Отечественная литература Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Образ война защитника отечества в древнерусских повестях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Жанровый канон и функции героя в воинской
повести. 5

1.1.Характеристика жанра воинской повести. 5

1.2. Герой-носитель воинской доблести. 8

Глава 2. Характеристика  воина-защитника в повестях периода
татаро-монгольского нашествия. 14

2.1. Образы князей и воеводы Евпатия Коловрата в «Повести
о разорении Рязани Батыем». 14

2.2 Двойная задача автора, создающего образ святого и
воина в «Житии Александра Невского». 16

2.3. Идеальный образ Дмитрия Донского-объединителя в
«Сказании о Мамаевом побоище». 20

Заключение. 26

Список
использованной литературы   28
  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Воинские повести — один из самых известных жанров древнерусской
литературы. Именно они являются источниками информации о наиболее драматичных
событиях истории Древней Руси войнах с внешними врагами, победах и поражениях
Руси. Древнерусская воинская повесть имеет выходы на жанры современной
литературы, сознательно сориентированные на исторический факт.

Воинская
повесть – жанр древнерусской литературы 11–17 вв. Воинская повесть представляла
собой светскую историческую повесть как оригинальную, так и переводную,
посвященную изображению воинских подвигов, с описанием битв, воинского быта,
снаряжения и т. п.

Большинство
воинских повестей проникнуто патриотическим пафосом, тревогой за судьбу родины,
отражает борьбу русского народа за национальную независимость.

Формирование
воинской повести начинается с "Повести временных лет". Элементы этого
жанра присутствуют уже в рассказе о мести Ярослава Святополку Окаянному.
Летописец описывает сбор войск и выступление в поход, подготовку к сражению,
"сечу злую" и бегство Святополка. Также черты воинской повести
прослеживаются в "Повести о взятии Олегом Царырада", в рассказе
"О битве Ярослава с Мстиславом".

Главная цель
воинской повести – показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что
русский народ – не без роду и племени, а имеет свою историю, которой вправе
гордиться.

Повествователь
в воинской повести, как правило, личность загадочная. Примерами воинских
повестей являются "Повесть о битве на реке Калке", "Повесть о
разорении Рязани ханом Батыем", "Повесть о житии Александра
Невского".

Важный этап
развития воинской повести – "Повесть о взятии Царьграда".
Красочно-эмоциональные эпизоды сражений перемежаются с картинами вещих
знамений. Традиции этой повести получили развитие в "Казанской
истории" (середина 16 в.). В 17 веке воинская повесть приобретает
демократический характер ("Повесть об Азовском сидении донских
казаков"). Во второй половине 17 века воинская повесть уступает место
новым жанрам бытовой и авантюрно-приключенческой повести.

Объект исследования: древнерусские повести «Повесть о
разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Сказание о Мамаевом
побоище»..   

Предмет
исследования: анализ образа воина — защитника Отечества в древнерусских
повестях.

Цель
исследования: анализ образа воина — защитника Отечества в древнерусских
повестях.

Задачи:

1.
Охарактеризовать жанр древнерусской воинской  повести.

2.Рассмотреть
принципы изображения героев в воинской древнерусской повести.

3.
Охарактеризовать образы князей и воеводы Евпатия Коловрата в «Повести о
разорении Рязани Батыем».

4.
Проанализировать двойную задачу автора, создающего образ святого и воина в
«Житии Александра Невского»

5.Проанализировать
идеальный образ Дмитрия Донского-объединителя в «Сказании о Мамаевом побоище»

Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Воинская повесть — жанр
древнерусской литературы, распространённый в 11—17 вв. Основу воинской повести
составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой
народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с
публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом.

 Центральный герой воинской повести — обычно
реальная историческая личность, представленная в качестве идеального
воина-христианина. [1] Как же получилось так, что в одном произведении
соединились особенности двух жанров? Я узнал, что жанр жития начал развиваться
в эпоху начала монголо-татарского ига.

 Героями произведений становились не только
святые, апостолы, мученики, но и люди, защищавшие Русь и веру от
врагов-иноверцев. 

Древнерусские книжники в
произведениях, посвященных значимым историческим событиям, в центре
повествования всегда ставят личность главного героя, как правило, князя,
который является не только едва ли не основной движущей силой сюжетного
повествования, но, что более существенно, является смысловым центром всего
идейного содержания произведения. Это и понятно, ведь именно от его решений и
действий зависят судьбы людей и всего русского государства.

Анализу
подвергались, в первую очередь, древнерусские воинские повести, а также
произведения других

жанров, но в
центре которых поставлен рассказ о сражениях русских князей с врагами «земли
русской». Исходя из этого, можно выделить несколько типов героев, которые
последовательно начинают разрабатываться в древнерусской литературе:

1)
Князь-сподвижник — это правитель своего народа, опытный, смелый и отважный
воин, мудрый полководец своей армии, выполняющий возложенную на него миссию
защиты русской земли и православия.

2)
Отрок-подвижник. Это молодые князья, которые выполняя волю старших князей,
отправляются на верную смерть, мужественно принимая этот шаг как волю
Всевышнего, как данность. Они молоды, красивы, неопытны в военном деле, но до
последней минуты преданы своей стране, своему народу и вере православной.

 3) Русский богатырь. Этот
образ наиболее тесно связан с образами русских былинных богатырей —
мужественных, неимоверно сильных, отважных, обладающих сверхъестественными
способностями. Это, образно говоря, герой-боя, он не принимает полководческих
решений, его роль в сражении — помощь в бою, устрашение врага. Этот тип тесно
связан с идеей святости русского народа.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Жанровый канон и функции героя в воинской повести

1.1.  Характеристика
жанра воинской повести

 

Само определение
«воинская повесть» появилось в работах исследователей в начале двадцатого века.
Она могла быть как созданной русскими авторами, так и переведенной с другого
языка и, как это следует из названия, отражала разнообразные воинские подвиги,
показывала борьбу народа с врагами, изображала всяческие исторические события.
Воинская повесть – это описание судьбы Родины, битвы, быта бойцов, их
снаряжения и так далее [8, с.12].

Первые элементы воинской
повести можно встретить уже в упомянутой ранее «Повести временных лет». Главной
целью таких произведений было продемонстрировать наличие своей истории у
русского народа, которой он гордится по праву. Также для воинских повестей
характерны лиричность вкупе с патриотичностью, некий пафос и отстраненная оценка
произошедших событий. Они строятся как изложение Божьей воли на осуществление
тех или иных событий. Интересно, что разные исследователи по-разному смотрят на
происхождение воинской повести. Кто-то полагает, что ее следует считать частью
летописных сочинений, посвященной воинским сюжетам, иные – что это
самостоятельное произведение [10, с.65].

Некоторые исследователи
выделяют подвиды воинской повести: летописные и внелетописные. Первые являются
обычными летописными рассказами о военных событиях и борьбе с чужеземцами,
особенность вторых заключается в своеобразных приемах, использованных авторами.
Как бы то ни было, у любых видов воинских повестей есть свои отличия.

Итак, особенности
воинской повести – это четко выдержанная композиция (о ней будет отдельно сказано
ниже), присущая главному герою жертвенность, понимание необходимости подвига.

Еще одной особенностью
древнерусских воинских повестей являются особые стилистические фигуры. Очень
много в них метафор – например, стрелы летают, как дождь, и тому подобное.
Используемые в воинских повестях приемы призваны отразить не только
исторические события, но и внутренние переживания героев, весь спектр присущих
им эмоций. Помимо метафор, очень частым приемом здесь является гипербола [12,
с.54].

 К канонам воинской повести древнерусской
литературы относится также рассказ о поединке двух самых сильных воинов,
предваряющем основное сражение (описанию этого сражения, этой битвы в
произведении отводилось огромное место). Кстати, сам бой изображался, как
правило, с непременным вмешательством высших небесных сил – иногда это был Бог,
иногда ангелы, которые во время битвы находились рядом с нашими воинами и
внушали страх иноземцам [9, с.65].

Отличным от главного
героя персонажем является автор-повествователь. У него нет никаких
биографических черт, его задача – максимально объективно отразить все события,
не выдавая никакого собственного к ним отношения. Он – человек-загадка. Есть
небольшая разница в воинских повестях разных столетий.

Рассказы
одиннадцатого-тринадцатого веков посвящены сражениям наших дружин и печенегов,
половцев либо степных кочевников. В четырнадцатом-пятнадцатом веках, после
монголо-татарского нашествия, противниками русских были татары  [13].

Главный герой, и другие
положительные персонажи крайне религиозны, они проводят время в молитвах,
мечтают о смерти как о доказательстве своего подвига и своих сил. Характерно,
что воин – не обязательно дворянин, боярин или князь, это может быть и простой,
служивый человек. Отдельное внимание уделялось изображению противника
(противников) русских воинов. Заносчивые гордецы – такова была характеристика
всех чужеземцев, посмевших напасть на Русь. Они противопоставлялись главному
герою еще и тем, что стремились любой ценой завоевать власть – положительный же
персонаж в таком не нуждался, он, напротив, был защитником границ своей страны.

Композиция
воинской повести:

– подготовка
события (сбор войск);


повествование о событии (выступление в поход, подготовка к бою, бой);

– последствия
события [13].

Композиция древнерусских
воинских повестей состояла из трех частей.

Первая – подготовка к
сражению: сбор дружин, непременное выступление с речью князя перед своим
войском, молитва воинов.

Ко второй части
композиции относится рассказ о самом сражении – поход, поединок двух бойцов
(зачастую он предрешал исход всей битвы) и бой. Третья часть – описание
последствий события и оптимистичная концовка (даже если битва закончилась не в
пользу русичей). Основные темы Как уже было сказано ранее, главная тема
воинской повести – это борьба с различными завоевателями, описание исторических
событий и реальных персонажей.

Воинские повести, таким
образом, – прекрасный нарратив для изучения истории Древней Руси.

Таким
образом, можно отметить, что воин в древнерусских повестях наделяется
одновременно святостью и мужественной доблестью. Наряду с чертами былинного
богатыря наделен чертами воина-мученика за христианскую веру.

Таким
образом, можно выделить следующие признаки воинской повести:

а)
хронологический и географический указатели; б) описание сборов в поход; в) путь
к месту битвы; г) кульминационная битва; д) дележ добычи; е) прославление
героев.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы