Дошкольная педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Обогащение нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обогащения нравственный представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме нравственного воспитания у детей дошкольного возраста 6
1.2. Специфика организации и проведения образовательных ситуаций с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОО 19
1.3. Способы обогащения нравственный представлений у детей старшего дошкольного возраста в посредством образовательных ситуаций 25
Выводы по 1 главе: 30
Заключение 30
Список литературы: 34

  

Введение:

 

Актуальность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время происходит смещение нравственных ориентиров.
Многие исследования российского современного социума указывают на наличие в нем таких негативных показателей, как: духовная дезинтеграция, девальвация системы ценностей людей старшего возраста и отсутствие четких ориентиров в жизни у молодежи. В таких условиях нация может оказаться на пути деградации и демографической дегенерации. Именно поэтому была озвучена мысль о необходимости возрождения нравственной духовности и национального самосознания. Эти идеи были активно поддержаны педагогическим сообществом.
Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается детский сад. И это правильно, поскольку именно в дошкольные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.
В работе над созданием подобной подпрограммы рекомендуется пользоваться Концепцией духовно-нравственного воспитания российских дошкольников. Содержание этого документа согласуется с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании». Главная цель концепции — раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений. Согласно концепции, деятельность школы должна быть направлена на формирование сознательного гражданина и воспитание патриота.
ФГОС ДО перед ДОУ ставит задачу подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности дошкольника, личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Нравственное воспитание детей становится вопросом первостепенной важности в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Бездуховность и обеднение системы ценностей ведут к трансформации понимания добра и зла у молодежи и ставят общество перед опасностью моральной деградации. В этой связи одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения является нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Именно эта проблема является центром всех программ дошкольного образования.
Проблему становления нравственности рассматривали разные ученые гумманисты А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, педагоги-классики К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский. По мнению таких выдающихся психологов как Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец и др., именно дошкольный возраст является периодом зарождения и формирования норм морали, нравственности и этики. В этой связи необходимо организовывать в дошкольном учреждении специальную работу педагога с разъяснением нравственных и моральных норм, нравственных отношений к человеку, к обществу, к труду.
Детскими психологами и педагогами доказано, что основным видом деятельности в дошкольном учреждении является образовательная деятельность. Поэтому, нам кажется наиболее эффективным применение образовательная деятельность при нравственном воспитании дошкольников.
Проблемой нашего исследования является выявление способов обогащения нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций.
Тема курсовой работы: «Обогащение нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций»
Цель исследования: теоретическое обоснование способов формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: способы обогащения нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогические подходы к проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Описать специфику организации проведения образовательных ситуаций в условиях ДОО.
3. Охарактеризовать способы формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций.
Методологическую основу исследования составили современные философские, общенаучные концепции в сфере культуры и образования; историко-педагогические и общепедагогические теории; характеристики и оценки рассматриваемого периода в исторической, историко-педагогической литературе и периодике; методологический опыт исследования генезиса научных проблем.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственных представлений, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственных представлений.
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих педагогов к нравственному воспитанию дошкольников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и исторической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В курсовой работе раскрывается содержание понятий «нравственное воспитание» и «нравственные представления», выделяются компоненты нравственного воспитания и их дальнейшее развитие в дошкольных заведениях, определяются типовые особенности понимания детьми дошкольного возраста содержания моральных поступков, а также связанных с ними различных представлений, под действием наглядного поведения окружающих.
Формирование нравственных представлений личности является важной целью и необходимым условием развития русского государства. Именно поэтому решение этой проблемы является приоритетной задачей современного воспитания, построенного на аксиологических принципах гуманизма и демократизма, ориентированного на национальные и общечеловеческие ценности и культурные традиции.
Процесс нравственного воспитания детей предусматривает обновление жизни и помыслов воспитанников высшими смыслами в их отношении к национальной и мировой духовной наследия, истории, традиций, обычаев, обрядов, языка, культуры, веры, поисков идеала и смысла жизни людей.
Большую роль в нравственном воспитании дошкольников играет привлечение детей к образовательной деятельности по интересам, цель которых – предоставить каждому воспитаннику возможность реализовать свой природный потенциал, самоутвердиться. Педагоги опираются на положительные черты воспитанников, верят в их силы, учитывают интересы и потребности в творческой самореализации личности, что способствует духовно – нравственному развитию.
Конечно, учебное заведение не может оградить ребенка от негативного влияния среды, но в состоянии заполнить ее свободное время, предоставить возможность самореализоваться и самовыразиться через связь с традиционной народной культурой, духовным наследием народа.
Целесообразный организованный учебно – воспитательный педагогический процесс способствует формированию духовно и нравственно богатой личности, усвоению ею системы морально – этических норм, развития детской инициативы, влияет на развитие чувств, воли, характера и высокой морали. Рассматривая специфику образовательной деятельности, следует подчеркнуть, что процессу воспитания также свойственны определенные проблемы, решение которых на том или ином этапе становится прерогативой общества. На этом этапе развития российского общества воспитание имеет такие проблемы, решение которых требует первоочередных усилий не только со стороны садика, но и государства, общества, семьи, общественности:
— развитие нравственного самосознания детей;
— реализация принципа гуманизма;
— формирование образа «Я» как системы личностных ценностей;
— нравственное воспитание детей на основе образования;
— сочетание образования, науки, культуры и религии;
— нравственное воспитание ребенка в семье;
— формирование духовности и нравственности как базовых характеристик личности;
— пропаганда здорового образа жизни;
— создание наилучших условий для самопознания, саморазвития, самореализации.
Таким образом, определяется еще одна важная составляющая процесса формирования нравственных качеств, а именно: деятельность учащихся при освоении нравственных знаний с целью расширения опыта морального поведения.
Согласно результатам, анализа психолого-педагогических работ определена структура нравственной воспитанности у старших дошкольников, в которой выделены три компонента — интеллектуальный (содержательный), эмоциональный (мотивационный), поведенческий (действенный). Ее формирование возможно на основе поэтапного становления соответствующих компонентов нравственного воспитания: осознанное усвоение знаний о нормах морали, стимулирования и закрепления положительного отношения к их соблюдению, организация опыта нравственного поведения.
Проанализированы взгляды ученых к нравственного воспитания старших дошкольников с позиции нового понимания учебно-воспитательного процесса подтверждают необходимость переосмысления процесса нравственного воспитания, поиска новых подходов к его организации в условиях коренной реконструкции украинского общества.
Анализ научных источников позволил также выявить некоторые особенности нравственного воспитания старших дошкольников, убедиться, что этот возраст является сенситивным для нравственного воспитания, поскольку в этот период закладывается основа мировосприятия, активно формируется нравственная сфера, интериоризуются моральные ценности, осознается необходимость моральных качеств.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы обогащения нравственный представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций
1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме нравственного воспитания у детей дошкольного
возраста

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что в изучении проблем нравственного воспитания преобладают три основных подхода: когнитивный — формирование знаний и представлений (Л. И. Божович, Н. А. Ветлугина, Г. А. Урунтаева, Е. В. Субботский, И. В. Сушкова, Н. А. Хо-лина), деятельностный — формирование нравственного поведения (С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк, С. Г. Якобсон, Т. П. Гаврилова, Е. А. Киянченко, Н. И. Цуканова, Е. Н. Гончарова), эмоциональный — воспитание нравственных чувств и эмоций (А. В. Запорожец, Т. А. Репина, Р. С. Буре, И. А. Княжева, Л. П. Стрелкова, Л. Ф. Чекина). Однако в этих исследованиях, несмотря на выделение приоритетного направления, прослеживается необходимость объединения всех трех подходов. Поэтому в нашем исследовании мы придерживаемся позиции о необходимости сочетания в нравственном воспитании трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного — и именно это является целевым компонентом нашей методики.
Существенный компонент отражает цель и представлен тремя компонентами — когнитивным, эмоционально-ценным и подробным примечанием.
Когнитивный компонент предполагает развитие знаний и понимания о моральных качествах норм и правил поведения и общения, об эмоциях, эмоциональных состояниях и настроении людей путем изучения различных аспектов нравственного поведения, анализа различных ситуаций морального содержания, морали литературных героев с учетом всех этапов их поведения, анализ мотивов, чувств и действий всех участников ситуации и оценки воздействия [21].
Эмоционально-ценностный компонент предполагает создание позитивного эмоционального отношения детей к соблюдению моральных правил и норм и позитивного самосознания путем воспроизведения этюдов, направленных на передачу эмоциональных состояний от организации ложных нравственных рассказов, давая ребенку возможность быть в положении героя и переживать его чувства и эмоции, организовывать ситуации, развивать способность находить в характере и поведении других людей и свои положительные черты характера и симптомы, а также слушать различные музыкальные произведения для усиления эмоционального отзывчивость детей и создание общего позитивного эмоционального фона.
Активный компонент предполагает организацию различных ситуаций взаимодействия и взаимопомощи для освоения различных способов действия и обогащения опыта нравственно-направленной деятельности детей.
Организационно-деятельностная составляющая представлена формами, методами и средствами организации учителей и детей.
«Нравственность – это те внутренние, духовные качества, которых придерживается человек, включая этические нормы и правила поведения, характеризуемые данными качествами», – определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов. [18, с. 283].
Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и того общества, в котором они живут. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Анализ научной разработанности темы показал, что исследование нравственных представлений у дошкольников велось в нескольких направлениях. Такие ученые как Ж. Пиаже, Л. Колберг изучали формирование нравственных представлений в онтогенезе, Е. Субботский сосредоточил свое внимание на выявлении внешних и внутренних детерминант нравственного развития, а также расхождениями между нравственными представлениями детей и их реальным поведением. Исследования С. Якобсон обогатили теорию сведениями об особенностях отношений дошкольников к нравственным нормам и правилам, связи нравственных представлений и чувств ребенка. А. Максутова обратила внимания на гендерные особенности развития нравственных представлений у дошкольников.
Как пишет ученый: «Большинство исследователей определили, что к концу дошкольного возраста нравственные представления включают представления о нравственных нормах и качествах, а также о критериях нравственной оценки поведения. Развитие нравственных представлений осуществляется по линии увеличения их числа, повышения адекватности, обобщенности, точности и полноты, дифференциации общего эмоционального отношения и смысловой характеристики нравственных норм» [13, с. 37-38]. При работе с понятием нравственного воспитания и нравственных представлений, необходимо сначала обратиться к уже существующим понятиям и подходам, которые лежат в основе выбранной темы.
Нравственные представления – это обобщенный образ, форма знаний о нравственных нормах, критериях правильного отношения к себе и к другим. Очень важным условием развития нравственных представлений у ребенка является образовательная среда, в которой закладывается система нравственных ценностей человека. Показателем развития нравственных представлений является характер отношения человека к окружающим людям, природе, к самому себе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы