Внеурочная деятельность Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Нравственное воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы изучения нравственного воспитания младших школьников. 7
1.1. Психолого-педагогические и исторические
аспекты нравственного воспитания  7
1.2. Особенности нравственного воспитания младших
школьников. 9
1.3. Формы организации нравственного воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности. 14
Глава 2.
Экспериментальное исследование нравственного воспитания младших школьников в
условиях внеурочной деятельности. 23
2.1. Организация и методы экспериментального
исследования нравственного воспитания младших школьников в условиях внеурочной
деятельности. 23
2.2. Результаты экспериментального исследования
нравственного воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности. 29
Заключение. 58
Список
использованных источников. 60

  

Введение:

 

В настоящее время одной
из актуальных задач является подготовка подрастающего поколения, способного к
самостоятельной оценке происходящих событий, умеющего выстраивать собственную
жизнедеятельность таким образом, чтобы соответствовать требованиям и нормам
общества. Это тесно взаимосвязано с проблемой формирования устойчивых
нравственных качеств личности, формируемых в ходе нравственного развития. В
условиях образовательного процесса как раз и реализуется нравственное
воспитание и развитие школьников.

В условиях современного
общества все более выраженными становятся проявления агрессивности, жестокости,
эмоциональной ограниченности, эгоистичности, все большую актуальность
приобретает проблема нравственного воспитания.

В младшем школьном
возрасте у детей наблюдается формирование нравственных представлений, более
развитыми становятся привычки и навыки социально приемлемого поведения. В
период младшего школьного возраста происходит развитие таких основополагающих
ценностей, как  честность,
справедливость, дружба, патриотизм. У ребенка в условиях школьного воспитания начинается
переосмысление чувств, переживаний, он начинает по-другому оценивать
окружающих. Огромным потенциалом для формирования нравственных качеств личности
обладает внеурочная деятельность, способствующая усвоению нравственных норм,
ценностей через познание себя и окружающего мира.

В соответствии с
духовно-нравственной концепцией, представляющей собой научно-методологическую
основу реализации ФГОС НОО, осуществляется процесс формирования у детей
младшего школьного возраста нравственных ценностей. В соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования
нравственное воспитание основано на личностном развитии школьника посредством
создания образа мира,ценностно-смысловыхнаправлений и основы для морального
выбора, соответствующего нравственным ценностям.

Однако решение задач
нравственного воспитания в условиях внеурочной деятельности недостаточно
исследовано. Всё вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы
исследования: «Нравственное воспитание младших школьников в условиях внеурочной
деятельности».

Проблема исследования
заключается в определении условий, которые могут обеспечить формирование
нравственных ценностей у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

Цель исследования: изучить
нравственное воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

Объект исследования:
процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования: нравственное
воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования
заключается в предположении о том, что процесс нравственного воспитания во
внеурочной деятельности, в частности, формирование нравственных ценностей
младших школьников будет более продуктивным, если соблюдаются следующие
условия:

1. Организована деятельность, которая будет
способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к
явлениям жизни и пониманию социального и личностного смысла нравственных
ценностей.

2. Организована коллективная творческая
деятельность, направленная на развитие нравственных ценностей.

3. Созданы условия для расширения ценностного
пространства ученика в значимой для него деятельности.

Исходя из гипотезы
исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по вопросам нравственного воспитания младших школьников.

2. Изучить формы организации нравственного
воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование
нравственного воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

4. Разработать и провести комплекс занятий по
формированию нравственных ценностей младших школьников в условиях внеурочной
деятельности.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в
фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется
сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы
дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного
воспитания. Такие исследователи как М.М. Гей, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.
освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к
нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно.

Методы
исследования:

Для решения поставленных
задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также
методы количественной обработки данных:

-теоретические методы
(анализ, синтез, обобщение);

— эмпирические методы
(тестирование);

— методы количественной
обработки данных (количественно-качественные методы обработки данных,
интерпретационные методы, статистический анализ полученных данных).

В ходе выполнения
экспериментальной части исследования использовались следующие диагностические
методики: методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой; анкета
«Определения мотивации» (Н. Лусканова); анкета по методике
Н.П. Капустиной.

Выполнение
работы проходило в несколько этапов:

Первый этап
– подготовительный (сентябрь – октябрь 2020 г.). На данном этапе была изучена
психолого-педагогическая литература по теме исследования, определена цель и
задачи исследования, сформулирована гипотеза, выбрана экспериментальная база,
подобраны методики для эмпирического исследования.

Второй этап
– основной (ноябрь 2020г. – март 2021 г.). На данном этапе было проведено
эмпирическое исследование.

Третий этап
– заключительный (апрель 2021г.). На этом этапе были изучены данные, полученные
в процессе эмпирического исследования, проанализированы и проинтерпретированы
результаты, сформулированы выводы и рекомендации, оформлена работа.

База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №21 г.Выборка. В
исследовании приняли участие 26 детей в возрасте 7-8 лет (13 детей
экспериментальной группы и 13 детей контрольной группы).

Практическая значимость
исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены педагогами
в процессе нравственного воспитания младших школьников во внеурочной
деятельности.

Структура выпускной
квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников, приложения. Работа содержит 8 таблиц, 3 рисунка,
литературный список состоит из 48 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом,
нравственное формирование личности является сложным и многогранным процессом,
который осуществляется при воздействии разных факторов и условий. Что касается
подрастающего поколения, то его развитие связано с воздействием внутренних и
внешних факторов, накладывающих определенный отпечаток на его поведение и
моральный облик.

Нравственное воспитание в
школе должно ориентироваться на требования нашей жизни не только на сегодня, но
и в будущем. Соответственно, особое значение придается воспитанию морально-волевых
качеств обучающихся, среди которых честность и правдивость, нравственная
чистота, простота и скромность, уважение к старшим и т.п.

Необходимо воспитывать у
младших школьников чувство справедливости и честность, формировать нетерпимое
отношение к отрицательным качествам и поступкам, мешающим строить новое
общество. Важность нравственного воспитания детей объясняется несколькими
причинами. В первую очередь, ребенок не рождается нравственным или
безнравственным. Он становится таким в процессе целенаправленного воспитания.
Помимо этого, для того, чтобы освоить нравственный опыт, ребенок нуждается в
постоянной помощи взрослого, который уже имеет его, поскольку личный опыт
ребенка ограничен. Отсюда следует необходимость систематического воспитания,
которое будет направлено на формирование положительных моральных качеств.

Так же определено, что
любое качество личности, уровень ее развития и интеллектуальное совершенство
характеризуются положительным социальным смыслом только наряду с сочетанием
нравственного развития личности.

В первую очередь
нравственное воспитание детей младшего школьного возраста протекает в процессе
обучения. На занятиях дети приучаются к самостоятельной работе, успешность
которой зависит от соотнесения своих усилий с усилиями других, умения слушать и
понимать одноклассников, сопоставлять свои знания с другими, иметь мнение и
отстаивать его, помогать другим и принимать помощь. В процессе внеурочной
деятельности ребенок может получать удовольствие от процесса получения новых
знаний, или огорчаться от неудач и ошибок. Однако все это говорит о том, что
ребенок усваивает необходимый ему опыт, в том числе нравственных качеств.

Так можно сделать вывод,
что нравственное воспитание способствует развитию моральных качеств, черт,
навыков и привычек поведения подрастающего поколения. В качестве ведущей
категории нравственного воспитания служит понятие нравственного чувства,
которое представляет собой переживание детьми различных нравственных отношений.
В процессе нравственного развития происходит формирование нравственной
воспитанности, способной материализоваться в общественно ценностные личностные
свойства и качества, и проявляется в выстраивании межличностных отношений, а
также деятельности и общении.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения нравственного воспитания младших
школьников

1.1. Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного
воспитания

Нравственное воспитание
представляет собой достаточно обширное понятие и касается всех сторон
жизнедеятельности человека. Известный педагог В.А. Сухомлинский, разрабатывая
воспитательную систему всестороннего развития личности, говорил о том, что
важным и системообразующим фактором является нравственного воспитание [39].

По мнению Герасимова С., нравственность представляет
собой такую личностную характеристику, которая объединяет многие качества и
свойства, среди которых доброта, порядочность, дисциплинированность и
коллективизм [9].

А. Я. Данилюк указывал,
что нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к
обществу и к себе. Нравственное воспитание можно охарактеризовать как процесс
целенаправленного и систематического влияния на сознание, чувства и поведение
личности с тем, чтобы сформировать у человека соответствующие требованиям
общественной морали нравственные качества [12].

По мнению такого
педагога, как Б.Т. Лихачев, среди основополагающих базовых категорий
нравственного воспитания следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и
реальные нравственные отношения [24].

В качестве
основополагающих приоритетных задач нравственного воспитания служат такие, как:

— формирование у индивида
нравственного сознания;


воспитание нравственных чувств; — выработка умения и
навыков нравственного поведения.

В ходе реализации нравственного
воспитания одной из основных задач является приобщение личности к осознанию
взаимосвязи с социумом, установлению необходимости согласовывать собственное
поведение с общественно выработанными нормами, правилами и интересами. В
контексте нравственного воспитания человек постигает все разнообразие
существующих нравственных идеалов, общественных требований, постепенно, по мере
личностного развития нравственные знания в сознании индивида трансформируются в
нравственные убеждения, а затем происходит развитие достаточно устойчивых
нравственных чувств и качеств.

Включаясь в нравственное
воспитание, индивид постепенно приобретает нравственную воспитанность,
преобразуемую в социально ценные качества личности, способные проявляться в
межличностном взаимодействии, общении и деятельности. Кроме того, наличие у
человека нравственной воспитанности означает его способность к переживанию
глубоких нравственных чувств и эмоциональных переживаний, проявлению
сочувствия, сострадания, эмпатии по отношению к окружающим. Нравственная
воспитанность свидетельствует о развитом нравственном сознании, подчеркивает
выраженность морального сознания и отражает умение человека к анализу явлений и
процессов с позиций соотнесения их с нравственным идеалом [18].

Таким образом, на основании
вышеизложенного, можно утверждать о том, что нравственная воспитанность
представляет собой совокупность нравственных привычек и норм, доказывает
наличие у индивида культуры отношений.

Помимо этого, об уровне
нравственной воспитанности свидетельствует наличие у школьников сильной воли и
способности к осуществлению нравственно-волевого контроля и самоконтроля, а
также регуляции поведения.

Проявление нравственной
воспитанности отражается в активной жизненной позиции индивида, единстве слова
и дела, гражданском мужестве и решимости в трудных жизненных ситуациях,
сохранение верности своей убежденности и самому себе [16].

Нравственным принято
считать индивида, который нормы, правила и требования представляет за свои
собственные взгляды и убеждения, принимая их как привычную форму поведения.
Другими словами, нравственность представляется внутренним категорическим
императивом личности, побуждаясь здоровыми общественными потребностями, которые
связаны с моральными знаниями, взглядами, убеждениями и идеалами.

Содержание нравственного
воспитания в начальной школе подвергается существенным изменениям по причине
того, что существует необходимость возрождать общечеловеческие ценности [20].

Однако для того, чтобы
совершать нравственные поступки, ученики должны испытывать потребность в этом,
соответственно, формирование нравственных потребностей в младшем школьном
возрасте обеспечивается посредством того, что осуществляется переработка
моральных норм и принципов в индивидуальное сознание. Впоследствии наличие
нравственной потребности предопределяет возможность совершения ребенком
свободного морально-нравственного выбора, а нравственные поступки преобразуются
в устойчивые привычки нравственного поведения.

Таким образом,
нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс
формирования у детей младшего школьного возраста сознательности, нравственных
чувств и поведения в соответствии с общественно принятыми и установленными
нормами, идеалами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы