Платная доработка на тему Нейропсихологическая диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности в детском возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и
гиперактивности в детском возрасте. 7
1.1
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания у детей: основное понятие,
проявления и распространенность. 7
1.2
Возрастная динамика проявлений гиперактивного расстройства с дефицитом
внимания. 10
1.3
Нейропсихологический подход к коррекции синдрома дефицита внимания и
гиперактивности. 13
Выводы по
первой главе. 18
Глава 2.
Эмпирическое исследование синдрома дефицита внимания и гиперактивности в
детском возрасте. 20
2.1.
Программа и методики исследования. 20
2.2.
Результаты исследования и математическая обработка данных. 21
2.3. Анализ
результатов исследования. 26
2.4.
Практические рекомендации по проведению психологической коррекции 31
Список
литературы.. 40
Приложение. 44
Введение:
Актуальность
исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности в дошкольном возрасте
обусловлена рядом факторов.
Во-первых, гиперактивное поведение и дефицит
внимания выступают одной из наиболее частых причин обращения за психологической
помощью в детском возрасте.
Во-вторых, дети с гиперактивностью и дефицитом
внимания при поступлении в школу, в большинстве случаев, испытывают трудности с
усвоением учебного материала.
В-третьих, дети с гиперактивностью и дефицитом
внимания составляют группу риска по формированию девиантного поведения.
Вместе с тем, обращает на себя внимание и тот
факт, что изучению гиперактивности и дефицита внимания уделяется основное
внимание только при развитии школьной дезадаптации и формировании стойкой
неуспеваемости, когда производить коррекцию становится сложно и трудоемко, а
сама эффективность коррекционных мер значительно падает.
Изучение детей с гиперактивностью и развитие
дефицитарных функций имеет важное значение для психолого-педагогической
практики именно в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика и коррекция должны
быть ориентированы именно на дошкольный возраст, когда компенсаторные возможности
мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких
патологических проявлений.
По данным Сиротюк А.Л. детей с СДВГ в России около
18%. Данное неврологическое расстройство обусловлено мозговой дисфункцией
и в самом общем виде проявляется задержкой развития различных функциональных
систем мозга, недостаточной сбалансированностью процессов возбуждения и
торможения при преобладании первых. Зоной анатомического дефекта СДВГ считают
префронтальные области лобных долей коры головного мозга (отвечают за
произвольность и самоконтроль). Возрастные этапы
созревания отдельных высших мозговых функций у детей с СДВГ носит
несколько отсроченный характер. Наиболее важным для детей с СДВГ в плане
выявления и коррекции нарушений является период 5 — 6 лет, когда развитие
высших мозговых функций идет наиболее интенсивно. Поэтому
нейропсихологическая коррекция СДВГ наиболее эффективна в дошкольном и младшем
школьном возрасте.
Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма
ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма
организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение,
перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к
нарушению психического развития ребенка. Нейропсихологическая коррекция –
один из методов эффективной помощи детям для преодоления:
— снижения
работоспособности, быстрой утомляемости;
— трудностей мышления;
— рассеянного внимания;
— ухудшения
памяти;
— несформированности
пространственных представлений;
— проблемы самоконтроля.
Степень
разработанности проблемы. Изучению проблемы гиперактивного поведения и дефицита
внимания у детей в последние десятилетия придается особое значение в зарубежных
странах. Примером тому являются работы R.A. Barkley, F.L. Zametkin и I.L. Rappoport и др.
В России наиболее интенсивные исследования
гиперактивного поведения и дефицита внимания производились И.П. Брязгуновым,
Н.Н. Заваденко, Е.В. Касатиковой, В.Р. Кучмой, Е.К. Лютовой-Робертс,
Г.Б. Мониной, А.Г. Платоновой, А.Л. Сиротюк, Л.С. Чутко и пр.
Вышесказанное определило выбор темы для данной аттестационной работы:
«Нейропсихологическая диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания и
гиперактивности в детском возрасте».
Базой
исследовния послужила «Научно-исследовательский
клинический институт детства Министерства здравоохранения Московской области».
Объект
исследования: особенности высших психических функций у
детей с синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Предмет
исследования: особенности процессов внимания у детей с
синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Цель
исследования: исследовать особенности внимания у детей
с СДВГ и составить рекомендации по коррекции синдрома дефицита внимания и
гиперактивности в детском возрасте.
Гипотеза
исследования: дошкольники, имеющие признаки синдрома дефицита
внимания и гиперактивности, отличаются низким уровнем развития основных
характеристик внимания: эффективности работы, степени врабатываемости,
психической устойчивости, точности, продуктивности, скорости переработки
информации, что обуславливает необходимость разработки соответствующей
программы коррекции.
Объект, предмет, цель и
гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть понятие «гиперактивное расстройство»,
его проявления и распространенность.
2. Изучить возрастную динамику проявлений
гиперактивного расстройства с дефицитом внимания.
3. Проанализировать нейропсихологический
подход к диагностике и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
4. Разработать программу эмпирического
исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности в детском возрасте.
5. Выполнить анализ результатов исследования
и их математическую обработку.
6. Составить практические рекомендации по
проведению психологической коррекции.
Методы
исследования:
— анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования;
— тестирование: тест
Пьерона-Рузера на определение уровня концентрации внимания; методика «Запомни и
расставь точки»; тест переплетенных линий (модификация К.К. Платонова).
— качественный и
количественный анализ эмпирических данных.
Научная
новизна исследования определяется тем, что проведен:
—
теоретический и эмпирический анализ проблемы детей с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности;
—
конкретизированы основные положения синдрома дефицита внимания и
гиперактивности;
—
разработаны теоретические положения нейропсихологической диагностики и
коррекционной работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и
гиперактивность.
Практическая значимость исследования
заключается в разработке комплекса занятий, направленного на коррекцию синдрома
дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста и возможности
его использования в практической деятельности психологов, педагогов, социальных
работников и других специалистов, работающих с данной категорией.
Структура
работы. Аттестационная работа представлена введением, двумя
главами (теоретической и практической), структурированными на параграфы,
заключением, списком литературы и приложением.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты диагностики и
коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности в детском возрасте 1.1. Гиперактивное
расстройство с дефицитом внимания у детей: основное понятие, проявления и
распространенность Гиперактивность начали
изучать более ста лет назад, за это время ученые предложили множество
определений гиперактивности и поэтому споры вокруг правильного использования
этого термина ведутся и в современном научном сообществе. Термин
«гиперактивность» используют для характеристики особенностей подвижности или
двигательного поведения, а также как неспецифический симптом при разнообразных
поведенческих и медицинских расстройствах. Следует отметить, что говоря о
гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию или криминальное
поведение, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределения
нормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативности
форм индивидуального поведения и развития. Большинство детей младшего дошкольного
возраста, обозначаемых педагогами как ученик, воспитанник с трудностями в
обучении, родителями − как непослушный ребенок, а социологами − как ребенок
«группы риска», принадлежит именно к этой категории.
Американский психолог В.
Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть,
он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив,
может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или
недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает
молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко
отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».
Так, например, Б.М.
Бим-Бад рассматривал гиперактивность как комплексное нарушение поведения,
проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах
концентрации внимания неспособности к организованной, целенаправленной
деятельности.