Платная доработка на тему Организация работы по теме «Масса и её измерение» на уроках математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗНАКОМСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МАССОЙ И ЕЁ ИЗМЕРЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО 7
1.1. Специфика знакомства младших школьников с понятием «масса» в условиях реализации ФГОС НОО 7
1.2. Анализ опыта формирования представлений о массе и её измерении в свете общеметодического подхода к формированию понятия величины 16
1.3. Анализ современных вариативных УМК и ЦОР по математике для начальной школы по теме «Масса и её измерение» с точки зрения реализации требований ФГОС НОО 29
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «МАССА И ЕЁ ИЗМЕРЕНИЕ» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 36
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по теме «Массе и её измерение» 36
2.2. Разработка содержания констатирующего и контрольного эксперимента и подбор методик диагностики сформированности представлений о массе и её измерении у младших школьников 41
2.3. Исследование эффективности разработанной системы средств обучения по теме «Масса и её измерение» на контрольном этапе эксперимента 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖНИЕ 81
Введение:
Государственные образовательные федеральные стандарты общего начального образования (ФГОС НОО) [ФГОС] нацелены на воплощение системно-деятельностного подхода. Изучение величин, в том числе массы, является одним из путей реализации этого подхода. Знакомство в курсе математики начальной школы с величинами массы имеет большое значение для развития младших школьников. Это связано с тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности. Изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков, необходимых человеку в его повседневной деятельности, выполняя, таким образом, основное положение стандарта о деятельностном подходе в процессе обучения начального курса математики. Кроме того, знания и умения, связанные с величинами и их измерением, полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики и естественных наук.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что в настоящее время учителя начальной школы испытывают определенные трудности в обучении младших школьников величинам. Величина массы во всех существующих в настоящее время программах обучения не выделяются в самостоятельный раздел изучения, хотя в изложении темы соблюдается определенная логика изучения. В учебниках по математике для начальных классов содержится некоторое количество упражнений практического характера, в результате чего учащиеся в основном усваивают определенный круг знаний о величине массы, приобретают умения и навыки, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) [ФГОС] и Примерной образовательной программой начального общего образования [ПООП]. Однако упражнений по измерению массы в учебниках крайне мало.
Таким образом, с одной стороны, в УМК математики содержится некоторый материал по изучению массы, с другой стороны, отсутствует система работы по теме, и как следствие, отсутствие положительной динамики в обучении детей. В работе предпримем попытку в решении этой проблемы.
Проблема исследования работы: использование каких средств обучения величине массы и её измерения будет наиболее успешно для младших школьников?
Цель: изучить использование современных средств обучения в процессе организации работы по теме «Масса и её измерение» на уроках математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО на уроках математики в начальной школе
Объект исследования – процесс изучения величин на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования – система современных средств обучения величине «Масса» на уроках математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
Гипотеза исследования: изучение темы «Масса и её измерение» будет эффективным и соответствовать условиям реализации ФГОС НОО, если разработанные методические материалы для обеспечения эксперимента «Масса» на уроках математики в начальной школе будет включать:
— подбор и разработка нестандартных задач, связанных с темой «Масса и её измерение»;
— подбор и разработка заданий на взвешивание;
— разработка проектов и/или мини-проектов по теме «Масса и её измерение»;
— подбор видео фрагментов и тренажёров по теме «Масса и её измерение».
Предмет, цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Описать особенности знакомства младших школьников с понятием «масса» в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Провести анализ научно-методической литературы, отражающей накопленный опыт формирования представлений о массе и её измерении, опираясь на содержание обще-методического подхода к формированию понятия величина.
3. Провести сравнительный анализ современных вариативных УМК и ЦОР по математике для начальной школы по теме «Масса и её измерение» с точки зрения реализации требований ФГОС НОО.
4. Разработать и реализовать содержания констатирующего эксперимента, подобрав методики диагностики сформированности представлений о массе и её измерении у младших школьников.
5. Разработать систему современных средств обучения, направленных на формирование представлений о массе и её измерении. Описать систему работы по теме «Масса и её измерение» и проверить эффективность разработанных средств обучения в ходе опытно – экспериментальной работы.
Для достижения целей работы, проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретические: анализ исторической, психолого-педагогической, методической и математической литературы по проблеме исследования; обобщение передового педагогического опыта;
— практические: педагогическое проектирование содержания системы современных средств обучения по проблеме исследования,
— анализ, подбор материалов и проведение диагностической работы по теме исследования;
— планирование, организация, проведение, анализ результатов и обобщение опытно – экспериментальной работы.
Теоретические основы исследования:
Заключение:
Начальный курс математики считается курсом интегрированным, т.к. в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Тема величины вплетается в изучение каждого из перечисленных выше материалов: измерение величин выполняется практически и тесно связывается с формированием понятия числа, десятичной системой счисления и арифметических действий, а также с формированием понятия геометрической фигуры. Таким образом, наряду с изучением алгебраического, арифметического и геометрического материала, раскрывается понятие величины и процесс ее измерения. Изучение величин ведёт к пониманию многих вопросов из курса математики. Знания о такой величине, как «масса» должны быть точные, учащиеся знакомятся с единицами её измерения, овладевают умениями измерять величину, учатся выражать результаты измерений в различных единицах и выполнять действия над ними.
Проанализированы учебные пособия по математике, использующие исторический опыт и его применение в современных условиях, рассмотрены методические приёмы изучения массы и её измерения как в стандартных заданиях, так и при решении нестандартных задач, сязанных с темой работы.
Раскрыли основные общие методические подходы изучения величин в начальном курсе математики. В современной начальной школе существует несколько методических подходов к изучению величин. Наиболее часто используются учителями методические подходы Н.Б. Истоминой, М.И. Моро и М.А. Бантовой, Л.Г. Петерсон. Проведён сравнительный анализ учебников начальной школы по изучению величины массы и её измерения. Для исследования сформированности умений по теме «Массе и её измерение», была проведена опытно – экспериментальная работа. Цель формирующего этапа: формирование понятия массы и ее измерение на уроках математики с помощью различных средств обучения и апробация этих заданий. Часть этих заданий решались в процессе урока, часть использовалось как необязательное домашнее задание в структуре дифференцированного домашнего задания, часть — для написания и реализации индивидуальных мини-проектов.
На контрольном этапе эксперимента проводится диагностическая работа на проверку умений, описанных на констатирующем этапе. В качестве контрольного этапа эксперимента была проведена диагностическая работа, в которую входили аналогичные задания, которые были даны на констатирующем этапе эксперимента.
По результатам исследования можно сделать вывод что обучение будет эффективным и соответствовать условиям реализации ФГОС НОО, если: разработать систему современных средств обучения, направленных на формирование представлений о массе и её измерении; описать систему работы по теме «Масса и её измерение» на основе разработанной системы средств обучения; проверить эффективность разработанных средств в ходе опытно – экспериментальной работы — подтвердилась.
Подтвердилась гипотеза — изучение темы «Масса и её измерение» будет эффективным и соответствовать условиям реализации ФГОС НОО, если разработанные методические материалы для обеспечения эксперимента «Масса» на уроках математики в начальной школе будет включать:
— подбор и разработка нестандартных задач, связанных с темой «Масса и её измерение»;
— подбор и разработка заданий на взвешивание;
— разработка проектов и/или мини-проектов по теме «Масса и её измерение»;
— подбор видео фрагментов и тренажёров по теме «Масса и её измерение».
Можно сделать общий вывод, что все задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена и теоретическим анализом, и экспериментально.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗНАКОМСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МАССОЙ И ЕЁ ИЗМЕРЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
1.1. Специфика знакомства младших школьников с понятием «масса» в условиях реализации ФГОС НОО
Начальный курс математики считается курсом интегрированным, т.к. в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Тема величины вплетается в изучение каждого из перечисленных выше материалов: измерение величин выполняется практически и тесно связывается с формированием понятия числа, десятичной системой счисления и арифметических действий, а также с формированием понятия геометрической фигуры. Таким образом, наряду с изучением алгебраического, арифметического и геометрического материала, раскрывается понятие величины и процесс ее измерения [Бантова].
В материалах ФГОС НОО сформулированы следующие задачи по изучению темы «Масса и её измерение» [ФГОС]:
«11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: … 8) умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины…» [ФГОС].
«12.4. Математика и информатика: … 2) овладение основами измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов…» [ФГОС].
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [ПООП] определяет следующие планируемые результаты по теме «изучение массы и её измерение»:
«1.2.5. Математика и информатика В результате изучения курса математики, обучающиеся на уровне начального общего образования: … получат представление о числе как результате … измерения» [ПООП