Социология Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Образ общества в социологии Алфреда Щютца

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

859267

  

Введение:

 

Австро-американский
социолог Альфред Шютц построил свою теорию социологии на основе идей немецкого
философа Эдмунда Гуссерля. Согласно Гуссерлю, любое значение происходит не от
объекта, а от субъекта познания, поэтому правильнее говорить не о мире – о
себе, а о мире, с которым человек устанавливает связь в своем сознании.
Гуссерль называет мир, в котором человек находится до какого-либо полученного семантического
опыта, миром жизни. Это мир повседневного опыта, еще не обремененный
какими-либо научными знаниями.

В начале ХХ
века Эдмунд Гуссерль считал своей задачей создание философии, которая учитывала
бы корни знаний и опыта человека. Эдмунд Гуссерль отметил такую тенденцию в
науке, что научное знание все больше отдаляется от мира жизни – источника наших
знаний, и только с помощью методов социальной феноменологии эта связь может
быть восстановлена. Наблюдался разрыв в том, что общество перестало понимать,
для чего и с какой целью проводятся исследования. Это объяснялось тем, что
ученые оперировали идеальными моделями в научных экспериментах и все больше
отходили от согласования полученных данных с запросами общества.

Развитие
концепции жизненного мира после Э. Гуссерля пошло в двух основных направлениях:
экзистенциальном и социально-феноменологическом. С некоторой степенью
условности первое направление можно соотнести с именами М. Хайдеггера, М.
Шелера, Ж.-П. Сартр, во-вторых – с именами А. Шютца, Т. Лукманна, П. Бергера,
Г. Гарфинкеля и И. Гофмана. Антропологическая концепция К. Кули и
прагматические исследования представителей символического интеракционизма Дж.
Мида и Г. Блумера сыграли определенную роль в формировании проблем жизненного
мира в теоретической социологии. Позитивная программа изучения мира
повседневной жизни, сформулированная как основная задача в рамках социальной
феноменологии А. Шютца, заложила основы целого направления в науках о человеке
и его социальном поведении.

При изучении
онтологического статуса жизненного мира А. Шютца возможна концепция В. Джеймса,
в соответствии с которой человек имеет дело с многочисленными «мирами опыта»[1],
«субвселенными», каждая из которых имеет специальную конституцию. Джеймс кардинально
изменил перспективу рассмотрения проблемы «реальности», переместив ее из
теоретического в чисто прагматический контекст. Как итог, все вещи, связанные с
реализацией человеческих интересов, страхов, надежд и т. д., стали
«реальностью». Исходя из этого, стало возможным говорить об особой реальности
игры или сна, о различных формах религиозного опыта, реальных мифологических
образах или продуктах художественного выражения. Но А. Шютц предпочитал
говорить не о «мирах опыта», а о «конечных областях значений», подчеркивая, что
речь идет об антропогенно-обусловленном происхождении их семантической
организации.

Базовым для
исследования образа общества А. Шютца стало особое понимание человеческой
природы, сформулированное в антропологической концепции К. Кули, развившем идею
коммуникативных источников человеческого сознания. «Жизнь сознания, – писал К.
Кули, – по сути, это жизнь общения. У нас нет форм более высокой жизни, которые
были бы по-настоящему отделены от других людей … За пределами этого
ментального сообщества нет мудрости, нет силы, нет справедливости и закона, нет
полного существования вообще»[2].

Социальная
феноменология А. Шютца, которая избрала в качестве своего предмета изучение
семантической структуры социального мира – человеческого значения бытия, ставит
ментальные структуры человеческого сознания в центр научного рассмотрения, тем
самым формируя научную основу для решения насущных проблем развития
гуманитарных наук и поиска путей выхода из глубокого культурного кризиса, в
котором оказалось человечество. Слияние феноменологических идей с социальными вопросами
обогатило социальное и философское мышление новыми образами социальной
реальности и методами изучения социальных процессов и поиска новых путей
решения проблем в обществе.

Шютц
представляет мир жизни и общества как непосредственное, интуитивное окружение,
пространство, в котором «мы, как человеческие существа между собой, испытываем
культуру и общество, определенным образом относимся к окружающим нас объектам,
воздействуем на них, и оказаться под их влиянием. «Концепция жизненного мира
систематически используется в социальной феноменологии Альфреда Шютца, в
которой внимание сосредоточено на изучении жизненного мира как естественного
отношения сознания, устраненного Гуссерлем в процессе
трансцендентально-феноменологической редукции. Для естественной установки
сознания жизненный мир – это интерсубъективный повседневный мир, универсум
жизненно-практических значений, имеющих непосредственную очевидность, полную
конфигурацию взаимосогласованного человеческого опыта. Шютц рассматривает
задачу методологии социальных наук для анализа корней научных социальных знаний
в мире человеческой жизни. Погружение теоретика в структуру мира жизни означает
признание утраты статуса абсолютного наблюдателя и признание отсутствия свободы
в областях, характерных для повседневного мышления в естественной обстановке.
Методологически это означает наличие необходимости постоянного осмысления
неявных предпосылок собственной познавательной деятельности, уточнения вненаучных
включений в научное социальное знание.

Следуя за Гуссерлем,
Шютц считает, что мир жизни является основой всех смыслов для всех наук,
включая социологию. Находясь в пространстве повседневной жизни, человек живет с
другими. Шютц использует термин Гуссерля «интерсубъективность» для описания
этого специфического вида бытия. Важно понимать, что «жизненный мир» не только
присутствует в реальности, он постоянно интерпретируется воспринимающим
сознанием. Интерпретация осуществляется в соответствии с образцами мышления,
которые формируются у человека в результате опыта взаимодействия с другими.
Термин «интерсубъективность» в контексте социологии Шютца означает
взаимодействие интерпретации относительно одного и того же жизненного мира.

Объектом исследования
является образ общества в жизненном мире в социальной феноменологии Альфреда Шютца.

Предмет исследования
– механизмы взаимопонимания между людьми и способы структурирования окружающей социальной
действительности.

Целью нашей работы
является исследование внутренних структур общества в «жизненном мире» в социальной
феноменологии Альфреда Шютца.

Для достижения
поставленной цели ставятся следующие задачи:

ü рассматривается
социально-феноменологическая концепция Альфреда Шютца;

ü анализируются
социально-философские аспекты трансцендентальной интерсубъективности;

ü проводится исследование
процессов общества в структурах жизненного мира;

ü изучается жизненный
мир – как мир естественный;

ü изучается смысловая
структура социального мира;

ü рассматриваются
аспекты социальной действительности в личном опыте человека;

ü проводится
небольшое социологическое исследование на основе анкетирования и анализа
полученных данных.

Историко-философский
анализ социальной феноменологии Альфреда Шютца основан на представленном комплексе
исследований, рассматривающих многосторонние аспекты проблемы «жизненного мира»
и общества в нем. Изучению концепции А. Шютца посвящено сравнительно небольшое количество
исследований.

Примеры применения
феноменологического метода в философии содержится в работах: М. Вебера «О
некоторых категориях понимающей социологии», Х. Абельса «Интеракция, идентичность,
презентация: введение в интерпретативную социологию», 3. Баумана «Мыслить
социологически, У. Джемса, С. Кули «Общественная организация. Изучение углубленного
разума», Т. Парсонса «Человек в современном мире», М. Шелера, П. Бергера «Приглашение
в социологию», Т. Лукмана «Социальное конструирование действительности»;

В работах отечественных
исследователей содержится анализ социально-феноменологического метода. Это работы
П.П. Гайденко «История и рациональность», В.У. Бабушкина «Феноменологическая философия
науки. Критический анализ», И.А. Бутенко «Социальное познание и мир повседневности»,
Л.Г. Григорьева «Социология повседневности Альфреда Шютца» и других.

Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка
использованной литературы и приложения. [1] Журнал Социологический журнал. 2008. № 2. С.5. [2] Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок.
М.: Идея-Пресс, 2000. С.76.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализируя
философские идеи А. Шютца, необходимо сказать о теоретических основах его
творчества – идеях Ч.Х. Кули. В своем труде «Общественная организация. Изучение
глубокого разума» в краткой форме дается одна из основных идей социальной
феноменологии, а именно определение и анализ функционирования первичных групп: «Под
первичными группами я подразумеваю группы, характеризующиеся тесным общением
лицом к лицу», – и сотрудничество. Они первичны в нескольких отношениях, но
главное, поскольку они являются основой для формирования социальной природы и
идеалов личности. Психологическим результатом тесного общения является
объединение людей в одно целое, так что единое «я» – по крайней мере, во многих
случаях – становится общей целью жизни группы. Лучший способ описать эту
целостность – это слово «мы» – оно включает в себя эмпатию и взаимную
идентификацию, которые «мы» естественно выражаем. Первичные группы являются
первичными, поскольку они дают человеку самый ранний и наиболее полный опыт
общего единства, и еще потому, что они не подвержены изменениям в той степени,
в которой существуют более сложные отношения, что означает, что они являются
постоянным источником Происхождение этих последних. Эти группы являются
источником жизни не только для личности, но и для социальных институтов. Они
лишь частично несут печать своего творения по конкретным традициям и в большей
степени выражают общий характер»[1].

 М. Вебер в своем исследовании «О некоторых
категориях понимания социологии» представил, как осуществляются действия
человека в обществе, и ему было важно выяснить, что мотивирует людей совершать
различные действия, и поэтому он сосредоточился на том факте, что Действия в
большинстве случаев включают рациональный компонент: «ориентированные на «социальные»
действия, которые мы будем называть действиями, ориентированными на сообщество,
в данном случае (и в определенной степени), во-первых, если они осмысленно
ориентированы на ожидания, основанные на определенных заведениях во-вторых,
если эти заведения «сформулированы» чисто целенаправленно в соответствии с
ожидаемыми действиями обобщенных индивидов как следствие, и в-третьих, если
семантическая ориентация индивидов субъективно целенаправлена. Установленный
порядок в чисто эмпирическом смысле, который мы имеем в виду, является либо
односторонним, в рациональном пограничном случае, категоричным требованием
одних людей к другим, либо, в пограничном случае, категоричным двусторонним
объяснением людей, субъективно предполагаемым содержание, которое сводится к
тому, что определенные виды действий ожидаются и ожидаются»[2].

На наш взгляд,
задача научного сообщества должна состоять в том, чтобы изучить пути и
средства, которыми мы структурируем этот мир в наших умах. И только когда мы
обратимся к изучению витального мира, мы выйдем на фундаментальные уровни
значений. Мир жизни является основой взаимопонимания в социокультурном
сообществе. Таким образом, социальная феноменология развивается в направлении
антропологической социальной философии, она открывает новые перспективы для
углубленного философского изучения человека. Как это ни парадоксально, это
придает таким исследованиям большую объективность, поскольку учитывает
жизненную реальность человеческого мира посредством обращения к его жизненным
значениям. И это новая глава в истории методологии социального анализа.

А. Шютц
высказал мысль о том, что «индивидуальный мир» является основой социального
мира повседневной жизни, и что сочетание разных миров осуществляется на основе
«само собой разумеющихся понятий». А. Шютц описывает переход от личности к
обществу следующим образом. На определенной стадии развития индивидуальный
«запас знаний» следует «делить» с другими людьми, создавая то, что А. Шютц,
вслед за Э. Гуссерлем, называет «миром жизни». Человек создает и модифицирует
его в своем социальном взаимодействии и передает его из поколения в поколение в
процессе социализации. А. Шютц тесно связывает понятие «живой мир» с пониманием
целей и задач общественных наук. Социальная феноменология имеет дело с
областью, созданной типологизацией вне «отдельных потоков опыта», и они
подходят к ней со своим «проектом понимания», состоящим в необходимости создать
его рациональное описание. В результате она работает с «типизацией второго
порядка», «типологией нашей совместной типологизации», задача которой состоит в
том, чтобы упорядочить социальный мир, чтобы предсказать поведение людей или
определить их поведение как «ненормальное», если они отклоняются от понятий
«само сражение за само собой разумеющееся», понятий «здравый смысл». Объект,
называя его, придавая ему значение, мы вступаем в определенные отношения с ним,
поскольку он начинает выражать некоторые наших черт и признаков становится
значимым объектом, вписывающимся в мир, созданный нашим сознанием. Этот переход
от чувственного опыта (незначительные объекты) к логическому упорядочению и
определению (значимые объекты), который делается первым в сознании отдельного
человека, а затем – во взаимодействии индивидов, является ядром социальной
феноменологии. Тезис направлен на выработку определенного представления о роли
социальной феноменологии в изучении механизмов работы человека сознание.

В процессе
работы над курсовой мы использовали методы сравнительного анализа различных
источников, теоретического обобщения данных для получения новых знаний об
изучаемом предмете и анализа практического исследования, которое подтвердило
основные положения социально-феноменологической концепции. [1] Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М.:
Идея-Пресс, 2000. С.115. [2] Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии
// Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. — М., 1996. — С. 497.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ АЛЬФРЕДА ШЮТЦА 1.1. Становление научной концепции Альфреда Шютца Альфред Шютц
– австрийский философ и социолог. Он родился в Вене и получил академическое
образование в Венском университете. Вскоре после его окончания он начал
работать в банке, и почти вся его последующая жизненная карьера оказалась тесно
связана с его работой в качестве банкира. Но эта деятельность, удовлетворяющая
его экономически и финансово, не принесла глубокого внутреннего удовлетворения,
которое дали ему исследования феноменологической социологии.

Когда Австрия
присоединилась к Германии в 1939 году Альфред Шютц эмигрировал сначала во
Францию (Париж), а потом в Соединенные Штаты, где он работал в двух областях: в
ряде банков в качестве консультанта и преподавателем феноменологической
социологии. Социологию он начал изучать только в 1943 году в Нью-Йорке, и там
же начал преподавательскую деятельность в Новой школе социальных исследований. В
1956 году он окончательно ушел из банковской сферы и полностью сосредоточился
на феноменологической социологии. Можно сказать, что то, о чем он писал в своих
работах – разделение научных знаний и знаний повседневной жизни, нашло
своеобразное отражение в его личной жизни.

В 1932 году Шютц
опубликовал свою главную работу «Феноменология социального мира» на немецком
языке, поэтому она долгие годы оставалась неизвестной широкому кругу
социологов. Только в 1967 году, после смерти социолога, она была переведена на
английский язык и вызвала значительный спрос и интерес.

Нельзя не отметить влияние Гуссерля на сознание Шютца.
Изучая мир жизни, Шютц, еще будучи студентом, ставил перед собой те же цели,
что и Гуссерль, хотя его интересовала в основном в область социальных наук.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ.. 8

КОНЦЕПЦИЙ.. 8

1.1 Описание творчества и работ Альфреда Шюца. 8

1.2. Значение идей Эдмунда Гуссерля для
формирования научной позиции Альфреда Шюца. 9

1.3. Основные идеи основных работ Альфреда Шюца. 10

ГЛАВА II. ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ АЛЬФРЕДА ШЮЦА.. 17

2.1. Социально-феноменологическая
концепции Альфреда Шюца. 17

2.2. Феноменологические аспекты субъективности
другого в жизненном мире. 28

2.3. Процессы конституирования и конструирования в
структурах. 35

жизненного мира. 35

2.4. Аспекты социальной реальности в личном опыте
человека. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ. 55

  

Введение:

 

Австро-американский
социолог Альфред Шуц построил свою теорию понимания социологии на основе идей
немецкого философа Эдмунда Гуссерля. Согласно Гуссерлю, любое значение
происходит не от объекта, а от субъекта познания, поэтому правильнее говорить
не о мире — о себе, а о мире, с которым человек устанавливает связь в своем
сознании. Гуссерль называет мир, в котором человек уже находится до какого-либо
семантического опыта, миром жизни. Это мир нашего повседневного опыта, еще не
обремененный какими-либо научными знаниями.

В начале
20-го века Эдмунд Гуссерль поставил своей задачей создание философии, которая
бы учитывала корни наших знаний и опыта. Эдмунд Гуссерль отметил такую тенденцию
в науке, что научное знание все больше отдаляется от мира жизни — источника
наших знаний, и только с помощью методов социальной феноменологии эта связь
может быть восстановлена. Наблюдался разрыв в том, что общество перестало
понимать, для чего и с какой целью проводятся исследования. Это объяснялось
тем, что ученые оперировали идеальными моделями в научных экспериментах и все
больше отходили от согласования полученных данных с запросами общества.

После Э.
Гуссерля развитие концепции жизненного мира шло в двух основных направлениях:
экзистенциальном и социально-феноменологическом. С некоторой степенью условности
первое направление можно соотнести с именами М. Хайдеггера, М. Шелера, Ж. –П.
Сартр, во-вторых — с именами А. Шюца, Т. Лукманна, П. Бергера, Г. Гарфинкеля и
И. Гофмана. Антропологическая концепция К. Кули и прагматические исследования
представителей символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера сыграли
определенную роль в формировании проблем жизненного мира в теоретической
социологии. Позитивная программа изучения мира повседневной жизни,
сформулированная как основная задача в рамках социальной феноменологии А. Шюца,
заложила основы целого направления в науках о человеке и его социальном
поведении.

При изучении
онтологического статуса жизненного мира А. Шюца возможна концепция В. Джеймса,
согласно которой человек имеет дело с многочисленными «мирами опыта»[1],
«субвселенными», каждый из которых имеет специальная конституция. Джеймс
радикально изменил перспективу рассмотрения проблемы «реальности», переместив
ее из теоретического в чисто прагматический контекст. В результате все вещи,
связанные с реализацией человеческих интересов, страхов, надежд и т. д., стали
«реальностью». Таким образом, стало возможным говорить об особой реальности
игры или сна, о различных формах религиозного опыта. Реальные мифологические
образы или продукты художественного выражения. Однако А. Шюц предпочитал
говорить не о «мирах опыта», а о «конечных областях значений», подчеркивая тем
самым, что речь идет об антропогенно-обусловленном происхождении их
семантической организация.

В основу
исследования образа общества в жизни А. Шюца легло особое понимание
человеческой природы, сформулированное в антропологической концепции К. Кули,
который развил идею коммуникативных источников человеческого сознания. «Жизнь
сознания, — писал К. Кули, — по сути, это жизнь общения. У нас нет форм более
высокой жизни, которые были бы по-настоящему отделены от других людей … За
пределами этого ментального сообщества нет мудрости, нет силы, нет
справедливости и закона, нет полного существования вообще».[2]

Ставя в
качестве своего предмета изучение семантической структуры социального мира —
человеческого значения бытия — социальная феноменология Аль-Фреда Шюца ставит
ментальные структуры человеческого сознания в центр научного рассмотрения, тем
самым формируя научную основу для решения насущные проблемы развития
гуманитарных наук и поиска путей выхода из глубокого культурного кризиса, в
котором оказалось человечество. Слияние феноменологических идей с социальными
вопросами без преувеличения обогатило социальное и философское мышление как
новыми образами социальной реальности, так и методами изучения социальных
процессов и поиска новых путей решения проблем в обществе.

Согласно
Шюцу, мир жизни и общества — это наше непосредственное, интуитивное окружение,
пространство, в котором «мы, как человеческие существа между собой, испытываем
культуру и общество, определенным образом относимся к окружающим нас объектам,
воздействуем на них, и оказаться под их влиянием. «Концепция жизненного мира
систематически используется в социальной феноменологии Альфреда Шюца, в которой
внимание сосредоточено на изучении жизненного мира как естественного отношения
сознания, устраненного Гуссерлем в процессе
трансцендентально-феноменологической редукции. Для естественной установки сознания
жизненный мир — это интерсубъективный повседневный мир, универсум
жизненно-практических значений, которые имеют непосредственную очевидность,
полную конфигурацию взаимосогласованного человеческого опыта. Шюц рассматривает
задачу методологии социальных наук для анализа корней научных социальных знаний
в мире человеческой жизни. Погружение социального теоретика в структуру мира
жизни влечет за собой признание того, что он утратил статус абсолютного
наблюдателя, и признание его отсутствия свободы в помещениях, характерных для
повседневного мышления в естественной обстановке. Методологически это означает
необходимость постоянного осмысления неявных предпосылок собственной
познавательной деятельности, уточнения вне научных включений в научное
социальное знание.

Следуя
Гуссерлю, Шюц считает, что мир жизни является основой всех смыслов для всех
наук, включая социологию. Находясь в пространстве повседневной жизни, человек
живет с другими. Шюц использует термин Гуссерля «интерсубъективность» для
описания этого специфического вида бытия. Важно понимать, что «жизненный мир»
не только присутствует в реальности, он постоянно интерпретируется
воспринимающим сознанием.

Интерпретация осуществляется в
соответствии с образцами мышления, которые формируются у человека в результате
опыта взаимодействия с другими. Термин «интерсубъективность» в контексте
социологии Шюца означает взаимодействие интерпретации относительно одного и
того же жизненного мира.

Объектом исследования
является образ общества в жизненном мире в социальной феноменологии Альфреда Шюца.

