Платная доработка на тему Начало женского образования. Павловский женский институт
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Начало женского образования. 8
1.1
Основание учебного заведения. 8
1.2 История института во
второй половине XIX – начале XX в. 14
Глава 2. Деятельность Павловского женского института. 21
2.1
Организация образовательно-воспитательного процесса. 21
2.2 Жизнь воспитанниц
Павловского женского института. 25
Заключение. 35
Список
использованных источников и литературы.. 37
Введение:
Актуальность. Данная тема актуальна, так как в ней
рассматривается не только образование в целом, но специфика зарождения
образования для малоимущих девушек. Это был тот поворотный момент в истории
женского просвещения, когда были сделаны первые малозаметные, но, тем не менее,
важные и неизбежные шаги в сторону просвещения всех слоев населения России. В
работе рассматриваются примеры того, что девушки низших сословий имели хоть и
ограниченное, но все же достаточное образование для их дальнейшей социализации
в обществе того времени.
Со времен основания женских училищ прошло много времени и за
это время мы видим эволюцию развития женского образования, от домохозяек и
гувернанток до военной, научной или политической карьеры, что для времени XVIII в. было невозможно.
Значительно повлияла на обучение женщин императрица Мария
Федоровна, о чем можно увидеть в исследовательской работе.
Изучение данной темы актуально также с точки зрения истории
женского образования. Что являлось основным базисом образования для девушек
того времени, какое влияние данное образование оказало на дальнейшую судьбу
воспитанников и на будущие поколения.
Объект исследования — Павловский женский
институт.
Предмет исследования – организация
образовательно-воспитательного процесса и жизнь воспитанниц Павловского
женского института.
Цель исследования– изучить особенности
устройства Павловского женского института и жизни его воспитанниц.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
— изучить историю основания Павловского женского института;
— рассмотреть влияние государства на устройство Павловского
женского института;
— рассмотреть регламент Павловского женского института;
— изучить жизнь воспитанниц Павловского женского института.
Хронологические рамки исследования охватывают период
со второй половины XVIII до начала XX веков. Начальные рамки работы определены
второй половиной XVIII века. Именно правление Екатерины II стало временем
создания в Российской империи первых светских женских учебных
заведений.
Верхней границей исследования установлен 1917 г., как время крушения прежней
государственной системы, а вместе с тем и дореволюционной школы.
Территориальные рамки исследования
ограничиваются городом Санкт-Петербургом, где территориально был расположен
Павловский женский институт.
Историография
В исследовании данного вопроса выделяют три этапа: дореволюционный,
советский и современный.
С развитием женского образования,
возникновением частных женских учебных заведением увеличивается интерес
исследователей к истории женского образования, появляется все большее число
трудов. Концептуальным трудом является четырехтомник Е.О. Лихачевой[1],
в котором история женского просвещения прослеживается в контексте русской
государственности и культуры. Работа охватывает весьма длительный период
времени (с конца XI в. до XIX в.) и содержит исследования по вопросам
организации воспитательных, а позже и учебных женских заведений. Автор
заостряет внимание на «женском движении», возникшем в 1860-е гг., дает
характеристику не только столичным женским учебным заведениям, но и
провинциальным. Также в работе использовались исторические очерки В.О.
Михневича[2],
в котором рассмотрена эволюция образа женщины, история женского образования. В
очерках Н.М. Каткова раскрыта сущность женского образования[3].
В работе Л.Н. Модзалевского[4]
представлена деятельность и характеристика императрицы Марии Федоровны как
попечительницы женского образования.
Характерной спецификой советской
историографии образования была направленность исследований на реализацию вполне
определенного политического и идеологического заказа. Прежде всего, выражалось
это в противопоставлении советской системы образования и дореволюционной школы.
Все позитивные моменты, имеющие место в системе образования царской России,
были преданы забвению. В числе таких работ выделим исследования Е.Н.
Медынского, Н.А. Константинова[5].
В современной отечественной
историографии особую значимость приобретает исследование социальных аспектов
развития российского общества в разные исторические эпохи. В
исследовании использовались публикации периодической печати, монографии и
диссертации. Так, в своей работе М.А. Зуева исследует создание и деятельность
Комиссий народных училищ при Екатерине II[6].
В работе были использованы исследования В.В. Пономаревой. В
монографии[7]
представлено исследование о развитии положения женщины на протяжении всей
дореволюционной истории, в частности, рассмотрено и образование как основа для
формирования большей самостоятельности женщин, начала трудовой деятельности. В
статье[8]
прослеживается эволюция институтского образования, его направленность и реакция
на изменения общества. В статье Н.М. Разумовой[9]
отражена вся история Павловского женского института.
Источниковую основу данной исследовательской
работы составил ряд источников, среди которых наибольшую роль сыграли законодательные
источники и источники личного происхождения.
Законодательные
источники представлены различными нормативно-правовыми актами за разные
временные периоды, которые регулировали сферу образования в нашей стране.
В первую очередь нужно выделить «Устав 16.316 от 29 января
1786г. Полного собрания законов Российской Империи»[10].
в нем особый интерес представляют высочайшие постановления. В уставе подробно
расписан закон, подписанный Императрицей Екатериной II, нацеленный на изменение сферы
народного образования.
Важное значение в исследовании имело «Положение об Императорском
Военном Сиротском доме»[11],
в котором отражено устройство Военного Сиротского дома, система воспитания и
образования, педагогический состав и его должностные обязанности, программа
обучения.
Также в работе использовались источники личного характера –
воспоминания Л. Чарской[12],
в которых представлена внутренняя жизнь институток.
Краткая характеристика структуры исследования
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав,
поделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Во введении описание работы.
В первой главе представлена история Павловского женского
института.
Во второй главе рассмотрены структура Павловского женского
института как образовательного учреждения и особенности жизни воспитанниц во
время учебы.
В заключении представлены итоги проделанной работы. [1]
Лихачева Е.О. Материалы для истории женского
образования в России (1796-1828). Время Императрицы Марии Федоровны. СПб, 1899. [2] Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия:
исторические этюды. Киев, 1895. [3] О женском образовании: cтатьи, связанные с
возникновением и постепенным ростом женской классической гимназии. Москва,
1897. [4] Императрица Мария Феодоровна и ее первый женский
институт: (Из истории С.-Петербургского Мариинского ин-та). С.-Петербург, 1894. [5] История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов
/ Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М. 1982. [6] Зуева М.А. Создание и
деятельность Комиссии народных училищ при Екатерине II // Вестник Чувашского
государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 1-2.
С. 83-89. [7] Мир русской женщины: семья, профессия, домашний
уклад. XVIII – начало XX века / В.В. Пономарева, Л.Б. Хорошилова. М, 2009. 352
с. [8] Пономарева В.В. Программа социализации воспитанниц в
женских институтах Мариинского ведомства (конец XIX — начало ХХ в.) // Вестн.
Моск. ун-та. 2013. № 5. С. 12-26. [9] Разумова Г.Н. Павловский институт благородных девиц
// 6-е открытые слушания «Института Петербурга». СПб, 1999. С. 1-6. [10] Устав 16.316 от 29 января 1786 г. Полного собрания
законов Российской империи с 1649г. Т. 22 1784-1788 гг. — II Отделение
Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. 1158 с. [11] Императорский Военный Сиротский дом. Полный свод
законов. Т. 25. СПб., 1830. [12] Чарская Л. На всю жизнь. М., 2006.; Чарская Л. Начало
жизни. М., 2007.
Заключение:
История Павловского женского института отражает общие
условия развития женского образования в дореволюционный период. Если при
Екатерине образование и воспитание во всех казенных учреждениях давалось детям
и юношам даром, с целью формирования всеобщей грамотности, то уже при Марии Федоровне
эта цель изменяется на личную, в интересах самих воспитанниц, которым
получаемое ими образование должно было обеспечивать средства к существованию,
женское образование становилось основой для формирования женской социализации.
Осуществления воспитания добропорядочных, воспитанных и
благородных людей – это глобальная задача, требующая усилий и времени. Помимо
гуманистических и просветительских идей, необходима политическая
заинтересованность, а также общественная конъектура, вынуждающая создание
образовательных центров. История Павловского женского института показывает нам
эволюцию восприятия женщины в обществе – от хранительницы домашнего очага и
имевшей домашнее образование, до светской, получавшей лучшее образование в
стране, позволявшее работать. То, как институты Ведомства императрицы Марии
Федоровны реагировали на изменения в обществе, говорит о том, что люди,
стоявшие у истоков женского образования – были людьми достаточно
прогрессивными.
Мариинские женские институты часто выступали инициаторами
многих нововведений (например, в области школьной гигиены и санитарии,
преподавания гимнастики, новых учебных предметов), впоследствии внедрявшихся в
других учебных заведениях. В женских закрытых институтах воспитанницам давалось
элитарное воспитание и образование, доступное немногим: в условиях строгой
дисциплины и жесткого ежедневного распорядка институтки получали основательную
общеобразовательную подготовку. Со временем все большее их число приобретали и
специальные знания, расширявшие их возможности и позволявшие им найти работу не
только в традиционных областях деятельности, но и других, доступных в те
времена для женщин, или продолжить свое образование. Социализация воспитанниц
являлась важнейшей задачей институтов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Начало женского образования
1.1
Основание учебного заведения 23 декабря 1798 г. император Павел
подписал указ «Об учреждении императорского Военно-сиротского дома и отделений
онаго при гарнизонных полках». Однако это дата не фактической организации дома,
а лишь его узаконения. Как указывает историк Е. С. Шумигорский,
Военно-сиротский дом был основан в Гатчине в 80-х гг. XVIII в., в бытность
Павла Петровича великим князем. Тогда это был небольшой приют для детей
погибших воинов, содержащийся на средства великого князя. Сразу после
вступления на престол Павел Петрович частным образом, без каких-либо
официальных объявлений переводит приют в Петербург и размещает в бывшем
Итальянском дворце на Фонтанке. В феврале 1797 г. император повелел создать
комиссию по выработке «Положения» о гарнизонных школах при полках гвардии.
Комиссия, в составе цесаревича Александра, графа Палена и генералов Ламба и
Аракчеева, составила «Положение об Императорском Военно-сиротском доме»,
которое было утверждено 23 декабря 1798 г. С этого момента и начинается
законное существование интересующего нас учебного заведения[1].
Структурно дом был разделен на два
отделения, мужское и женское, каждое из которых, в свою очередь, делилось на
благородное и солдатское. Главная цель существования Военно-сиротского дома,
как сказано в «Положении», заключалась в том, «чтобы воспитанием мужского пола
детей внушить им, сколько возможно подробностей военного звания и должности
согражданина. Девицы же, приобретя в сем благородном месте правила благородного
поведения, и научась всему, что к пользе их служить сможет, сделаются тем в
обществе отличными, что содействовать будет радости и удовольствию своих
родителей, и действительному своему благоденствию; для государства же плодами
приложенного о них попечения произойти должна счастливая перемена в нравах и
склонностях той части народа, к которой они принадлежать будут». Можно сказать,
что Павел продолжил начатое его матерью дело по созданию «новой породы людей»,
только совместил его с заботой о бедных и сиротах[2].
К ноябрю 1798 г. количество
воспитанников в связи с присоединением к Дому полковых школ достигло 950
человек: 250 в благородном отделении и 700 в солдатском. Итальянский дворец
становится мал, и после поисков нового помещения был куплен дворец Романа Илларионовича
Воронцова у Обухова моста, построенный по проекту Кваренги. Этот дворец
располагался на углу нечетной стороны нынешнего Московского, а тогда
Царскосельского проспекта, и левого берега Фонтанки. Территория в глубине этого
квартала принадлежала Императорской Академии наук и была занята ботаническим
садом. Таким образом, воспитанники, как и в Итальянском дворце, вновь проживали
в весьма живописном месте[3].
Устав 1786 года открыл доступ
девочкам в малые и главные народные училища. Но учебных заведений было очень
мало, и они зачисляли незначительное число девушек. В начале XIXв. начали развиваться женские институты образования, но
недостаточно интенсивно, увеличилось число училищ лишь к 20-40-м годам XIX в.
До основания института на
набережной р. Фонтанки, 112 Военно-сиротский приют был основан по приказу Павла
Петровича в XVIII в. Он был предназначен для детей-сирот погибших воинов и
содержался на средства великого князя[4].
Позже
Павловский сиротский дом располагался в доме графа Воронцова на набережной реки
Фонтанки. Для девушек, которые остались без попечения родителей, и для девушек
дворянского сословия было выделено по 50 мест.
Император
Александр I велел искать для воспитанниц другое удобное место, и в
сентябре 1806 года девичье отделение переехало в дом набережной реки Фонтанки,
16, прямо напротив Михайловского замка. Здание было куплено у Андрея Ивановича
Остермана. Мария Федоровна, тем временем, взяла училище под свое
покровительство.
В
училище было организовано два отделения: «благородное» (для дворянок, дочерей
штаб- и обер-офицеров), в котором обучали будущих классных дам и гувернанток, и
«солдатское» (для дочерей нижних чинов и унтер-офицеров), в котором готовили в
горничные и портнихи. Число детей в доме полагалось неограниченное, без
различия вероисповедания. Приемный возраст для детей определялся одинаковый, не
старше 11 лет[5].
В 1
отделение принимались дети по достаточным доказательствам о дворянстве и
неимуществе как дворян, и так и штаб- и обер-офицеров. Предметы обучения, за
исключением геометрии и военных наук, которые должны были преподаваться только
мальчикам, были одни и те же на мужской и женской половинах: закон Божий по
рождению родителей, русский и немецкий языки, на которых дети должны были уметь
не только читать и писать, но и говорить, грамматика и переводы с обоих языков,
арифметика, история, география, рисование. Девочкам эти предметы надлежало
преподавать «для поощрения в прилежности к наукам, оказывающие успехи могут
употребляемы быть к наставлению в своих знаниях других девиц, в случае
отсутствия или болезни учителя»[6].
Постройка нового здания института
началась в 1845 году и продолжалась до 1851 года по адресу в Санкт-Петербурге
на улице Восстания дом 6. Архитектором стал Желязевич Рудольф Андреевич,
выигравший конкурс на постройку. Желязевич выиграл конкурс скорее всего из-за
экономичности его проекта, что соответствовало требованиям Императора, строить
новое здание «без роскоши». [1]
Шумигорский Е.С. Павловский институт. 1798–1898.
СПб., 1898. Е.И. Жерихина (с дополнениями А. Н. Андреевой). URL:
http://www.encspb.ru/object/2811805324?lc=ru# (дата обращения 20.02.2021). [2]
Императорский Военный Сиротский дом. Полный свод
законов. Т. 25. СПб., 1830. С. 489. [3] Шумигорский Е.С. Павловский институт. 1798–1898… [4] Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – начала XX века / Сост.
В. Г. Исаченко; Ред.: Ю.В. Артемьева, С.А. Прохватилов. – СПб., 1998. [5] Лихачева Е.О. Материалы для истории женского
образования в России (1796-1828). Время Императрицы Марии Федоровны. СПб.,
1899. С. 30. [6] Императорский Военный Сиротский дом. Полный свод
законов. Т. 25. СПб., 1830. С. 490.