Литература Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Образ русалки в творчестве русских и зарубежных писателей 19 века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.Мифологический
образ русалки в системе народной демонологии. 5

1.1. Русалка
как мифологический персонаж. 5

1.2.  Русалка как мифологический персонаж в
славянской мифологии. 6

2. Образ
русалки в поэзии XIX
века. 14

2.1. Образы
русалок в творчестве русских писателей 19 века. 14

2.2. Образы
русалок в творчестве зарубежных писателей 19 века. 19

Заключение. 24

Список
использованной   литературы.. 26

  

Введение:

 

С древнейших времен, в
народном мировоззрении произошли радикальные изменения, но все же в деревнях и
селах, в устах старшего поколения можно услышать рассказы и мифы о русалках.

Долгая жизнь этого образа
в народе делает его изучение до сих пор актуальным. В представлении русского
человека живет образ русалки, который своими корнями восходит к древним
верованиям. Древние мифологические представления легли в основу фольклорно —
литературных произведений о русалке-демоническом женском образе.

 Со временем образ русалки угасает в фольклоре,
но все также остается, как явление в искусстве. С ними мы
встречаемся в любимых книгах, фильмах и мультфильмах. Писателей и поэтов
привлекало сочетание в этом неясном образе тайны и красоты, поэзии и трагедии,
любви и смерти.

 Многие ученые утверждают, что в литературе
образ русалки стандартен и однообразен. Именно поэтому важно и интересно
изучить процесс изложения образа русалки в литературе и проследить этапы ее
описания в литературе разного времени.

Так была поставлена цель
исследовательской работы: выяснить, как образ русалки воплощается в поэзии ХIХ века.

Задачи:

1. Изучить
мифологический образ русалки.

2. Проанализировать
художественные и живописные средства, с помощью которых поэты рисуют образ
русалки.

3. Выявить
особенности восприятия этого образа поэтами каждого отдельного периода.

Объектом нашего
исследования является образ русалки в лирике русских поэтов и прозаиков ХIХ века (А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя), и зарубежных писателей 18-19 столетия,(Х.-К.
Андерсена, Оскара Уальда).

Актуальность работы
заключается в том, что настоящее время в литературе все чаще встречается образ
русалки. Вначале они появились в славянской мифологии, где они поют
восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных
рыбаков и корабельщиков. Русалки пришли в русскую литературу из фольклора в
конце XVIII — начале ХІХ веков. Новизна данного
исследования заключается в том, что в работе рассматривается эволюция образа
русалки на протяжении практически всего времени его существования, основываясь
на народных песнях, а позднее, на литературных источниках, в первую очередь,
художественных.

Литература, которая
применялась в нашем исследовании, может быть поделена на несколько категорий:

1)Этнографические
исследования, причем, как дореволюционные, так и современные, которые нам
показывают, каким был образ русалок в народном сознании при помощи примеров из
народного фольклора. К ним относятся труды Зеленина, Ляцкого, Семенова,
Свидницкого, Снегирёва, Афанасьева, Андроникова.

2)Современные
литературоведческие исследования. К ним относятся труды Трошиной, Пивнюка,
Савчук, Булкиной, Деревяшкиной.

3)Художественные
произведения, в которых одним из действуюших лиц является русалка. Произведения
Гоголя, Оскара Уайльда, Тарковского.

Структура курсовой работы
– введение, две главы, заключение, список литературы. Объем работы — 23 страницы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В конце нашей исследовательской работы мы пришли к выводам:

Ученые
определяли этот образ по — разному: «Русалки-души некрещеных детей, утопленниц
и вообще женщин и девушек, погибших и не похороненных» или «Русалки-девушки,
пропавшие без вести, утонувшие в озере или реке от неудачной любви или от горя».
Отсюда их связь с миром мертвых: видимо, под влиянием христианства русалки
стали отождествляться только с вредными мертвецами, умершими неестественной
смертью.

Внешне
русские люди обычно представляют себе русалок в виде женщин, в основном молодых
и красивых. Есть, однако, старые и уродливые. «Иногда они видят русалок в виде
мальчиков, а также в виде птиц и животных. Их внешний вид очень разнообразен.
Одна из главных отличительных черт русалок-длинные распущенные по плечам
волосы»

Эта
особенность роднит русалок с ведьмами и представителями нечисти, которые тоже никогда
не заплетают волосы в косы, но всегда распускают их по плечам. «Хотя можно
предположить, что распущенные волосы могут быть простым признаком девичества.
Русалки ходят голые, покрытые зелеными листьями, или в белых струящихся рубахах
без пояса.»

Что
касается среды обитания русалок, то ответ на этот вопрос не так прост. Русалки
издавна считались речными девами, но русалки живут не в одном месте, а главным
образом в водах, в лесах и полях; их местожительство не одинаково в разное
время года. Образ русалки в русской поэзии меняется.

В
изображении русалки писателями одной эпохи много общего. Сходство можно
отметить в следующих моментах: показе места обитания русалки, процессе
появления ее из воды, использовании художественно-изобразительных средств при описании
ее внешности (взгляда, цвета глаз), характера, ощущений, которые дарит образ
русалки лирическому герою и читателю.

Однако
в целом в литературе разного периода образ русалки сохраняет мифологические
черты. Сохраняются главные отличительные особенности изображения внешности
русалки: наличие рыбьего хвоста, длинные волосы, бледность кожи, место обитания
– водная стихия.

Таким
образом, вошедший в русскую литературу фольклорный облик русалки,
трансформировался у поэтов и писателей: они наделяли его собственными чертами и
характерами.

У А. С.
Пушкина показана русалка – «Дева — губительница», у Н. В. Гоголя – «Дева —
собеседник». Образ русалки динамичен: с развитием литературы (от А. С. Пушкина
к Н. В. Гоголю) он изменяется – от отрицательного к положительному, от злой
девы-губительницы до девы-собеседника. При раскрытии данного образа все меньше
берется из традиций, а добавляется авторское.

Писатели
восемнадцатого и девятнадцатого столетия в зарубежной культуре демонстрируют
нам образ русалки, как существа, которое может общаться с человеком, обладает
интеллектом не ниже человеческого, и, в принципе, до пояса ничем от человека не
отличающегося.

Тема взаимной
любви человека и русалки раскрыта у Андерсена и Оскара Уальда, причем в
совершенно разном подходе. Андерсен показал нам, что русалка не может пойти
следом за любимым человеком, а Оскар Уальд в своем произведении показал, что и
человек не может пойти следом за возлюбленной – русалкой.

То есть два
мира рядом, но они не могут сосуществовать вместе, по мысли писателей того
времени.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.Мифологический образ русалки в системе народной демонологии.

1.1. Русалка как мифологический персонаж.

Русалка — один из
наиболее сложных персонажей славянской мифологии. В современном сознании и
искусстве русалка воспринимается прежде всего, как очаровательная красавица с
длинными волосами и рыбьим хвостом, живущая в воде, любящая пение и музыку,
завлекающая молодых людей. Образ русалки — литературный и романтический штамп,
почерпнутый из западноевропейской литературы и мифологии.

Как считают большинство
историков, впервые образ
русалок появился в мифологии древних греков. Носили они другое название –
сирены, обитали на скалах и рифах в море, и при помощи своего чарующего
голоса, действующего гипнотически на моряков, заманивали корабли на погибель. В
славянскую мифологию русалки перекочевали с небольшим изменением образа, но их
злая сущность осталась. Так кто же такие сирены? Сирены — (греч. Σειρῆνες, лат. Sirenes) — в
греческой мифологии морские существа[1], олицетворявшие собой
обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются
острые утёсы или мели.

Эти существа олицетворяют
изменчивую, прекрасную и коварную гладь моря — мореплаватели не раз
сталкивались с тем, что надежная, на первый взгляд, глубина оказывалась мелью
или, того хуже, таила в себе острые утёсы. Сирены относятся к миксантропичным
существам — их тела являются наполовину женскими, наполовину рыбьими. В некоторых
легендах они имеют рыбьи хвосты, чем напоминают русалок.

Кто породил созданий,
чарующих пением, доподлинно неизвестно — это мог быть Форкий, или хтоническая
богиня Кето, или божество Ахелой. Иногда их матерью легенды называют одну из
муз — Мельпомену, Терпсихору или Каллиопу. Кроме этого, мифы указывают на то,
что матерью сирен могла быть Стеропа, а также Гея. Также, в некоторых легендах
указано, что сирены получили полуживотный облик из-за проклятия.

Один из примеров образа
сирены, служит легенда «Орфей и сирены». В данной легенде описывается
соревнование сирен и муз в искусстве пения в городе Аптер. Гера
посоветовала морским девам вызвать муз на поединок — цель ее неизвестна, но,
возможно, кто-то из сирен приглянулся Зевсу, и богиня брака разгневалась. Так
или иначе, победа осталась за музами. Они ощипали соперниц, сделав из перьев
победные венки. Униженным сиренам Зевс подарил остров Анфемоэссу.[2]

Самым древним источником
с упоминаниями об этих созданиях является гомеровская «Одиссея». Гомер описывал
расположение острова сирен — он находился между владениями Цирцеи и обиталищем
Сциллы. Остров усеян иссохшей кожей и побелевшими костями жертв. Команде
Одиссея удалось спастись благодаря предупреждению Цирцеи и хитрости — они
залепили уши пчелиным воском, потому не услышали песен. Сам же Одиссей, желая
понять губительную тайну волшебных песен, велел привязать его к мачте. Как бы
он ни буйствовал, желая отправиться к источнику звука, моряки не отвязали его,
и корабль благополучно миновал смертельный остров.

С течением времени эти
существа стали близки к гарпиям и керам. Изображения сирен можно встретить на
надгробиях позднегреческого периода. Вскоре в славянскую мифологию образ сирен
остался, но уже имел название «русалка». [1] А. Свидницкий. Великдень у полян
// Основа. СПб., октябрь, 1861. С 23 [2] Зеленин,
Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью
и русалки. – М.: Индрик, 1995. С 112

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы