Платная доработка на тему Независимая диагностика как элемент внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) общеобразовательных организаций г.Москвы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
2.1 Основные методы оценки качества образования
2.2 Структурно-функциональная модель оценки качества
2.3 Опыт Москвы в развитии региональной системы оценки
качества образования
3.1 Описание программы исследования
3.2 Результаты проведенного исследования
3.3. Рекомендации по устранению выявленных проблем
Список использованных источников
Введение:
Актуальность темы настоящего исследования определяется
востребованностью внутренней системы оценивания качества образования как
необходимого элемента системы управления
качеством, назначение которой связано с обеспечением критериев оценки
требованиям стандартов, образовательным запросам личности и потребностям общества.
В настоящее время наиболее востребованной становится
индивидуальная для каждой образовательной организации система внутренней оценки
качества образования (далее — ВСОКО), которая будет наиболее эффективной и
позволит оценивать качество образования по объективным показателям. Но несмотря
на целесообразность существования ВСКО в каждой организации не во многих она
есть и функционирует. Это связано со сложностью ее построения.
Степень изученности темы исследования: Проблемам
развития и повышения качества образования в различных аспектах ее изучения,
исследованию общих принципов мониторинга качества образовательной деятельности
и управления ею, изучению опыта использования международных программ оценки
качества образования посвящено значительное количество научных публикаций как
зарубежных, так и отечественных авторов, к числу которых можно отнести А.
Бермуса, А. Бордовских, Ю. Итина, Л. Нестерова, С. Редько, Т. Трапицына, Г.
Уолфорда, Ф Кайзера, И. Коваленко.
Важно подчеркнуть, что проблему оценки качества
образования обсуждали и продолжают обсуждать на различных уровнях: от
государственного до единичной школы и учителей. Проблеме оценки качества
образования посвящены различные научно-практические конференции, семинары,
заседания педагогических советов, круглые столы и многие другие мероприятия. Несмотря
на то, что вопросы уже неоднократно обсуждались, и в настоящее время нет
ясности и согласованности как в понимании принципов и методов оценки, так и возможностей использования результатов оценки
качества образования. В большинстве своем оценка проводится по результатам ГИА
или других внешних диагностических работ. В некоторых случаях на основе
диагностических работ формируют рейтинг общеобразовательных учреждений.
Анализ нескольких десятков сайтов школ, расположенных
в различных субъектах Российской Федерации позволяет говорить о том, что на
большинстве из них не представлены (скорее всего по причине их отсутствия) локальные
нормативные акты, которые регламентируют оценку качества образования. А
большинство из имеющихся ориентируются, прежде всего, на внешнюю оценку.
В связи ос сказанным выше можно сформулировать проблему
настоящего исследования и системы оценивания качества образования, которая
кроется в том, что не смотря на то, что качество преподавания – это самый важный
фактор, оказывающий влияние на качество образования, в большинстве случаев при
оценке не учитывается мнение непосредственно тех, кто получает это образование,
то есть учеников. При этом на практике очень часто педагоги негативно относятся
к опросам обучающихся относительно
качества образования.
Исходя из обозначенной проблемы можно сформулировать гипотезу
настоящего исследования: успешность и результативность внутренней системы
оценки качества образования для образовательного учреждения обеспечивается
четкой регламентацией на основе разработанного локального нормативного акта, в
основе которого лежит миссионерская цель внутренней системы оценки качества
образования. ВСОКО в соответствии с разработанными локальными актами должна
связывать между собой следующие аспекты: ученику должно быть интересно в школе в целом
и на конкретном уроке, ученик должен иметь возможность получать знания и
умения, необходимые в будущей взрослой жизни, на высоком уровне.
Таким образом, принимая во внимание обозначенное, цель
работы заключается в исследовании особенностей и возможностей независимой
диагностики как элемента внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)
общеобразовательных организаций г. Москвы.
Объектом изучения является модель
внутренней системы оценки качества образования.
Предметом — единая система диагностики и
контроля состояния образования, обеспечивающая определение факторов и
своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОО.
В соответствии с целью, объектом и предметом
выдвигаются следующие задачи:
— исследовать понятие и основное значение внутренней
системы оценки качества образования общеобразовательных организаций;
— провести анализ основных положений внутренней
системы оценки качества образования общеобразовательных организаций;
— изучить основные методы оценки качества
образования;
— представить структурно-функциональную модель оценки
качества;
— исследовать опыт Москвы в развитии региональной
системы оценки качества образования;
— разработать и экспериментально исследовать качество
общеобразовательных организаций с помощью метода независимой диагностики.
Цель и задачи исследования определили структуру
исследования, которая представлена введением, тремя главами, заключением,
списком использованных источников и приложениями.
Заключение:
На основании проведенного исследования можно сделать
следующие выводы:
Анализ особенностей ВСОКО позволяет сделать вывод о
том, что такой подход к оценке качества образования принципиально отличается от
ранее существовавших, поскольку ВСОКО стреляет внутреннюю оценку возможностями
субъективного характера и одновременно связывает с потребностями общества.
Опыт московских школ свидетельствует о необходимости
каждой образовательной организации самостоятельно проектировать ВСОКО, которая
будет учитывать индивидуальные особенности и потребности конкретного
образовательного учреждения. ВСОКО являются инструментом, который наделяет
образовательная организация полномочиями проектировать не только настоящие, но
и будущее качество образования.
Использование предложенной в рамках исследования
методики позволяет не только определить стадию ЖЦ образовательной
организации, но и выявить проблемные
зоны в деятельности школы;
На основе полученных результатов можно определить
направления для совершенствования системы управления школой.
Таким образом,
выдвинутая гипотеза о возможности применения концепции ЖЦО к оценке
образовательной организации подтвердилась.
В рамках настоящего исследования при помощи эмпирических методов исследования
были определены стили управления руководителей образовательных учреждений,
также было оценено влияние стиля на эффективность организации в целом.
Исследование
было организовано в три последовательных этапа:
1. Разработка программы комплексной оценки
стадий развития общеобразовательной организации
2. Реализация программы на базе трех школ,
отобранных по сходным параметрам: №29, 2 и 3.
3. Разработка методических рекомендаций по
проведению комплексной оценки стадии развития общеобразовательной организации.
Результаты
проведенной диагностики показали, что руководители и их заместители данных
учреждений имеют в основном смешанный стиль руководства (авторитарный —
демократический), но с разной степенью выраженности. Проведенная диагностика
показала, что у руководителей в разной степени выражены как личностные
качества, так и управленческие способности, что находит отражение в их
управленческой деятельности, то есть каждому руководителю характерен свой
индивидуальный стиль руководства образовательной организацией.
В связи с
чем был сделан вывод о прямо пропорциональной зависимости стиля руководства и
личных качеств.
Успешность
управленческой деятельности связана в равной степени как с приобретенными
умениями управлять, так и с личностными качествами, которые в совокупности
позволяют правильно строить и корректировать отношения с коллективом, оказывать
влияние на психологический климат, снижать уровень конфликтности, мотивировать
подчиненных на достижение высоких результатов.
Кроме того,
проведенный анализ показал, что при помощи развития и совершенствования
личностных качеств руководители с опорой на реальную обстановку могут оказывать
положительное воздействие на эффективность деятельности образовательного
учреждения. На основе результатов эмпирического исследования также можно
заключить, что применение только одного стиля руководства без его корректировки
на протяжении всего срока управления школой не позволит руководителю добиться
высоких результатов.
По
результатам исследования были сформулированы рекомендации по оптимизации стиля
управления руководителям образовательных учреждений: изменить авторитарный
стиль руководства на «адаптивный» стиль, проявляющийся в умении руководителя
вести себя в зависимости от требований реальной ситуации; использовать в процессе решения
управленческих задач потенциальные возможности коллектива: профессиональный,
интеллектуальный, творческий потенциал;
главным ориентиром избрать создание благоприятной рабочей среды,
оказание психолого-педагогической поддержки членов своего коллективу для их
реализации потенциальных возможностей.
Представляется,
что предложенные рекомендации по совершенствованию стиля управления
руководителей образовательных учреждений действительно являются эффективными.
По результатам исследования можно выделить следующие
проблемные зоны каждой из школ:
МБОУ СОШ 1: -23,5 балла свидетельствуют о том, что в
настоящий момент по шкале ЖЦО школа находится на стадии старения или спада.
Общий невысокий балл и отрицательные значения по второй и третьей группам
говорят о низкой конкурентоспособности образовательной организации в настоящий
момент. 9 из 18 показателей демонстрируют отрицательную динамику развития
школы.
МБОУ СОШ 2:
8,7 баллов в итоге свидетельствую о нахождении школы в настоящий момент в
переходном состоянии от стадии стабильности к стадии спад. Кроме того,
наблюдается отрицательная динамика по показателям первой группы, а 8 из 18
показателей «западают».
МБОУ СОШ 3:
эта образовательная организация показала самый большой балл из трех школ —
13,9, и только 6 показателей свидетельствуют о неблагополучии в процессах
развития, при этом 3 показателя — ресурсные, и только 2 относятся к группе
конкурентоспособности.
Исходя из
выявленных проблем в отношении каждой школы руководителям могут быть
рекомендованы следующие управленческие решения:
МБОУ СОШ 1: Руководителю
может быть рекомендовано провести анализ
возможных причин отрицательной динамики по 9 показателям. Анализ
показал, что в целом климат в коллективе благоприятный, хорошие неформальные
коммуникации, но о результатах самого учреждения директор заботится намного
меньше чем о психологическом климате в коллективе. Повышению
конкурентоспособности МБОУ СОШ 1 будет способствовать развитие рыночных и инновационных элементов,
то есть необходимо увеличить долю молодых педагогов, разработать и внедрить
дополнительные образовательные программы, организовать формирование творческих групп для решения стратегических
задач развития школы, способствовать внедрению и расширению числа используемых
инновационных технологий, повышать социальную активность школы в
образовательном сообществе.
МБОУ СОШ 2: Руководителю
необходимо принять ряд мер для предотвращения перехода образовательной
организации на стадию спада, то есть прежде всего провести анализ причин
отрицательной динамики ряда показателей, а затем предпринять меры по
усилению элементов бюрократической и
рыночной (результативной) типов ОК. Этому будет способствовать повышение
квалификации педагогического состава, увеличение числа школьников, принимающих
участие в олимпиадах, разработка и внедрение новых образовательных программ,
организовать формирование творческих
групп для решения стратегических задач развития школы, повышать социальную
активность школы в образовательном сообществе.
МБОУ СОШ 3: Не смотря на лучшие в группе показатели
развития ЖЦ школы руководителю также может быть рекомендовано провести анализ
причин отрицательной динамики ряда показателей. Организационную культуру данной
образовательной организации можно охарактеризовать как клановую, не смотря на
наличие и инновационного типа ОК. Также следует отметить, что педагоги школы стремятся к рыночному и инновационному типам
ОК, что подчеркивает потенциальную готовность школы к развитию. В связи с чем
руководителю можно рекомендовать усилить инновационную, творческую и
результативную составляющие организационной культуры.
Таким образом, реализация разработанной
экспериментальной методики позволила как
определить стадию жизненного цикла школ, так и сформулировать проблемные зоны в
деятельности каждой школы. То есть, можно заключить о возможности применения
методики при разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления
школой.
Тотальное управление качеством признается важной
философией менеджмента и широко используется в развитии и приобретении образования.
Она признает необходимость постоянного развития системы образования, будь то
студенты, преподаватели или администрация.
Проведенный анализ показал, что ВСОКО служит основой
принятия управленческих решений, позволяет оценить их вариативность для обеспечения
достижения требуемого уровня качества образования. ВСОКО позволяет также
обеспечить комплексное сопровождение (организационное, научно-методическое,
информационное, финансово-экономическое, материально-техническое)
совершенствования всех объектов ВСОКО с целью повышения качества образования. В
рамках исследования были определены основные критерии которые могут стать
ориентиром для разработки ВСКО для образовательного учреждения при условии
учета индивидуальных особенностей.
Качественное образование через улучшение школьного
образования лучше всего осуществляется путем понимания набора аспектов, которые
должны быть улучшены в каждой школе, т. е. результатов обучения учащихся (то,
что учащиеся изучают) и управления школами (то, как школы управляются). Третье
измерение улучшения школьного образования-это предоставление ресурсов,
необходимых школе для его улучшения.
Цель ВСКО состоит в том, чтобы повысить качество
системы образования путем наращивания потенциала заинтересованных сторон и
сотрудников школ для преобразования этой системы в систему, которая реагирует и
стремится удовлетворять потребности детей в обучении.
На каждом уровне школы, муниципалитета и региона эти
инструменты должны оценивать качество и обеспечивать системы отчетности,
которые ведут к рефлексии. Эти инструменты должны в целом предоставлять
информацию о качестве предоставления услуг, управлении и процессах, которые
помогают улучшить результаты обучения учеников.
Руководящие принципы в рамках ВСКО могут быть определены следующим образом:
Должна быть честность цели, ведущая к прозрачности и
открытости во всех коммуникациях, т. е. эффективность коммуникации.
Процесс контроля качества должен обеспечивать
значимую обратную связь со школами и системой для улучшения.
Упражнение по контролю качества не должно
рассматриваться как инспекция; оно не предназначено для вынесения суждений и не
должно приводить к карательным действиям.
Выводы должны быть представлены таким образом, чтобы
они служили основой для будущих планов и практики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические особенности внутренней системы
оценки качества образования общеобразовательных организаций
1.1 Понятие и основное значение внутренней системы
оценки качества образования общеобразовательных организаций
Обеспечение качества включает в себя систематический
обзор образовательных услуг для поддержания и повышения их качества,
справедливости и эффективности. Она включает в себя самооценку школ,
внешнюю оценку (включая инспекцию), оценку учителей и руководителей школ, а
также оценку учащихся.
Развитие сильных систем обеспечения качества имеет
решающее значение для поддержки высококачественного образования в Российской
Федерации. Также важно поддержать реализацию Концепции развития
системы образования в нашей стране на протяжении всей жизни и
по продвижению общих ценностей .
Кроме того, обеспечение качества имеет жизненно
важное значение для создания условий для облегчения мобильности и
конкурентоспособности учащихся не только в России, но и в других странах, в
частности посредством повышения транспарентности и доверия. Обеспечение
качества также играет ключевую роль в поддержке взаимного признания высшей
средней квалификации и результатов обучения за рубежом.
Понимание того, что такое качество, варьируется в
разных странах. Различные субъекты образования и организации также имеют
свои собственные определения. Однако большинство из них склоняются к
согласию в отношении трех общих принципов: необходимости обеспечения
актуальности, равенства доступа и результатов и надлежащего соблюдения
индивидуальных прав. Это определяется тем, что образование, несомненно,
является целевым и ориентированным на рынок.
Переменные показатели качества образования
(показатели, которые могут быть оценены и учтены в индивидуальном порядке)
можно разделить на пять групп:
1.
Характеристики учащихся: в том числе способность
учиться, настойчивость, готовность к школе, предварительные знания, барьеры для
обучения и демографические переменные.
2.
Контекст: включая государственные ресурсы для
образования, родительскую поддержку, национальные стандарты, требования рынка
труда, социокультурные и религиозные факторы, влияние сверстников и время,
доступное для обучения и выполнения домашних заданий.
3.
Стимулирующий вклад: включая преподавание и учебные
материалы, физическую инфраструктуру и объекты, а также людские ресурсы.
4.
Преподавание и обучение: включая время обучения, методы
преподавания, оценку и размер класса.
5.
Результаты: включая навыки в области грамотности и
счета, ценности и жизненные навыки.
Для повышения качества образования и улучшения
результатов обучения планировщикам необходим доступ к основанному на фактических
данных анализу текущей ситуации, тенденций во времени и информации о сильных и
слабых сторонах системы и их причинах. Действенная система мониторинга и
оценки, учитывающая соответствующие показатели, может служить таким
доказательством. Показатели могут помочь отслеживать ход осуществления
стратегий и программ в рамках плана развития сектора
образования. Показатели качества образования могут иметь значимые
последствия для политики, позволяя проводить сопоставление во времени, в
различных местах или контекстах или со стандартами или глобальными контрольными
показателями.
В частности, показатели позволяют разработчикам
планов и лицам, принимающим решения в области образования, более конкретно:
·
Мониторинг изменений в таких областях, как
качество преподавания, учебная программа и успеваемость учащихся, которые могут
предупредить политиков о надвигающихся проблемах.
·
Измерьте воздействие усилий по проведению
реформы образования.
·
Поощрять совершенствование системы образования
путем ее сопоставления или отдельных ее частей с другими странами или
системами.
·
Сосредоточьте внимание на образовательных
подсистемах, которые могут потребовать совершенствования, таких как отдельные
районы или уровни образования.
·
Сосредоточьте внимание на ключевых показателях
справедливости, таких как показатели деятельности различных подгрупп, таких как
девочки, учащиеся, живущие в условиях нищеты, или учащиеся с ограниченными
возможностями.
Системы образования обычно анализируются с точки
зрения контекста, конкретных исходных данных, социальных или институциональных
процессов и результатов или конечных результатов. Показатели могут быть
разработаны для измерения вопросов, относящихся к каждой из этих категорий.
1.
Контекстные индикаторы: предоставляют информацию о
контекстуальных факторах, влияющих на обучение, например характеристиках
учащихся, социально — экономических условиях, культурных аспектах, статусе
профессии учителя и проблемах местного сообщества. Контекстные показатели
зачастую трудно разработать и измерить, поскольку они касаются качественных
вопросов. Общие инструменты сбора данных включают обследования, наблюдения
в классах, отчеты об инспекциях и самооценки.
2.
Входные показатели: главным образом измеряют
развертывание и использование ресурсов для облегчения обучения. Они
показывают, осуществляется ли плановая поставка финансовых, материальных и
людских ресурсов в запланированных объемах на всех уровнях
системы. Информацию о вводимых показателях относительно легко получить,
поскольку вводимые данные часто являются "счетными" по своей природе,
и процессы управления включают автоматическое ведение учета многих вводимых
данных. Одна из проблем может заключаться в различиях между производством
исходных данных и обеспечением их доступности на конечной точке. Например,
соотношение учебник / ученик может быть измерено с точки зрения количества
учебников, которые поставляются, или по количеству учебников, используемых в
школах. В некоторых случаях может наблюдаться расхождение между этими
двумя цифрами.
3.
Показатели процесса: измеряют, как осуществлялись
мероприятия образовательной программы – были ли они выполнены на желаемый
уровень качества. Это включает в себя то, как конкретные образовательные
процессы проводятся на практике, например, применение стандартов, качество
преподавания, время на выполнение задач, школьный климат и образовательное
лидерство. Как и контекстные показатели, показатели процесса также
касаются качественных вопросов и могут быть получены с помощью обследований и
педагогических наблюдений, отчетов об инспекциях и самооценок.