формируя основы для создания новой международной организации. Этому же
способствовало постепенное расширение тематики встреч, которая быстро вышла за
пределы обсуждения пограничных районов и военных мер доверия, эволюционируя «в
плоскость взаимовыгодного сотрудничества между пятью государствами в таких
областях, как политика, безопасность, внешняя связь, экономика и торговля»[3].
Как отмечалось в Декларации о создании
Шанхайской организации сотрудничества, «подписанные в Шанхае и Москве,
соответственно, в 1996 и 1997 годах главами Республики Казахстан, Китайской
Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан
соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении
вооруженных сил в районе границы, а также итоговые документы, подписанные в
ходе встреч в Алма-Ате (1998 г.), Бишкеке (1999 г.) и Душанбе (2000 г.), внесли
важный вклад в дело поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе и
во всем мире, значительно обогатили практику современной дипломатии и
регионального сотрудничества, оказали широкое и позитивное влияние на
международное сообщество»[4].
Таким образом, на начальном этапе
современных российско-китайских отношений требовалось преодолеть непростое
наследие советского периода, снять напряженность и перейти к конструктивному
диалогу. Уже с начала 1990-х годов отношения получили импульсы развития, о чем
свидетельствует, в частности, образование Шанхайской пятерки, а впоследствии
ШОС. [1] Соглашение между
Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой,
Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия
в военной области в районе границы. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901763237 (дата обращения: 12.06.2021) [2] Соглашение между
Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой,
Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении
вооруженных сил в районе границы. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901779315 (дата обращения: 12.06.2021) [3] Краткие сведения о
Шанхайской организации сотрудничества // Официальный сайт МИД КНР. [Электронный
ресурс] URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/ziliao/zt/shhzzzmsccl/t58354.shtml (дата обращения: 15.12.2020) [4] Декларация о создании
Шанхайской организации сотрудничества. [Электронный ресурс] URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 15.12.2020)