Платная доработка на тему Народная сказка как средство нравственного воспитания детей в начальной школе (на примере работы с учащимися 2 класса)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения народной сказки как
средства нравственного воспитания детей в начальной школе. 7
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей
младшего школьного возраста. 7
1.2 Проблема нравственного воспитания детей и его специфика в
начальной школе 16
1.3 Методы и приемы работы по формированию основ
нравственного воспитания детей в начальной школе на уроках литературного чтения. 22
Выводы.. 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
основ нравственного воспитания детей в начальной школе средствами народной
сказки (на примере работы с учащимися 2 класса) 34
2.1 Сравнительный анализ УМК по литературному чтению во 2
классе. 34
2.2 Организация и ход опытно-экспериментальной работы.. 38
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.. 43
Выводы.. 58
Заключение. 60
Список использованной литературы.. 63
Приложения………………………………………………………………………68
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время наиболее приоритетным
направлением воспитательной и образовательной системы Российской Федерации
является развитие у детей и молодежи нравственных представлений.
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших аспектов воспитания.
Оно направлено на усвоение молодежью высших духовных ценностей и претворение их
в жизнь через постепенное изменение характера, нравов, мотивов, а также через
повышение ответственности за свои поступки и слова. Духовно-нравственное
воспитание начинается с самого рождения и продолжается в течение всей жизни.
Немаловажную роль в таком воспитании играют образовательные учреждения.
Разнообразные вопросы, связанные с
нравственным воспитанием младших школьников, изучались целым рядом
отечественных специалистов: М.А. Аникеевым, Н.А. Бердяевым, Б.Г. Гершунским,
В.И. Додоновым, И.А. Ильиным, С.И. Масловым, Н.Д. Никандровым, Т.И.
Петраковой, З.И. Равкиным, В.С. Соловьевым, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским,
П.А. Флоренским и др.
Одно из средств, направленных на нравственное
воспитание младших школьников – русская народная сказка, в которой отражается культура,
мировоззрение и моральные нормы нашего народа. Воспринимая и осмысливая русскую
народную сказку, ребенком «впитывается» модель поведения на
бессознательно-символическом уровне. Однако переживание им событий сказки
способствует косвенному приобретению значимого для него жизненного опыта.
Знание сказки является путем, позволяющим постичь и освоить культурные традиции
и духовные ценности русского народа.
Воспитательные
возможности русской народной сказки рассматривали в своих трудах такие ученые
как Н.А. Бецкова,
Е.А. Ездакова, Е.В. Звонова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М. Ковель, Е.В. Кулакова, М.В. Мещерякова, А.Ю. Никитченков, Е.Ю. Петрова и пр.
Русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что
«первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки
создания народной педагогики» [36, с. 56]. Однако, несмотря на всю ценность
имеющихся в настоящее время научных концепций, проблема нравственного
воспитания посредством русской народной сказки недостаточно разработана, что
приводит к возникновению противоречия между признанием значимости проблемы развития
нравственных качеств у младших школьников в современных условиях и
неразработанностью этой проблемы на программно-методическом уровне.
Это обусловливает проблему исследования – использование народной сказки как средства
нравственного воспитания детей в начальной школе.
Объект
исследования: процесс нравственного воспитания детей в
начальной школе.
Предмет
исследования: методы и приемы формирования основ нравственного
воспитания детей в начальной школе средствами народной сказки на уроках
литературного чтения.
Гипотеза
исследования: использование материалов русской народной
сказки на уроках литературного чтения и в рамках внеурочной деятельности обеспечит
положительное влияние на уровень развития нравственных представлений у младших
школьников.
Цель
исследования: теоретически обосновать и
экспериментально доказать результативность использования народной сказки как
средства нравственного воспитания детей в начальной школе на примере работы с
учащимися 2 класса на уроках литературного чтения.
Объект, предмет и цель исследования
обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Представить психолого-педагогические
особенности развития детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть проблему нравственного
воспитания детей и его специфику в начальной школе.
3. Описать методы и приемы работы по
формированию основ нравственного воспитания детей в начальной школе на уроках
литературного чтения.
4. Провести сравнительный анализ УМК по
литературному чтению во 2 классе.
5. Организовать и провести
опытно-экспериментальную работу.
6. Выполнить обсуждение результатов
опытно-экспериментальной работы.
Методы
исследования:
— анализ научно-методической литературы по
проблеме исследования;
— педагогический эксперимент:
констатирующий, формирующий, контрольный;
— тестирование (методика
«Морально-этические задачи»; методика «Назови слово, противоположное по
значению»; методика «Галерея сказочных героев»);
— качественный и количественный анализ
данных.
Практическая значимость исследования состоит в возможности
использования материалов следующими категориями лиц:
—
педагогами, работающими в начальном звене школы;
—
студентами, обучающимися по педагогическому направлению;
—
молодыми учеными, занимающимися схожей научной проблематикой, для
систематизации и обобщения материала.
База
исследования: государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение. В работе приняли участие 26 учеников 2 «б»
класса (экспериментальная группа) и 25 учеников 2 «в» класса (контрольная
группа).
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка
использованной литературы и приложений.
Заключение:
Проблеме
нравственного воспитания детей во все времена отводилось важное место в
развитии общества и человека. В настоящее время наиболее приоритетным
направлением воспитательной и образовательной системы Российской Федерации
является развитие у детей и молодежи нравственных представлений. Духовно-нравственное
воспитание является одним из важнейших аспектов воспитания. Оно направлено на усвоение
молодежью высших духовных ценностей и претворение их в жизнь через постепенное
изменение характера, нравов, мотивов, а также через повышение ответственности
за свои поступки и слова. Многие иностранные и российские педагоги выделяют
нравственную сторону воспитания личности в качестве ключевой. Формирование
и развитие нравственных качеств учащегося в начальном звене – сложный, целенаправленный процесс приобщения детей к моральным
ценностям человечества и конкретного общества. Результат нравственного
воспитания ребенка выражается в появлении и утверждении в личности
определенного набора нравственных качеств.
Стержнем и показателем
нравственной воспитанности обучающихся является развитие основных нравственных качеств. Благодаря таким
качествам, дети становятся чуткими, справедливыми, сопереживающими,
сочувствующими, смелыми, скромными, преданными, мечтательными,
доброжелательными, добрыми, дисциплинированными и вежливыми. Развивается
уважение, точность, товарищество, коллективизм, взаимопомощь, искренность и
достоинство.
Одним
из эффективных средств стимулирования и развития нравственных представлений
учащихся мы считаем русскую народную сказку, потому что она является
эффективным средством привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и
суждений по всем волнующим их вопросам.
По итогам проведения констатирующего этапа
исследования удалось выяснить, что уровень нравственных представлений у
учащихся находится на недостаточном уровне, поэтому было решено организовать и
провести работу по формированию и развитию нравственных представлений у
учащихся на материале русских народных сказок.
В рамках этой работы были проведены два
урока (по теме «Русская народная сказка «Лиса и Журавль» и «У страха глаза
велики») и внеклассное мероприятие (по теме «В гостях у русской народной
сказки»).
Участие детей экспериментальной группы в
формирующей части педагогической работы обеспечило развитие морально-этических
суждений у школьников. Так, прирост процента детей с высоким уровнем развития
морально-этических суждений составил 8%. А снижение процента детей с низким
уровнем развития черты более 20%.
Участие детей экспериментальной группы в
работе по формированию и развитию нравственных представлений у школьников с
применением и использованием русских народных сказок позволило им развить свой
уровень нравственной грамотности. Процент детей с высоким уровнем изучаемого
параметра возрос с 15% до 23%, т.е. на 8%. При этом процент детей с низким
уровнем изучаемого параметра снизился с 46% до 35%, т.е. на 11%.
Диагностические данные позволяют отметить
положительную динамику уровня развития суждений о добре и зле у детей из
экспериментальной группы. Так, процент детей с высоким уровнем изучаемого
параметра возрос с 11% до 19%, т.е. на 8%. При этом процент детей с низким
уровнем изучаемого параметра снизился с 38% до 23%, т.е. на 15%.
Полученные диагностические результаты
позволили подтвердить, что использование материалов русской народной сказки на
уроках литературного чтения и в рамках внеурочной деятельности обеспечило
положительное влияние на уровень развития нравственных представлений у младших
школьников.
Итак,
нами была достигнута цель работы и реализованы поставленные задачи. Также
отметим, что выполненная работа обладает высокой научно-теоретической значимостью.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении теоретических
аспектов формирования и развития нравственных представлений у младших
школьников в процессе изучения русской народной сказки и выявлении методических
основ формирования и развития нравственных представлений у младших школьников
на материале русской народной сказки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения народной сказки как
средства нравственного воспитания детей в начальной школе 1.1 Психолого-педагогические
особенности развития детей младшего школьного возраста Возраст –
это сравнительно независимый период человеческого развития, который отличается качественным
своеобразием. В соответствии с различными научными походами (принятие во
внимание онтогенеза, специфичных социальных процессов, а также культурных
представлений) человеческий жизненный цикл можно разделить на возрастные
категории. Обособление возраста младшего школьного детства в основной мере
обусловлено социальными и культурными аспектами, и имеет связь с конкретным
этапом образовательной системы – началом посещения общеобразовательной школы и
стартом школьного обучения.
Основываясь
на концепции советского психолога Л.С. Выготского, отечественная научная мысль
считает, что возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого
онтогенеза, указывая на то, что под развитие ребенка следует понимать
присвоение, в процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности,
исторического и социального опыта [43, с. 63].
Отечественный
психолог Д.Б. Эльконин указывал на тот факт, что базовыми параметрами
возрастной периодизации являются:
—
социальная ситуация развития, которая проявляется в соотношение внутренних и
внешних условий психического развития, которое в свою очередь обуславливает
отношение ребенка к окружающим его вещам и предметам, людям, а также самому
себе;