Экономика Платная доработка Экономические науки

Платная доработка на тему Оценка кредитоспособности клиентов на примере ОАО «Сбербанк России»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 5

1.
Теоретические аспекты оценки кредитоспособности клиентов. 8

1.1.
Сущность и необходимость оценки кредитоспособности клиента в коммерческом банке. 8

1.2.
Организация кредитного процесса для юридических лиц. 12

1.3.
Оценка кредитоспособности юридических лиц, используемая российскими банками  19

2.
Оценка  кредитоспособности  заемщика  на примере ПАО «Сбербанк России». 30

2.1.
Характеристика показателей финансово-экономической деятельности ПАО «Сбербанк
России». 30

2.2.
Проведение оценки кредитоспособности. 35

3.
Пути совершенствования оценки кредитоспособности юридических лиц. 42

3.1.
Проблемы оценки кредитоспособности юридических лиц на современном этапе  42

3.2.
Пути совершенствования оценки кредитоспособности. 50

Заключение. 54

Список
использованных источников. 58

Приложения. 63

  

Введение:

 

Кредитно-финансовая система представляет
собой одну из важнейших и неотъемлемых структур в условиях рыночной экономики. Становление
банковской системы и развитие товарного производства исторически шло параллельными
путями, тесно взаимодействуя друг с другом. Банки, находясь в центре экономической
жизни, опосредуют связи между производителями и вкладчиками и, путем перераспределения
капитала, повышают эффективность производства в целом.

Особая роль в
этом отведена кредитам, которые, по сути, превратились в основной источник финансирования
предприятий дополнительными денежными ресурсами. Банковская система в условиях рыночной
экономики основана на частной и коллективной собственности и нацелена на получение
прибыли и преодоление конкуренции.

Основным из видов деятельности коммерческого банка в условиях
рыночной экономики является кредитование юридических и физических лиц внутри государства.
Кредитование осуществляется по принятой процедуре внутри коммерческого банка, основываясь
на определенных нормативно-правовых документах.

Процесс кредитования также регулируется и контролируется со стороны
центрального банка государства. Этот контроль осуществляется через обязанность коммерческого
банка перечислять в фонд страхования определенные проценты для реализации покрытия
кредитных рисков банка в случае невыполнение клиентами своих обязательств.

Процесс кредитования является не только доходным видом деятельности
для банка, то также и рисковым. Кредитные риски несут клиенты банка в случае невозможности
погашения части кредита. Банк не должен допускать возможность реализации кредитных
рисков, так как эта ситуация мгновенно повлияет на уровень ликвидности или платежеспособности
самого банка.

Очень известными в практике кредитных организаций мероприятиями,
которые направлены на уменьшение кредитного риска, представляет собой анализ
кредитоспособности заемщика. Поэтому недостатков оценки возможных и фактических
контрагентов, их финансового состояния, с точки зрения возвращения суммы
главного долга и процентов по нему, стала и остается одной из самых актуальных
проблем в работы банка, так как от такого находится в зависимости его
прибыльность.

Кроме того, часто, в оценке кредитоспособности заинтересован не
лишь банк, но и клиент, так как анализ кредитоспособности помогает провести
подробный и непредвзятый финансовый анализ и приготовить управленческие
решения, а также исследовать возможности организации по реализации различного
рода проектов, к примеру, действительность продажи инновационных проектов
предприятиями. С целью обеспечения наибольшей возвратности денежных средств
анализ кредитоспособности заемное лицо, которая стала неизбежным компонентом
взаимоотношения кредитных организаций и контрагентов, применяется как
инструмент контроля.

Актуальность темы
исследования связана с тем, что становление сферы кредитования способствует интенсивному
развитию банковского сектора и реального сектора, что приведет, в свою очередь,
к росту российской экономики в целом, и, следовательно, росту уровня и качества
жизни населения страны.

В условиях
нестабильной экономики практически все хозяйствующие субъект-ты испытывают
недостаток денежных средств, важных для обеспечения хозяйственной работы и
достижения финансового подъема в перспективе.

Основная задача,
которая сегодня стоит перед банками, – обеспечить минимальный уровень дефолтов при
постоянно растущем объеме кредитов. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения,
о чем свидетельствует увеличивающееся число публикаций в прессе и ажиотажный интерес
со стороны российских банков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Кредитование
корпоративных клиентов является важной составляющей деятельности коммерческих банков,
формирующей весомую часть их доходов. За последние 20 лет финансовые посредники
продемонстрировали серьезные улучшения в области корпоративного кредитования: расширился
ассортимент кредитных продуктов, повысилась скорость обработки информации и рассмотрения
кредитной заявки, значительный прогресс виден в работе с кредитными рисками и юридическом
сопровождении сделок. Безусловно, серьезные заслуги в этой области принадлежат банковскому
сообществу.

В
статье рассмотрены теоретические аспекты кредитоспособности заемщика, изучение
которых позволило сделать вывод, что кредитная сделка предполагает
взаимоотношения двух партнеров: кредитора и заемщика. Кредитор передает
заемщику объект сделки: стоимость ссуды на условиях платежа, погашения,
срочности и безопасности, но при этом остается собственником объекта сделки.

В
каждой кредитной операции есть элементы риска: неуплата долга и процентов по
кредиту, нарушение срока платежа и другие. Наличие риска и его сложная
зависимость от большого количества различных факторов заставляют банк выбирать
критерий оценки кредитоспособности должника, с помощью которого можно оценить
вероятность того, что должник выполнит свои обязательства.

Изучение
ряда существующих методов оценки кредитного качества привело к выводу, что все
они имеют очень узкую направленность. Если невозможно учесть все факторы,
влияющие на оценку кредитного качества, их обычно группируют и рассматривают в
анализе отдельно или используют средние значения.

На
примере ПАО «Сбербанк России» был проведен анализ кредитоспособности организации,
который показал, что предприятие относится к первому классу кредитоспособности,
и является надежным заемщиком.

Изучив
некоторые методы кредитного рейтинга на конкретном примере, можно сделать
некоторые выводы. Фактически, все методы используют одни и те же коэффициенты —
это коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности, но в то же время они имеют
разные веса при оценке кредитоспособности. У каждой техники есть свои
достоинства и недостатки. Таким образом, при использовании рейтинговой оценки
анализ платежеспособности является в некоторой степени неполным, поскольку не
учитывает деятельность бизнеса (эффективную или нет).

Методология
Сбербанка применительно к российской экономике более реалистична. Он учитывает
многие аспекты деятельности компании и достаточно «ограничен», чтобы оценить
класс платежеспособности.

Анализ
применения скоринговой системы оценки кредитования юридических лиц в банковской
практике нашей страны, позволяет выделить возможные направления, которые будут определять
развитие кредитных продуктов:


улучшение качества кредитного портфеля;


возрастающий интерес к автоматизированному управлению бизнес-процессом скоринга,
а не к применению скоринга, как методу математического расчета скорингового балла
на основе введенных данных («скоринговый калькулятор»);


увеличение стоимости входа на рынок розничного кредитования и, как следствие — выход
на рынок новых игроков будет ограничен;


совершенствование записей кредитных историй;


проработка вопросов, касающихся защиты банковской тайны;


создание фондов по управлению проблемными активами клиентов.

Несмотря
на определенные достижения, система кредитования юридических лиц нуждается в повышении
эффективности, что обусловлено трудностями в снижении транзакционных издержек банковского
бизнеса, относительно высокими рисками кредитования в условиях развивающегося рынка
и иными факторами. Одним из этапов решения проблемы является совершенствование методики
оценки кредитоспособности корпоративных клиентов банка.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности
клиентов

1.1. Сущность и необходимость оценки
кредитоспособности клиента в коммерческом банке

С развитием рыночных отношений, появлением предприятий
различных форм собственности (как частной, так и государственной, коллективной)
актуальной становится проблема четкого правового регулирования
финансово-кредитных отношений хозяйствующих субъектов. специфический.

Наличие товарного производства и денег определяет наличие и
функционирование кредита. С развитием товарного производства кредит становится
обязательным атрибутом предприятия, что способствует консолидации
хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, так как является необходимым
условием для производственных фондов и средств предприятия. тираж в условиях
расширенного воспроизводства, позволяет осуществлять непрерывно осуществлять
процесс тиража и, следовательно, влияет на производство и продажу продукции.

Однако нестабильность финансовых рынков, кризисные явления и
посткризисное состояние финансовой системы характеризуются значительным
увеличением доли плохих долгов, снижением реальной стоимости банковских активов
и, как следствие, изъятием обращение значительных средств для создания резервов
на покрытие возможных потерь от активных операций. В этих условиях возрастает
потребность в улучшении существующих стратегий по выявлению, оценке и
оптимизации кредитных рисков.

Наиболее распространенной мерой в практике банков с целью
снижения кредитного риска является оценка кредитного качества клиентов. Поэтому
изучение методов и процедур оценки кредитного качества хозяйствующего субъекта
на практике является очень актуальным.

При выдаче кредитов всем банкам возникает необходимость оценки
кредитоспособности клиентов. Для клиентов эта оценка также играет значительную
роль, поскольку определяет, в каком объеме будет предоставлен кредит и будет ли
он предоставлен вообще.

Систематически некорректная оценка кредитоспособности клиентов
может привести к ухудшению качества кредитного портфеля банка, что также
приводит к необходимости создания дополнительных резервов [7, с. 59].

Получение надежного кредитного рейтинга существенно влияет
как на результаты кредитной операции, так и на эффективность самой кредитной
деятельности банка.

Оценка кредитоспособности клиента — важная часть управления
кредитным риском в коммерческом банке. Необходимость активации механизма
определения кредитоспособности клиента обусловлена ​​быстрым ростом объема
выданных кредитов и, как следствие, увеличением банковского риска [6,
с. 82].

