Платная доработка на тему Образ русалки в творчестве русских и зарубежных писателей 19 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.Мифологический
образ русалки в системе народной демонологии. 5
1.1. Русалка
как мифологический персонаж. 5
1.2. Русалка как мифологический персонаж в
славянской мифологии. 6
2. Образ
русалки в поэзии XIX
века. 14
2.1. Образы
русалок в творчестве русских писателей 19 века. 14
2.2. Образы
русалок в творчестве зарубежных писателей 19 века. 19
Заключение. 24
Список
использованной литературы.. 26
Введение:
С древнейших времен, в
народном мировоззрении произошли радикальные изменения, но все же в деревнях и
селах, в устах старшего поколения можно услышать рассказы и мифы о русалках.
Долгая жизнь этого образа
в народе делает его изучение до сих пор актуальным. В представлении русского
человека живет образ русалки, который своими корнями восходит к древним
верованиям. Древние мифологические представления легли в основу фольклорно —
литературных произведений о русалке-демоническом женском образе.
Со временем образ русалки угасает в фольклоре,
но все также остается, как явление в искусстве. С ними мы
встречаемся в любимых книгах, фильмах и мультфильмах. Писателей и поэтов
привлекало сочетание в этом неясном образе тайны и красоты, поэзии и трагедии,
любви и смерти.
Многие ученые утверждают, что в литературе
образ русалки стандартен и однообразен. Именно поэтому важно и интересно
изучить процесс изложения образа русалки в литературе и проследить этапы ее
описания в литературе разного времени.
Так была поставлена цель
исследовательской работы: выяснить, как образ русалки воплощается в поэзии ХIХ века.
Задачи:
1. Изучить
мифологический образ русалки.
2. Проанализировать
художественные и живописные средства, с помощью которых поэты рисуют образ
русалки.
3. Выявить
особенности восприятия этого образа поэтами каждого отдельного периода.
Объектом нашего
исследования является образ русалки в лирике русских поэтов и прозаиков ХIХ века (А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя), и зарубежных писателей 18-19 столетия,(Х.-К.
Андерсена, Оскара Уальда).
Актуальность работы
заключается в том, что настоящее время в литературе все чаще встречается образ
русалки. Вначале они появились в славянской мифологии, где они поют
восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных
рыбаков и корабельщиков. Русалки пришли в русскую литературу из фольклора в
конце XVIII — начале ХІХ веков. Новизна данного
исследования заключается в том, что в работе рассматривается эволюция образа
русалки на протяжении практически всего времени его существования, основываясь
на народных песнях, а позднее, на литературных источниках, в первую очередь,
художественных.
Литература, которая
применялась в нашем исследовании, может быть поделена на несколько категорий:
1)Этнографические
исследования, причем, как дореволюционные, так и современные, которые нам
показывают, каким был образ русалок в народном сознании при помощи примеров из
народного фольклора. К ним относятся труды Зеленина, Ляцкого, Семенова,
Свидницкого, Снегирёва, Афанасьева, Андроникова.
2)Современные
литературоведческие исследования. К ним относятся труды Трошиной, Пивнюка,
Савчук, Булкиной, Деревяшкиной.
3)Художественные
произведения, в которых одним из действуюших лиц является русалка. Произведения
Гоголя, Оскара Уайльда, Тарковского.
Структура курсовой работы
– введение, две главы, заключение, список литературы. Объем работы — 23 страницы.
Заключение:
В конце нашей исследовательской работы мы пришли к выводам:
Ученые
определяли этот образ по — разному: «Русалки-души некрещеных детей, утопленниц
и вообще женщин и девушек, погибших и не похороненных» или «Русалки-девушки,
пропавшие без вести, утонувшие в озере или реке от неудачной любви или от горя».
Отсюда их связь с миром мертвых: видимо, под влиянием христианства русалки
стали отождествляться только с вредными мертвецами, умершими неестественной
смертью.
Внешне
русские люди обычно представляют себе русалок в виде женщин, в основном молодых
и красивых. Есть, однако, старые и уродливые. «Иногда они видят русалок в виде
мальчиков, а также в виде птиц и животных. Их внешний вид очень разнообразен.
Одна из главных отличительных черт русалок-длинные распущенные по плечам
волосы»
Эта
особенность роднит русалок с ведьмами и представителями нечисти, которые тоже никогда
не заплетают волосы в косы, но всегда распускают их по плечам. «Хотя можно
предположить, что распущенные волосы могут быть простым признаком девичества.
Русалки ходят голые, покрытые зелеными листьями, или в белых струящихся рубахах
без пояса.»
Что
касается среды обитания русалок, то ответ на этот вопрос не так прост. Русалки
издавна считались речными девами, но русалки живут не в одном месте, а главным
образом в водах, в лесах и полях; их местожительство не одинаково в разное
время года. Образ русалки в русской поэзии меняется.
В
изображении русалки писателями одной эпохи много общего. Сходство можно
отметить в следующих моментах: показе места обитания русалки, процессе
появления ее из воды, использовании художественно-изобразительных средств при описании
ее внешности (взгляда, цвета глаз), характера, ощущений, которые дарит образ
русалки лирическому герою и читателю.
Однако
в целом в литературе разного периода образ русалки сохраняет мифологические
черты. Сохраняются главные отличительные особенности изображения внешности
русалки: наличие рыбьего хвоста, длинные волосы, бледность кожи, место обитания
– водная стихия.
Таким
образом, вошедший в русскую литературу фольклорный облик русалки,
трансформировался у поэтов и писателей: они наделяли его собственными чертами и
характерами.
У А. С.
Пушкина показана русалка – «Дева — губительница», у Н. В. Гоголя – «Дева —
собеседник». Образ русалки динамичен: с развитием литературы (от А. С. Пушкина
к Н. В. Гоголю) он изменяется – от отрицательного к положительному, от злой
девы-губительницы до девы-собеседника. При раскрытии данного образа все меньше
берется из традиций, а добавляется авторское.
Писатели
восемнадцатого и девятнадцатого столетия в зарубежной культуре демонстрируют
нам образ русалки, как существа, которое может общаться с человеком, обладает
интеллектом не ниже человеческого, и, в принципе, до пояса ничем от человека не
отличающегося.
Тема взаимной
любви человека и русалки раскрыта у Андерсена и Оскара Уальда, причем в
совершенно разном подходе. Андерсен показал нам, что русалка не может пойти
следом за любимым человеком, а Оскар Уальд в своем произведении показал, что и
человек не может пойти следом за возлюбленной – русалкой.
То есть два
мира рядом, но они не могут сосуществовать вместе, по мысли писателей того
времени.
Фрагмент текста работы:
1.Мифологический образ русалки в системе народной демонологии.
1.1. Русалка как мифологический персонаж.
Русалка — один из
наиболее сложных персонажей славянской мифологии. В современном сознании и
искусстве русалка воспринимается прежде всего, как очаровательная красавица с
длинными волосами и рыбьим хвостом, живущая в воде, любящая пение и музыку,
завлекающая молодых людей. Образ русалки — литературный и романтический штамп,
почерпнутый из западноевропейской литературы и мифологии.
Как считают большинство
историков, впервые образ
русалок появился в мифологии древних греков. Носили они другое название –
сирены, обитали на скалах и рифах в море, и при помощи своего чарующего
голоса, действующего гипнотически на моряков, заманивали корабли на погибель. В
славянскую мифологию русалки перекочевали с небольшим изменением образа, но их
злая сущность осталась. Так кто же такие сирены? Сирены — (греч. Σειρῆνες, лат. Sirenes) — в
греческой мифологии морские существа[1], олицетворявшие собой
обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются
острые утёсы или мели.
Эти существа олицетворяют
изменчивую, прекрасную и коварную гладь моря — мореплаватели не раз
сталкивались с тем, что надежная, на первый взгляд, глубина оказывалась мелью
или, того хуже, таила в себе острые утёсы. Сирены относятся к миксантропичным
существам — их тела являются наполовину женскими, наполовину рыбьими. В некоторых
легендах они имеют рыбьи хвосты, чем напоминают русалок.
Кто породил созданий,
чарующих пением, доподлинно неизвестно — это мог быть Форкий, или хтоническая
богиня Кето, или божество Ахелой. Иногда их матерью легенды называют одну из
муз — Мельпомену, Терпсихору или Каллиопу. Кроме этого, мифы указывают на то,
что матерью сирен могла быть Стеропа, а также Гея. Также, в некоторых легендах
указано, что сирены получили полуживотный облик из-за проклятия.
Один из примеров образа
сирены, служит легенда «Орфей и сирены». В данной легенде описывается
соревнование сирен и муз в искусстве пения в городе Аптер. Гера
посоветовала морским девам вызвать муз на поединок — цель ее неизвестна, но,
возможно, кто-то из сирен приглянулся Зевсу, и богиня брака разгневалась. Так
или иначе, победа осталась за музами. Они ощипали соперниц, сделав из перьев
победные венки. Униженным сиренам Зевс подарил остров Анфемоэссу.[2]
Самым древним источником
с упоминаниями об этих созданиях является гомеровская «Одиссея». Гомер описывал
расположение острова сирен — он находился между владениями Цирцеи и обиталищем
Сциллы. Остров усеян иссохшей кожей и побелевшими костями жертв. Команде
Одиссея удалось спастись благодаря предупреждению Цирцеи и хитрости — они
залепили уши пчелиным воском, потому не услышали песен. Сам же Одиссей, желая
понять губительную тайну волшебных песен, велел привязать его к мачте. Как бы
он ни буйствовал, желая отправиться к источнику звука, моряки не отвязали его,
и корабль благополучно миновал смертельный остров.
С течением времени эти
существа стали близки к гарпиям и керам. Изображения сирен можно встретить на
надгробиях позднегреческого периода. Вскоре в славянскую мифологию образ сирен
остался, но уже имел название «русалка». [1] А. Свидницкий. Великдень у полян
// Основа. СПб., октябрь, 1861. С 23 [2] Зеленин,
Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью
и русалки. – М.: Индрик, 1995. С 112