Платная доработка на тему Организация ранней помощь детям дошкольного возраста с нарушениями зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.. 6
1.1 КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 6
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЙ
ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.. 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ.. 25
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И ИХ СЕМЬЯМ.. 25
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 31
ВЫВОДЫ ПО
ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Введение:
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению
числа детей с нарушениями зрения. Одним из ведущих составляющих
симптомокомплекса зрительного дефекта является нарушение зрительного
восприятия.
Проблеме развития зрительного восприятия дошкольников
с нарушением зрения уделялось серьезное внимание как в публикациях
теоретического, так и экспериментального характера.
Сегодня можно выделить ряд исследователей, объектом
изучения которых является развитие зрительного восприятия детей со зрительной депривацией:
Л.П. Григорьева (система развития зрительного восприятия у слепых и
слабовидящих, включающей в себя как психофизиологические, так и
психолого-педагогические методы его развития), Л.И. Плаксина (различение детьми
с нарушениями зрения цветов, их оттенков) и другие.
Коррекция нарушения зрительного восприятия особенно
осложняется в период дошкольного детства ребенка, что связано, с присущей этому
возрасту, физической и психической приспособляемостью ребёнка к зрительной
депривации и являющейся для него психической травмой. Установлено, что
нарушения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста со зрительным
дефектом препятствуют их успешному, продуктивному обучению, негативно влияют на
процесс адаптации и социализации (Л.П. Григорьева, М.И. Земцова, А.Г. Литвак,
Л.И. Плаксина и др.). В отечественной психологии зрительное восприятие
рассматривается как сложная система перцептивных и опознавательных действий (Л.
А. Венгер, A. B. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко и др.).
В научных исследованиях Т.П. Зинченко отмечается, что
зрительное восприятие обладает всеми известными в общей психологии свойствами:
предметностью, избирательностью, осмысленностью, обобщённостью, апперцепцией и
константностью [6]. Проблеме развития зрительного восприятия посвящены
исследовательские работы Т.Г. Бетелевой, которая выделила основные его виды:
восприятие цвета, восприятие формы, восприятие пространства [1]. Важно
отметить, что зрительное восприятие является одной из основных психических
функций детей дошкольного возраста, именно с его помощью происходит накопление
знаний о себе и окружающем мире. Зрительное восприятие является фундаментом
зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. Известно, что в дошкольном
возрасте зрительное восприятие превращается в особую познавательную
деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько
полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому
главными линиями развития зрительного восприятия дошкольника выступают освоение
новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и
освоение сенсорных эталонов (Л.А. Венгер, А.А. Люблинская и др.).
По данным исследований Л.П. Григорьевой, Л.И.
Плаксиной, Е.Н. Подколзиной и др. нарушение зрительного восприятия при
зрительных дефектах значительно затрудняет формирование образов окружающей
действительности и препятствует ребенку в полном объеме отражать в сознании
предметы и явления. Тифлопсихологические исследования становления зрительного
образа у дошкольников со зрительной патологией показывают, что процесс
восприятия подчиняется тем же закономерностям, что и при сохранном зрении, но в
то же время отличается своеобразием, характеризуется большей длительностью и
развернутостью (Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина и др.).
Зрительные дефекты приводят к тому, что в зрительном
восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки
объектов, в связи, с чем возникающие образы искажаются и часто бывают,
неадекватны действительности. У большинства дошкольников со зрительной
депривацией проявляются особенности в формировании зрительных образов, которые
зависят от сложности предметов и изображений, опыта ребенка в оперировании ими,
характера и степени нарушения зрения [3]. В результате у дошкольников со
зрительной патологией часто формируются искаженные, суррогатные образы и
создается своя, типичная для этой категории детей, система образов,
характеризующихся чрезмерной конкретностью, недостаточной обобщенностью как
отдельных образов так и всей поступающей извне сенсорной информации.
Целью данной
работы является изучение организации ранней помощь детям дошкольного возраста с
нарушениями зрения.
Задачами данной работы
являются:
— изучение теоретических аспектов организации ранней
помощи детям дошкольного возраста с нарушениями зрения;
— анализ организации тифлопедагогической и
социально-педагогической помощи детям с нарушениями зрения и их семьям.
В ходе исследования была
использована комплексная методика, включающая в себя: наблюдение, методы
статистической обработки данных, анализ психолого-педагогической литературы.
Объект исследования: дети
дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования: процесс
организации ранней помощь детям дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Структура
курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список
литературы.
Заключение:
Целью данной работы было
изучение особенностей зрительного восприятия
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В работе рассматривались
такие заболевания как косоглазие и амблиопатия. Косоглазие — это отклонение
зрительной линии одного из глаз от совместной точки фиксации. Амблиопия — это
понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора,
выражающееся в снижении остроты центрального зрения. При этом один из двух глаз
почти (или полностью) не задействован в зрительном процессе.
Является доказанным
фактом то, что нарушения зрительной системы наносят значительный ущерб
формированию психических процессов ребенка с нарушением зрения и его
двигательной сферы. Это, в свою очередь, довольно сильно ограничивает
естественную социализацию детей [2]. Также в работе рассмотрен процесс
компенсации зрительной недостаточности у дошкольников с нарушением зрения,
раскрывается значение развития осязания и мелкой моторики в данном процессе,
описываются две составляющие разработанного курса занятий по проблеме
исследования.
Работа содержит оценку
эффективности данного курса, в ней говорится о положительном влиянии
разработанных упражнений на процесс развития организма ребенка и различных
возможностей детей с косоглазием и амблиопией. Необходимым условием организации
успешного обучения и воспитания детей с нарушением зрения (амблиопией и
косоглазием) в дошкольных учреждениях компенсирующего вида является создание
коррекционно-развивающей среды, позволяющей обеспечить их полноценную
социальную адаптацию и успешную интеграцию в современное общество.
Понятие коррекционной
среды включает в себя и понятие доступности, так как для детей с нарушением
зрения требуется дидактический материал, специально подготовленный или
адаптированный с учетом их зрительных возможностей и индивидуальных
особенностей.
Дети с амблиопией и
косоглазием получают недостаточно информации об окружающем мире. Зрительное
восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие
чего снижается их качественный уровень представлений о том, что их окружает.
Поэтому одним из направлений работы тифлопедагога с детьми, имеющими нарушения
зрения, является развитие их сенсорной культуры, усвоение сенсорных эталонов,
расширение чувственного опыта.
Формированию
представлений о сенсорных эталонах помогают дидактические игры, которые
тифлопедагог включает в специальные коррекционные занятия. Все пособия и
дидактический материал подбираются не только в соответствии с требованиями
программы, но и с задачами лечебно-восстановительного процесса.
В результате проведенного
исследования удалось установить, что создание доступной среды посредством серии
игр из бамбука и дифференцированный подход к детям на занятиях помогает успешно
решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать
результат лечебно-восстановительной работы, что обеспечивает высокий уровень
компенсации дефекта. Это подтверждается данными тифлопедагогического
обследования воспитанников коррекционной группы, которое проводится в начале и
в конце учебного года.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 1.1
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Охрана зрения детей – актуальная медико-социальная
проблема. Зрительные нарушения и заболевания глаз могут привести инвалидности
по зрению с детства. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в
мире около 1,5 млн слепых детей, и в 40% случаев детскую слепоту можно было бы
предотвратить.
В Российской Федерации распространенность зрительных
нарушений у детей составляет 16,0 на 10 тыс. детского населения, слепоты на
один и оба глаза 5,0 и 2,0 соответственно. Инвалиды по зрению с детства – 20,7%
от общего числа инвалидов по зрению [12]. Основными причинами слепоты и
слабовидения с детства являются патология зрительного нерва и сетчатки, врожденные
заболевания глаз (катаракта, глаукома, аномалии развития, увеит, ретинопатия
недоношенных детей). В специализированных школах для слепых и слабовидящих
врожденная патология органа выявляется в 88-92% случаев.
Вместе с тем широко распространена приобретённая
патология у детей, которая при своевременном выявлении может быть предупреждена
и излечена. Особенность офтальмологических заболеваний в детском возрасте
состоит в том, что они развиваются на фоне ещё не развитой зрительной системы.
Формирование органа зрения, развитие и совершенствование зрительных функций
происходит с первых дней жизни ребенка и продолжается до 16-18-летнего
возраста. Своевременное принятие мер профилактики глазных заболеваний служит
залогом правильного развития зрительной системы ребёнка.
Известно, что в дошкольном возрасте зрительное
восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои
цели, задачи, средства и способы осуществления.
Нарушение зрения может
выражаться как в тяжелых зрительных патологиях (незрячие), так и в менее
отягощенных нарушениях (слабовидящие). Их отличие проявляется в том, что при
тотальном нарушении острота зрения данной подкатегории детей находится в
диапазоне от 0 (0%) до 0,04 (4%), детей с остротой зрения более 0,04 до 0,4
(40%) на лучше видящем глазу относят к подгруппе слабовидящих.
Помимо данных
показателей, важные различия будут в психолого-педагогическом воздействии, т.к.
коррекционная работа основывается на взаимодействии анализаторов и включении
компенсаторных механизмов, тем самым развивается функция, не связанная с
пострадавшей напрямую. О чем в научных трудах писал Л.С. Выготский,
подчеркивая, что тяжесть зрительного дефекта заключена не в самом недостатке, а
в тех последствиях, тех вторичных осложнениях, которые им вызваны [2].
Так в работе со
слабовидящими воздействие осуществляется и на зрительное восприятие, всеми
доступными средствами стимулируя его. В дошкольном возрасте социальные
нормативные требования, предъявляемые ребенку, а также его собственные
психологические потребности в расширении круга общения, в частности со
сверстниками, вызывают необходимость в своеобразном «теоретическом»
сотрудничестве, которое осуществляется посредством вербальных и не вербальных
видов коммуникации.
Дети, имеющие ограничения
восприятия посредством зрительного анализатора лишаются, довольно большого
объема информации, в следствии чего представление о собеседнике, понимание его
детьми может носить искаженный характер.
В настоящее время особое
внимание при воспитании и обучении детей с косоглазием и амблиопией в
дошкольных учреждениях обращено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных
отклонений в развитии дошкольников, осуществление лечебно-восстановительной работы
по исправлению данных нарушений зрения, а также успешную подготовку ребят к
обучению в школе. Под готовностью к школьному обучению понимают достижение
ребенком такого уровня развития, при котором он становится способным принимать
участие в систематическом школьном обучении [1, с. 129].
Г.В. Никулина, исследуя
особенности формирования коммуникативной культуры лиц с амблиопией и
косоглазием, говорит о том, что от глубины зрительной патологии не зависят ни
способности общительности, ни саморегуляция.
В то время как понимание
коммуникативной культуры личности, расположенность к эмпатии, стремление к
объединению с людьми (аффилитации) снижается, и тем сильнее, чем глубже
патология зрительного анализатора, наряду с этим, возрастают требования к
партнеру в межличностном взаимодействии, возникает враждебный и агрессивный
настрой к нему [7]. К их числу может относиться негативное самоотношение,
которое формируется в результате реакции личности на зрительное нарушение.
Специфические особенности
в развитии коммуникативных навыков рассматривались А.Г. Самохваловой,
проводимое ею исследование было направлено на выявление коммуникативных
трудностей детей, которые осложняют процесс общения [10].