Платная доработка на тему Общая характеристика нормативных актов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ 7
1.1. История развития нормативных актов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию 7
1.2. Понятие и виды социального обслуживания в России 16
1.3. Субъекты социального обслуживания в России 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ 33
2.1. Международный уровень нормативных актов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию 33
2.2. Российские нормативные акты, регулирующие отношения по социальному обслуживанию 42
2.3. Проблемы социального обслуживания граждан России и пути их решения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Введение:
Актуальность исследования. В наше время социальное обслуживание является одним из важнейших элементом социальной защиты населения России, потребность в этом обслуживании наблюдается у пожилых, инвалидов и других граждан, то есть у нетрудоспособного населения. В Российской Федерации по данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6 % до 27 % и составит 39,9 млн. человек. В связи с этим вопросы социального обслуживания граждан занимают одно из важных мест в системе социальной защиты .
Социальное обслуживание принадлежит к числу наиболее устойчивых форм социальной защиты, уходящих своими корнями в историю , понятие социального обслуживания достаточно востребовано, употребляется многими, понятие социального обслуживания образовалось под натиском определенных ситуаций, произошедших в обществе, следовательно, оно сформировалось вследствие того, что люди в нем нуждались. Стратегической основой социально-экономического развития России выступает формирование обеспечения условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и качества жизни населения. Инструментом социального развития выступает социальная политика, в структуре которой одну из важнейших ролей играет система социального обслуживания.
Социальные услуги в системе социального обеспечения занимают особое самостоятельное место, так как степень развития услуг может рассматриваться как один из существенных показателей уровня всего социального обеспечения. Принятые в 1995г. Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» повысили значимость социального обслуживания и заложили правовую базу всестороннего развития социальных услуг. Данное обстоятельство принималось во внимание при выборе темы исследования.
Как вышеназванные законы, так и впоследствии принятые другие нормативные правовые акты по социальному обслуживанию в науке права социального обеспечения в своей совокупности еще не подвергались специальному научному анализу.
При всей своей социальной значимости социальных услуг как одной из форм удовлетворения потребностей субъектов права социального обеспечения существующее обширное и динамично развивающееся законодательство не кодифицировано.
В этой связи особую актуальность приобретает проблемы совершенствования нормативных актов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются правоотношения, возникающие в ходе формирования системы социального обслуживания граждан.
Предмет исследования в выпускной квалификационной работе – законодательство, регулирующее отношения по социальному обслуживанию.
Целью исследования является определение путей совершенствования правового регулирования отношений по социальному обслуживанию.
Задачи исследования:
— изучить историю развития нормативных актов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию;
— раскрыть понятие и виды социального обслуживания в России;
— рассмотреть субъектов социального обслуживания в России;
— проанализировать международный уровень нормативных актов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию;
— охарактеризовать российские нормативные акты, регулирующие отношения по социальному обслуживанию;
— выявить проблемы социального обслуживания граждан России и определить пути их решения.
Методологию исследования составили общенаучные методы познания правовых явлений: анализ и синтез, а также частнонаучные методы: логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких авторов как: С.И. Абреч, М.Г. Астаева, С.В. Бардаченко, Р. Баркер, А.Ю. Гусев, М.А. Дешин, Ф.О. Дзгоева-Сулейманова, Н.А. Ковтун, К.В. Лесанов, Е.Е. Мачульская, Д.А. Мечик-Зарицкая, Т.К. Миронова, Д.М. Мурзабеков, Ю.А. Попов, Г.В. Сулейманова, М.Ю. Федорова, Р.М. Хабибуллина, В.Ш. Шайхатдинов и др.
Базой исследования выступает отдел семейной политики, социальных гарантий и организации социального обслуживания Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №9.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Система нормативных актов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию, как любая система находится в постоянном развитии. Именно поэтому она постоянно совершенствуется, развивается и реформируется.
2. Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи; проведение социальной адаптации, абилитации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Все те условия, которые тем или иным образом связаны с жизнью населения: это и медицина, и здравоохранение, и обеспечение дохода, образование, наем жилья, и много другое — являются предметами социальной службы.
3. Также отметим, что к социальным правам и свободам граждан в соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации относятся право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Но в Конституции ничего не говориться о социальном обеспечении лиц без определенного места жительства, которых достаточно много, и которые, оказывается, абсолютно не защищены от социальных и природных невзгод.
По нашему мнению, к категориям, имеющим право на социальное обеспечение, нужно включить и категорию лиц БОМЖ, которые являются частью общества, но в большей мере нуждаются в поддержке со стороны государства. Расходы государства будет незначительным, если для данной категории в каждом районе, городе будут создаваться бесплатные столовые и ночлежки.
4. Ратификация межгосударственных договоров Россией уже представляет собой форму выражение согласия на обязательность их исполнения. Однако некоторые из международных договоров Россией не ратифицированы, но поддерживаются и соблюдаются. Предлагается ратифицировать: Конвенцию №157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.), Конвенцию № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы», Конвенцию № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»(1952г).
5. Необходимо расширить в рамках Конституции Российской Федерации перечень конституционных прав граждан. Дать определение понятию «достойная жизнь» «благосостояние», которые являются целью реализации социальной политики и достижения права социального обеспечения.
6. Необходимо в Федеральных законах, реализация которых направлена на выплату социальных выплат, закреплять зависимость между величиной прожиточного минимума и социальных выплат. В нормативных и правовых актах, закрепляющие право на социальное обеспечение, определить ответственность государства за создание условий, определяющие достойную жизнь граждан и гарантии минимального размера социальных выплат (в том числе пенсий).
7. На федеральном уровне рекомендуется разработать Кодекс социального обеспечения Российской Федерации, где будут:
— раскрыты положения Конституции Российской Федерации, определяющие социальную защиту граждан Российской Федерации (в особенности детей, пожилых людей, инвалидов);
— четко определены положения о праве на социальное обеспечение, стабилизированы нормативные правовые акты о социальном обеспечении и упорядочен нормотворческий процесс права социального обеспечения посредством закрепления унифицированных нормативных положений о формах и видах социально-обеспечительных предоставлений, основаниях и условиях их назначения;
— даны приоритеты развития социальной политики Российской Федерации и социального обеспечения в Российской Федерации для ориентации четких направлений региональных властей проведения мероприятий с целью совершенствования социальной политики в Российской Федерации в целом и решения проблем социального обеспечения в Российской Федерации;
— определены приоритетные направлений государственной социальной политики государства в сфере социального обеспечения, раскрыты все возможные основополагающие конституционные принципы, определяющие повышения благосостояния и качества жизни каждого гражданина государства и обеспечивающие каждому гражданину достойного существования;
— четко разграничены полномочия федеральных, региональных и местных органов власти.
8. Согласно правилам юридической техники, наименование любого нормативно-правового акта должно соответствовать его предмету и содержанию. Вместе с тем, наименование ФЗ № 422 не соответствует его содержанию. Речь в нем идет лишь о некоторых видах социального обслуживания. По мнению авторов данной статьи, ФЗ № 442 следовало бы назвать «Об основах предоставления гражданам отдельных социальных услуг в системе социального обслуживания». Именно такое название федеральному закону придаст точность, а также образует связь предмета правового регулирования с содержанием документа.
9. В соответствии с правилами юридической техники, нормы права в законодательстве должны достоверно и точно отражать свою действительность, то есть диспозиция любой нормы должна передавать буквальное ее толкование. Однако ряд статей закона не соответствует данным требованиям. Например, в ст. 5 ФЗ № 442, к сожалению, название статьи не соответствует ее содержанию. В ней речь идет не о системе социального обслуживания, а лишь об одной из ее подсистем – управлении. Помимо вышеуказанного, автора считают, что ФЗ № 422 несовершенно в части разграничения полномочий между РФ и ее субъектами в сфере социального обслуживания граждан.
10. На уровне региональных и местных органов власти рекомендуется применять индивидуальный подход к каждому слою населения нуждающихся в социальной и материальной помощи с целью социального обеспечения нуждающихся граждан и повышения качества социального обслуживания. Направления индивидуализации социального обслуживания могут быть следующие:
– создать систему индивидуальной нуждаемости в услугах и материальной помощи;
– привлечь волонтеров, общественные организации и другие институты гражданского общества в систему социального обеспечения;
– увеличить список возможных предоставляемых услуг для социально незащищенных лиц и их родственников.
Таким образом, в работе перечислены далеко не все проблемы современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации на сегодняшний день. Однако в настоящий момент становится понятно, что для более эффективного решения многочисленных проблем необходимо внедрять в практику результаты теоретических концепций и практико-ориентированных исследований. Решение обозначенных проблем, повышение внимания к имеющимся недостаткам, а также нацеленность на достижение результата и благополучие всего населения, что зафиксировано в Конституции РФ, позволит планомерно совершенствовать всю систему социального обслуживания населения и сделать жизнь каждого гражданина страны лучше.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ
1.1. История развития нормативных актов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию
Система социального обслуживания населения, являясь гарантом социальной защищенности граждан, направлена на улучшение качества жизни нуждающихся слоев населения (инвалидов, безработных, пожилых и др.), а также всего населения в целом путем предоставления социальных услуг, социального обеспечения и социальной защиты. Сейчас в Российской Федерации система социальной защиты населения строится на принципах адресности и социальной справедливости. Под адресностью в данном случае понимается принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах .
Опыт других стран в сфере социального обслуживания показывает, что благодаря социальным технологиям можно своевременно и эффективно решать различные социальные конфликты, предотвращать рискованные ситуации, минимизировать социальное напряжение, принимать эффективные управленческие решения. В других странах в качестве основного источника финансирования выступает государство. В европейских странах социальная работа осуществляется в тесной взаимной связи с социальной политикой. Немаловажным значением для формирования современной эффективной системы социальной помощи в европейских странах обладают принципы так называемой Эльберфельдской системы. Примерно с середины 19 века эта система распространилась на всю территорию Германии и на часть Франции.
Основные принципы:
1. централизация общего направления дел и самостоятельность каждого отдельного попечительства при рассмотрении частных вопросов;
2. индивидуализация помощи наряду с детальным обследованием каждого нуждающегося человека;
3. привлечение всех граждан к принятию активного участия в призрении бедных.
Проводимые сегодня по всему миру радикальные реформы в политике, экономике, культурной и социальной практике свидетельствуют о том, что ни одно государство не может обойтись без специалистов в сфере социального обслуживания, то есть без социальных работников. Именно работники социальной сферы оказывают помощь социально незащищенным слоям населения в решении их проблем. Социальные работники не только смягчают уровень социальной напряженности, но и принимают активное участие в разработке законодательных актов, направленных на более полное выражение интересов разных категорий граждан.
Несмотря на то, что изучение иностранного опыта социальной работы уже внесло большой вклад в развитие социальной сферы в нашей стране, российское общество не может в полной мере принять и попытаться воспроизвести ни одну из моделей организации социальной деятельности, эффективно действующей в иностранных государствах. В России происходит формирование своего специфического механизма поддержки населения, определяющегося разнообразными факторами: экономическим развитием отдельных регионов и страны в целом; переходом от одного к другому типу общественного устройства; усилением социальной дифференциации .
Характерным для нашей истории является довольно причудливое переплетение традиций:
1. при общинном самоуправлении — крайние формы крепостничества;
2. при самодержавном правлении — извечная тяга к воле;
3. при последовательной централизации — существование беглой и казачьей вольницы;
4. при религиозности — свободомыслие.
Долгое время в народном сознании широко была распространена иллюзорная идея о действенности защиты интересов народа в действиях личностей, мыслящих критически и благородных разбойников, готовых к борьбе с тиранами тираническими методами (Бакулин, Перовская, Лавров, Желябов и другие народники).
С другой же стороны, достаточно длительной и сильной была традиция упования на вмешательство доброго барина, царя-батюшки, а также на благотворительность и милосердие. Западничество, славянофильство, народничество и коммунизм — эти социальные идеи, зародившиеся в 19 веке, во многом определили судьбу нашего государства в 20 веке. Этими проблемам в отечественной науке занимались Ленин В., Плеханов Г., Бердяев Н., Сорокин П. и другие.
Социальная работа берет свое начало из благотворительности, которая существовала на всех этапах развития нашего общества. Историки подтверждают, что добродетельное отношение к ближним присутствовало еще у племен восточных славян. Соловьев С. М. отмечает, что в отличие от воинственных литовцев и германцев, которые избавлялись от слабых и «лишних» сородичей и истребляли пленных, наши предки были более милостивыми к малым и старым соотечественникам, а также к пленным, которым через определенное время разрешалось или остаться, или вернуться в родные края. Восточнославянские племена любили и привечали странников, а также отличались гостеприимством и радушием.
Истоки системы социального обслуживания населения берут начало еще в Древней Руси с 911 г., со времен правления князя Олега. Еще тогда между ним и греками был подписан договор «Об искупление пленных», который говорил о том, что обе стороны обязаны вернуть выкупленных пленных на Родину, где бы они не находились. То есть уже тогда зародилась ответственность и забота государства о своих людях.
В 10 веке образовался институт нищелюбия, отождествляемый с человеколюбием, главной принципом которого стала христианская заповедь о любви к ближним. Согласно Церковному уставу 996 года, на помощь нищим, содержание и строительство больниц, монастырей и церквей была определена «десятина».
В 1551 году при царе Иоанне Грозном в Постановлении Стоглавого Собора было закреплено, что попечение о бедных — это дело общества. В этот период возникла потребность в выделении нуждающимся «адресной» помощи, что сегодня является одним из главных принципов социального обеспечения. Например, престарелые и прокаженные устраивались в богадельни, а здоровые должны были питаться по дворам. Именно в это время благотворительность в России начала переходить из общественного феномена в объект государственного призрения .
Социальная помощь строилась во главе церкви, начиная с периода крещения Руси и до XVI в. Существовало церковно -монастырское призрение и княжеская благотворительность. В церковном уставе были прописаны обязанности кормить нищих и убогих, а также давать им ночлег при необходимости. Существовали княжеские раздачи нуждающимся, например, одежды и милостыни, помимо этого устраивались благотворительные обеды на княжеском дворе. На перечисленных этапах социальная помощь и защита населения носят хаотичный, не системный характер. Помощь осуществляется от случая к случаю.
При Петре I общественное призрение уже превратилось в некую систему. Он считал необходимым разделять нуждающихся людей по причинам их нужды, определяя необходимую помощь исходя из этой нужды.