Обучение младших школьников Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Обучение младших школьников решению познавательных лингвистических задач

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты
использования лингвистических задач на уроках русского языка в начальной школе. 5

1.1 Лингвистическая задача в
системе проблемного обучения. 5

1.2 Лингвистическая задача как
текст. Типология лингвистических задач. 11

1.3 Лингвистические задачи в
современных учебниках по русскому языку для начальной школы. 14

Выводы по первой главе. 18

Глава 2. Использование
лингвистических задач разных типов на уроках русского языка в начальной школе. 20

2.1. Диагностика исходного
уровня языкового развития младших школьников (констатирующий эксперимент) 20

2.2. Включение разных
лингвистических задач в систему работы над образными средствами языка. 27

Выводы по второй главе. 32

Заключение. 35

Список использованных
источников. 38

Приложение. 41

  

Введение:

 

Одним из актуальных направлений
современной методики русского языка является задача формирования у учащихся
внимательного отношения к слову, к его употреблению; задача развития
способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания,
не игнорировать его в собственной речи. Чем раньше учащиеся приобщаются к
языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и
навыков, необходимых для умелого использования родного языка. Мы полагаем, что
работа над изобразительно-выразительными средствами языка должна планомерно
проводится и на уроках русского языка, в том числе и с помощью лингвистических
задач.

Лингвистическая задача с точки
зрения педагогики и психологии является одним из важнейших факторов повышения
познавательной и практической активности учащегося на уроках русского языка.
Применение лингвистических задач в процессе обучения позволяет углубить знания,
расширить границы их использования, позволяет освоить наиболее рациональные
способы умственной деятельности, повышает интеллектуальную активность.

Однако в традиционной системе
изучения русского языка решение проблем не является ведущим методом
преподавания. Причиной этого является обсуждение ряда вопросов в области теории
языковых задач.

Исследованиями в области
лингвистических задач и методов их решения занимались Ф. Х. Абраменко, Бодуэн-де
Куртане, И. В. Гаврилова, Н. И. Корф, и другие ученые.

Несмотря на имеющиеся
исследования, вопрос о лингвистических задачах в современной науке, а также о
методологии их воспроизведения, остается спорным в лингводидактике. У ученых до
сих пор нет единого понятия языковой задачи, существующие классификации языковых
задач построены по разным причинам и имеют различное количество видов задач, а
вопросы методики подготовки их решения еще плохо изучены.

На основании вышесказанного
можно обозначить противоречие: между необходимостью знаний, умений и навыков
при изучении русского языка и отсутствием практики включения лингвистических
задач в этот процесс.

Проблема исследования: каковы
особенности включения лингвистических задач в уроки русского языка?

Все это обуславливает
актуальность данной темы исследования. Однако, считаем, что лингвистические
задачи должны быть неотъемлемой частью занятий по русскому языку, так как
содержат мощный развивающий потенциал. Решение лингвистических задач требует
использования различных мыслительных операций, тем самым активизирует
познавательную деятельность, создает условия для непроизвольного обогащения
памяти, позволяет преодолеть привычный стереотип мышления.

Объектом исследования
становится лингвистическая задача как средство развития образных языковых
средств у младших школьников.

Предмет исследования — методика
использования лингвистических задач в развитии образных языковых средств у
младших школьников.

Цель исследования — обосновать
методику использования лингвистических задач на уроках русского языка.

Гипотеза исследования:
включение в практику преподавания русского языка лингвистических задач будет
способствовать более прочному усвоению знаний, умений и навыков младших
школьников.

Задачи исследования:

1. изучить основные подходы к
понятию «лингвистические задачи»,

2. определить структурные
особенности и содержание лингвистических задач на уроках русского языка,

3. определить методические
аспекты использования лингвистических задач в развитии образных языковых
средств у младших школьников.

4. провести исследование
развития образных языковых средств у младших школьников.

Методы исследования: анализ и
систематизация научной литературы по теме исследования, обобщение передового
педагогического опыта, синтезирование основных методических подходов,
исследование.

Практическая значимость
полученных результатов заключается в том, что предложенная методика может быть использована
в практической деятельности учителей.

Структура исследования. Данная
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, учебная лингвистическая
задача как особый вид упражнения содержит проблемный вопрос и структурную схему
операционного навыка. Учебная лингвистическая задача имеет много общего с
упражнением по русскому языку. Отличительной особенностью является то, что она
выполняется в два этапа. Это делает его более сложным видом воспитательной
работы и эффективным средством обучения при индивидуальном или
дифференцированном подходе. Решение таких задач позволяет учениками овладеть
теоретическим материалом по предмету на основе концентрации этого материала
вокруг основных лингвистических понятий и приобрести практические навыки в
анализе языковых явлений, предотвратить типичные ошибки.

Лингвистическая задача — это особый вид задания, существенно отличающийся
от упражнений тестового характера. В термине «лингвистическая задача» важны оба
составляющих его слова. Это проблема, потому что, в отличие от различного рода
упражнений и задач, ее нужно решать, т. е. ответ не лежит на поверхности, а
достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий
может доказать правильность ответа.

Задачи не требуют специальных знаний для их решения. Ответ ведет на путь
строгих логических рассуждений, основанных в основном на данных, приведенных в
условии, а также на обычном знании языка. В процессе решения задач учащиеся
знакомятся с интересными явлениями русского языка, иногда в сравнении с другими
языками (это задания сложного типа). Некоторые проблемы иллюстрируют связь
между языком и математикой.

Цель использования лингвистических заданий на уроках:  способствовать развитию творческого подхода к
усвоению лингвистических понятий; развитие логического мышления; развитие
навыков лингвистического анализа.