Предмет исследование
механизмов взаимопонимания между людьми и способов структурирования окружающей социальной
действительности.

Целью нашей работы
является исследование внутренних структур общества в «жизненном мире» в социальной
феноменологии Альфреда Шюца.

Для достижения
поставленной цели ставятся следующие задачи:

ü рассматривается
социально-феноменологическая концепция Альфреда Шюца;

ü анализируются
социально –философские аспекты трансцендентальной интерсубъективности;

ü проводится исследование
процессов общества в структурах жизненного мира;

ü изучается жизненный
мир – как мир естественный;

ü изучается смысловая
структура социального мира;

ü рассматривается
аспекты социальной действительности в личном опыте человека А. Шюцем;

Историко-философский
анализ социальной феноменологии Альфреда Шюца основан на представленном комплексе
исследований, рассматривающих многосторонние аспекты проблемы «жизненного мира»
и общества в нем. Исследованию творчества А. Шюца посвящено сравнительно небольшое
количество книг и журнальных статей.

Примеры применения
феноменологического метода в философии содержится в работах: М. Вебера «О
некоторых категориях понимающей социологии», Х. Абельса «Интеракция, идентичность,
презентация: введение в интерпретативную социологию», 3. Баумана «Мыслить
социологически, У. Джемса, С. Кули «Общественная организация. Изучение углубленного
разума», Т. Парсонса «Человек в современном мире», М. Шелера, П. Бергера «Приглашение
в социологию», Т. Лукмана «Социальное конструирование действительности»;

В работах отечественных
исследователей содержится анализ социально-феноменологического метода. Это работы
П.П. Гайденко «История и рациональность», В.У. Бабушкина «Феноменологическая философия
науки. Критический анализ», И.А. Бутенко «Социальное познание и мир повседневности»,
Л.Г. Григорьева «Социология повседневности Альфреда Шюца» и других. [1] Журнал Социологический журнал. 2008. № 2. С.5. [2] Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок.
М.: Идея-Пресс, 2000. ISBN 5-222-07495-1 С.76.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ческих
основах его творчества — идеях Ч.Х. Кули. В своей работе «Общественная организация.
Изучение глубокого разума» в краткой форме дается одна из основных идей
социальной феноменологии, а именно определение и анализ функционирования
первичных групп: «Под первичными группами
я подразумеваю группы, характеризующиеся тесным общением лицом к лицу», — и
сотрудничество. Они первичны в нескольких отношениях, но главное, потому что
они являются основой для формирования социальной природы и идеалов личности.
Психологическим результатом тесного общения является объединение людей в одно
целое, так что единое «я» — по крайней мере, во многих случаях — становится
общей целью жизни группы. Лучший способ описать эту целостность — это слово
«мы» — оно включает в себя эмпатию и взаимную идентификацию, которые «мы» естественно
выражаем. Первичные группы являются первичными в том смысле, что они дают
человеку самый ранний и наиболее полный опыт общего единства, а также в том
смысле, что они не подвержены изменениям в той степени, в которой существуют
более сложные отношения, что означает, что они являются постоянным источником
Происхождение этих последних. Эти группы являются источником жизни не только
для личности, но и для социальных институтов. Они лишь частично несут печать
своего творения по конкретным традициям и в большей степени выражают общий
характер»[1].

 М. Вебер в своей работе «О некоторых
категориях понимания социологии» рассмотрел, как осуществляются действия
человека в обществе, и ему было важно выяснить, что мотивирует людей совершать
различные действия, и поэтому он сосредоточился на том факте, что Действия в
большинстве случаев включают рациональный компонент: «ориентированные на«
социальные »действия, которые мы будем называть действиями, ориентированными на
сообщество, в данном случае (и в определенной степени), если, во-первых, они
осмысленно ориентированы на ожидания, основанные на определенных заведениях
во-вторых, если эти заведения «сформулированы» чисто целенаправленно в
соответствии с ожидаемыми действиями обобщенных индивидов как следствие, и в-третьих,
если семантическая ориентация индивидов субъективно целенаправлена.
Установленный порядок в чисто эмпирическом смысле, который мы имеем в виду,
является либо односторонним, в рациональном пограничном случае, категоричным
требованием одних людей к другим, либо, в пограничном случае, категоричным
двусторонним объяснением людей, субъективно предполагаемым содержание, которое
сводится к тому, что определенные виды действий ожидаются и ожидаются»[2].

По нашему
мнению, задача научного сообщества должна состоять в том, чтобы изучить пути и
средства, которыми мы структурируем этот мир в наших умах. И только когда мы
обратимся к изучению витального мира, мы выйдем на фундаментальные уровни
значений. Мир жизни является основой взаимопонимания в социокультурном сообществе.
Таким образом, социальная феноменология развивается в направлении
антропологической социальной философии, она открывает новые перспективы для
углубленного философского изучения человека. Как это ни парадоксально, это
придает таким исследованиям большую объективность, поскольку учитывает
жизненную реальность человеческого мира посредством обращения к его жизненным
значениям. И это новая глава в истории методологии социального анализа.

Альфред Шуц
высказал мысль о том, что «индивидуальный мир» является основой социального
мира повседневной жизни. И что сочетание разных миров осуществляется на основе
«само собой разумеющихся понятий». А. Шуц описывает переход от личности к
обществу следующим образом. На определенной стадии развития индивидуальный
«запас знаний» следует «делить» с другими людьми, создавая то, что А. Шюц,
вслед за Э. Гуссерлем, называет «миром жизни». Мы создаем и модифицируем его в
нашем социальном взаимодействии и передаем его из поколения в поколение в
процессе социализации. А. Шюц тесно связывает понятие «живой мир» с пониманием
целей и задач общественных наук. Социальная феноменология имеет дело с
областью, созданной типологизацией вне «отдельных потоков опыта», и они
подходят к ней со своим «проектом понимания», состоящим в необходимости создать
его рациональное описание. В результате она работает с «типизацией второго
порядка», «типологией нашей совместной типологизации», задача которой —
упорядочить социальный мир, чтобы предсказать поведение людей или определить их
поведение как «ненормальное», если они отклоняются от понятий «само сражение за
само собой разумеющееся», понятий «здравый смысл». Объект, называя его,
придавая ему значение, мы вступаем в определенные отношения с ним, поскольку он
начинает выражать некоторые наших черт и признаков становится значимым
объектом, вписывающимся в мир, созданный нашим сознанием. Этот переход от
чувственного опыта (незначительные объекты) к логическому упорядочению и
определению (значимые объекты), который делается первым в сознании отдельного
человека, а затем — во взаимодействии индивидов, является ядром социальной
феноменологии. Тезис направлен на выработку определенного представления о роли
социальной феноменологии в изучении механизмов работы человека сознание. В
процессе работы над диссертацией я использовал методы сравнительного анализа
различных источников, теоретического обобщения данных для получения новых
знаний об изучаемом предмете. [1] Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок.
М.: Идея-Пресс, 2000. ISBN 5-222-07495-1 С.115. [2] Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии
// Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. — М., 1996. — С. 497.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ

КОНЦЕПЦИЙ 1.1 Описание творчества и работ Альфреда Шюца Шюц Альфред
— австрийский философ и социолог. Он родился в Вене и получил академическое
образование в Венском университете. Вскоре после его окончания он начал
работать в банке, и почти вся его последующая жизненная карьера оказалась тесно
связана с его работой в качестве банкира. Но эта деятельность, удовлетворяющая
его экономически и финансово, не принесла глубокого внутреннего удовлетворения,
которое дали ему исследования феноменологической социологии.

В связи с
присоединением Австрии к Германии в 1939 году Альфред Шуц эмигрировал сначала
во Францию (Париж), где, а затем в Соединенные Штаты, где он разделил свое
время между работой в качестве консультанта в ряде банков и преподаванием
феноменологической социологии. Он начал изучать последний только в 1943 году в
Нью-Йорке, где он начал преподавать в Новой школе социальных исследований. Его
«двойная» карьера продолжалась до 1956 года, когда он окончательно отошел от
банковских забот и полностью сосредоточился на феноменологической социологии.
Как видите, то, о чем он писал в своих работах — разделение научных знаний и
знаний повседневной жизни, нашло своеобразное отражение в судьбе его личной
жизни.

В 1932 году
он опубликовал на немецком языке свою самую важную работу «Феноменология
социального мира», которая долгие годы оставалась неизвестной широкому кругу
социологов. Только через 35 лет, в 1967 году, после смерти социолога, она была
переведена на английский язык и вызвала значительный спрос и интерес.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы