Платная доработка на тему Настольно-печатные игры как средство умственного развития дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР 5
1.1 Понятие умственного развития дошкольников 5
1.2 Настольно-печатные игры как средство умственного развития детей дошкольного возраста 8
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 16
2.1 Организация исследования и анализ уровня умственного развития детей дошкольного возраста 16
2.2 Методика организации настольно-печатных игр как педагогического средства умственного развития дошкольников 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Введение:
Актуальность работы. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания становится особенно важной. В XXI веке, веке информационных технологий, возросли требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Задача формирования способности у детей к активной умственной деятельности становится главной в обучении и воспитании.
Понятие «умственное воспитание» Н.Н. Поддьяков определяет как «специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие умственных способностей детей и их потребности в умственной деятельности».
Умственное воспитание тесно связано с другим процессом – умственным развитием, которое выступает как совокупность качественных и количественных изменений мыслительных процессов. Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от совокупности факторов (биологических и социальных), среди которых определяющую роль выполняют умственное обучение и воспитание.
Реализация целей и задач умственного обучения и воспитания достигается при помощи средств, которые Т.С. Козлова условно разделяет на группы: с одной стороны – деятельность детей, а с другой стороны – произведения духовной и материальной культуры. Так, если ребенок включается в большое количество разных видов деятельности, то у него становится больше возможностей для познания окружающего мира в целом и развития познавательных способностей. Сначала это такие виды деятельности, как общение, предметная деятельность, игра, а затем – учебная, трудовая и продуктивная деятельность. Включаясь в разные ее виды, ребенок общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные правила поведения, социальные эталоны, овладевает языком.
Объект исследования – процесс умственного развития дошкольников.
Предмет исследования – настольно-печатные игры.
Цель исследования – изучить влияние настольно-печатных игр на умственное развитие дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1) Дать теоретико-методологическое обоснование проблемы влияния настольно-печатных игр на умственное развитие дошкольников
2) Подобрать и апробировать оптимальные методы и методики исследования влияния настольно-печатных игр на умственное развитие дошкольников
3) Измерить анализ уровня умственного развития детей дошкольного возраста
4) Разработать рекомендации по организации настольно-печатных игр как педагогического средства умственного развития дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, эксперимент, наблюдение, тестирование, методы математической статистики.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Таким образом, важным средством умственного воспитания является вся окружающая ребенка действительность: природа, общественные явления, люди, предметы. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательные процессы. Необходимо отметить, что много новых знаний ребенок приобретает в процессе наблюдений в природе. В ходе наблюдения ребенок совершает «открытия»: «цветок распустился», «снежинки похожи на звездочки», «солнышко «садится» вечером», «котята вчера ничего не видели, а сегодня у них глазки открылись» и другие.
Одним из средств умственного воспитания является игра, потому что игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Так, отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают активизировать речь; строительно-конструктивные развивают конструкторские способности и расширяют знания о геометрических фигурах, о пространственных отношениях. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача.
Однако ведущая роль в умственном воспитании принадлежит обучению. Ведущая, потому что главная особенность обучения заключается в том, что оно целенаправленно, а, значит, педагог может организовывать, планировать и в определенной мере контролировать ход обучения и воспитания дошкольников. Обучение осуществляется в системе – этим обеспечивается определенная последовательность в накоплении знаний и умений у дошкольников.
Таким образом, существует широкий спектр возможных средств умственного воспитания и обучения дошкольников. Педагогу, работающему с дошкольниками, необходимо уметь правильно использовать эти средства, чтобы его работа, направленная на умственное развитие и воспитание детей, была максимально эффективной.
Дошкольный возраст является важным периодом детства, так как в этом возрасте у ребенка формируются все стороны его личности: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, а также идет интенсивное освоение новых знаний, появляются новые потребности. Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности, причем особая роль отводится игре, имеющей развивающее значение.
Особый интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения, заставляющие думать и предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, к таким играм относятся настольно-печатные.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР
1.1 Понятие умственного развития дошкольников
Особенности умственного развития людей затрагиваются в современных научных трудах по исследованию мозговой организации эмоциональной сферы человека , в том числе по обоснованию и апробации новых инструментальных методик и технологий психодиагностики пограничных психических состояний у спортсменов .
Более того, общий дефицит двигательной активности становится сегодня актуальным предметом исследования и в медицинской науке. Это проявляется, в частности, при исследовании связи образа и качества жизни, физической активности и их возможного влияния на форму протекания и продолжительность тяжелых заболеваний. О научном обосновании высокотехнологичной медико-психологической и социальной помощи больным с тяжелыми заболеваниями говорят исследователи в разных областях организации здравоохранения.
Более того, результирующая составляющая таких исследований близка к той практике в науке, что способна находить наиболее эффективные средства расширения адаптационных свойств и качеств организма людей с учетом достижений не только медико-психологической, но и психолого-педагогической поддержки формирования здорового образа жизни человека с самого раннего возраста.
При этом, известно, что именно в старшем дошкольном возрасте формируются психические новообразования, в основе которых лежат отношения между ребенком и взрослым , и качество этих новообразований влияет на общее развитие, интеллектуальную активность ребенка. Исследования разных лет Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина показали, что чем быстрее происходит развитие двигательной сферы ребенка, чем разнообразнее его движения, чем больше в них произвольности, тем больше информации поступает в мозг, а значит, создаются предпосылки для раннего овладения речью и развития умственных способностей. Это также важно для развития детей с отставанием в развитии речи. Другие исследователи уточняют, что боясь неправильно или неотчетливо произнести слово, такие дети предпочитают отмалчиваться или использовать жесты .
Итак, умственное развитие – это количественные и качественные изменения когнитивных характеристик личности, происходящие с течением времени.
Умственное развитие ребенка протекает существенно интенсивнее при социальном общении и воспитании, когда на его ум влияют воспитатели, которыми обеспечивается регулярная и систематическая постановка познавательных задач, вовлекающих воспитанника в активную деятельность и обучающих его основным приемам познавательной деятельности.
Умственное воспитание и развитие тесно взаимосвязаны. Умственным воспитанием во многом определяется умственное развитие. Но это возможно только при соблюдении условия, что учтены закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.
Умственное воспитание – это планомерный целенаправленный процесс воздействия взрослого на умственное развитие детей, с целью сообщить им знания, необходимые для разностороннего развития и адаптации к окружающей действительности, а также сформировать на основе этих познавательных процессов умения применять на практике усвоенные знания.
К концу дошкольного возраста у детей уже накопилось довольно много знаний об окружающей действительности, они овладели основными мыслительными операциями и могут выделить существенные и несущественные признаки предметов и явлений, а также установить отдельные причинно-следственные связи, то есть у детей сформированы зачатки нового ведущего типа деятельности — учебной деятельности.
Полноценное умственное развитие возможно только в процессе организованной деятельности, в связи с чем, задача воспитателя – создать соответствующие условия для протекания деятельности, а также осуществлять целенаправленное воспитательное воздействие на ребенка.
Умственное воспитание состоит из сообщения доступных знаний об окружающем мире, их систематизации, формирования познавательных интересов, интеллектуальных умений и навыков, а так же развития познавательных способностей.
Период дошкольного детства – сензитивный этап для развития общих и специальных способностей детей.
Венгер Л.А. и его сотрудники исследовали основные закономерности развития умственных способностей дошкольника:
— Сенсорных;
— Познавательных;
— Творческих.
При этом умственные способности рассматривали в качестве общих, то есть необходимых для осуществления любого типа деятельности.
Сенсорные способности проявляются в восприятии предметов и их свойств. Восприятие выступает в качестве первого этапа познания мира, на основании его образов выстраивается память, мышление и воображение. Иными словами, сенсорные способности – фундамент умственного развития детей, поэтому они начинают развиваться в 3-4 года. Основа этого процесса – освоение детьми сенсорных эталонов, то есть общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов.
Познавательные способности также являются частью умственного развития ребенка, они необходимы для решения разнообразных задач. Сенсорные способности связаны с восприятием, а познавательные – с мышлением.