Платная доработка на тему Национальный праздник как модель сохранения этнической идентичности в современной праздничной культуре (на примере праздника Ханука. Московская область, синагога, поселок Жуковка, декабрь 2020г
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Заключение:
В данной работе был рассмотрен национальный праздник в структуре современной культуры вообще и еврейских традиционных праздников, в частности.
Поставленная в работе цель — рассмотреть еврейские национальные праздники в структуре современной праздничной культуры, выявить условия и способы сохранения национальных особенностей в практике театральных постановок, предназначенных для народных групп, решалась путем:
1. Изучения существующих научные и исследовательские работы по проблематике работы.
2. Анализа различных подходов к понятийному определению праздника.
3. Выделения основных признаков праздника, как модели этнической принадлежности, и определения роли еврейских национальных праздников в формировании их духовной культуры.
4. Рассмотрения основных составляющих еврейских праздников в зависимости от их структурной принадлежности.
5. Характеристики праздника Хануки с точки зрения его значимости для сохранения национальной идентичности евреев.
Определение праздника может быть дано с точки зрения различных подходов к рассмотрению данного понятия.
С лингвистической точки зрения праздник трактуется в его синхронном аспекте и относятся к повседневной речи и входят в группу наиболее часто употребляемых слов.
Исторический подход к понятию «праздник» рассматривает его возникновение и развитие изучаемого явления во времени. Праздник представлялся днем, который посвящается значимому событию в жизни самых разных социальных групп, будь то семья или государство в целом.
Философия характеризует праздник как достаточно сложное явление, противоположное по своей сути повседневности, которое объединяет группы людей и благоприятствует их дальнейшему социальному самосохранению.
Этимология и семантика термина «праздник» в научной литературе устанавливает его связь с такими понятиями как ритуал, свободное время, веселье, религиозный культ, имеющие общественное значение даты в истории, производственных отношениях, культурные традиции и т. д.
Ключевыми и определяющими признаками праздника являются его ритуальность и сакральность. Национальный праздник — это форма совместной деятельности, в которой актуальными являются связи, выраженные совместном «проживанием» праздничного времени, в котором должны участвовать все.
Все еврейские праздники можно объединить в три группы: праздники, предписанные Торой; праздники с установленными заповедями и обязанностями (введенные еврейскими мудрецами) и праздники, для которых нет обязательных предписаний (заповедей), но отмечают их традиционно.
Смысл этих праздников находится в том, чтобы укоренить в сознании еврейского народа важные события его истории, которые имели национальную, религиозную важность и играют огромную роль в формировании еврейского менталитета.
Структура еврейских праздников отражает архаичность праздника как «перерыва повседневности» — с воздержанием или даже запретом работы, с обязательным совершением некоторого сакрального действия и сопровождающими церемониями (жертвоприношения, «священное собрание», праздничная трапеза). Практически для всех еврейских праздников определяющими являются: предписание «веселиться», запрет на работу; проводятся «священные собрания», то есть собрания всех членов общины для совершения богослужения и праздничных церемоний, которые заканчиваются совершением праздничной трапезы — седера.
Ханука относится к числу особых дней в еврейском календаре, для которых обязательным является выполнение строго установленных обязанностей (обрядов), соблюдение заповедей еврейских мудрецов и относительно которого существуют поверья.
В названии праздника, его атрибутах и традициях нашли свое отражение свойственные иудаизму сакраментальность, склонность к символизму (это отражается в количестве светильников и порядке их зажигания, например) и стремление к единству всего еврейского народа.
В дословном переводе слова «Ханука» «хану» обозначает обретение (достижение) покоя и «ку» — двадцать пять.
Начало празднования Хануки 25 числа месяца Кислев связано с одержанной евреями победой в времена восстания Маккавеев. А обряды, совершаемые в эти дни, — непосредственно со свершившимся чудом: горением огня в светильнике Храма в течение восьми дней.
Именно поэтому мудрецы того времени приняли решение сделать эти дни днями радости и восхваления Бога, с зажиганием светильников каждый вечер у входа в дом.
Главным символом праздника Ханука является ханукия – подставка для свечей. Она ассоциируется с твердостью духа, отвагой и верой в победу света и добра.
На Хануку обязательно должны быть зажжены свечи и этот процесс выполняется строго в соответствии с каноническими ритуалами.
При зажигании светильников должны присутствовать все члены семьи, проживающие вместе, поскольку по заповеди чудо нуждается в оглашении и всеобщем прославлении. Не существует также и гендерных ограничений по исполнению заповеди зажжения светильников не существует. Выполнять ее обязаны все, даже дети, достигшие возраста девяти лет.
Ханука представляет собой зрелище: обряд зажигания ханукии, размещение светильников в местах массового посещения людей и в домах, чтение Торы и воспоминания о свершившемся чуде, то есть публичность свидетельства очищения. Ханука происходит на глазах празднующих ее людей, которые являются одновременно и участниками праздниками, и ее зрителями (например, заповедью предписано присутствие при зажигании светильника всех членов семьи).
В празднике Хануки присутствуют все элементы классического зрелища: в основе ее лежит историческое событие, которое придает празднику яркий и впечатляющий характер, четко обозначено начало и окончание праздника, есть композиция.
Во время празднования Хануки в еврейских общинах России стали традиционными театральные постановки по традициям и истории праздника. Это и зажигание светильников, и инсценировки исторической победы Маккавеев над эллинами.
Обязательной частью театрализованных постановок в последнее время становятся факельные шествия, в которых участвуют дети. Это объясняется и каникулярным временем, и необходимостью приобщения детей с традициям своего народа с малых лет.
Одним из главных обычаев Хануки является Хинух или воспитание как детей, так и всего народа, с одной целью: не забывать об оказанной Богом милости, прославлении Его и исполнение Его заповедей.
Во время празднования Хануки в еврейских общинах России стали традиционными театральные постановки по традициям и истории праздника. Это и зажигание светильников, и инсценировки исторической победы Маккавеев над эллинами. И таким образом, благодаря проведению массовых культурных мероприятий в наши дни праздник Хануки стал определенным символом еврейской национальной культуры.
Фрагмент текста работы:
Тема: Национальный праздник как модель сохранения этнической идентичности в современной праздничной культуре (на примере праздника Ханука. Московская область, синагога, поселок Жуковка, декабрь 2020г).
На протяжении многих лет в истории нашей страны праздникам всегда отводилась и отводится достаточно важная роль. А сложившееся в последнее время стремление к повсеместной унификации может привести в многонациональной стране, каковой является Россия, только к стиранию границ национальных культур и утрате многовековых традиций.
Вот почему сегодня народы и народности, пытаясь сохранить и подчеркнуть свою самобытность, придают особое значение возрождению своих этнокультурных ценностей через национальные праздники.
В наше время внимание исследователей национальных праздников направлено, главным образом, на определение типов праздников и связанных с ними обрядов, а также на изучение роли национальных праздников в воспитании подрастающего поколения, поскольку именно праздник способствует единению поколений и обеспечивает преемственность в жизни каждого этноса.
В российской научной литературе изучение темы праздника началось еще в ХХ веке (это работы А. Пиотровского, П. Керженцева, П. Когана). Но, как указывает в своей монографии «Праздник как социально-художественное явление» Мазаев А.И. (https://litgu.ru/knigi/kultura/52584-prazdnik-kak-socialno-hudozhestvennoe-yavlenie.html), в тот период еще не была создана научно обоснованная методология изучения праздника.
В последующие годы прошлого века в работах Чичерова В.И. была предложена теоретическая концепция праздника, которая впоследствии уже широко использовалась и другими исследователями-этнографами (Проппом В.Я., Начерняком Е.В., Бахтиным М.М. и рядом других).
Помимо этнографов, изучением праздников занимаются и творческие работники: режиссеры массовых театрализованных представлений, искусствоведы, театроведы. Ведь принимая участие в театрализованных праздничных представлениях, творческие коллективы пропагандируют идентичную празднично-обрядовую культуру, приобщая молодежь к возрождению народных традиций.
И уже традиционным стало классифицировать праздники как регулярные, связанные с ритмичностью природы, сакральные, связанные с природными и аграрными циклами, общинные и семейные (профанные), которые соотносятся с сакральными ценностями рода (Демина Л.В. Традиционный народный праздник в контексте современной культуры. https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnyy-prazdnik-v-sovremennom-prazdnichnom-kalendare-spetsifika-organizatsii-i-postanovki).
В этой связи хочется отметить, что именно религиозные праздники являются отражением круглогодичности жизни народа. Сам институт национального праздника присутствует в этнических традициях каждого социума и входит в систему его представлений о существующей картине мира. По своей сути такие праздники являются отображением отношения народа не только к религии, но и к народным традициям.
В связи с этим актуальность данной работы вызвана необходимостью определения важности существования религиозных праздников (на примере праздника Хануки у евреев), как средства приобщения к национальной культуре народа, а также исследования вопросов соотношения и взаимозависимости их творческой задачи и способов практической реализации их в современном процессе постановок.
Практическая значимость работы заключается, на мой взгляд, в том, что в ней рассматриваются традиционные еврейские праздники с присущими им ритуалами, точное повторение которых очень важно для передачи при театрализованных постановках.
Проблематика работы состоит в комплексном анализе национального праздника вообще и праздника Хануки, в частности, с художественно-технологической точки зрения.
В качестве объекта исследования выбран национальный праздник как феномен культуры.
Предметом исследования являются традиции праздника Хануки как одного из способов сохранения этнической идентичности еврейского народа.
Цель работы — рассмотреть еврейские национальные праздники в структуре современной праздничной культуры, выявить условия и способы сохранения национальных особенностей в практике театральных постановок, предназначенных для народных групп.
Поставленная в работе цель определила решение следующих задач:
1. Изучить существующие научные и исследовательские работы по проблематике работы.
2. Проанализировать различные подходы к понятийному определению праздника.
3. Выделить основные признаки праздника, как модели этнической принадлежности, и определить роль еврейских национальных праздников в формировании их духовной культуры.
4. Рассмотреть основные составляющие еврейских праздников в зависимости от их структурной принадлежности.
5. Охарактеризовать праздник Хануки с точки зрения его значимости для сохранения национальной идентичности евреев.
1. Социально-философский анализ сущности национального праздника
В своей работе при исследовании уникальности явления «праздник» мы ограничимся областью проблемы, определенной в теме, с точки зрения его этнической принадлежности, при этом государственные праздники рассматриваться не будут. Праздник как общественное событие всегда являлся предметом исследования многих ученых. Он остается устойчивым элементом человеческой культуры, несмотря на свою изменчивую природу. О торжественность определенных значимых событий, которые имели место еще в глубокой древности, свидетельствуют различные археологические материалы.
1.1. Анализ основных подходов к определению феномена «праздник».
Праздник – это именно то событие, которое способно подарить человеку целый ворох самых разнообразных эмоций. Праздники стали неотъемлемой частью нашей жизни. Праздники, безусловно, влияют на душевное и эмоциональное состояние как детей, так и взрослых. Во время праздничных дней можно забыть о работе, проблемах и не приятностях. В такие дни дорогие друг другу люди собираются вместе, чтоб приятно провести время или просто повидаться, возможно, впервые за целый год.
Рассматривая этимологию слова «праздник», можно заметить, что в большинстве языков европейской группы слово «праздник» и однокоренные словообразующие имеют латинскую основу в виде корня «fest», вышедшее из словосочетания «dies festus», «fesia/feria», которое означает «день, свободный от работы».
В славянской группе языков распространены корни «праз» (от церковного «празъ», означающего «снятие», вместо народного «порожний») и «свят» (связь с сакральным).
Изучение значений понятия «праздник», которые формулировались непосредственно исследователями разных направлений, дат основание полагать, что праздник преимущественно понимается как нерабочий день, который тематически оформляется в действо (например, по уставу церкви, по случаю и в память гражданского, местного или государственного обычая).
Но, стоит отметить, что такое определение является несколько поверхностным, тем не менее, в нем указан элемент, на который стоит обратить пристальное внимание. Этот элемент – непосредственная часть праздника, обычай – привычный установившийся стереотипизированный порядок действий, который воспроизводится в определенной социальной группе.
Д.Н. Ушаков в «толковом словаре русского языка» дал празднику несколько определений: это и день или несколько дней, посвященных памяти какого-либо религиозного события, и день торжества в память какого-либо выдающегося исторического или гражданского события, и веселье, и день массовых развлечений, и счастливый день, и праздник в переносном значении. В рамках исследования необходимо обратить внимание на такое определение: «Официально установленный день отдыха по случаю празднования выдающихся событий».
В определении Д.Н. Ушаков упомянул про наиболее важный компонент праздника – событие. Праздник без событийной основы будет представляться только лишь зрелищем. Действо же, в основе которого лежит важное событие, становится ежегодно отмечаемым и необходимым обществу. Необходимо в том числе обратить внимание на такие неотъемлемые компоненты как веселье, радость и игры.
Стоит также обратить внимание на то, что праздник, чаще всего, представляет собой выходной день, не рабочий, образованный от слова «праздный», то есть пустой, свободный, вакантный. Этот момент, при более подробном рассмотрении, выступает как необычайно важная часть в понимании и происхождении праздника вообще.
Появление времени, свободного от трудовой деятельности, способствовало формированию представления о времени и его границах, в целом. Время, свободное от трудовой деятельности и наполненное своими особенными традициями, периодически возникающее в жизни общества есть «одно из первых и наиболее четко фиксируемых проявлений человеческой культуры». Можно говорить о том, что это время представляет собой обоснованный симбиоз двух сфер человеческой деятельности, а именно, синтезирует труд и общение. Когда трудовая деятельность и повседневность отступают на второй план, возникает особая специфическая сфера праздничного общения, которая регулирует социальный организм и становится элементом развития культуры (в праздничных действах можно наблюдать зарождение многих видов искусств, появление эстетического восприятия).
Осмысление феномена праздника уже в период античности происходило в различных направлениях, так, например, праздники рассматривались с позиции воцарения божественного на земле, как смена деятельности, Платон видел основу праздника в воспитательном воздействии и говорил, что «… удовольствия и страдания, составляют воспитание».
Заключение:
В данной работе был рассмотрен национальный праздник в структуре современной культуры вообще и еврейских традиционных праздников, в частности.
Поставленная в работе цель — рассмотреть еврейские национальные праздники в структуре современной праздничной культуры, выявить условия и способы сохранения национальных особенностей в практике театральных постановок, предназначенных для народных групп, решалась путем:
1. Изучения существующих научные и исследовательские работы по проблематике работы.
2. Анализа различных подходов к понятийному определению праздника.
3. Выделения основных признаков праздника, как модели этнической принадлежности, и определения роли еврейских национальных праздников в формировании их духовной культуры.
4. Рассмотрения основных составляющих еврейских праздников в зависимости от их структурной принадлежности.
5. Характеристики праздника Хануки с точки зрения его значимости для сохранения национальной идентичности евреев.
Определение праздника может быть дано с точки зрения различных подходов к рассмотрению данного понятия.
С лингвистической точки зрения праздник трактуется в его синхронном аспекте и относятся к повседневной речи и входят в группу наиболее часто употребляемых слов.
Исторический подход к понятию «праздник» рассматривает его возникновение и развитие изучаемого явления во времени. Праздник представлялся днем, который посвящается значимому событию в жизни самых разных социальных групп, будь то семья или государство в целом.
Философия характеризует праздник как достаточно сложное явление, противоположное по своей сути повседневности, которое объединяет группы людей и благоприятствует их дальнейшему социальному самосохранению.
Этимология и семантика термина «праздник» в научной литературе устанавливает его связь с такими понятиями как ритуал, свободное время, веселье, религиозный культ, имеющие общественное значение даты в истории, производственных отношениях, культурные традиции и т. д.
Ключевыми и определяющими признаками праздника являются его ритуальность и сакральность. Национальный праздник — это форма совместной деятельности, в которой актуальными являются связи, выраженные совместном «проживанием» праздничного времени, в котором должны участвовать все.
Все еврейские праздники можно объединить в три группы: праздники, предписанные Торой; праздники с установленными заповедями и обязанностями (введенные еврейскими мудрецами) и праздники, для которых нет обязательных предписаний (заповедей), но отмечают их традиционно.
Смысл этих праздников находится в том, чтобы укоренить в сознании еврейского народа важные события его истории, которые имели национальную, религиозную важность и играют огромную роль в формировании еврейского менталитета.
Структура еврейских праздников отражает архаичность праздника как «перерыва повседневности» — с воздержанием или даже запретом работы, с обязательным совершением некоторого сакрального действия и сопровождающими церемониями (жертвоприношения, «священное собрание», праздничная трапеза). Практически для всех еврейских праздников определяющими являются: предписание «веселиться», запрет на работу; проводятся «священные собрания», то есть собрания всех членов общины для совершения богослужения и праздничных церемоний, которые заканчиваются совершением праздничной трапезы — седера.
Ханука относится к числу особых дней в еврейском календаре, для которых обязательным является выполнение строго установленных обязанностей (обрядов), соблюдение заповедей еврейских мудрецов и относительно которого существуют поверья.
В названии праздника, его атрибутах и традициях нашли свое отражение свойственные иудаизму сакраментальность
Фрагмент текста работы:
Тема: Национальный праздник как модель сохранения этнической идентичности в современной праздничной культуре (на примере праздника Ханука. Московская область, синагога, поселок Жуковка, декабрь 2020г).
На протяжении многих лет в истории нашей страны праздникам всегда отводилась и отводится достаточно важная роль. А сложившееся в последнее время стремление к повсеместной унификации может привести в многонациональной стране, каковой является Россия, только к стиранию границ национальных культур и утрате многовековых традиций.
Вот почему сегодня народы и народности, пытаясь сохранить и подчеркнуть свою самобытность, придают особое значение возрождению своих этнокультурных ценностей через национальные праздники.
В наше время внимание исследователей национальных праздников направлено, главным образом, на определение типов праздников и связанных с ними обрядов, а также на изучение роли национальных праздников в воспитании подрастающего поколения, поскольку именно праздник способствует единению поколений и обеспечивает преемственность в жизни каждого этноса.
В российской научной литературе изучение темы праздника началось еще в ХХ веке (это работы А. Пиотровского, П. Керженцева, П. Когана). Но, как указывает в своей монографии «Праздник как социально-художественное явление» Мазаев А.И. (https://litgu.ru/knigi/kultura/52584-prazdnik-kak-socialno-hudozhestvennoe-yavlenie.html), в тот период еще не была создана научно обоснованная методология изучения праздника.
В последующие годы прошлого века в работах Чичерова В.И. была предложена теоретическая концепция праздника, которая впоследствии уже широко использовалась и другими исследователями-этнографами (Проппом В.Я., Начерняком Е.В., Бахтиным М.М. и рядом других