Для выявления уровня владения
лексическими средствами выразительности речи у обучающихся было проведено
диагностическое исследование. Критерием оценки уровня владения образными
средствами выразительности речи было принято восприятие и использование школьником
лексических средств выразительности речи.

Проведение констатирующего
эксперимента, направленного на определение начального уровня знаний и умений
учащихся в области средств изобразительного языка, а также качественный и
количественный анализ его данных свидетельствуют о низком уровне развития изучаемых
знаний и умений.

Результаты анализа позволяют
предположить, что при выполнении первого задания, в котором проверялся уровень
формирования умения находить образные выражения, некоторые младшие школьники
интуитивно справлялись с заданием.

Во всех классах имеются довольно
высокие показатели умения находить образные выражения:

— в экспериментальном классе: 40%
учеников нашли выразительные выражения в предложенных отрывках, 35% учеников
выполнили это задание с недочетами, 25% не выполнили задание.

— в контрольном классе: 45%
учеников нашли выразительные выражения в предложенных отрывках, 40% учеников
выполнили это задание с недочетами, 15% не выполнили задание

Следует отметить, что результаты в
экспериментальном и контрольном классах существенно не различаются. Это
позволяет судить о том, что учащиеся находятся на сравнительно одинаковом
уровне и уровне умений находить образные выражения.

С точки зрения способности
объяснения в целом, результаты значительно ниже, чем нахождение, потому что младшие
школьники недостаточно владели терминологией:

— в экспериментальном классе: 5%
учеников смогли объяснить образные выражения в предложенных отрывках, 30%
учеников выполнили это задание с недостатками, 65% не выполнили задание.

— в контрольном классе: 5% младших
школьников смогли объяснить наглядные выражения в предлагаемых отрывках, 40%
учеников выполнили это задание с недостатками, 55% не выполнили задание.

Критерий «использования в речи»
был немного выше, чем предыдущий, но в целом на низком уровне:

— в экспериментальном классе: 15%
учащихся используют образные выражения на языке, 15% учащихся не всегда
правильно используют, 70% — не используют в речи.

— в контрольном классе: 10%
учащихся используют образные выражения, 25% учащихся используют не всегда, 65%
— не используют.

Говоря об общем уровне знаний,
можно отметить, что дети из экспериментального класса показали только 10%
высокий уровень, 20% — средний и 70% — низкий.

В контрольном  классе высокий уровень —  такой же 10%, средний уровень выше, чем в
экспериментальном — 25%, низкий уровень почти такой же, как экспериментальном —
65%.

Полученные данные свидетельствуют
о том, что работа должна строиться с использованием лингвистических задач.

Разработанный комплекс
лингвистических задач включает упражнения, направленные на обнаружение в речи
таких лексических средств как эпитеты, синонимы, антонимы, олицетворения и
сравнения, упражнения, направленные на использование этих лексических средств выразительности
в речи, а также упражнения, направленные на исправление (улучшение) текста с
помощью таких лексических средств как эпитеты, синонимы, антонимы,
олицетворения и сравнения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические аспекты использования лингвистических задач на уроках русского
языка в начальной школе 1.1
Лингвистическая задача в системе проблемного обучения Ключевым вопросом
проблемного обучения является проблема (от греч. – задача, усложнение). С
философской точки зрения «проблема» понимается как знание о незнании. В
педагогике проблема — сложный теоретический или практический вопрос, который
требует решения, изучения, исследования. Проблема возникает там, где личность
сталкивается с интеллектуальным затруднением в процессе решения реальных
ситуаций [1].

Проблемы могут иметь
объективный (когда еще не существует их научного решения) или субъективный
характер (научное решение данной проблемы есть, а только определенная группа
школьников не знают способов ее решения). Что же касается понятия «проблемного
обучения», то ученые относят его к разным категориям. Проблемное обучение
называют типом учебного процесса, методом, принципом, психолого-педагогической
системой, подходом к обучению, и в конце концов, педагогической технологией.

Мы же в контексте
современной педагогики рассматриваем проблемное обучение как педагогическую
проблему, которая отвечает на вопрос «Как?». Если технология отвечает на вопрос
«Как строить? Как лечить?», то педагогическая технология отвечает на вопрос «Как
учить? Как воспитывать?» [6, c.7].

Проблемное обучение отвечает
на вопрос «Как открывать знания вместе с учениками?».

Суть проблемного обучения
заключается в том, что учеников необходимо стимулировать на поиски научной
проблемы, поставленной педагогом.  При
этом ученик формирует
исключительно учебную проблему и открывает новое знание, только для себя лично,
а не для всего человечества, выражая его в простых высказываниях. На проблемном
уроке учитель сначала диалогом помогает детям поставить проблему, то есть сформулировать
тему урока, и тем самым у детей вызывается интерес и формируется познавательная
мотивация.

Итак, проблемное обучение в
педагогической литературе рассматривается как педагогическая технология,
направленная на активное получение знаний, развитие творчества, привлечение к
научному поиску младших школьников. Проблемное обучение влияет на ход всего
образовательного процесса, но нельзя все обучение сделать проблемным, так как:

— во-первых, задания
проблемного обучения не требуют использования всего учебного материала;

— во-вторых, в содержании
образования есть много сложных вопросов, недоступных для самостоятельного
проблемного освоения школьниками.

К тому же, есть учебный
материал, который надо просто запомнить младшему школьнику.

Проблемное обучение можно
использовать на любом предмете и в любом звене образования. Однако именно
начальная школа является базовой для проблемного обучения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы