Платная доработка на тему Немецкоязычные молодежные интернет-журналы как средство развития коммуникативных навыков на уровне среднего общего образования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛЫ В
НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. 7
1.1. Коммуникативные функции молодежных
интернет-журналов. 7
1.2. Общий обзор немецкоязычных молодежных
интернет-журналов. 12
1.3. Жанровая и языковая характеристика
немецкоязычных молодежных интернет-журналов. 17
Выводы по главе 1. 25
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ
МОЛОДЕЖНЫХ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛОВ.. 26
2.1. Немецкоязычные молодежные интернет-журналы
как средство развития лексических и грамматических умений. 26
2.2. Развитие коммуникативных навыков на материале
немецкоязычных молодежных интернет-журналов. 42
Выводы по главе 2. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
Введение:
В
современной методике преподавания иностранных языков всё чаще поднимается
вопрос о применении новых информационных технологий в образовательном процессе,
которые включают как новые технические средства, так новые формы и методы
обучения иностранному языку. По мнению исследователей, это связано с тем, что
главной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной
компетенции учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком
[Есина, 2006; Третьякова, Архипова, 2016]. Использование современных
Интернет-ресурсов способствует реализации личностно-ориентированного подхода в
обучении, обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения с учётом
способностей учеников, их уровня обучаемости, склонностей и т.д. В рамках
данного исследования интерес представляют молодежные Интернет-журналы, формы
работы с которыми включают: изучение лексики; отработку грамматических явлений;
обучение диалогической и монологической речи; обучение письму.
Актуальность
данного исследования обусловлена ведущей ролью коммуникативного метода обучения
в совокупности с пониманием комплексного характера иноязычного общения. В
условиях современного открытого информационного общества одной из
основополагающих компетенций является иноязычная коммуникативная компетенция.
Кроме того, учитывая тот факт, что языковая среда одновременно является и
средством обучения, и необходимым условием его оптимальной реализации, то
исследование молодежных Интернет-журналов в обучении немецкому языку является
весьма актуальным, поскольку в современных УМК по немецкому языку мало внимания
уделяется использованию публицистических текстов при формировании
коммуникативной компетенции старшеклассников.
Объект исследования – немецкоязычные молодежные
интернет-журналы.
Предмет работы – формирование коммуникативных навыков на основе
немецкоязычных молодежных интернет-журналов.
Целью работы является
описание приемов и методов формирования коммуникативных навыков на основе
немецкоязычных молодежных интернет-журналов.
Для
реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
· определить
коммуникативные функции молодежных интернет-журналов;
· провести общий обзор
немецкоязычных молодежных интернет-журналов;
· определить жанровые и
языковые характеристики немецкоязычных молодежных интернет-журналов;
· рассмотреть
дидактический потенциал немецкоязычных молодежных интернет-журналов как
средства развития лексических и грамматических умений;
· рассмотреть
возможности развития коммуникативных навыков с помощью немецкоязычных
молодежных интернет-журналов.
Для
достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались
следующие методы исследования:
теоретические: анализ методической, лингвистической, стилистической литературы
по исследуемой проблеме; общенаучные: анализ, описание, сравнение, обобщение,
синтез; эмпирические: наблюдение за учебным процессом в основной школе, беседы
с учителями немецкого языка.
Научная новизна
исследования заключается в разработке комплекса упражнений, направленного на
формирования иноязычной коммуникативной компетенции с опорой на немецкие
молодежные интернет-журналы в старших классах.
Материалом для
исследования послужили сайты молодежных интернет-журналов Bravo
(http://www.bravo.de), YAEZ (https://www.yaez.de) и SPIESSER
(https://www.spiesser.de).
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области
лингводидактики и методики обучения иностранным языкам (Р.К. Миньяр-Белоручев,
И.Л. Бим, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, С.Ф. Шатилов и др.), а также исследования
по молодежной публицистике (А. Амзин, А.А. Буров, Т.И. Гаврилова, М.С.
Омельченко, В.В. Химик, О.А. Цыкарева, К.О. Егорова, M. Castells, H. Ehmann, Н.
Henne и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем
проанализированы и обобщены основные методики формирования коммуникативной
компетенции с опорой на публицистический текст интернет-журнала.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что результаты исследования,
разработанный комплекс упражнений и представленные выводы могут быть
использованы в практике обучения немецкому языку.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по
главам, заключения, списка использованной литературы.
Во
введении обосновывается актуальность исследования, выделяются объект, предмет,
цель, задачи.
В
первой главе рассматриваются теоретические основы исследования молодежных
интернет-журналов в немецкоязычном коммуникативном пространстве.
Во
второй главе анализируется дидактический потенциал немецкоязычных молодежных
интернет-журналов как средства развития лексических и грамматических умений, а
также развитие коммуникативных навыков.
В
списке использованной литературы содержаться 56 источников, в которых
рассматриваются общие и специальные вопросы выбранной нами темы.
Выпускная
квалификационная работа выполнена на 59 страницах машинописного текста.
Заключение:
Целью
работы является описание приемов и методов формирования коммуникативных навыков
на основе немецкоязычных молодежных интернет-журналов.
Анализ
теоретической литературы позволил определить основную терминологию исследования.
Так, было определено, что основными функциями молодежных интернет-журналов
являются информирующая, познавательная, развлекательная, рекламная,
консультирующая функция, образовательная функция, воспитательная функция,
социализирующая функция.
В
сети Интернет существует большое количество молодежных журналов, направленных
не только на предоставление информации молодежи, но и на помощь в учебе, поиске
жилья, авто и т.п. Соответственно, круг тематики современных моложеных журналов
достаточно широк и позволяет выбрать различный материал для обучения немецкому
языку. Использование подобных материалов способствует развитию комплексной
коммуникативной компетенции.
Стиль
современной молодежной интернет-прессы рассматривается сегодня как сфера
применения языка, которая наиболее оперативно реагирует на новые
лингвистические явления и дает впечатляющую картину пользования языком, что
вызывает большой и пристальный интерес филологов и требует постоянного и
внимательного исследования.
Учитывая,
что владение коммуникативной и межкультурной компетенцией нельзя вообразить без
практики общения, то применение ресурсов сети Интернет на уроке немецкого языка
в этом смысле просто незаменимо. Это объясняется тем, что виртуальная среда
интернет средств позволяет выйти за временные и пространственное рамки, давая
ученикам возможность работать с аутентичным материалом на актуальные темы.
Однако не стоит забывать о том, что Интернет является лишь вспомогательным
техническим средством обучения, и для достижения оптимальных результатов
необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.
Анализ
практического материала свидетельствует также о том, что при работе с
молодежными интернет-журналами меняется и роль педагога, основной задачей
которого является поддержание и направление развития личности учеников, их
творческого поиска. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества
и совместного творчества. Эти условия предполагают неизбежный пересмотр
сложившихся на современном этапе организационных форм учебной работы,
заключающийся в увеличении самостоятельной индивидуальной и групповой работы
учащихся, отходе от традиционного урока с преобладанием объяснительно
иллюстративного метода обучения, увеличении объема практических и творческих
работ поискового и исследовательского характера.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНЫЕ
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛЫ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 1.1. Коммуникативные функции молодежных
интернет-журналов Прежде
всего, отметим, что лингвистическим функционализмом называется направление в
языкознании. Одна из наиболее ранних программных публикаций функционализма, как
отмечено в Лингвистическом словаре В.Н. Ярцевой, – «Тезисы Пражского
лингвистического кружка», в которых Р.О. Якобсон, Н.С. Трубецкой и С.О.
Карцевский определяли язык как функциональную и целенаправленную систему
средств выражения [Ярцева, 1990].
Придерживаясь узкого понимания функционализма, вслед за лингвистами
Пражской лингвистической школы отметим, что согласно телеологическому принципу
язык как целенаправленная знаковая система средств выражения предназначен для
выполнения определенных функций (прежде всего, – коммуникативной). Такой взгляд
обусловил развитие функционального подхода в описании различных лингвистических
явлений – от фонологии до семантики. Исследование социальной функции привело к
развитию теории функциональных стилей (разновидностей литературного языка,
используемых в определенных социальных условиях), а также к возникновению
теории актуального членения предложения [Основы функциональной лингвистики,
2006, с. 5-6].
В рамках данного исследования функциональный подход применяется к
изучению молодежных СМИ. При этом «молодежь – это социально-демографическая
группа, имеющая усредненные возрастные границы 14–30 лет, обусловленные
существенными гормональными перестройками организма, а также социальной
мобильностью, связанной с переходом индивида от детской несамостоятельности к
личностному самоопределению в обществе, от экономической и иной независимости
от родителей к полной правовой ответственности за собственное поведение»
[Буров, 2015, с. 62]. На наш взгляд, это наиболее четкое определение данного
понятия в современной социологии.
Под молодежными средствами массовой информации понимаем «форму
периодического распространения массовой информации, ориентированную на
аудиторию в возрасте от 14 до 30 лет включительно» [Castells, 2001, с. 38].
Соответственно, молодежь в данном случае представляет «инициативную возрастную
группу современного социума, которая из-за своей импульсивности и
впечатлительности зависима от социокультурных метаморфоз» [Осипов, 2017]. Все
это влияет на тематику и каналы предоставления информации в молодежных СМИ.
Интернет как канал передачи информации скорее является второй
реальностью, площадкой для возникновения коммуникативных ситуаций, нежели
просто одной из ее форм. Кроме того, глобальная сеть в современном мире
заместила такие привычные предметы как почта, домашний телефон, факс,
телевизор, а передача информации осуществляется по каналам Интернет с
использованием стандартных протоколов обмена и представления информации (голосовой,
печатной, видеоинформации, документальной, мгновенных сообщений, файлов и т.п.)
[Осипов, 2017]. Соответственно, особый интерес для современных исследователей
представляют именно интернет-журналы.
Основными функциями молодежных интернет-журналов являются:
— информирующая –
читатели знакомятся с новой информацией, что способствует интеллектуальному
развитию молодежной аудитории;
— коммуникативная –
посредством журнала обеспечивается общение молодых людей;
— развлекательная – в
большинстве интернет-журналов представлены тематические рубрики
развлекательного характера;
— рекламная (реклама
товаров, учебных заведений, образовательных ресурсов);
— консультирующая
функция. При этом, советы в интернет-журналах вместо психолога могут давать
известные люди;
— образовательная
функция. Современная молодёжь выбирает за образ копирования именно своих
кумиров и, зачастую, слепо следуют их рекомендациям в жизни. Отрицательными
сторонами развития новых медиа являются возможность пропаганды асоциального
поведения, отрицания общепринятых ценностей, включающих культурные,
образовательные и морально-нравственные аспекты. Соответственно, при выборе для
обучения материала из интернет-журналов необходимо учитывать качество
предоставляемой на ресурсе информации;
— воспитательная
функция (создание полноценного информационного поля для молодежи, формирование
гражданской позиции, сохранение нравственных и культурных ценностей в условиях
современной жизни);
— социализирующая
(молодежные интернет-журналы направлены на приобщение подрастающего поколения к
духовному и интеллектуальному потенциалу общества) [Цыкарева, Егорова 2008;
Жарашуева, Заярская 2016].
Для современных молодежных интернет-изданий создание площадки
двусторонней (и даже многосторонней) коммуникации – это один из наиболее
желательных сценариев развития, поскольку для молодежи как медиапотребителя
важно чувствовать, что с ней говорят на равных, на ее языке, причем без
назидательности и нравоучительности, которая была присуща редакциям молодежных
СМИ в прошлом. Сегодня молодежные интернет-журналы не просто стремятся к
организации обратной связи со своей аудиторией: они стараются выйти на уровень
настоящих интерактивных взаимодействий, когда читатель становится полноправным
соавтором журналиста и сам получает возможности создавать журналистский продукт
(например, в виде блогов). Более того, выходя за пределы рамок издания редакции
молодежных журналов на своих сайтах создают микросообщества, объединенные
общими интересами, организуя общение не только создателя и потребителя
медиапродукции, но и представителей аудитории друг с другом. То есть мы
наблюдаем сегодня совершенно новый уровень взаимоотношений между молодежной
аудиторией и редакциями молодежных интернет-журналов. В связи с этим редакции
могут влиять на формирование медиакультуры, критичного отношения к имеющейся
информации, способствовать медиабезопасности читателя [Симакова 2014].
Немаловажно, что функции молодежных интернет-журналов взаимосвязаны с основными
функциями молодежной речи, такими как [Захарченко, 2006, с. 23-25]:
— коммуникативная
функция как основная функция речи, в том числе и молодежной;
— номинативная функция,
которая взаимосвязана с предыдущей, поскольку наименования в молодежной речи и
в языке появляются вследствие коммуникативных потребностей говорящего.
Молодежные номинативные единицы зачастую не имеют эквивалента в литературном
варианте немецкого языка, что, несомненно, указывает на их высокую
коммуникативную значимость, т.к. они упрощают, а порой определяют процесс
коммуникации;
— когнитивная, которая
проявляется в том, что многие наименования в молодежной речи несут в себе
дополнительную информацию, отсутствующую в стандартных обозначениях, и
посредством этого репрезентируют дополнительные знания об окружающем мире;
— идентификационная
функция (сигнальная), суть которой состоит в том, что молодежная речь может
служить своего рода паролем, позволяющим опознать «своего» среди прочих, что
облегчает поиск нужных лиц, помогает устанавливать и поддерживать специфические
контакты;
— экспрессивная
функция, которая заключается в стремлении к образному выражению своих мыслей.
Так, в молодежной речи часто используются сленгизмы, которые «представляют
собой стилистические синонимы слов и словосочетаний литературной речи, и
являются более экспрессивным, чем обычное, названием предметов» [Голуб].
Экспрессивность их опирается на образность, остроумие, неожиданность, иногда
забавное искажение;
— эмоционально-оценочная
функция, которая заключается в стремлении к передаче своего отношения к
окружающему миру, событиям, происходящим в нем, к их оценке;
— функция экономии
времени, средством реализации которой выступает, чаще всего, аббревиация.
Учет
особеннотей функционирования молодежной речи в молодежных интернет-журналах
позволяет привлечь макимально возможный объем аудитории. Учитывая тот факт, что
молодёжная коммуникация является более непринужденной, неформальной, отметим
некоторые особенности молодежных интернет-журналов. Они имеют высокую степень
эмоциональности, которая выражается в способности почти каждым словом
выполнять, помимо своей номинативной функции, еще и эмотивно-оценочную
семиологическую, а также в стремлении к самовыражению, что находит отражение в
разговорном языке и приводит к появлению новых выразительных средств,
нестандартных лексических единиц, элементов оценочности и экспрессивности.
Наблюдается широкое использование жаргонных слов, зачастую отличающихся
сниженной, а порой и грубой стилистической окраской. В этом и состоят основные
функции молодежного языка.
Таким
образом, молодёжные интернет-журналы, выполняя коммуникативные функции, влияют
на формирование языковой личности современной молодежи в рамках определенных
коммуникативных ситуаций. Исследование различных форм и типов коммуникативных
ситуаций позволит использовать выделенный материал для обучения иностранному
языку современных школьников и студентов.
Необходимо
также отметить, что коммуникативные ситуации подразделяются на [Куликова, 2018]:
— устное / письменное
общение;
— диалогическое /
монологическое общение;
— контактное /
дистантное общение;
— персональная /
массовая коммуникация;
— неофициальное /
официальное общение.
Таким
образом, коммуникативная функция молодежных интернет-журналов, определяемая
множеством условий реализации (каналом связи, коммуникативной ситуацией и т.п.),
не может быть однородной. Множественность конкретных, частных целевых установок
зависит от интересов современной молодежной социальной группы. При этом,
функциональное описание молодежного языка включает в себя ряд методов анализа,
которые направлены на комплексную характеристику немецкоязычных молодежных
интернет-журналов.