Энергетическая стратегия и политика Платная доработка Экономические науки

Платная доработка на тему Общий энергетический рынок ЕАЭС: возможности и вызовы для Казахстана

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1.
Текущее состояние топливно-энергетического комплекса Казахстана  6

1.1
Нефтегазовый комплекс Казахстана. 6

1.2 Угольная
промышленность Казахстана. 19

1.3.
Электроэнергетика Казахстана. 24

ГЛАВА 2.
Энергетическая политика Казахстана. 35

2.1.
Энергетическая политика в сфере развития нефтегазового комплекса, угольной
промышленности и электроэнергетики. 35

2.2.
Энергетическая политика в сфере развития атомной энергетики. 38

2.3.
Энергетическая политика в сфере развития ВИЭ.. 40

ГЛАВА 3.
Оценка возможных последствий для ТЭК Казахстана от создания общего
энергетического рынка ЕАЭС.. 45

3.1.
Концепция создания общего энергетического рынка ЕАЭС.. 45

3.2
Возможности общего энергетического рынка ЕАЭС для развития ТЭК Казахстана. 51

3.3 Риски
создания общего энергетического рынка ЕАЭС для развития ТЭК Казахстана. 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66

БИБЛИОРГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК   70  

Введение:

 

Актуальность темы обусловлена тем, что Казахстан проводит политику
многовекторного международного сотрудничества и является активным сторонником
интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.

ЕАЭС был создан с целью всесторонней модернизации,
сотрудничества и повышения конкурентоспособности национальных экономик
государств-членов.

ЕАЭС создает благоприятные условия для стран-участниц для
достижения синергетического эффекта, как от внешнеэкономической деятельности,
так и от внутренних экономических процессов. ЕАЭС в этом контексте открывает
широкие возможности и перспективные направления для более полной реализации
нефтегазового и энергетического потенциала Казахстана, что в конечном итоге
должно позитивно сказаться на благосостоянии казахстанцев.

Ожидаемое к 2025 году создание общего энергетического рынка
ЕАЭС должно оказать позитивное влияние на развитие добычи и экспорта
нефтегазовых ресурсов Казахстана на основе общих таможенных стандартов для
стран ЕАЭС, беспошлинной торговли энергоносителями, интеграции в глобальные
энерго-транспортные узлы с доступом к другим экономическим макрорегионам мира.

В 2019 году был запущен первый этап формирования общего
рынка электроэнергии. Впереди еще много работы для согласования позиций сторон,
определения правил функционирования рынка и т. д. Ожидается, что полноценный
общий рынок электроэнергии начнет функционировать не позднее 2025 года.

Аналогичные процессы идут в части формирования общих рынков
нефти и нефтепродуктов, а также природного газа. Особое внимание со стороны
интеграционных институтов, государственных органов и бизнеса потребует
урегулирования нетарифных барьеров в рамках ЕАЭС. Формирование общих рынков
потребует поддержания эффективной макроэкономической среды, в том числе решения
сопутствующих регуляторных и финансовых вопросов.

Объектом исследования является
топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Казахстана в контексте формирования
общего энергетического рынка ЕАЭС
.

Предметом исследования являются возможности для развития
и вызовы для функционирования ТЭК Казахстана, обусловленные формированием
общего энергетического рынка ЕАЭС
.

Цель квалификационной работы – оценить плюсы и минусы от создания
общего энергетического рынка ЕАЭС для устойчивого и эффективного развития
основных отраслей ТЭК Казахстана.

Для достижения основной цели выпускной квалификационной
работы поставлены и решены следующие основные задачи:


проанализировать текущее состояние основных отраслей ТЭК Казахстана
(нефтегазовый комплекс, угольная промышленность, электроэнергетика);


охарактеризовать основные направления, цели, задачи и механизмы энергетической
политики Казахстана;


проанализировать Концепцию создания общего энергетического рынка ЕАЭС;


оценить возможности и вызовы для ТЭК Казахстана, связанные с формированием
общего энергетического рынка ЕАЭС.

Научная новизна выполненной работы заключается в том, что впервые
проанализированы основные последствия от создания общего энергетического рынка
ЕАЭС для устойчивого и эффективного функционирования ТЭК Казахстана, дана
оценка степени их воздействия на энергетику Казахстана, выявлены основные
возможности и риски для ТЭК Казахстана, связанные с формированием общего
энергетического рынка ЕАЭС.

Теоретико-методологической основой выпускной
квалификационной работы является совокупность как общенаучных, так и
специальных методов научного познания, а именно: методов индукции, дедукции,
абстрагирования, обобщения, анализа и синтеза.

Квалификационная работа состоит из трех глав, введения,
заключения и списка использованной литературы.

Первая
глава посвящена изучению текущего состояния топливно-энергетического комплекса
Казахстана в разрезе его основных отраслей (нефтегазовый комплекс, угольная
промышленность и электроэнергетика).

Во
второй главе проводится анализ энергетической политики Казахстана.

В
третьей главе проведена оценка возможных последствий для ТЭК Казахстана от
создания общего энергетического рынка ЕАЭС.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в ходе
данного квалификационного исследования были рассмотрены следующие аспекты:

Республика Казахстан
является одним из крупнейших производителей энергоресурсов в мире.

Несмотря на активное
продвижение Казахстана по пути диверсификации, энергоресурсы сохраняют за собой
первостепенную значимость для экономики. На текущий момент нефтегазовый сектор
обеспечивает 1/5 ВВП (21,3% в 2018 году), и около 2/3 совокупной экспортной
выручки (70% в 2018 году) и почти половину доходов государственного бюджета
страны (44% в 2018 году).

Угольная промышленность
Казахстана является ведущим сектором в экономике страны, так как на долю угля в
РК приходится 56,5%, в то время как на нефть -20,9%, природный газ – 19,1%, а
на гидроэнергетику – 3,3%.

Угольная промышленность
обеспечивает 74% выработки электроэнергии, полную загрузку кокса и химического
производства, а также полностью удовлетворяет потребности населения и
коммунально-бытового сектора в топливе. Уголь широко используется в тяжелой и
горнодобывающей промышленности и других отраслях, связанных с добычей полезных
ископаемых. Доля металлургии и других отраслей в общей структуре потребления
угля сопоставляется с показателями муниципального сектора (около 20% от общего
потребления). Угольная промышленность Казахстана является нетто-экспортером
угля. Доля экспортируемого угля, произведенного в 2016 году, составляет 25,3%.
Экспорт угля составляет около 1% от общего экспорта Казахстана.

Однако несмотря в
угольной промышленности РК существуют определенные проблемы, связанные с
географической удаленностью от крупнейших экспортных рынков, и соответственно с
высокими транспортными издержками доставки угля. На основании данных проблем,
развитие единого энергетического рынка стран ЕАЭС является актуальным
процессом, так как будет способствовать решению ряда проблем барьеров в
развитии угольной промышленности Казахстана.

На основании проведенного
анализа, можно утверждать, что Казахстану нужны новые масштабные инвестиции в
электроэнергетику. К сожалению, нынешнее положение дел и проводимые в отрасли
реформы не позволяют решить эту проблему.

Министерство энергетики
недавно утвердило прогноз баланса электроэнергии и мощности для Казахстана до
2025 года. Прогнозный баланс является документом, который отражает технические
возможности электроэнергетики для удовлетворения растущих внутренних потребностей
населения и бизнеса страны в течение следующих лет.

Согласно этому документу,
в ближайшем будущем потребуются огромные инвестиции для местной
электроэнергетики. Необходимо вывести из эксплуатации 1 ГВт устаревшей мощности
и ввести в эксплуатацию 7 ГВт новой мощности. Невозможно создать такой большой
энергетический потенциал в Казахстане без специальных стратегических
инвестиций, особенно иностранных.

На данном основании
целесообразно предположить, что стабильно функционирующий энергетический рынок
ЕАЭС позволит не только развить электроэнергетику Казахстана, но и будет
способствовать привлечению инвестиций.

В целом, на основании
проведенного анализа основных тенденции развития ТЭК Казахстана и его основных
отраслей можно сделать целый ряд важных выводов, полезных для целей этой
работы.

Так, Казахстан является
одним из государств-основателей ЕАЭС и активно участвует в инициативах создания
общих энергетических рынков ЕАЭС. На это имеются следующие причины:

— наличие общей с Россией
нефтяной и газовой инфраструктуры (наследие СССР) и потенциальная возможность
совместного использования этой инфраструктуры для расширения экспорта казахских
углеводородов в европейском направлении.

— зависимость Казахстана
от России в части газопереработки.

Таким образом, создание
единого энергетического рынка стран ЕАЭС может придать дополнительное ускорение
развитию нефтегазового комплекса Казахстана в сопряжении с реализацией
соответствующих российских инфраструктурных проектов.

Общие рынки позволят
объединить экономики пяти стран-участниц Союза, среди которых неоспоримыми
лидерами являются Российская Федерация и Республика Казахстан. Однако с учетом
того, что масштабы российской экономики и ТЭК все же намного внушительнее,
ожидается, что политика ЕАЭС будет во многом формироваться с учетом условий,
сложившихся в РФ. Поскольку создание общих энергетических рынков предполагает
гармонизацию цен, тарифов и налогов, а также равный доступ к рынкам и
инфраструктуре, властям Казахстана необходимо будет принимать непростые решения
для сохранения конкурентоспособности национального ТЭК в рамках
функционирования общего энергетического рынка ЕАЭС.

Следовательно, на
основании проведенного исследования целесообразно сделать вывод, что в рамках
энергетической политики Правительство Казахстана реализует превентивные меры
регулирования процессов ТЭК. Данные мероприятия направленны на формирование в
стране менее уязвимой к энергетическим угрозам экономики, способной быстро
адаптироваться к меняющимся условиям.

В рамках государственной
энергетической политики Казахстана данные меры касаются структурных изменений в
экономике в целом, перестройки структуры энергобаланса в пользу ВИЭ,
стимулирования производства различных видов энергоресурсов, предложений для
создания энергосберегающих технологий.

Немаловажным фактором является внешнеполитическое
обеспечение энергетической стратегии страны. Создание благоприятного
внешнеполитического фона — один из краеугольных элементов в экспортной политике
республики, так как, учитывая геополитические и геоэкономические характеристики
Казахстана, межгосударственные отношения
в рамках единого рынка
ЕАЭС
могут стать
стимулятором или же ограничителем экономического роста.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Текущее
состояние топливно-энергетического комплекса Казахстана

 

1.1 Нефтегазовый комплекс
Казахстана

 

После провозглашения
независимости Казахстана нефтегазовая отрасль перешла под ведение Министерства
энергетики и электрификации Республики Казахстан и Государственного комитета РК
по геологии и охране недр. В 1994 г. из Министерства энергетики было выделено
Министерство нефтяной и газовой промышленности. В 1997 г. оно было упразднено,
и была создана Национальная нефтегазовая компания «Казахойл», которой были
переданы все права на участие Казахстана в крупнейших нефтегазовых проектах и в
предприятиях отрасли. А в 2002 г. было образовано АО НК «КазМунайГаз» со 100% государственным
участием. НК «КазМунайГаз» является правопреемником ЗАО «ННК «Казахойл» и ЗАО
«НК «Транспорт Нефти и Газа».

Казахстан, производитель
нефти с 1911 года, обладает вторыми по величине запасами нефти и второй по
величине добычей нефти после России среди бывших советских республик.

Казахстан является
крупным производителем нефти. Ключом к дальнейшему росту добычи сырой нефти в
стране является разработка гигантских месторождений Тенгиз, Карачаганак и
Кашаган.

Несмотря на то, что
Казахстан стал производителем нефти в 1911 году, его добыча не увеличивалась до
значимого уровня вплоть до 1960-1970-х гг., когда добыча нефти на территории
Казахстана достигла почти 500 тыс. б/д. Развитие нефтяной промышленности
Казахстана возобновилось в 1990-е гг. с обретением страной независимости,
которая позволила привлечь в национальный нефтегазовый сектор крупные
международные нефтяные компании (МНК). Приток зарубежных инвестиций и
технологий обеспечил устойчивое развитие нефтяного комплекса страны и
непрерывный рост добычи нефти в Казахстане, которая в 2003 г. впервые превысила
1 млн б/д [23].

Как известно, Казахстан
не имеет выхода к морю и находится на большом расстоянии от международных
рынков нефти. Отсутствие доступа к открытому океану делает страну зависимой, в
основном, от трубопроводов для транспортировки своих углеводородов на мировые
рынки. Казахстан также является транзитной страной для экспорта российской
нефти и природного газа в Китай.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы