Платная доработка на тему Нетрадиционные техники рисования с детьми с ограниченными возможностями здоровья
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Психолого-педагогические условия изобразительной деятельности детей с ОВЗ 5
1.1. Основные понятия, цели и задачи 5
1.2. Роль педагога в организации занятий по рисованию для детей с ОВЗ………… ..9
Выводы к первой главе 16
Глава 2. Методические особенности использования нетрадиционных техник в преподавании творческих дисциплин с детьми с ограниченными возможностями здоровья 17
2.1. Методы и приёмы нетрадиционного рисования 17
2.2. Разработка серии уроков, направленных на развитие навыков и умений у детей с ОВЗ 20
2.3. Календарно-тематическое планирование 24
2.4. Формы и методы контроля. Система оценок 27
Выводы ко второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Творческое мышление – это один из способов активного познания мира, ведь именно в процессе креативности происходят продуктивные действия по переработке и переосмыслению окружающей действительности. Одним из важных направлений в развитии ребенка является развитие различных видов творческих способностей, направленных на художественное, эстетическое, социальное, нравственное и патриотическое воспитание детей. Существуют различные виды творческих способностей — скульптура, графика, живопись, архитектура и другие. Все перечисленные техники являют собой мощный педагогический инструмент для развития креативности подрастающего поколения. Невозможно рассмотреть развитие творческих способностей детей вне педагогического процесса. Современная педагогическая практика показывает, что быстрая смена методических точек зрения относительно психологических и художественных условий для формирования способностей, изменение самих детских поколений потребует серьезных изменений в технологии учителей, работающих с детьми, особенно тех, которые имеют особые потребности.
То, насколько школьник владеет собственными креативными способностями, определяется не только количеством его знаний в сфере искусства, но и желанием творить, а также уровнем владения разнообразными изобразительными техниками и материалами.
Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической теории практики на современном этапе. Оно начинается в раннем детстве наиболее эффективным средством художественной деятельности детей в дошкольном учебном заведении. Затем творческим развитием занимаются педагоги средней школы. Известно, что детское творчество — уникальное явление. Отечественные педагоги и психологи подчеркивают, что художественное творчество имеет большое значение для развития личности ребенка.
Научно подтверждена эффективность использования на уроках именно нетрадиционных техник изобразительного искусства. Эти занятия также полезны для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им чувствовать незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном итоге способствует общему умственному и личностному развитию.
Именно нетрадиционные техники являются той увлекательной методикой, которая привлекает детей младшего школьного возраста и активирует мотивационный компонент их обучения. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение является не результатом использования специальных техник, а эффектом манипулирования игрой.
Все вышеперечисленное определяет актуальность данной работы, которая заключается в том, что традиционные умения не всегда приносят необходимый и интересный результат для детей. Это даёт основание говорить об эффективности развития креативных способностей ребёнка именно с помощью нетрадиционных техник рисования.
Современные исследования Никитина А. В., Давыдова Г. Н. доказали, что нетрадиционные методики рисования способствуют развитию творческих способностей детей, формируют их воображение, дают детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Исходя из вышесказанного, были сформулированы цель, объект, предмет исследования и определены задачи работы.
Проблема заключается в невозможности развития творческих способностей детей с ОВЗ без использования нетрадиционных техник рисования.
Цель исследования: выявить возможности использования нетрадиционных методик рисования для развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями.
Объект исследования — процесс развития творческих способностей детей школьного возраста.
Противоречие — между необходимостью развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием использования нетрадиционных техник рисования учителем.
Предмет исследования — нетрадиционные приемы рисования как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Определение ведущих научных концепций исследований.
2. Рассмотреть проблему развития творческих способностей школьников в трудах учителей и психологов.
3. Охарактеризовать возможности использования нетрадиционных приемов рисования для развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями.
4. Сформировать серию уроков, направленных на развитие творческих навыков учащихся с ограниченными возможностями.
5. Провести календарно-тематическое планирование темы и определите формы и методы контроля.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, чтобы определить особенности развития детского творчества, а также выявить возможности использования нетрадиционных приемов как средства развития творческих способностей.
Практическая значимость этой работы заключается в разработке серии занятий, которые педагог может использовать для развития творческих способностей учащихся.
Заключение:
В результате нашего исследования мы обнаружили, что нетрадиционные методы рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающееся влияние нетрадиционных методик на творческий потенциал ребенка с ограниченными возможностями заключается в том, что эти методы не только интересны в качестве игровых манипуляций, но также предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения. Задачи были решены в работе:
1) была выбрана и изучена психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме — многие литературные источники посвящены нетрадиционным методам, в которых описывается необходимость их использования в работе с детьми с нормами развития и с детьми с нарушениями развития. доступны для детей дошкольного возраста.
2) Были изучены наиболее распространенные нетрадиционные методы — несмотря на их большое значение в развитии ребенка, в школьной практике нетрадиционные методы используются очень редко. Чаще всего вы можете увидеть использование монотипии и блоттинга в работе с детьми.
3) Выбор классов с использованием нетрадиционных методов визуализации как одного из средств развития творческого воображения детей.
Эта техника активирует воображение, раскрывая одно из его свойств — видение целого перед частями. В этом случае фигуры (фигуры), полученные в результате «происходящих» нетрадиционных приемов, обостряют чувствительность ребенка к дефектам, отсутствующим элементам, допускают неоднозначные задачи, что проявляется в создании различных рисунков у детей.
Овладение нетрадиционной техникой рисования приносит ученикам настоящую радость, если она построена с учетом специфики занятий и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры без труда.
Нетрадиционный рисунок привлекает своей простотой и доступностью даже для самых начинающих художников, раскрывает возможность использования известных бытовых и природных предметов как художественных материалов.
И самое главное, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главное не конечный продукт – картина или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, своих способностей, решимости.
Нетрадиционные методы рисования — это методы выявления правого мышления. Упражнения, направленные на умение отклоняться от стандарта плюс базовые навыки. Главное условие урока: самостоятельно мыслить, и задача учителя не вмешиваться в рабочий процесс, а исправлять его.
Совместная творческая деятельность с помощью современных технологий учит детей обсуждать, ставить и решать общие проблемы, понимать и уважать других. В совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и некомпетентных, талантливых и неумелых — все увлечены творческим процессом, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным успехам.
Многие виды нетрадиционного рисунка помогают повысить уровень развития зрительно-моторной координации (например, рисование мелом на мокрой бумаге). Коррекции мелкой моторики пальцев способствует, например, такая нетрадиционная техника покраски, как покраска пальцами. Этот и другие приемы требуют точности и скорости (необходимо выполнять такие действия до высыхания краски), умения правильно определять силу давления на материал или инструмент (не рвать бумагу, не ломать мел), требует терпения, аккуратности, внимания. Подобную работу выполняет заполнение ребёнком рисунка по контурам пластилином, с размазыванием. Эта работа стимулирует кончики пальцев ребёнка, где известно пословице, находится его мозг.
Нетрадиционные методы рисования позволяют учителю индивидуально подойти к детям, учесть их желание, интерес. Они развивают навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Использование нетрадиционных техник рисования способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личной сферы. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, воображение, творческую самостоятельность, дает возможность использовать известные предметы как художественные материалы и позволяет рисовать не с навязчивостью, а с удовольствием.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психолого-педагогические условия изобразительной деятельности детей с ОВЗ
1.1. Основные понятия, цели и задачи
Развитие чувства красоты у ребенка основывается на способности учителя представлять искусство как нечто важное в жизни человека, а также интересное и захватывающее. Действительно, именно графическая деятельность осуществляет своё развивающее влияние на многие аспекты психики ребенка и его личности в целом. Связь зрительной деятельности с общим психическим развитием детей дает возможность широко использовать ее как эффективное средство исправления психических недостатков у аномального ребенка. Важной составляющей учебно-воспитательного процесса является тот факт, что художественная деятельность развивает трудолюбие, эстетичность и художественный вкус каждого ребенка, в том числе с ограниченными возможностями. Это одна из тех доступных составляющих, которая должна быть в арсенале каждого воспитателя. Это открывает перед детьми много интересного, красивого, развлекательного. Эта деятельность является наиболее доступной для детей.
Исследовав работы различных отечественных и зарубежных авторов по рисования и творчества с использованием нетрадиционных приемов, мы пришли к выводу, что они являются важной составляющей в сфере развития ребенка, выражающееся в тексте этой работы.
У детей с ограниченными возможностями часто наблюдается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений о мире, влияет на развитие ребенка в целом и, в частности, на формирование зрительного навыки. Учитывая эти проблемы, мы устанавливаем, работая с детьми, следующие цели и задачи.
Главной проблемой детей с ограниченными возможностями здоровья в основном является недоразвитие базовых моторных навыков: то есть, уровень владения кистью, пальцами руки, умения сосредоточится на базовых операциях. [5] В процессе практической деятельности по реализации цели определяются общие задачи:
1. Развитие адекватных эмоциональных реакций у детей при рассмотрении различных объектов, доступных для их понимания;
2. Обучение детей восприятию, анализу и воспроизведению основных характеристик окружающих объектов, таких как форма, цвет, текстура и прочие особенности;
3. Формирование, совершенствование и обогащение представления о предметах мира;
4. Развитие целенаправленных движений руки и пальцев, движений обеих рук под контролем зрения;
5. Знакомство с базовыми изобразительными техниками, способами художественной передачи окружающей действительности;
6. Научить детей технике рисования с использованием традиционных (карандашом, краской) и доступных нетрадиционных приемов изображения («рисование пальчиком», рисования с помощью штампов из овощей или ластика, поролоновой губкой, маленьким валиком, раздувание пластиковыми трубочками)
7. Создание критериев для становления у ребят сравнительно самостоятельной зрительной работы.
Не обращая внимания на различия в возможностях ребёнка, неотклонимыми компонентами занятий по развитию художественного миропонимания обязаны считаться надлежащие:
— создание игровой быта, психологической атмосферы, подготовительное надзор во время прогулки на объектах находящейся вокруг реальности, нагревание объектов, специализированных для изображения;
— обеспечивание всевозможных сенсорных чувств у детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование);