Платная доработка на тему Оценка и защита населения от социальных рисков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Понятие и оценка социальных рисков. 5
1.1.
Понятие и признаки социальных рисков. 5
1.2.
Оценка социальных рисков. 17
Глава
2. Защита населения от социальных рисков на примере деятельности отдела
социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты республики
Татарстан в Актанышском муниципальном районе. 26
2.1.
Особенности защиты населения от социальных рисков в деятельности отдела
социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты республики
Татарстан в Актанышском муниципальном районе. 26
2.2.
Формы и способы защиты населения от социальных рисков в деятельности отдела
социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты республики
Татарстан в Актанышском муниципальном районе. 35
2.3.
Актуальные проблемы защиты населения от социальных рисков. 40
Заключение. 56
Список
использованных источников. 60
Введение:
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современное
общество характеризуется постоянным ростом различных угроз, поэтому обеспечение
общественной и личной безопасности в различных сферах человеческой жизни
является приоритетом государства и гражданского общества.
Для принятия социально обоснованных решений, направленных на
обеспечение безопасности населения, используется категория риска. Последний
является важным элементом многих процессов и явлений в общественной жизни,
экономике, политике, технике и науке.
Концепция риска является междисциплинарной, используемой как
в естественных, так и в социальных науках.
Современный человек в своей жизнедеятельности постоянно
подвержен различным социальным рискам. Социальные риски обычно понимаются как
опасности и угрозы, которые ограничивают экономическую автономию и социальное
благополучие человека и вызывают ухудшение социального положения человека.
Социальные риски, как правило, объективны: они не зависят от индивидуального
поведения и качеств человека, они представляют собой угрозы, воспроизводимые
обществом.
Поскольку каждый вид социального риска имеет свою причину,
проявляющуюся по-разному по отношению к различным категориям граждан, формы
защиты от этого риска и формы профилактики должны быть конкретными. Система
социальной работы должна иметь набор элементов, которые влияют на каждый риск с
соответствующими мерами, с организационными, технологическими и управленческими
механизмами, специальными для каждого случая. Каждый социальный риск должен
противодействовать мерам компенсации, минимизации или блокирования его вредных
последствий с конкретным социально-экономическим содержанием.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
связи с оценкой и защитой населения от социальных рисков.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, предусматривающие
механизм защиты населения от социальных рисков, научная и учебная литература по
вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать особенности оценки и защиты
населения от социальных рисков в праве социального обеспечения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие
задачи:
1. Определить понятие и признаки социальных рисков.
2. Рассмотреть вопросы оценки социальных рисков.
3. Выявить особенности защиты населения от социальных рисков
в деятельности отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и
социальной защиты Республики Татарстан в Актанышском муниципальном районе
4. Исследовать формы и способы защиты населения от
социальных рисков в деятельности отдела социальной защиты Министерства труда,
занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Актанышском муниципальном
районе.
5. Проанализировать актуальные проблемы защиты населения от
социальных рисков.
Методологическая
основа исследования – общенаучные методы исследования, а также специальные,
такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в возможности использования его основных положений и выводов как
основы для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым
в настоящей работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего
совершенствования действующего законодательства.
Заключение:
Следует отметить, что в современном мире стали неоспоримы
аргументы в пользу большого значения социальной защиты. Именно она является
ключевым элементом разумной экономической политики. Социальная защита – это
мощный фактор, способствующий сокращению масштабов бедности, социальной
изоляции и неравенства и одновременно укрепляющий политическую стабильность и
социальную сплоченность. Социальная защита также стимулирует экономический
рост, поскольку она содействует сохранению доходов домашних хозяйств и, тем самым,
поддерживает внутреннее потребление. Это особенно важно в наше время, которое
характеризуется медленными темпами восстановления и низким уровнем спроса в
мире. Кроме того, социальная защита обогащает человеческий капитал и повышает
производительность, она стала одним из важнейших направлений политики,
нацеленной на преобразующее жизнь национальное развитие.
Социальная политика является основным фактором обеспечения
экономической безопасности России, наряду с государственно–правовой,
международной, конкурентной, финансовой, бюджетной, инновационной,
инвестиционной, ресурсной политикой, так как основным ориентиром всех
мероприятий, направленных на обеспечение безопасности национальной
экономической системы, является достижение высокого уровня и качества жизни
населения, развития социальной сферы, оптимального соотношения индустриального
и постиндустриального секторов экономики. В современных условиях достижение
указанной цели осложняется влиянием внешнеэкономических факторов, в частности,
глобализации и санкционного давления.
Можно утверждать, что в широком смысле социальный риск важен
не сам по себе, а в связи с последствиями, которые ведут к необходимости
предоставления социального обеспечения. Это определяет понимание социального
риска как вероятности наступления материальной необеспеченности работников
вследствие утраты заработка из-за потери трудоспособности (профессиональные и
общие заболевания, несчастные случаи) или отсутствия спроса на труд
(безработица). Данный подход, по нашему мнению, в большей степени отражает практику
права социального обеспечения.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, с позиции права
социального обеспечения представляется, что социальный риск – свершившееся
событие, обусловленное угрозами и опасностями социальной действительности, с
высокой вероятностью приводящее к утрате возможностей заниматься деятельностью,
приносящей легальный трудовой доход, часто в совокупности с нарушением или
полной потерей способностей самообслуживания, при возникновении потребностей в
медицинских и социальных услугах, а также в связи с возникновением
дополнительных расходов по содержанию членов семьи, нуждающихся в помощи.