Анализ кредитного качества как основного критерия при
построении операционных кредитных отношений между банком и клиентом выглядит
следующим образом:

— оценка платежеспособности клиентов должна проводиться
исходя из общих интересов субъектов кредитных отношений. Слишком высокие
требования к заемщикам к кредитным ресурсам банка приводят к потере клиентов;

— общность целей клиентов и кредитора в процессе
формирования кредитных отношений выражается в стремлении получить для них
максимальную доходность;

— кредитное качество клиентов сильно зависит от стоимости
предоставления кредитных услуг, типов ссуд, по типам ссуд, зависит от уровня
развития инфраструктуры на этих рынках, спроса и предложения на кредитные
ресурсы на рынках.

Между платежеспособностью и платежеспособностью существует
значительная разница. Кредитные обязательства заемщика перед банком, в отличие
от других обязательств, должны быть оплачены исключительно наличными деньгами.

 

Содержание:

 

Введение. 5

1.
Теоретические аспекты оценки кредитоспособности клиентов. 8

1.1.
Сущность и необходимость оценки кредитоспособности клиента в коммерческом банке. 8

1.2.
Организация кредитного процесса для юридических лиц. 12

1.3.
Оценка кредитоспособности юридических лиц, используемая российскими банками. 19

2.
Оценка  кредитоспособности  заемщика  на примере ПАО «Сбербанк России»  30

2.1.
Характеристика показателей финансово-экономической деятельности ПАО «Сбербанк
России». 30

2.2.
Проведение оценки кредитоспособности. 35

3.
Пути совершенствования оценки кредитоспособности юридических лиц. 42

3.1.
Проблемы оценки кредитоспособности юридических лиц на современном этапе  42

3.2.
Пути совершенствования оценки кредитоспособности. 50

Заключение. 54

Список
использованных источников. 58

Приложения. 63

  

Введение:

 

Кредитно-финансовая система представляет
собой одну из важнейших и неотъемлемых структур в условиях рыночной экономики. Становление
банковской системы и развитие товарного производства исторически шло параллельными
путями, тесно взаимодействуя друг с другом. Банки, находясь в центре экономической
жизни, опосредуют связи между производителями и вкладчиками и, путем перераспределения
капитала, повышают эффективность производства в целом.

Особая роль в
этом отведена кредитам, которые, по сути, превратились в основной источник финансирования
предприятий дополнительными денежными ресурсами. Банковская система в условиях рыночной
экономики основана на частной и коллективной собственности и нацелена на получение
прибыли и преодоление конкуренции.

Основным из видов деятельности коммерческого банка в условиях
рыночной экономики является кредитование юридических и физических лиц внутри государства.
Кредитование осуществляется по принятой процедуре внутри коммерческого банка, основываясь
на определенных нормативно-правовых документах.

Процесс кредитования также регулируется и контролируется со стороны
центрального банка государства. Этот контроль осуществляется через обязанность коммерческого
банка перечислять в фонд страхования определенные проценты для реализации покрытия
кредитных рисков банка в случае невыполнение клиентами своих обязательств.

Процесс кредитования является не только доходным видом деятельности
для банка, то также и рисковым. Кредитные риски несут клиенты банка в случае невозможности
погашения части кредита. Банк не должен допускать возможность реализации кредитных
рисков, так как эта ситуация мгновенно повлияет на уровень ликвидности или платежеспособности
самого банка.

Наиболее распространенными в практике банков мероприятиями, направленными
на снижение кредитного риска, является оценка кре­дитоспособности заемщика.

Поэтому проблема оценки потенциальных и фактических клиентов, их финансового
состояния, с точки зрения возвращения суммы основного долга и процентов по нему,
была и остается одной из самых актуальных проблем в деятельности банка, так как
от этого зависит его прибыльность.

Причем, зачастую, в оценке кредитоспособности заинтересован не только
банк, но и клиент, так как оценка кредитоспособности позволяет провести детальный
и беспристрастный финансовый анализ и подготовить управленческие решения, а также
оценить возможности предприятия по реализации разного рода проектов, например, реальность
реализации инновационных проектов предприятиями.

С целью обеспечения максимальной возвратности денежных средств оценка
кредитоспособности заемщик, ставшая обязательным элементом взаимоотношения банков
и клиентов, используется как инструмент контроля.

Актуальность темы
исследования связана с тем, что становление сферы кредитования способствует интенсивному
развитию банковского сектора и реального сектора, что приведет, в свою очередь,
к росту российской экономики в целом, и, следовательно, росту уровня и качества
жизни населения страны.

В условиях нестабильной
экономики почти все хозяйствующие субъекты испытывают недостаток денежных средств,
важных для обеспечения хозяйственной деятельности и достижения финансового подъема
в перспективе.

Основная задача,
которая сегодня стоит перед банками, – обеспечить минимальный уровень дефолтов при
постоянно растущем объеме кредитов. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения,
о чем свидетельствует увеличивающееся число публикаций в прессе и ажиотажный интерес
со стороны российских банков.

Вопросы определения
сущности кредитоспособности и ее оценки рассмотрены в трудах М. И. Баканова, И.
В. Бочарова, A. B. Грачева, Е. Б. Герасимова, О. В. Ефимовой, Д. А. Ендовицкого,
О. И. Лаврушина, И. Д. Мамонова, М. В. Мельник, Е. В. Негашева, И. В. Попова, А.
Д. Шеремета и др. Большой вклад в исследование вопросов управления кредитным риском
внесли такие специалисты как И. Т. Балабанов, А. В. Беляков, А. С. Васильева, А.
А. Кудрявцев, В. К. Селюков, Э. А. Уткин, Д. А. Фролов и др.

Несмотря на накопленный
опыт, имеет место недостаточная разработанность подходов, наличие сложностей в применении
существующих методик оценки кредитоспособности и снижения кредитного риска коммерческих
банков.

Цель исследования заключается
в изучении теоретических и практических аспектов оценки кредитоспособности клиентов
– юридических лиц.

Достижение поставленной
цели требует решения следующих задач:

— определить сущность и необходимость проведения оценки
кредитоспособности юридических лиц;

— рассмотреть основные аспекты кредитования юридических
лиц;

— провести анализ методик оценки кредитоспособности
клиентов;

— оценить показатели деятельности банка;

— провести анализ кредитоспособности клиента по методике
банка;

— определить пути совершенствования оценки кредитоспособности
клиентов

Объект исследования
– ПАО «Сбербанк России».

Предмет исследования
– отношения связанные с оценкой кредитоспособности клиентов – юридических лиц в
ПАО «Сбербанк России».

В работе использовались
следующие методы исследования: анализ литературных источников, обобщения, описания
и другие методы научного познания.

Теоретической базой
исследования выступает учебная и периодическая литература по данной теме, а также
публикации в сети Интернет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Кредитование
корпоративных клиентов является важной составляющей деятельности коммерческих банков,
формирующей весомую часть их доходов. За последние 20 лет финансовые посредники
продемонстрировали серьезные улучшения в области корпоративного кредитования: расширился
ассортимент кредитных продуктов, повысилась скорость обработки информации и рассмотрения
кредитной заявки, значительный прогресс виден в работе с кредитными рисками и юридическом
сопровождении сделок. Безусловно, серьезные заслуги в этой области принадлежат банковскому
сообществу.

В
работе были рассмотрены теоретические аспекты кредитоспособности заемщика, изучение
которых позволило сделать вывод, что кредитная сделка предполагает взаимоотношения
двух партнеров: кредитора и заемщика. Кредитор передает заемщику объект сделки –
ссуженную стоимость на условиях платности, возвратности, срочности и обеспеченности,
но при этом остается собственником объекта сделки.

В
каждой кредитной сделке присутствуют элементы риска: неуплата долга и процентов
по кредиту, нарушение срока выплат и прочие. Наличие риска и его сложная зависимость
от большого количества различных факторов делают необходимым выбор банком критериальной
методики оценки кредитоспособности заемщика, с помощью которой можно оценить вероятность
выполнения заемщиком своих обязательств.

Изучение
ряда существующих методов оценки кредитоспособности позволили сделать вывод, что
все они являются достаточно узко целенаправленными. При невозможности рассмотрения
всех факторов, влияющих на оценку кредитоспособности, их обычно группируют и рассматривают
при анализе отдельно или прибегают к средним значениям.

На
примере ПАО «Сбербанк России» был проведен анализ кредитоспособности организации,
который показал, что предприятие относится к первому классу кредитоспособности,
и является надежным заемщиком.

Рассмотрев
на конкретном примере некоторые из методов оценки кредитоспособности можно сделать
определенные выводы. Фактически все методики используют одинаковые коэффициенты
– это коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности, но при этом они имеют разные
веса при оценке кредитоспособности. Каждая методика имеет свои достоинства и недостатки.
Так при использовании рейтинговой оценки анализ кредитоспособности является несколько
незавершенным, т.к. здесь не учитывается деятельность предприятия (является ли она
эффективной или нет).

Методика
ПАО Сбербанк по отношению к российской экономике является более реальной. Она учитывает
многие стороны деятельности фирмы и достаточна «сдержана» при оценке класса кредитоспособности.

Анализ
применения скоринговой системы оценки кредитования юридических лиц в банковской
практике нашей страны, позволяет выделить возможные направления, которые будут определять
развитие кредитных продуктов:


улучшение качества кредитного портфеля;


возрастающий интерес к автоматизированному управлению бизнес-процессом скоринга,
а не к применению скоринга, как методу математического расчета скорингового балла
на основе введенных данных («скоринговый калькулятор»);


увеличение стоимости входа на рынок розничного кредитования и, как следствие — выход
на рынок новых игроков будет ограничен;


совершенствование записей кредитных историй;


проработка вопросов, касающихся защиты банковской тайны;


создание фондов по управлению проблемными активами клиентов.

Несмотря
на определенные достижения, система кредитования юридических лиц нуждается в повышении
эффективности, что обусловлено трудностями в снижении транзакционных издержек банковского
бизнеса, относительно высокими рисками кредитования в условиях развивающегося рынка
и иными факторами. Одним из этапов решения проблемы является совершенствование методики
оценки кредитоспособности корпоративных клиентов банка.

С
целью совершенствования процесса оценки кредитоспособности заемщика предлагается:

1.
На макроэкономическом уровне:

1.1.
сформировать и утвердить единую нормативную базу для оценки финансового положения
хозяйствующих субъектов банками России, состоящую из показателей и коэффициентов
с учетом отраслевой специфики и возможных нормативных значений;

1.2.
создать качественные внешние источники информации, в том числе за счет расширения
деятельности рейтинговых агентств;

1.3.
использовать в оценке кредитоспособности заемщика такие методы анализа, как ROI,
MVA, EVA.

2.
На микроэкономическом уровне (в деятельности банка ПАО «Сбербанк России»):

2.1.
детализировать анализ финансового состояния предприятия-заемщика в части оценки:


ликвидных активов организации (денежные средства в кассе, на расчетных счетах, прочие
ликвидные средства) по источникам и срокам их формирования, что гарантирует исключение
"искусственного увеличения" остатков денежных средств и позволяет определить
эффективность бюджетирования в организации;


дебиторской и кредиторской задолженностей, с выявлением проблемных составляющих
и составлением прогноза тенденций изменения;


товарно-материальных запасов предприятия путем постатейной балансовой и рыночной
оценки;


внеоборотных активов на основании реально действующих цен на рынке, что обеспечит
получение достоверной информации об имущественном положении предприятия;

2.2.
расширить коэффициентный анализ с помощью введения в расчет дополнительных коэффициентов,
подробно характеризующих платежеспособность заемщика, таких как общая платежеспособность,
коэффициент задолженности по кредитам и займам, фискальной системе, другим организациям,
внутреннего долга, что позволит четко определить сроки возможного погашения имеющейся
задолженности предприятия перед различными кредиторами, в том числе и на перспективу.

Подводя итоги, следует отметить, что методика оценки кредитоспособности
заемщика является важной составляющей кредитной политики любого банка.

Важным
этапом совершенствования кредитной политики банка является постоянная адаптация
методик оценки кредитоспособности клиентов к экономическим условиям. Адекватность
и объективность оценки кредитоспособности клиента имеют значение как на этапе рассмотрения
заявки на выдачу кредита, так и во время дальнейшего сопровождения кредита. Это
поможет банку существенно снизить кредитные риски и будет способствовать поиску
правильных решений при своевременном выявлении снижения рейтинга клиента.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности
клиентов

1.1. Сущность и необходимость оценки
кредитоспособности клиента в коммерческом банке

С развитием рыночных отношений, появлени­ем предприятий различных форм
собственности (как частной, так и государственной, коллектив­ной) особое значение
приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношений
субъектов предпринима­тельской деятельности.

Наличие товарного производства и денег об­условливает существование
и функционирование кредита. С развитием товарного производства кредит становится
обязательным атрибутом хо­зяйствования, который содействует закрепле­нию хозяйственно-финансовой
деятельности предприятия, так как он является необходимым условием производственных
фондов и фондов обращения в условиях расширенного воспро­изводства, дает возможность
непрерывно осу­ществлять процесс обращения и как следствие влияет производству и
реализации продукции.

Однако нестабильность финансовых рынков, кризисные явления и посткризисное
состояние финансовой системы характеризуются значитель­ным увеличением доли сомнительной
и безна­дежной задолженности, уменьшением реальной стоимости банковских активов
и как следствие изъятие значительных средств из оборота для формирования резервов
на покрытие возможных потерь от активных операций. В таких условиях повышается необходимость
совершенствования существующих стратегий относительно выявле­ния, оценки и оптимизации
кредитных рисков.

Наиболее распространенными в практике банков мероприятиями, направленными
на снижение кредитного риска, является оценка кре­дитоспособности клиентов. Поэтому
изучение методов и процедур оценки кредитоспособности хозяйствующего субъекта на
практике является довольно актуальным вопросом.

Во время предоставления кредита перед все­ми банками возникает необходимость
в проведе­нии оценки кредитоспособности клиентов. Для клиентов данная оценка также
играет значимую роль, поскольку от данного результата зависит, в каком объеме будет
предоставлен кредит и будет ли предоставлен вообще.

Результатом систематически неправильной оценки кредитоспособности клиентов
может служить ухудшение качества кредитного порт­феля банка, которое, к тому же,
вызывает еще и необходимость дополнительного резервирова­ния [7, с. 59].

Проведение достоверной оценки кредитоспо­собности существенно влияет
как на результаты кредитной сделки, так и на эффективность кре­дитной деятельности
самого банка.

Оценка кредитоспособности клиентов яв­ляется важной составной частью
управления кредитным риском коммерческого банка. Необ­ходимость активизации механизма
определения кредитоспособности клиента, обусловлена быстрыми темпами роста объемов
предостав­ленных кредитов, а, следовательно, и увеличение рискованности банковской
деятельности [6, с. 82].

Анализ кредитоспособности как главного критерия в построении оперативных
кредитных отношений между банком и клиентом заклю­чается в следующем:

– оценка кредитоспособности клиентов должна проводиться, исходя из
совместных интересов субъектов кредитных отношений. Слишком высокие требования к
заемщикам кредитных ресурсов со стороны банка при­водит к потере клиентов;

– общность цели клиентов и кредитора в про­цессе формирования кредитных
отношений выражается в усилии достижения ими мак­симальной доходности;

– кредитоспособность клиентов прочно связана со стоимостью предоставления
кредитных услуг, видам кредитов, по фор­мам кредитов, зависит от уровня развития
инфраструктуры данных рынков, спроса и предложения на кредитные ресурсы на рынках.

Между кредитоспособностью и платежеспо­собностью существует существенное
различие. Кредитные обязательства заемщика перед бан­ком, в отличие от других обязательств,
должны быть погашены исключительно денежными средствами.

Поэтому для банков, которые предоставляют кредит, недостаточно того,
чтобы заемщики были только платежеспособными, также ему необходи­мо быть кредитоспособным.
В связи с этим воз­никает необходимость использования понятия кредитоспособности
для характеристики спо­собности клиентов погасить свои обязательства перед кредитором-банком
только денежными средствами.

Платежеспособность субъекта предпринима­тельства – это его возможность
и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности, в то
время как кредитоспо­собность характеризуется лишь возможностью предприятия погасить
кредитную задолженность, причем исключительно денежными средствами [16, с. 264].

Если рассматривать такие понятия, как плате­жеспособность и кредитоспособность,
то следует отметить, что они имеют ряд отличий. Данные различия представлены на
рис. 1.1. Рис. 1.1. Отличия понятий «кредитоспособность» и «платежеспособность»
[29, с. 66]

На законодательном уровне определение кредитоспособности дано в Положении
«О поряд­ке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по
ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (с изменениями на 01.09. 2015
г.)» № 254П.

Согласно Положению кредитоспособность – наличие у клиентов банка предпосылок
для получения кредита и его способность вернуть кредит и проценты по ним в полном
объеме и в оговоренные договором сроки. К основным предпосылкам для получения кредита
относятся юридическая самостоятельность субъектов хо­зяйствования, дееспособность
с правовой точки зрения физических лиц, получение заемщиком регулярных доходов,
наличие залогового иму­щества.

Для банка оценка кредитоспособности клиентов является одним из методов
минимизации риска в кредитной деятельности. Конкретные выводы и предложения по результатам
оценки кредитоспособности клиентов позволяют уклониться от неоправданных рисков
при осу­ществлении кредитных операций. Достоверность оценки является важной также
и для клиентов, именно от нее будет зависеть решение о полу­чении кредита и о его
возможном объеме.

Рассмотрим виды кредитоспособности по основным признакам (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Виды кредитоспособности по основным признакам [29, с. 66] По сроку заимствования средств коммерческая кредитоспособность; инвестиционная кредитоспособность По статусу кредитора кредитоспособность, оцениваемая частным лицом; кредитоспособность, оцениваемая предприятием; кредитоспособность, оцениваемая кредитной организацией; кредитоспособность, оцениваемая государством По региональной принадлежности заемщика кредитоспособность национального заемщика; кредитоспособность иностранного заемщика По статусу заемщика кредитоспособность корпоративного заемщика; кредитоспособность индивидуального заемщика По масштабу деятельности заемщика кредитоспособность крупного заемщика; кредитоспособность среднего заемщика; кредитоспособность заемщика малого Сферой деятельности корпоративного заемщика кредитоспособность производственного предприятия; кредитоспособность предприятия, работающего в сфере торговли и услуг; кредитоспособность финансовой организации Оптимизация кредитной деятельности в первую очередь должна предусматривать
по­вышение эффективности мероприятий, целью которых является предотвращение, избегание
неблагоприятных для банка ситуаций по возврату основной суммы долга по выданным
ссудам и начисленных процентов. Качественная оценка кредитоспособности является
тем направлени­ем, оптимизация которого даст максимальный результат по минимизации
кредитного риска [18, с. 189].

Необходимо заметить, что к основным клас­сификационным свойствам можно
отнести: срок заемных средств, статус кредитора и заемщика, региональную и отраслевую
принадлежность, масштаб деятельности. Такая классификация по­зволяет учесть специфику
различных аспектов кредитоспособности при принятии конкретного кредитного решения.

В условиях ры­ночной экономики оценка кредитоспособности клиента является
базовой характеристикой, которая раскрывает возможность установления кредитных отношений
между банком и клиентом [19, с. 119].

1.2. Организация кред­итного
процесса для ю­ридических лиц

Кредитование юридических лиц, как процесс,
предполагает несколько этапов: подготовительный, оценка кредитоспособности клиентов,
заключение кредитного договора, кредитный мониторинг и взыскание кредита (рис. 1.2).

Первый и ключевой этап – подготовительный,
на котором кредитор знакомится с потенциальным клиентом. На данном этапе изучается
и анализируется сфера деятельности юридического лица, также клиентом предоставляются
определенные документы, выявляются потребности клиента, цель кредита, его вид, метод
кредитования, источники возврата кредитов и уплаты процентов.

Под возможностью вернуть в определенные
сроки и в полном размере всю сумму кредита и проценты, за счет текущих денежных
поступлений или от продажи активов, понимается — оценка кредитоспособности клиентов. Рис.
1.2. Этапы банковского кредитования юридических лиц [1, с. 15] На практике, банки РФ, обычно, используют
метод коэффициентов, который можно представить в виде пяти групп:

– коэффициенты ликвидности;

– коэффициенты оборачиваемости капитала;

– коэффициенты финансовой устойчивости;

– коэффициенты прибыльности (рентабельности);

– коэффициенты обеспечения долга.

В совокупности данных показателей и содержится
общий кредитный рейтинг заемщика, выраженный в балльной системе. Рейтинг распределяет
каждого из клиентов банка к какому-либо классу в зависимости от кредитоспособности
и определяет вид его кредитования [35, с. 85].

При анализе платежеспособности и кредитоспособности
рассматриваются также качество и стоимость предполагаемого обеспечения. Для этого
прилагаются как можно больше доступных материалов и информации, полученных от клиента
или уже находящихся в кредитном архиве.

Банки имеют право независимо выделять
основания для отказа. При изучении заявок от юридических лиц, кредитным организациям
помогают принять то или иное решение следующие ключевые принципы: платежеспособность,
возвратность, цель использований денежных средств, обеспеченность. Нарушение любого
из вышеперечисленных принципов повышает риск отказа кредитования [34, с. 415].

1. Самой главной причиной отказа кредитования
юридических лиц является неправильная подготовка необходимых документов.

Для предоставления кредита заемщику необходимо
собрать ряд документов, необходимых для детального рассмотрения кредитной заявки.
Следовательно, неправильно подготовленные документы, их отсутствие, а также предоставление
недостоверных сведений или поддельных копий в кредитную организацию считается грубым
нарушением, и расцениваются, как попытка обмануть или ввести в заблуждение. Кроме
того, банк имеет право внести юридическое лицо в «черный список», созданных на базе
данных большинства банков [4, с. 33].

2. Отрицательная репутация клиента.

После изучения заявок от юридических
лиц, банк изучает качество кредитной истории клиента. Банк имеет право отказать
в кредитовании по причине отрицательной кредитной истории организации-заемщика.
Чаще всего, основанием для возникновения неблагоприятной кредитной истории организации
являются: просроченные кредиты (погашенные не в срок), наличие неоплаченных задолженностей,
в том числе и их процентов. Соответственно, большим плюсом при предоставлении заявки
на кредит будет, если у организации в наличии имеется благоприятная кредитная история.

3. Репутация фирмы-заемщика на рынке.

Кредитные организации при рассмотрении
заявки на кредитование тщательно проверяют все документы и сведения, предоставленные
фирмой-заемщиком. Банк не станет рисковать и выдавать средства, если хозяйственная
деятельность фирмы является сомнительной. Поэтому юридическому лицу необходимо знать,
что придется предоставить очень много различных документов и отчетов, которые досконально
будут проверены банком для определения признаков сомнительной деятельности. К таким
признакам можно отнести:

— если компания имеет юридический адрес,
который по факту не принадлежит этой организации, а является покупным адресом;

— управляющий организацией осуществляет
хозяйственную деятельность не на прямую, а через третьих лиц (посредников);

— несоответствие между фактическим количеством
работников в организации и числимым документально;

— деятельность фирмы является неликвидной,
финансово неграмотной, экономически необоснованной, нерациональной или не перспективной;

— компания не имеет в распоряжении основных
средств необходимых для осуществления деятельности организации.

Следовательно, юридическое лицо, запросившее
у банка согласие на кредитование обязано предоставить в установленном порядке всю
необходимую информацию, точные сведения.

4. Отказ юридического лица в предоставлении
запрашиваемых сведений.

Для изучения финансового состояния предприятия,
его хозяйственной деятельности, банк запрашивает данные о доходах и расходах, сведения
об активах, основных средствах организации. Отказ в предоставлении вышеперечисленных
данных не может дать банку в полной мере оценить деятельность и перспективы развития
предприятия [20, с. 26].

5. Существующие кредиты в кредитных организациях.

Отказ в кредитовании юридического лица
может произойти, если предприятие имеет в наличии непогашенные кредиты, то есть
организация находится в условиях высокой финансовой нагрузки.

6. Низкий уровень финансового состояния
организации.

Если факторы, свидетельствующие о финансовом
состоянии организации, не отвечают требованиям банка (к примеру, если у предприятия
нет постоянных источников дохода для погашения кредита или фирма имеет деятельность,
находящуюся на грани кризиса), а также у фирмы имеются отрицательные показатели
платежеспособности и ликвидности, то это ведёт к отказу в предоставлении кредита.
Банк должен доверять организации и иметь гарантию, что ее деятельность будет развиваться
и принесет прибыль.

7. Непостоянный доход.

Кредитная организация анализирует перспективы
и динамику развития бизнеса фирмы клиента. Поскольку источником для погашения кредита,
в первую очередь, является доход за последующие периоды, то изучив эти показатели,
банк сможет прогнозировать будущее финансовое состояние организации. Регулярность,
постоянство, стабильность — это фундамент возвратности, платежеспособности и кредитоспособности
фирмы.

8. Фирма не имеет в наличии ликвидного
залогового обеспечения.

Менее рискованной для банка услугой является
выдача средств под залог. Если предприятие по какой-либо причине не сможет вернуть
долг, то в качестве возвратных средств будет выступать имущество фирмы, которое
быстро может быть реализовано. Отказом в кредитовании юридического лица может послужить
полное отсутствие или неликвидное залоговое обеспечение [30, с. 158].

9. Некорректная цель получения кредита.

Кредитная организация вправе потребовать
указать: с какой целью необходимо получение кредита и средства для достижения этих
целей. Отказать в займе могут, если цели не соответствуют принципам кредитной политики
банка или банк сочтет, что они являются неоправданными и бесполезными, и могут ухудшить
финансовое состояние организации. Поэтому юридическому лицу необходимо проанализировать
финансовое положение организации, подготовить экономические расчеты и сформулировать
четкие цели, которые будут свидетельствовать об эффективном использовании полученных
в банке средств.

Рассмотрев основные причины для отказа
в кредите можно отметить, что банки намного охотнее сотрудничают с клиентами, которые
могут своевременно и в полном объеме погасить свои обязательства по займу.

Это должно обосновываться официальными
финансовыми отчетами и положительной кредитной историей. Организации, зная об этом,
могут подготовиться более тщательно к подаче заявки на кредит и, возможно, тем самым
избежать отказа в получении кредита.

Ключевым способом обеспечения возвратности
кредитов является залог.

Необходимо, чтобы залог был достаточным
и доступным. Также в качестве обеспечения возвратности кредита может быть поручительство,
представленное экономически устойчивой организацией. Финансовое положение поручителя
и юридическую самостоятельность договора поручительства проверяет и анализирует
банк-кредитор.

Для этого необходимо выявить сущность
отношений между поручителем и заемщиком, а также узнать причины, которые воздействовали
на поручителя, взять ответственность перед банком за погашение кредита и уплату
процентов.

Для обеспечения возвратности кредита
используется также и банковская гарантия, которая должна быть проверена досконально
юридической экспертизой, для того, чтобы уменьшить риски неисполнения клиентом взятых
на себя обязательств [30, с. 158].

Банковская гарантия включает данные реквизиты:

– ссылку на основной договор или контракт,
в обеспечение которого она выдается;

– указание на характер гарантии;

– срок действия;

– гарантийную сумму и валюту, в которой
она будет выплачиваться;

– размер вознаграждения за выдачу гарантии;

– место осуществления и механизм платежа
по гарантии;

– порядок разрешения споров.

Формирование условий кредитования осуществляется,
когда кредитный договор находится на стадии заключения. Также выявляется положение
банка в пространстве главных составляющих кредита: вид, сумма, срок, обеспечение,
условия погашения и многое другое. Также во внимание принимаются итоги осуществленной
на предварительной стадии анализа кредитоспособности клиентов и уровень качества
предоставляемого обеспечения.

Банки имеют право создавать возобновляемые
кредитные линии, выдавать овердрафт в качестве кредита, предоставлять необеспеченные
кредиты, создавать заниженные процентные ставки лишь клиентам первого класса кредитоспособности.

Кредитование клиентов второго класса
происходит, если имеются в наличии обеспечительные обязательства. Данные кредиты
выдаются разово под средние процентные ставки, к тому же формируются невозобновляемые
кредитные линии.

Клиентам третьего класса кредитоспособности
банки выдают кредиты на жестких условиях. Требованиями являются поддержание неснижаемого
остатка на расчетном счете, либо определенного денежного потока средств [30, с. 158].

На стадии заключения кредитного договора
банк собирает кредитную историю клиента, в которой должна быть вся документация
по кредитной сделке, и указаны все сведения о заемщике, включая информацию о его
рисках.

После выдачи кредита, банки проводят
кредитный мониторинг – это различные действия банка по контролю выполнения условий
кредитного договора: соблюдение лимита кредитования, целевое использование, полнота
и своевременность погашения кредита, своевременность уплаты процентов за кредит,
а также изменение способности заемщика уплатить кредит. Цель данного наблюдения
– обеспечение возвратности кредита в установленные сроки и оплата процентов.

Своевременный мониторинг – это осуществление
контроля над кредитами по отдельности, а также проведение анализа кредитного портфеля
в целом. В случаях, если срок действия договора закончился или клиент нарушил условия,
то происходит взыскание кредита.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы