Платная доработка на тему Наставничество как средство совершенствования профессиональной компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ
НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………. 10 1.1 Повышение
профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации как
педагогическая проблема в трудах отечественных исследователей……………………………………… 10 1.2 Место
и значение института наставничества в системе российского
образования……………………………………………………………. 20 1.3 Возможности
наставничества педагогов по совершенствованию профессиональной компетентности
педагогов в дошкольной образовательной организации………………………………………… 31 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………. 41 ГЛАВА
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ
НАСТАВНИЧЕСТВА…………………………………………………………. 43 2.1 Анализ
профессиональной компетентности педагогов в дошкольной образовательной
организации………………………………………….. 43 2.2 Разработка
и апробация программы наставничества с целью повышения профессиональной
компетентности педагогов дошкольной организации………………………………………………. 63 2.3 Анализ
эффективности опытно-экспериментальной работы по повышению профессиональной
компетентности педагогов посредством организации наставничества…………………………… 68 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………… 73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 74 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 76 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 89
Введение:
Актуальность
проблемы исследования обусловлена необходимостью повышения
профессиональной компетентности педагога, что вызвано усложняющимися
требованиями, предъявляемыми к современному педагогу, как к субъекту
образовательного процесса, что также обусловлено внедрением профессионального
стандарта: в настоящее время необходим новый тип педагога, который способен к
самоанализу, к решению проблемных ситуаций, к принятию самостоятельных решений,
самосовершенствованию, владеет современными образовательными технологиями,
открыт инновациям и, наконец, стремится к постоянному профессиональному росту.
Среди непременных условий профессионального становления молодого специалиста
остается актуальным его сопровождение опытными коллегами. Эффективным
инструментом, который позволяет обеспечить совершенствование профессиональной
компетентности педагогов становится наставничество, однако, в настоящее время система организации
наставничества в образовательных организациях требует осмысления и детального
исследования.
Начало практической деятельности молодого специалиста во многих
случаях сопряжено с тем, что, имея теоретические знания, он обладает весьма
незначительным практическим опытом претворения их в профессиональной
деятельности. Наставническая помощь со стороны более опытного педагога является
весьма значимой с той точки зрения, что именно опытный педагог может помочь
молодому специалисту выделить существенные аспекты профессиональной
деятельности, освоить методику организации различных видов детской деятельности,
ведения документации группы, эффективного взаимодействия с родителями. Наличие
наставнической помощи позволяет значительно повысить продуктивность
профессиональной деятельности молодого специалиста, облегчить его адаптацию к
условиям работы в дошкольной образовательной организации, повысить
психологический комфорт молодого специалиста в работе, а, соответственно,
обеспечить его мотивацию и интерес к закреплению на данном месте и дальнейшему
профессиональному саморазвитию.
Следует отметить, что в настоящее время наставничество в дошкольных
образовательных организациях не имеет статуса официальной формы работы,
развитие данного направления находится на начальном этапе. Как правило,
наставничество строится на добровольном желании помочь более опытного педагога
и его личном видении того, как данная форма работы должна строиться.
Соответственно, актуальным является построение методически и научно
обоснованной программы наставничества, в которой будут обозначены
организационно-педагогические условия его реализации, формы и методы
взаимодействия наставника и подопечного, формы поощрения наставника, методики
подготовки наставников.
Анализ научной литературы позволил выявить наличие противоречий между
возрастающими требованиями социума к качеству профессиональной деятельности
педагогов дошкольной образовательной организации и недостаточным уровнем
профессиональной компетентности педагогов; между необходимостью
совершенствования профессиональной компетентности педагогов посредством
наставничества и недостаточно эффективной организацией данного процесса в
дошкольной образовательной организации (далее ДОО).
На основе
выделенных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия
реализации программы наставничества как эффективного средства повышения
профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной
организации в современных условиях?
Цель
исследования
– теоретически
обосновать и апробировать разработанную программу наставничества как средства
повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной
организации.
Объект
исследования
– организация процесса совершенствования профессиональной
компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет
исследования: наставничество в дошкольной
образовательной организации как средство повышение профессиональной
компетентности педагогов.
Гипотеза
исследования: организация процесса наставничества может
стать эффективным средством повышения профессиональной компетентности педагогов
дошкольной образовательной организации если:
—
совершенствование педагогической компетентности педагогов дошкольной
образовательной организации посредством наставничества опирается на определение
концептуальных основ, цели, задач, содержания и результатов наставничества; (оставляем до защиты)
— программа
наставничества разрабатывается с учетом структурно-функционального анализа
профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации;
— методика
организации наставничества основана на комплексном использовании форм и
методов, которая обеспечивает молодым педагогам профессиональное становление,
приобретение ими профессионального опыта;
— разработанная
программа деятельности наставника будет теоретически обоснована и апробирована
в практической деятельности педагогов образовательной организации.
Цель и гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач:
1.Проанализировать проблему повышения профессиональной
компетентности педагогов дошкольной организации в трудах отечественных
исследователей,
определить
сущность и структуру понятий «наставничество», «профессиональная компетентность
педагогов дошкольной образовательной организации»;
2.Провести анализ системы повышения
профессиональной компетентности педагогов в дошкольной образовательной
организации;
3.Определить критерии и уровни
профессиональной компетентности педагогов-наставников в дошкольной образовательной
организации;
4.Разработать, обосновать и апробировать программу
наставничества с целью повышения профессиональной компетентности педагогов
дошкольной организации;
Теоретико-методологические основы исследования: — концепции
совершенствования профессиональной подготовки педагогов, реформирования и
развития педагогического образования рассматривали А.Г. Асмолов, С.М. Годник,
Б.С. Гершунский, Г.А. Козберг и др.
— базовые
положения о педагогической компетентности и педагогическом образовании
рассматривали Н.А.Асташова, А.С.Белкин И. А..Зимняя, Н.Н. Непомнящая, и др.
Методы исследования:
− теоретические – анализ психолого-педагогической и учебно-методической
литературы по проблеме исследования;
− эмпирические – методы сравнительного анализа, опросники (анкетирование),
наблюдение, беседа, педагогический эксперимент;
− математические – количественный и качественный анализ результатов
исследования.
Научная новизна исследования: заключается в том, что исследуются
возможности наставничества с целью совершенствования
профессиональной компетентности педагогов в дошкольном образовательном учреждении в свете требований
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования и Профессионального стандарта педагога. (пока оставляем под
вопросом до защиты!)
Теоретическая значимость: конкретизировано понятия «наставничество» как
метода повышения профессиональной компетентности молодых педагогов за счет
специально организованного практического взаимодействия между опытными
профессионалами и молодыми специалистами, направленного на передачу им
обобщенного педагогического опыта, формирование у них практических знаний,
умений и навыков организации образовательного процесса и взаимодействия со
всеми субъектами образовательной деятельности.
Практическая
значимость: повышение
профессиональной компетентности педагогов ДОО с помощью внедрения программы
наставничества рассмотрено как потенциально эффективное средство;
— представленное содержание и формы организации деятельности по
повышению уровня профессионализма молодых педагогов раскрывает потенциал
повышения продуктивности данного процесса средствами наставничества;
— разработанная программа наставничества, направленная на повышение
уровня профессионализма специалистов ДОО, которая содержит в себе цели и
задачи, организационно-педагогические условия, основные методы и формы
организации взаимодействия, может быть эффективно внедрена в деятельность
дошкольного образовательного учреждения.
Положения, выносимые на
защиту:
1. Наставничество
в дошкольной образовательной организации представляет собой особую форму
взаимодействия между более опытными профессионалами и молодыми специалистами,
которые выстраиваются в форме целенаправленного взаимодействия, направленного
на передачу практического опыта и знаний, что позволяет молодым специалистам
быстро повышать свой уровень профессиональной компетентности, умения
методически грамотно, целесообразно выстраивать образовательный процесс и
взаимодействие со всеми его участниками. Содержанием наставнического
взаимодействия выступает содержание педагогической деятельности воспитателя
дошкольной образовательной организации, практические приемы, методы и средства
организации образовательной деятельности.
2. Критерии
эффективности применения наставничества как средства повышения профессиональной
компетентности педагогов: когнитивный (знания о том, как организовывать
образовательный процесс с ребенком, взаимодействие с родителями и другими
педагогами); организационно-деятельностный (умение учитывать в деятельности
потребности детей, возрастные и индивидуальные особенности их развития,
программные требования, умение конструктивно взаимодействовать с коллегами, в
совместной деятельности организовывать образовательное пространство для
воспитанников; учитывать запросы родителей, применять разнообразные методы и
формы взаимодействия с родителями).
3. Программа
наставничества, которая включает в себя цели, задачи, формы и методы
организации подобной деятельности, методы оценивания эффективности, нормативную
базу, организационные условия.
База исследования:
Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1538»,
дошкольное отделение «Пятницкое шоссе 7/2». В опытно экспериментальной работе приняли участие педагоги
дошкольного отделения. Общее количество участников 42 педагога.
Публикации:
1.Иочис С.
Ш Педагогические условия социоморального развития детей дошкольного возраста// Известия института педагогики и
психологии образования – 2019, //http://izvestia-ippo.ru/iochis-s-sh-pedagogicheskie-usloviya-soc/
2.
Структура выпускной квалификационной работы:введение,
две главы, заключение, список литературы и приложение.
Объем
выпускной квалификационной работы представлен
100 страницами печатного текста компьютерного набора, 90 наименованиями списка
используемых источников, 6 таблицами, 6 рисунками и приложением.
Заключение:
В ходе изучения теоретических основ
повышения профессиональной компетентности посредством организации
наставничества педагогов в дошкольной образовательной организации мы выявили:
1. Начало профессиональной деятельности
молодых специалистов в ДОО сопряжено с рядом специфических трудностей:
несоответствием полученных в вузе знаний и навыков требованиям реальной
профессиональной деятельности, неумение правильно организовать свое рабочее
пространство, грамотно применять традиционные и инновационные методики
деятельности, необходимость адаптироваться к новым условиям деятельности и т.
д.
2. В связи с выявленными проблемами возникает
необходимость проведения целенаправленной деятельности по содействию и
поддержке процесса профессионального становления молодых специалистов. Одной из
эффективных методик данной деятельности выступает наставничество: процесс
привлечения опытных педагогов к сопровождению и оказанию содействия и передачи
опыта молодым специалистам.
3. Проведенное экспериментальное исследование
уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО подтвердило недостаток
профессиональных знаний и умений у молодых специалистов детского сада,
преимущественно репродуктивный характер их деятельности. В результате
анкетирования непосредственно молодых специалистов данного ДОО было
установлено, что в реализации своих профессиональных обязанностей они
сталкиваются с рядом трудностей: сложностями в подготовке и проведении занятий,
взаимодействии с родителями. Молодые педагоги признали, что им не хватает
помощи и поддержки со стороны более опытных сотрудников ДОО: они испытывают
потребность в консультациях опытных педагогов, посещении их занятий для
накопления практического опыта. Для преодоления выявленных проблем нами была
разработана и апробирована программа наставничества для молодых специалистов
ДОО.
4. По результатам проведенного исследования
нами была разработана программа наставничества. Из 16 молодых педагогов,
участвовавших в диагностическом исследовании, были сформированы две группы:
экспериментальная и контрольная. Представители экспериментальной группы стали
участниками программы наставничества. Всего на педсовете было утверждено 4
наставника, за каждым из которых было закреплено 2 молодых педагога.
5. Контрольный этап эксперимента подтвердил
эффективность наставнической деятельности: у педагогов экспериментальной группы
отмечается значительное повышение профессиональной компетентности, тогда как
уровень профессионализма молодых специалистов контрольной группы остался
практически неизменным по сравнению с констатирующим этапом исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Повышение профессиональной компетентности педагогов
дошкольной организации как педагогическая проблема в трудах отечественных
исследователей На современном
этапе развития общества повышение качества дошкольного образования является
одним из приоритетных направлений социальной политики государства. В связи с
этим возрастают требования к профессиональным качествам педагогов, реализующих
программы дошкольного образования в детских и других институциональных
образовательных организациях.
Процесс
становления новой образовательной парадигмы требуют от образовательной
организации иных качеств педагогического персонала, способного обеспечить
запросы общества, родителей и ребенка [14].
Дошкольное
образование в настоящее время представляет собой первую ступень образовательной
системы, внутри которой ребенок получает базовые знания и навыки,
обеспечивающие успешность обучения в дальнейшем. Это детерминирует потребность
в таких преобразованиях системы дошкольного образования, которые позволят ей
превратиться в гибкую, вариативную, научно обоснованную систему, способную
полноценно удовлетворять запросы и потребности современного общества во всем
разнообразии составляющих его субъектов. Соответственно сотрудник подобного
учреждения должен уметь конструировать и реализовывать собственную
профессиональную деятельность таким образом, чтобы она позволяла достигнуть
высокого качества образовательной деятельности, заложенного в современных
государственных образовательных стандартах, а также позволяла сохранить
самоценность, уникальность дошкольного периода детства[26].
Направленность
дошкольного образования на конечный педагогический результат–формирование
гармоничной, полноценной личности ребенка и формирование таких качеств, которые
позволят ему эффективно обучаться на следующих ступенях образования,
подразумевает высокий уровень профессионализма воспитателей ДОО.
Кроме того,
укрепление статуса дошкольного детства в Российской Федерации обусловлено
современной государственной политикой. Об этом свидетельствуют такие документы
как: Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» — 2012 год
[1],Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» — 2010 год
[2],утвержденный Профессиональный стандарт педагога [5] и реализация
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования далее(ФГОС ДО) – 2013 год [4] усиливают требования к педагогу,
качеству профессиональной деятельности в дошкольной организации. Развитие
системы дошкольного образования, вынужденной реагировать на вызовы времени,
может быть достигнуто только при условии высокой степени компетентности
педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе
образования могут быть несостоятельны из-за недостаточного профессионализма
педагога.
Быстроменяющиеся
экономические условия диктуют инновационные способы совершенствования
мастерства педагогических кадров и формируют социокультурные требования к
повышению компетентности педагогических кадров, тем более что в дошкольных
образовательных организациях работают педагоги с разным педагогическим опытом:
от минимального до уровня педагогического мастерства[28].
Внедряемые в
системе дошкольного образования инновации обусловлены объективной потребностью
в изменениях, сопутствующих развитию общества и образовательной системе в
целом. В этой ситуации образовательная стратегия детерминирует у сотрудников
дошкольных образовательных организаций потребность в овладении современных
профессиональными компетенциями, в этой связи активное развитие получает такое
направление деятельности с профессиональными кадрами как постоянное повышение
уровня профессиональной квалификации, расширение и совершенствование имеющихся
профессионально важных качеств, освоение и внедрение в деятельность детских
садов инновационных современных образовательных технологий.
Сегодня профессия
педагога значительно усложняется: возникает необходимость в решении новых
современных задач, что, в свою очередь, предполагает необходимость формирование
новых поведенческих парадигм, освоение новых методов работы и представлений об
организации педагога дошкольного образования в целом [64].
Ключевым понятием процесса непрерывного образования современного педагога,
бесспорно, является вопрос его профессиональной компетентности, которая
трактуется современной педагогической теорией как совокупность профессионально
обоснованных требований к педагогу[80].
Под профессиональной компетентностью предлагается понимать наличие знаний,
умений, определенных личностных качеств, необходимых для эффективной
деятельности в заданной предметной области, а также способность применять их в
новых нестандартных условиях[31].