Одним из основных методов управления социальными рисками
является их оценка. Признание обязательственной природы отношений по
социальному обеспечению предполагает, что, будучи обязательствами, они должны
характеризоваться признаком реальности исполнения. Исполнение
социально-обеспечительных обязательств подразумевает наличие у субъекта,
взявшего на себя обязанность по компенсации соответствующих социальных рисков,
определенных финансовых и материальных ресурсов. В связи с этим принятию
обязательств должна предшествовать оценка социальных рисков, их количественных
и качественных характеристик, в том числе степени вероятности реализации.
Индивидуализация защиты от социальных рисков может
рассматриваться как один из принципов их распределения с учетом обстоятельств и
условий возникновения социально-рисковых ситуаций у конкретного человека, а
также имеющихся у него потребностей по компенсации и минимизации их
последствий. В условиях персоноцентристской модели общественного развития
система правовых средств, направленных на достижение целей достойного
социального обеспечения, должна формироваться на основе принципа
индивидуализации защиты от социальных рисков.
Таким образом, социальные риски выступают основаниями для
социальной защиты и социального обеспечения, представляя собой возможность
возникновения социально неблагоприятных ситуаций, которые обусловливают
необходимость оказания гражданину поддержки со стороны государства и общества
посредством предоставления социально значимых благ и услуг (пенсий, пособий,
компенсационных выплат и т.п.).
Социальные риски угрожают гражданам, в то время как
неблагоприятные последствия их реализации компенсируются государством, а в ряде
случаев негосударственными субъектами, обладающими специальной
правоспособностью (например, пенсионными фондами и др.). Это обусловливает
особенности субъектного состава социально-обеспечительных правоотношений,
которые заключаются в том, что в них обязательно участвуют гражданин как
получатель материальных благ или услуг социального характера, с одной стороны,
и государство в лице его органов или уполномоченных им учреждений,
предоставляющих эти блага или услуги за счет
Полагаем, что признание социальных рисков основаниями
возникновения социально-обеспечительных обязательств предполагает необходимость
их оценки для достижения исполнимости указанных обязательств и реализации права
граждан на социальное обеспечение.
Проанализировав вопросы защиты прав граждан в отделе социальной
защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в
Актанышском муниципальном районе, приходим к выводу о том, что зачастую
граждане не осведомлены о возможности получения положенной им государственной
поддержки. Публикуемая информация в СМИ (печатные издания, сеть «Интернет»,
телевидение, радио) должна быть выстроена максимально четко и понятно для
каждого человека и избегать чрезмерного формализма.
На сегодняшний день уже начата активная работа по
информированию населения Тверской области о мерах социальной защиты. Так,
помимо размещаемой информации на официальных сайтах органов государственной и
местной власти, распространение сведений об имеющихся видах государственной
помощи размещаются в социальных сетях в сети «Интернет». У многих
государственных органов существуют официальные аккаунты в социальных сетях,
где, в основном, и сосредоточена большая аудитория молодого поколения.
Также в целях повышения рождаемости в регионе целесообразно
через средства массовой информации вести работу по популяризации семейных
ценностей. Данные мероприятия будут направлены на укрепление института семьи,
формирование у населения значимости материнства, отцовства и детства, что
поспособствует улучшению социально демографической ситуации в Республике
Татарстан в целом и Актанышском муниципальном районе в частности.
Таким образом, практическая реализация данных предложений
позволит изменить организацию работы системы социальной защиты населения в
лучшую сторону, повысить уровень социального обеспечения и обслуживания
граждан, поддержать достойный уровень и качество жизни населения в регионе и районе.
Фрагмент текста работы:
1 Понятие и оценки
социальных рисков 1.1. Понятие и признаки
социальных рисков В наши дни явление «риска» становится глобальным и всеобщим,
а общество все чаще упоминается как «общество риска». С увеличением количества
негативных последствий от техногенных и природных рисков, мир стал задумываться
о значимости человеческого фактора. То есть, о социальных рисках, связанных с разнообразными
явлениями: конфликты социальных групп и институтов, военными конфликтами,
маргинальными сообществами, политическими кризисами и т.п. В социологии
источником риска считается любое нарушение социального порядка, несоблюдение
норм: «именно социальные нормы определяют целесообразность или нежелательность
тех или иных поступков или проявления каких-либо форм поведения, способных
увеличить степень рискогенности ситуации» [46, с.266-271].
Социальный риск может возникать по некоторым причинам:
случайное проявление различных событий, явлений, факторов; нахождение людей в неблагоприятных
условиях.
Понятие «социальный риск» может трактоваться по-разному,
соответственно существует разнообразие научных подходов к определению данного
понятия.
Например, социальный риск – это «деятельность человека,
связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в
процессе которой имеется возможность качественно и количественно оценить
вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, поражения,
выигрыша, попадания в цель и отклонения от цели». Еще одно часто встречаемое
определение понятия: «риски, в преодолении которых участвует все общество, а
большая часть членов общества подвержена им». Стоит отметить, социологическое
понимание риска по Зубкову В.И.: риск – это «социальное поведение субъекта,
осуществляемое в условиях неопределенности его исходов». Можно сделать вывод,
что существует разнообразие и некая разобщенность взглядов на социальный риск.
Это можно доказать даже на примере того, что одни ученые считают «риск» понятием
субъективным (т.к. действия человека и оценивание риска являются
субъективными), другие исследователи говорят о том, что «риск» – это
объективное явление (поскольку рассматривают компоненты окружающей действительности
как источник риска) [55, c.
169-174].
В связи с этим, исследование социальных рисков поделилось на
3 течения:
1) постмодернистский подход.
2) поведенческий подход.
3) перцептивистский подход.
Первый подход, постмодернистский, говорит нам о том, что
социальные риски обостряются из-за перемен, которые происходят в современном
обществе. Социальные риски – это результат человеческой деятельности; они
изменяют социальную структуру и общество в целом. Такому подходу придерживались
упомянутые раннее У. Бэк и Э. Гидденс [50, c. 100-105].
Второй, поведенческий подход, определяет социальные риски
как главную характеристику современного мира. В данном течении риск исследуют
со стороны процесса принятия решений. Основные представители – Н. Луман, В. И.
Зубков, А. П Альгин.
Третий подход, перцептивистский, рассматривает социальный
риск со стороны восприятия культурных норм и ценностей социальными группами.
Данный подход освещали – М. Дуглас, А. Вилдавски, П. Словик.
Все три похода имеют право на существование, они
рассматривают риски с трех разных сторон, дополняя друг друга и углубляясь в
сущность социальных рисков.
Выясним, на что направлено изучение социальных рисков.
Объектами социального риска будут являться индивиды или социальные группы,
подверженные влиянию принятых решений в ситуации риска. А так как риск – это
неотъемлемая часть жизни, его воздействие затрагивает и тех, кто принимает эти
решения. Значит, объекты могут быть параллельно и субъектами риска. Это одна из
основных особенностей социального риска.
Еще одна особенность – это наличие признаков, по которым
можно распознать социальные риски. А среди основных признаков социальных рисков
выделяют:
— неизбежность: социальные риски порождают проблемы, которые
невозможно избежать;
— всеобщность: социальные риски затрагивают большинство
индивидов;
— кризисогенность: социальные риски порождают различные
кризисы.
Стоит выделить главные компоненты риска – это личностные
характеристики индивида (например, смелость), которые он проявляет в ситуациях
риска и выбор альтернатив действия, которое зависит от предпочтений индивида
или группы [43, c.
122-129].
Важным элементом в анализе социального риска является
оценка. Она определяет его обоснованность, а также, какие меры и варианты
защиты стоит применить в ситуации риска.
Стоит рассмотреть и факторы социального риска – это «условия,
обстоятельства, конкретные причины, более других ответственные за возникновение
и развитие болезней». Данное определение хоть и является узким, но, в общем и
целом, отражает суть понятия. Факторы риска можно разделить на две категории: предвидимые
(ожидаемые) и непредвидимые (неожидаемые). К первым можно отнести факторы,
которые поддаются оценке и управлению, ко вторым – те факторы, которые
невозможно обнаружить на начальном уровне анализа, сложны для управления.
Социальные риски имеют свою классификацию. Правда,
классификации вариативны – имеют множество оснований и критериев. Это является
еще одной особенностью социальных рисков. Рассмотрим основные.
Вполне развернутую классификацию социальных рисков предложил
В.И. Зубков. Он выделил следующие основания для классификации:
субъективно-объективные характеристики, условия возникновения, содержание,
возможные последствиям. Можно заметить, что разделение социальных рисков в
некоторой степени повторяет классификацию самих рисков [41, c. 32-35].
Также, можно предложить следующее разделение социальных
рисков:
— По степени распространения риски можно разделить на
массовые (которые касаются большей части общества) и локальные (затрагивают
меньшую часть/отдельных индивидов).
— По возникновению можно разделить на субъективные (связан с
внутренним воздействием) и объективные (с внешним воздействием).
— По роду опасности: природные (связанные со стихией и
климатом), технические (связанные с хозяйственной деятельностью; нарушением
технологий), экономические (повышение цен, инфляция), политические (связанные с
государственной властью), национальные (конфликты менталитетов, ценностей) и
инновационные (внедрение новых технологий).
— По степени выражения: слабые, средние, сильные.
— По возможности регулирования: контролируемые и
неконтролируемые.
В довершении ко всему, можно добавить к классификации
социальных рисков «развивающихся и развитых сообществ; риски стабильных,
трансформирующихся и посттрансформационных обществ».