Платная доработка на тему Организация групповой работы как условие продуктивного взаимодействия учащихся третьего класса в урочной деятельности. (платная доработка)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Использование групповой работы для организации
продуктивного взаимодействия третьеклассников в урочной деятельности. 7
1.1
Характеристика понятия продуктивное взаимодействие. 7
1.2
Организация продуктивного взаимодействия учителя и учащихся в соответствии с
требованиями ФГОС НОО.. 9
1.3
Организация учебного сотрудничества у третьеклассников в урочной деятельности. 15
1.4
Использование групповой работы в урочной деятельности. 19
1.5 Описание
приемов организации работы в группах для продуктивного взаимодействия
третьеклассников. 26
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации
продуктивного взаимодействия учащихся третьего класса при включении в урочную
деятельность приемов групповой работы.. 33
2.1
Диагностика сформированности продуктивного взаимодействия у учащихся третьего
«В» класса в урочной деятельности. 33
2.2
Включение приемов группой работы в урочную деятельность с целью формирования продуктивного взаимодействия учащихся третьего класса 43
2.3 Итоги
опытно-экспериментальной работы.. 45
Заключение. 50
Список литературы.. 52
Приложение 1. 57
Приложение 2. 59
Приложение 3. 61
Введение:
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта подчеркивается
необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели
массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция
обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие
его индивидуальных возможностей.
Образовательными результатами образования становятся: развитие учебной самостоятельности,
как способности младших школьников к самостоятельному выбору деятельности, партнеров,
формы и способов действия; умение работать коллективно и индивидуально и др.
Современное образование рассматривается как процесс, реализующий педагогику
сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося. Одним из
основных условий для создания и реализации новой модели образовательного процесса
является готовность к отказу от традиционной учительской позиции – передачи готовых
знаний. Учитель должен владеть технологиями становления учебного сообщества класса
через разные формы учебного сотрудничества, сопровождения учащегося в самостоятельном
продвижении в предмете.
На протяжении всего начального, обучения остаются учащиеся, которые так и
не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую
форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной
из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, является
групповая форма работы школьников, потому что учащиеся работают без пошагового учительского
руководства и контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения
нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения
на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока,
разрешает к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, доброкачественное
и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты
использовать для решения большого круга частных задач.
Эффективность использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно
доказывалась на практике. Этой теме посвящены работы Д.Б Эльконина — В.В. Давыдова. Наиболее полно характеристика организации групповой работы дана в
исследовании В.А.Архиповой. Кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе
групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Учителя начальных классов, использующие
данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность.
Вклад в изучение вопросов групповой работы на уроках в начальной школе
внесли В.А. Буров, М.Д. Виноградова, Х.И. Лийметс, Р.И. Малафеев, Б.И. Первинин
др.
Нас заинтересовала также работа О.Б.Даутовой, в которой описаны приемы
организации продуктивного взаимодействия.
Мы считаем тему исследования актуальной, так как включение приемов
группового взаимодействия обеспечит выполнение ФГОС НОО.
Проблема исследования обусловлена необходимостью организации продуктивного
взаимодействия учащихся начальной школы.
Объект исследования:
организация продуктивного взаимодействия третьеклассников в урочной
деятельности
Предмет исследования:
процесс организации продуктивного взаимодействия третьеклассников в урочной
деятельности при организации групповой работы в урочной деятельности.
Цель
исследования: выявить возможности организации групповой
работы младших школьников для их продуктивного взаимодействия. Гипотеза
исследования: Мы считаем, групповая работа имеет свои достоинства и недостатки,
которые учитель должен учитывать. Существует противоречие между приемами
организации групповой работы в начальной школе описанными в методической
литературе и практической работой учителей начальных классов, где существуют
определенные проблемы в организации работы младших школьников.
В соответствии с целью,
нами были сформулированы задачи дипломной работы:
1. Проанализировать
состояние проблемы продуктивного взаимодействия третьеклассников в урочной
деятельности.
2. Изучить организацию
групповой работы в начальной школе.
3. Подобрать диагностики,
позволяющие выявить уровень сформированности продуктивного взаимодействия
третьеклассников в урочной деятельности.
4. Подобрать приемы,
используемые при организации групповой работы и апробировать их на практике у
учащихся третьего класса в урочной деятельности.
5. Сформулировать
психолого-педагогические условия эффективного использования групповой работы
для организации продуктивного взаимодействия третьеклассников в урочной
деятельности.
Методов исследования: анализ психолого-педагогической и
методической литературы.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть
использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Словарь основных понятий
Продуктивное
взаимодействие ‒ взаимодействие, способствующее достижению цели обучения и
воспитания; оно призвано иметь реально ощутимый личностно значимый результат, в
качестве которого выступает тот или иной образовательный продукт (Е.Л. Федотова).
Сотрудничество ‒ активное,
доброжелательное и продуктивное взаимодействие учители и учеников и поиске
необходимых знаний и способом действии. Это объединение интересом и усилий
педагога и учащихся в решении познавательных задач, т.е. работа ребенка и
взрослого по взаимопониманию, но выяснению позиций, точек арония всех
участников взаимодействия и их координации (Н.И. Бондарева).
Признаки сотрудничества ‒
диалогичность взаимодействия педагога и его воспитанников, которой всегда
присущ межличностный, субъект-субъектный характер и которое свидетельствует о
культуре их общения (Е.В. Астапенко).
Последовательность
группой работы: формулирование собственного мнения, слушание чужих точек
зрения, критическая оценка высказанных гипотез, групповая дискуссия по
нахождению общего решения, презентация работы групп, рефлексия способов
групповой работы ‒ требуют, чтобы им специально учили.
Формы взаимодействия ‒
это способы организации совместного общения и деятельности.
Групповая деятельность ‒
форма взаимодействия, в том числе и общения людей, входящих в определенную
группу.
Взаимодействие ‒ это
воздействие субъектов учебно-воспитательного процесса (педагога и учащегося)
друг на друга, порождающее их взаимную связь и направленное на развитие
личности ребенка.
Стиль педагогического
общения ‒ устойчивая система способов и приемов, применяемых учителем при
взаимодействии с учениками. Принципиально важными личностными качествами
учителя, позволяющие определить стиль общения, является его отношение к
учащимся.
Группа ‒ совокупность
людей (или предметов), объединённых общностью интересов, признаков, профессии,
деятельности и т. п.
Заключение:
Изучение особенности
организации взаимодействия учителя и учащихся в урочной деятельности, выяснили,
что педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом
воздействия на личность ученика. Для успешного решения педагогических задач,
для личностного и коммуникативного развития школьника должна обеспечиваться в
учебно-воспитательном процессе оптимальная организация педагогического общения
и взаимодействия. Такое общение, основанное на гуманистических позициях его
участников, имеет форму учебного сотрудничества между учителем и учащимися,
предполагает диалогичность взаимодействия педагога и его воспитанников, которой
всегда присущ межличностный, субъект-субъектный характер и которое
свидетельствует о культуре их общения.
Проведенный анализ
литературы показал, что успех формирования взаимодействия учителя с учащимися
младшими школьниками в системе учебно-воспитательной работы зависит от
выполнения определенных требований (условий) в соответствии с ФГОС НОО:
взаимодействие учителя с учащимися младшими школьниками становится
педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым
гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника, в школе, во
внешкольных учреждениях и др.; если взаимоотношения на уроке сопровождается
воспитанием отношения к человеку как высшей ценности; если обеспечивается
усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания
других людей и обращения с ними.
Взаимодействие на основе
сотрудничества наиболее соответствует личностно-ориентированному подходу, так
как оно предполагает именно сообучение, причем и обучающийся, и педагог
являются субъектами учебного процесса. Выяснено, что учебное взаимодействие
представляет собой комплекс навыков, обеспечивающих социальную компетентность и
учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
групповом обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Одно из средств
эффективного формирования продуктивного взаимодействия у младших школьников
считаем использование на уроках групповой работы. Под «групповой работой»
понимается такая форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке,
предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими,
так и над специфическими заданиями педагога. Выявили основные
приемы организации групповой работы. К ним относятся: «мозговой штурм»,
«продолжи», «снежный ком», «водоворот», «эксперты».
Для проверки
теоретических положений мы провели опытно-экспериментальную работу по
организации продуктивного взаимодействия учащихся третьего класса при включении
в урочную деятельность приемов групповой работы.
Проведенная диагностика на
констатирующем этапе исследования показала, что уровень сформированности
продуктивного взаимодействия испытуемых находится на достаточном уровне, однако
у некоторых обучающихся выявлен низкий уровень сформированности умений
продуктивного взаимодействия. Поэтому необходимо целенаправленно проводить с
ними работу по формированию у них продуктивного взаимодействия.
Проведенная работа на
формирующем этапе с использованием групповой работы на уроках в третьем классе
позволила повысить уровень сформированности продуктивного взаимодействия у
учащихся.
На основе полученных на
контрольном этапе данных делаем вывод, что использование групповой работы на
уроках способствует формированию у школьников продуктивного взаимодействия.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Использование
групповой работы для организации продуктивного взаимодействия третьеклассников
в урочной деятельности
1.1 Характеристика
понятия продуктивное взаимодействие Продуктивность на
сегодняшний день является актуализированной в современной образовательной
ситуации характеристика процесса взаимодействия, которая приобретает в
последние годы всё большее признание [32,
с. 38].
Раскроем понятие
взаимодействие.
Взаимодействие – это
воздействие субъектов учебно-воспитательного процесса (педагога и учащегося)
друг на друга, порождающее их взаимную связь и направленное на развитие
личности ребенка [10].
В основе такого
взаимодействия лежит совместная деятельность педагогов и учащихся,
опосредованная объектом усвоения, т.е. содержанием образования. Его основными
параметрами являются взаимоотношение, взаимопринятие, поддержка, доверие и др.
Е.Л. Федотова отмечает,
что «взаимодействие – важнейшее средство достижения цели обучения и воспитания
и призвано иметь реально ощутимый личностно значимый результат, в качестве
которого выступает тот или иной образовательный продукт» [32,
с. 38]. Последний сегодня трактуется достаточно широко и, как правило,
связывается с эффективностью того или иного процесса (производства). «С учётом
основных целей и приоритетов современного образования можно определить
образовательный продукт как некое личностное приращение, усиливающее степень
компетентности индивида в конкретной образовательной области, что в конечном
итоге оказывает содействие его личностному (личностно-профессиональному)
саморазвитию в целом» [32,
с. 38].